Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Начало литургии, великая ектения и антифоны
Перед началом литургии все священники становятся по сторонам престола в порядке старшинства. Предстоятель становится перед передней частью престола, а диаконы по правую и левую сторону отнегопротив передних углов престола. Все молитвы и уставной диалог произносит только предстоятель, а все сослужащие руки не воздевают, но приклонив головы, молятся и совершают поклоны вместе с ним. Затем только предстоятель и диаконы целуют: предстоятель – престол иЕвангелие, а диаконы – край престола с углов. После слов старшего диакона: «Время сотворити Гó сподеви, Владыко, благослови» все диаконы принимают у предстоятеля благословение (каждый со своей стороны) и целуют его руку, а затем старший диакон произносит все слова диалога.Далее старший диакон выходит северной дверью на солею, где произносит: «Благослови, владыко» и великую ектению; остальные диаконы остаются на своих местах. Предстоятель, взяв святое Евангелие, произносит торжественно начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков» иначертывает Евангелием знак креста над антиминсом, воздвигая его на словах: «Отца» –на восток, «и Сына» – на запад, «и Святаго» – насевер и «Духа» – на юг.Затем он полагает Евангелие на антиминсе, целует с крестным знамением престол и Евангелие. Вместе с ним и все сослужащие священники крестятся, целуют престол, и все кланяются друг другу: предстоятель – на обе стороны, а сослужащие предстоятелю. Возглас: «Яко подобает Тебе…» после великой ектении произносит предстоятель. Все остальные возгласы произносятся священниками по очереди в порядке старшинства и после предварительного благословения (поклона) предстоятеля, на который священник отвечает также поклоном. При этом при произнесении возгласанасловах: «Отца и Сына и Святого Духа», священник крестится в сторону горнего места, а насловах: «ныне и присно» кланяется предстоятелю. Предстоятель отвечает на поклон священника ответным поклоном. Возглас: «Яко Твоя держава…» произносит второй священник, а «Яко Благ и Человеколюбец…» – третий. Если служит только два священника, то эти возгласы произносит второй священник. Все тайные молитвы на соборной службе читаются всеми священниками тихо вместе с предстоятелем, сообразуясь с ним[175]. Второй и третий диаконы (а если служат два диакона, то второй) вовремя произнесения прошения великой ектении: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную...» идут на горнее место. Старший диакон, сразу жепосле произнесения им великой ектении, уходит в алтарь и также идет на горнее место. Здесь они все вместе крестятся вместе с предстоятелем на словах возгласа: «Отцу и Сыну и Святому Духу», а на словах: «ныне и присно и во веки веков» поворачиваются и совершают поклон ему, а затем и друг другу. Далее старший диакон отходит на свое место, а второй и третий выходят на солею: второй северной дверью и становится у иконы Спасителя, а третий южной дверьюи становится у иконы Божией Матери и стоят там до окончания пения 1-го антифона. После окончания пения антифона оба сходятся пред царскими вратами, и второй диакон произносит здесь 1-уюмалую ектению , после которой они снова отходят к иконам. После второго антифона они снова сходятся, и третий диакон произносит здесь 2-уюмалую ектению, после которой оба совершают поклон и уходят в алтарь: второй северной, а третий южной дверью. В алтаре они идут на горнее место, где вместе крестятся, кланяются предстоятелю и друг другу, а затем принимают кадила от пономарей. Если служат только два диакона, то второй диакон выходит на солею северной дверью и произносит здесь малые ектении. В алтарь после произнесения ектений онвозвращается южной дверью и далее идет на горнее место, где крестится, кланяется предстоятелю и принимает от пономаря кадило. Старший диакон после возгласа священника: «Яко Благ и Человеколюбец…» отверзает царские врата для малого входа. Малый вход
Перед началом совершения входа свещеносцы со свечамиидут на горнее место, трижды крестятся, кланяются предстоятелю идруг другу. Предстоятель со старшим диаконом совершаетдва поясных поклона: предстоятель целует престол иЕвангелие, а старший диакон – край престола, и поклоняются вместе третий раз. Затем предстоятель берет со святого престола Евангелиеи подаёт его старшему диакону.Старший диакон, держа орарьв правой руке, принимает двумя руками святоеЕвангелие, целует правую руку предстоятеля и идет на горнее место. Здесь он, свещеносцы, второй и третий диаконы с кадилами(если служат два диакона, то второй) кланяются к горнему месту и предстоятелю, и становятся позади престола лицом на запад. Предстоятель и все священники совершают двукратное поклонение, целуют престол (кроме предстоятеля), совершают третье поклонение, и кланяются друг другу: предстоятель – на обе стороны, а сослужащие предстоятелю. Второй и третий диаконы (если служат два диакона, то второй) высокоподнимаюткадила, и второй диакон испрашивает благословение у предстоятеля: «Благослови, Владыко, кадило». Предстоятель благословляет кадило и начинается шествие северной дверью на солею. Всевыстраиваются в один ряд: впереди свещеносцы со свечами, за ними диаконы с кадилами, далее старший диакон сЕвангелием, священники (младшие впереди) и завершает шествие предстоятель. На солее: свещеносцы спускаются вниз солеи и становятся лицом против царских врат; диаконы с кадилами кадят иконы на царских вратах (второй Спасителя, а третий Богородицы)и сразу же входят в алтарь через царские врата, попутно совершая их каждение. В алтаре они сразу же вместе совершают каждение передней части святого престола, а затем расходятся и кадят синхронно: второй диакон южную (правую) сторону, а третий северную (левую) сторону святого престола. Далее они сходятся и вместе кадят заднюю часть престола, а затем вместе и горнее место. Потом они становятся по бокам престола, ожидая входа священнослужителей: второй диакон с южной (правой) стороны, а третий с северной(левой) стороныпрестола. Если служат только два диакона, то второй диакон кадит иконы на царских вратах СпасителяиБогородицыи сразу же входит в алтарь через царские врата, попутно совершая их каждение. В алтаре он совершает каждение святого престола вокруг с четырех сторон и горнее место, а затем становится возле северной (левой) стороны святого престола, ожидая входа священнослужителей; предстоятель становитсяпосредине перед царскими вратами лицом к алтарю; старший диакон становится впереди немного правее предстоятеля (правым плечом к правой створке царских врат), вполуоборот по отношению к нему; священники становятся в том же порядке, как стояли у престола: справа и слева от предстоятеля по старшинству (старшие впереди, начиная от предстоятеля). Когда все станут на свои места, священники и старший диакон поворачиваются лицом к алтарю, крестятся один раз и совершают поклон предстоятелю, на что он отвечает поклоном на обе стороны. Старший диакон полагаетЕвангелиена свое левое плечо, и, удерживая его левой рукой, держа правой рукой орарь, крестится, приклоняет голову и обращается к предстоятелю, тихо говоря: «Господу помолимся». Предстоятель, приклонив голову, читает (в полголоса) молитву входа: «Владыко Господи Боже наш…». Старший диакон отвечает: «Аминь» и указуя орарем на восток, говорит в полголоса: «Благослови, владыко, святый вход». На что предстоятель крестообразно благословляет десницею (имясловными перстами) к востоку, произнося тихо: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков».Старший диакон тихо отвечает: «Аминь», беретЕвангелиедвумя руками, поворачивается через левое плечо и подносит его предстоятелю для целования. Предстоятель, поддерживаяЕвангелиедвумя руками, целует его, а старший диакон, в свою очередь, целует его правую руку. Далее старший диакон делает шаг назад, кланяется предстоятелю, поворачивается на восток через правое плечо, становится у царских врат, высоко держаЕвангелиев обеих руках, и ожидает окончания пения хора. Когда заканчивается пение последнего тропаря на «Блаженных» или 3-го антифона, он становится в царских вратах, лицомкпрестолу впереди предстоятеля и, возвышаяЕвангелие, изображает имзнак креста, возглашая: «Премудрость, прости». Затем старший диакон входит в алтарь, полагаетЕвангелиена обычном месте на святом престоле и становится у южной стороны святого престола, ожидая входа предстоятеля в алтарь. Диаконы с кадилами (если служат два диакона, то второй), находясь уже на углах престола, встречают каждением старшего диакона сЕвангелиеми священников, входящих в алтарь и идут на горнее место (каждый своейстороной алтаря). Затем они вместе со свещеносцами крестятся, кланяются предстоятелю и отдают кадила пономарям. Священники крестятся и целуют только одну икону каждый на своей стороне, или Спасителя или Божией Матери, входят в алтарь царскими вратами и становятся на прежние места предстояния у престола. Предстоятель, сотворив поклон по направлению к святому престолу, дважды крестится, целует икону Спасителя на правой стороне царских врат и снова крестится. После этого он поворачивается лицом на запад, благословляет крестообразно десницею (имясловными перстами) свещеносцев, снова дважды крестится, целует икону Божией Матери на левой стороне царских врат, опять крестится и входит в алтарь. Затем все священнослужители вместе крестятся, целуют святой престол (а предстоятель иЕвангелие) икланяются друг другу: предстоятель – на обе стороны, а сослужащие – предстоятелю. Свещеносцы отвечают на благословение священника поклоном, крестятся, входят со свечами в алтарь северной и южной дверями и идут на горнее место. Здесь они снова крестятся с поклоном к горнему месту, кланяются предстоятелю, тушат свечи и отходят на свои места. Трисвятая песнь Во время пения хором на «И ныне» последнего кондака, старший диакон целует престол и обращается к предстоятелю: «Благослови, владыко, время Трисвятаго». Предстоятель благословляет старшего диакона, который в свою очередь целует руку его благословившего, выходит царскими вратами на солею и поворачивается лицом на восток. После окончания пения кондака старший диакон возглашает: «Господу, помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Предстоятель вслух произносит возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно». Старший диакон на солее перед царскими вратами произносит: «Господи, спаси благочестивыя». Хор повторяет. Старший диакон: «И услыши ны». Хор поет то же самое. Старший диакон поворачивается через правое плечо, наводя приподнятым орарем в правой руке на народ и медленно всем корпусом делает поворот на правую сторону (от иконы Спасителя к иконе Богоматери) и далее к престолу произнося: «И во веки веков». Затем он царскими вратами входит в алтарь, крестится, целует престол, делает поклон священнику и становится справа от него, перед святым престолом. Хор: «Аминь» и Трисвятое. Во время пения хоромпредстоятель также читает вслух Трисвятое. На пении: «Слава» все сослужащие священники и старший диакон (остальные диаконы остаются на своих местах) вместе с предстоятелем крестятся, целуют край престола и отходят на горнее место, старшие впереди. Старший диакон при этомпроизносит: «Повели, Владыко» и «Благослови, владыко, горний престол», а предстоятель: «Благословен грядый во имя Господне» и «Благословен еси на Престоле…». На горнем месте все крестятся на восток, кланяются предстоятелю и становятся по обе стороны от него по старшинству, старшие впереди. Второй диакон беретАпостоли испрашивает у предстоятеля благословение на его чтение. Чтение Апостола и Евангелия После окончания пения Трисвятого старший диакон, предварительно поклонившись предстоятелю, произносит: «Вонмем». Предстоятель, предварительно сотворив поклон сослужащим, произносит: «Мир всем» иосеняет крестообразно молящийся в храме народ. Старший диакон произносит все возгласы предваряющие чтение Апостола, принимает кадильницу от пономаря, испрашивает благословение на каждение у предстоятеля и совершает каждение алтаря, иконостаса и молящихся (см.: V. Божественная литургия по чину святых Иоанна Златоуста и Василия Великого, литургия оглашенных, Чтение Апостола и Евангелия). Священники во времячтения Апостола отходят на приготовленные им места с южной и северной стороны горнего места, и садятся лицом на запад. Предстоятель садится первым от горнего места с южной его стороны, а остальные священники сидят в порядке старшинства, каждый на своей стороне. При каждении их старшим диаконом все священники встают и кланяются, на что диакон также отвечает им поклоном. После прочтения Апостола предстоятель встаёт со своего места и благословляет чтеца Апостола, говоря: «Мир ти». Старший диакон: «Премудрость». Второй диакон, после прочтения Апостола, отходит к местной иконе Богородицы и здесь возглашает: «Аллилуиа» со стихами аллилуиария. После его возглашения он крестится, заходит в алтарь через царские врата и становится возле северной стороны престола лицом к нему, положив орарь на Апостол. Второй священник, предварительно сотворив поклон предстоятелю, идет к престолу. Здесь он вместе со старшим диаконом дважды крестится: священник целуетЕвангелие, а диакон престол.Затем священник подаёт диакону Евангелие, и диакон целует его руку. Второй священник возвращается на свое место и снова кланяется предстоятелю. Свещеносцы в начале пения аллилуиария со свечами идут на горнее место, трижды крестятся, кланяются предстоятелю, выходят северной и южной дверями из алтаря, идя впереди диакона, несущего Евангелие, спускаются вниз солеи и становятся лицом против царских врат. Старший диакон сЕвангелиемидет на горнее место и подносит его лицевой стороной предстоятелю для целования. Предстоятель, поддерживая Евангелие двумя руками, целует его, а старший диакон целует его правую руку. Обойдя престол, он выноситЕвангелиечерез царские врата на амвон, где для чтения поставляется аналой. Затем он ставитЕвангелиена аналой лицевой стороной к алтарю, а поверх Евангелияполагает передний конец ораря, так, чтобы первый крест ораря лежал на верхнем его ребре. После этого держаЕвангелиедвумя руками в верхней его части, он возглашает: «Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста (имя евангелиста) ». Дальше он полагает наЕвангелиеобе руки и приклоняет на них голову, челом приникая вверхуЕвангелия, оставаясь в таком положении до окончания возглашения предстоятеля. Предстоятель на горнем месте велегласно произносит: «Бог, молитвами святаго…», ина словах: «да даст тебе глагол» благословляет диакона рукой, начертывая отчётливо небольшой крест. Старший диакон отвечает: «Аминь», полагаетЕвангелиена левое плечо, правой рукой постилает на аналое конец ораря, полагает на негоЕвангелиеи раскрывает его для чтения. Второй диакон возле северной стороны престола возглашает: «Премудрость, прó сти, услышим Святаго Евангелия» (если служит только один диакон, тогдаэтот возглас произносит второй священник). Предстоятель с горнего места преподает молящимся в храме благословение, произнося: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Свещеносцы кланяются, ставят подсвечники перед аналоем и поворачиваются лицом друг к другу по бокам аналоя. Старший диакон: «От Матфея (или Марка, или Луки, или Иоанна) Святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Третий диакон со своего места(если его нет, то второй диакон, а еслислужит только один диакон, тогда третий священник): «Вонмем». Старший диакон читаетЕвангелие. Второй диакон крестится, целует престол и подходит к п редстоятелю на горнее место для благословения. Получив благословение предстоятеля, он целует его руку и отходит на свое место слева от святого престола. После прочтенияЕвангелиявсе священники крестятся, кланяются к горнему месту, а затем возвращаются и становятся на свои места прежнего предстояния перед престолом. Предстоятель идет северной стороной алтаря к царским вратам, благословляет диакона, начертывая рукой небольшой крест и тихо говоря: «Мир ти, благовествующему». Затем он принимаету старшего диакона Евангелие, крестообразно осеняет им народ и передаёт его второму священнику, который и поставляет его на престоле. Второй диакон в конце чтенияЕвангелияидет нагорнее место, где вместе со священниками крестится и кланяется предстоятелю, а затем выходит северной дверью на солею. Здесь он крестится и кланяется вместе со старшим диаконом и затем произносит на амвоне сугубую ектению. Сугубая ектения На сугубой ектении во время прошенияо церковных властях предстоятель и первая пара предстоящих священников разворачивают антиминс.Сначала предстоятель с правым, старшим сослужащим открывают правую часть, а потом с левым сослужащим левую часть, потом все вместе открывают нижнюю и, наконец, также все вместе верхнюю часть илитона.Затем они таким же образом открывают правую, левую и нижнюю часть антиминса.Развернув антиминс, все крестятся один раз и целуют антиминс: священники кланяются предстоятелю, на что он отвечает поклоном на обе стороны. Возглас после сугубой ектении: «Яко милостив и Человеколюбец…» произносит предстоятель.
Заупокойная ектения Предстоятель благословляет кадило диакону, а такжечитает велегласно молитву: «Боже духó в и всякия плоти…» заканчивая её возгласом: «Яко Ты еси Воскресение и живот...». Все возгласы до Херувимской песни священники произносят по очереди по указанию предстоятеля. Ектения о оглашенных Ектению о оглашенных обычно произносит младший диакон, а старший диакон закрывает царские врата. Перед прошением: «Открыет им Евангелие правды», вторая пара священников (а если нет второй пары, то второй и третий священники, илиже, если нет третьего священника, то первая пара), подходят к престолу.На прошении: «Открыет им Евангелие правды» вторая пара священников (а если нет второй, то второй и третий священники, или же, если нет третьего священника, то первая пара) открывают верхнюю сторону антиминса. Далее оникрестятся, целуют престол и кланяются предстоятелю, на что он отвечает также поклоном на обестороны. Во время произнесения возгласа: «Да и тии с нами…» предстоятель берет лежащую внутри антиминса губу и на словах: «Отца и Сына и Святаго Духа», крестообразно осеняет ею антиминс, целует губку и полагает её в верхнем правом углу развёрнутого антиминса. Младший диакон на солеевозглашает прошение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», а затем и следующую ектению: «Паки и паки миром Господу помолимся». Второй диакон (а если его нет, то старший) идет на горнее место, принимает от пономаря кадило, испрашивает у предстоятеля благословение и начинает каждение алтаря(см.: Приложения, Виды каждений и их особенности, Каждение на «Иже херувимы» при соборном служении). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы