Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК В СВОЕМ КРАЕ»



БЛОК «РОДНОЙ КРАЙ»

Люди по России расселились (стали жить в разных местах) очень давно. Их поселения были разными (большими и маленькими), по-разному назывались (село, город, деревня). Самое маленькое по численности поселение - деревня. Прежде в ней было всего несколько изб. Село отличалось от деревни размерами, наличием церкви; город - крепостью, кремлем внутри поселения. Объединение нескольких поселений, занимающих определенную территорию, народов, которые на ней живут, называется краем. Мы живем на Пермской земле. Она расположена вдоль реки Камы и Уральских гор. Наш край называется Пермским краем, Прикамьем, Уралом.

Территория Прикамья очень большая, на ней живет много людей разных национальностей: русские, татары, башкиры, удмурты, коми-пермяки. Заселение края начиналось с севера Пермской области. Самые старые города Прикамья - Чердынь, Красновишерск, Усолье, Соликамск, Кунгур.

Распространенным занятием поселенцев Прикамья был промысел, то есть охота на зверей (соболь, норка, белка, лиса). Реки Прикамья (Кама, Сылва, Чусовая) были богаты рыбой, что давало людям возможность не только ловить ее для питания в семье, но и для продажи.

Издавна люди на Урале занимались прядением и ткачеством. Ткань делали в основном изо льна. Сначала его сеяли, затем - собирали, сушили, мяли мялкой, выбивали трепалом (деревянный инструмент в виде большого широкого ножа). Для того чтобы одежда, сшитая из льняной ткани, не пропускала нечистую силу, трепало украшали резьбой с изображением солнца. Ткань для одежды готовилась на ткацких станках, которые на Урале назывались кроснами. Нити из шерсти животных получали при помощи прялок. Прялки расписывали красками. Рисунки на прялках в разных городах Прикамья были разными: в Кунгуре на лопасти рисовали мелкие цветочки, в Обве - большой восьмилепестковый цветок на белом фоне, обладающий магической силой солнца.

Одним из любимых занятий людей, живущих на Урале была и остается до сих пор резьба по дереву. Наших предков очень привлекал этот доступный, легкий, прочный, натуральный материал. Резьбой украшали домашнюю утварь, орудия труда, жилища. Резьба для наших предков была не только украшением, но и оберегом, который защищал от нечистой силы.

Славились уральские мастера гончарным ремеслом. В Соликамске, Чердыни, Кунгуре и других городах Прикамья делали посуду, украшали ее цветами, деревьями и отправляли по всей России. Большим спросом пользовались изделия Кунгурского кожевенного завода: сапоги, туфли, ремни, сумки.

Но особенно прославился Пермский край трудом солеваров. Раньше, когда не было холодильников, скоропортящиеся продукты (мясо, рыбу) перекладывали солью для более длительного хранения. Соль использовали и для приготовления пищи. Природа Прикамья была богата соленой подземной водой - рассолами. Рассолы добывали из-под земли при помощи насоса, который прежде люди качали вручную. Выпаривали соль из воды в варнице, специальной избе с глубокой ямой - печью. Над печью крепилась большая сковорода квадратной формы, куда заливался рассол. Главным человеком в варнице был «варничный повар». Чтобы рассол не перегревался и не застывал в виде глыбы, мастер-солевар постоянно его помешивал специальными веслами. Досушивалась соль на полатях, построенных вдоль стен варничной избы, куда ее перебрасывали деревянными лопатами. Сухую соль пересыпали в плотные мешки и рабочие-грузчики на специальных деревянных заплечных рамках перетаскивали их в большой соляной амбар.

Про пермяков говорят: «Пермяки - соленые уши». В старину так называли грузчиков-соленосов. Соль из мешков, которую они переносили, часто высыпалась на уши и шею, разъедая их. Труд солеваров был очень тяжелым, но очень нужным людям. Сейчас в солеварнях все делают машины. Прикамское солеварение нашло отражение в названии городов: Усолье (город у соли), Соликамск (соль камская).

Традиционное жилье уральцев почти не отличалось от жилья других людей, живущих в России. Основным отличием прикамского жилья было то, что изба строилась не на земле. Сруб дома ставили на «стулы», то есть, на столбы. Делалось это для того, чтобы в холодные уральские зимы можно было дольше удержать в избе тепло. Помещение под домом называлось подклетью. Сама изба состояла из двух помещений (зимнего и летнего), соединенных сенями. Окна и двери в избе делали небольшими, чтобы сохранять тепло.

Чтобы в доме было не только тепло, но и красиво, чтобы уберечь его от дурного глаза, мебель в избе расписывали. В Уральской росписи преобладали многоярусные деревца и кустики, животные и птицы. Для того, чтобы подчеркнуть торжественность обеденного места, где не только принимали гостей, но и решали важные семейные вопросы, потолок над столом расписывали кругами и цветами с жар-птицами. Особо украшали печку - источник тепла и уюта. На ней изображали райских птиц, петухов как символ благополучия.

Территория Прикамья очень большая. На ней расположено много старых и новых городов.

Главный город Пермского края - город Пермь. Пермь раскинулась на много километров вдоль Камы. Когда-то на месте Перми было маленькое поселение людей, которые работали на медеплавильном Ягошихинском заводе. Его строительством руководил один из помощников Петра I - В.Н.Татищев. По приказу императрицы Екатерины II вскоре селение при Ягошихинском заводе было переименовано в город. Постепенно город рос, в нем строились новые заводы и фабрики, школы, больницы. Сейчас в городе много известных мест, достопримечательностей, которыми гордятся его жители: театры (оперы и балета, драматический, кукольный), кинотеатры («Кристалл», «Россия», «Триумф»), храмы (Слудская церковь, мусульманская мечеть), художественная галерея, музей, планетарий, цирк. В городе есть дома, построенные очень давно и представляющие собой большую ценность (дом Грибушина, дом Мешкова). Они являются памятниками архитектуры и охраняются государством. Ворота города - его вокзалы. Первым был построен речной вокзал, затем - железнодорожный. Красота вокзалов привлекает гостей, поэтов, художников.

Город Пермь имеет свой герб. На нем изображен медведь с книгой (Евангелием) на спине. Медведь - символ смелости, силы и непобедимости - идет вперед, гордо приподняв голову, навстречу любым опасностям. Его серебряный цвет символизирует чистоту, невинность, мудрость и радость. Золотой цвет Евангелия подчеркивает величие, уважение и богатство; серебро креста - непорочность и мудрость помыслов; красный цвет поля символизирует право, мужество, любовь и храбрость. Весь герб в целом утверждает просвещение диких пермских лесов, величие и мудрость их обитателей, стремление к спокойствию и благосостоянию.

Один из самых старых городов Прикамья - Соликамск - «главная солонка» России. Здесь добывают не только пищевую белую соль, но и желтую, красную, которая используется для подпитки земли (удобрения). Соликамск - один из самых красивых городов России. Его храмы (Троицкий собор, Богоявленская церковь) посещают туристы из разных стран.

Многие города Прикамья известны своими достопримечательностями: Кунгур - ледяной пещерой. Воткинск - рождением великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, Чердынь - основанием Перми Великой.

По всей России славится Пермский край своими людьми: писателями Л.Кузьминым, Л.Давыдычевым, Е.Пермяком, И.Зыряновым, В.Воробьевой; изобретателями А.С.Поповым, Н.Г.Славяновым; поэтами М.Смородиновым, Л.Татьяничевой; купцами Срогановыми, Демидовыми; организатором знаменитых выступлений русских артистов за рубежом С.П.Дягилевым; известной во всем мире балериной Н.Павловой. Люди, живущие в Прикамье (русские, коми-пермяки, татары, удмурты, марийцы, башкиры), имеют свою культуру, обогащают ею друг друга, вместе решают сложные проблемы. Уральцы имеют особый характер: они стойкие, открытые, упорные, активные и решительные. Эти черты людей, живущих в Прикамье, особенно проявляются в трудных ситуациях. Благодаря выносливости не только взрослых, но и детей, наша армия в войне с фашистами не имела недостатки в военной технике, снарядах. По-родному встречали пермяки эвакуированных людей со всех городов России, согревали их своим теплом, делились последним куском хлеба.

Трудом своих людей Прикамье особенно прославилось в годы войны с фашистами. На машиностроительных, военных заводах города Перми (имени Ленина, Свердлова) изготавливали оружие для фронта (моторы к самолетам, танки, зенитки, пушки, снаряды); на трикотажных и швейных фабриках шили теплую и легкую одежду для солдат; на Кунгурском кожевенном комбинате - военную обувь. Врачи, медицинские сестры, сестры милосердия без отдыха и сна принимали и лечили раненых в военных госпиталях. В память о людях, тружениках Урала написаны книги, сложены песни, собраны материалы в краеведческих музеях разных городов Прикамья, поставлены памятники.

Человек, родившийся на Урале, испытывает гордость за свой край, знает его историю, бережет все то, что создано руками его предков, уважает людей, творящих красоту Прикамья, чтит память о тех, кто создавал его славную историю.

Один из старейших городов Прикамья - Кунгур. Много лет назад по указу царя Алексея Михайловича на берегу реки Кунгурки была построена небольшая крепость. Город строился быстро. Для увеличения населения в Кунгур переводились крестьяне из Соликамска. Со временем город был перенесен на место слияния трех рек (Сылва, Ирень, Шаква). Управлял городом воевода - глава. Постепенно Кунгур стал городом купцов и мастеров. На их средства строились дома и школы, заводы и фабрики.

Окружавшие город земли давали невиданные урожаи ржи, пшеницы, ячменя, гречихи, гороха. По рекам Сылве, Чусовой, Каме отправляли большие пароходы с зерном по всей России. На гербе Кунгура изображен рог изобилия с сыплющимся из него разным зерном, что означает «плодоносие» вокруг этого города. Но особую славу Кунгура и в прежние годы и в настоящее время составляет кожевенное производство. На Кунгурском кожевенном комбинате шьют обувь и пальто, шапки и рукавицы. Товары, изготовленные руками кунгурских мастеров (посуда, обувь, одежда) ежегодно представлялись на ярмарках (Богоявленской, Пятницкой и Мининской). Эта добрая традиция сохранилась до наших дней: три раза в год жители Кунгура принимают долгожданных гостей и щедро делятся с ними секретами своего мастерства, результатами кропотливого труда.

Издавна в Кунгуре жили и работали трудолюбивые, щедрые люди. Почетный гражданин города, купец А.С.Губкин считался самым крупным и известным чаеторговцем в России. На свои средства он построил и содержал Елизаветинскую рукодельную школу для девочек и Техническое училище. Купец М.И.Грибушин открыл один из самых больших по тому времени в России магазинов (Гостиный двор), прибыль от которого перечислялась для обучения детей «беднейших граждан». Целую библиотеку книг, географических карт и картин завещал Кунгуру купец К.Т.Хлебников, благодаря которому получила известность в России и за ее пределами Кунгурская ледяная пещера.

Кунгур - один из самых красивых городов Прикамья. Внимание гостей привлекают храмы (пятиглавая Преображенская, Никольская трапезная церкви), дом воеводы, где располагается краеведческий музей, воздушные веранды Гостиного двора, украшенные разными наличниками жилые дома.

Велики подземные богатства кунгурской земли. Здесь добывают нефть, газ, песок, гравий. Из природной глины мастера создают необыкновенные по своей красоте гончарные изделия (вазы, кувшины, тарелки, подсвечники). Работы из глины (Н.И.Коровиной, Н.В.Проскурякова, А.В.Мальковой) украшают интерьер многих помещений в различных учреждениях и домах России. Изделия из сельвинита, мрамора, гипса, которыми так богата кунгурская природа, знает весь мир. Работы из камня (А.М.Овчинникова, Г.М.Ковалева) выставляются в краеведческих и художественных музеях разных городов Прикамья. Роспись по дереву, оформление шкатулок, праздничных сувениров всегда считалось почетным ремеслом в Кунгуре.

Издавна славился Кунгур мастеровитостью горожан, их твердым словом и благотворительностью, бережным отношением к традициям. Лучшие из них, пройдя проверку историей, сохранились до наших дней. Знаменитые на всю Россию кунгурские ярмарки со скоморошьими представлениями, состязаниями молодых удальцов в силе и ловкости, с огромными торговыми рядами шумят в городе три раза в год.

Щедра и богата природа Кунгура. Леса его полны ягод и грибов, озера наполнены чистой, прозрачной водой; мощные скалы - великаны, звенящие водопады привлекают внимание туристов и путешественников. Но самое редкое природное богатство Кунгура - Ледяная пещера, первая по своей красоте во всем мире. Она состоит из отдельных помещений (гротов), заполненных прозрачными озерами, украшенными сталактитами и сталагмитами. Таинственность и торжественность Метеоритного, Кораллового, воздушность и прозрачность Бриллиантового, Полярного гротов, сказочность переходов и лабиринтов поражают взоры тысячи людей, приобщившихся к этому необыкновенному явлению природы.

Жители Кунгура очень любят и берегут свой город. В память об исторических событиях возводят обелиски, слагают стихи и песни, пославляют его мощь и силу в своем труде (обувное, гончарное, кожевенное, камнерезное, деревообрабатывающее, машиностроительное производство, изготовление музыкальных инструментов); празднуют его День Рождения.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

К семи годам ребенок

*имеет дифференцированные представления о своем крае как части России, об истории возникновения родного города и края, об их знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях, труде людей;

*различает поселения людей по существенным признакам (численность населения, наличие церкви, крепости, промышленных и сельскохозяйственных предприятий);

*ассоциирует название края, города с их месторасположением, историей возникновения;

*владеет общими представлениями об основных традиционных ремеслах, промыслах;

*знает специфические названия отдельных инструментов;

*сознает связь между результатами труда своих земляков и развитием культуры, техники в России;

*имеет общее представление об особенностях декоративно-прикладного искусства Прикамья, использует отдельные элементы в собственной изобразительной деятельности, художественно-ручном труде;

*знает названия, отдельные отличительные особенности городов Прикамья (Чердынь, Соликамск, Кунгур);

*владеет информацией об основных достопримечательностях главного города Прикамья - Перми и своих родных мест;

*проявляет интерес к истории своего города (края);

*проявляет заботу о чистоте, порядке в своем микрорайоне, городе;

*с благодарностью и уважением относится к знаменитым людям города и края;

*осознанно применяет знания о своем крае (городе, селе) в разных видах деятельности;

*с удовольствием участвует в торжественных событиях, традиционных праздниках;

*проявляет бережное отношение к достопримечательностям, владеет способами оказания заботы и внимания историческим памятникам;

*испытывает чувство удовлетворенности от рождения и проживания в родном селе, городе, крае; проявляет потребность в передаче информации о нем;

*осознает возможность и перспективы своего участия в сохранении и преумножении культурных достижений города, села, края.


Библиографический список

1. Авраменко А.М. Воспитать гражданина.– Киев; Рад.школа, 1978. – 79 с.
2. Азаров Ю. Гражданственность и человечность. // Коммунист.- 1976.- №8.-с.64-73.
3. Азбука прав человека // Всеобщая декларация прав человека, адаптированная для детей: Книга для чтения и обсуждения в младших классах общеобразовательной школы / Под ред. Т.К.Каракаш. – М.: Центр развития социально-педагогических инициатив. 1994. – 121 с.
4. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека.- М., 1995.- 59 с.
5. Анциферова А.А. Формирование представлений о Родине в процессе знакомства детей с окружающей жизнью // Знакомство дошкольников с окружающей жизнью. – Ульяновск, 1973. – с. 15-35
6. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом: Руководителям детских садов, методистам, воспитателям, студентам, слушателям ИПК, родителям, работникам образования. – М.: АСТ, 1997. – 393 с.
7. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. М., 1990.
8. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста; Информационный обзор / Авторы-сост.: Ерофеева Т.И., Зверева О.Л., Макеева Т.А. – М.; А.П.О., 1996. – 56 с.
9. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского. – М.; Изд.центр «Академия», 1996. – 496 с.
10. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых / Под ред. А.Усачева, - М., 1992. – 60 с.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - №6. – с. 62-76.
12. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991 - №7. – с. 19-35.
13. Гаязов А.С. Формирование гражданина; теория, практика, проблемы; Монография. – Челябинск: изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. – 238 с.
14. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию / Учебное пособие для ВУЗов. М., 1995.
15. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб: «Специальная литература», 1997. – 192 с.
16. Детство; Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.; Изд-во «Акцидент», 1995. – 288 с.
17. Долгалева И.А. Гражданственность как качество личности // Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. тр. – Свердловск: Изд-во Урал.гос.ун-та, 1986. – с. 30-40.
18. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. – М., 1986. – 169 с.
19. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.; 1980. – 192 с.
20. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / 2-е издание, испр. И доп. М., - 2001.
21. Казаева Е.А. К постановке проблемы воспитания основ гражданственности у дошкольников // Оптимизация образовательного процесса в дошкольных учреждениях; Сб.науч.ст.; ШГПИ. – Шадринск, 1999. – С. 101-109.
22. Казаева Е.А. Мониторинг гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста // Педагогический мониторинг образовательного процесса: Мат.рос.науч.-практ.конф. – Ч.2. – Шадринск, 2000. – С. 126-132.
23. Казаева Е.А. Социальные чувства и отношения как нравственно-психологическая категория // Социально-психологические аспекты нравственного развития детей и подростков: Сб.науч.ст.: ШГПИ. – Шадринск, 1999. – С. 16-21.
24. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – Пг., 1915. – 746 с.
25. Калашникова Е.М. Личность и общность (проблемы идентификации). Пермь, 1997.
26. Князева Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста: Учеб.пособие. – Пермь, 1974. – 216 с.
27. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Н.Новгород, 1997. – 263 с.
28. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: «Линка-пресс», 2000. – 224 с.
29. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: Сб.науч.тр. – М., 1983. – С. 16-24.
30. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления детей с социальной действительностью: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
31. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. – 2002. - №5.
32. Кудрявцев В.Т. Дошкольное детство: культурно-исторический аспект / Универсальное и национальное в дошкольном Детстве: Материалы международного семинара // Под ред. Л.А.Парамоновой. М., 1994.
33. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. ч.1. – Дубна. 1997. – 173 с.
34. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. ч.2. – Дубна. 1997. – 173 с.
35. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под.ред. Т.С.комаровой. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. – 208 с.
36. Папкин Л.И. психологические исследования проявления эмоциональной идентификации в группе: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1975.
37. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения; В 3-х т. Т.1. – М.; Изд-во АПН, 1961. – 720 с.
38. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. – 255 с.
39. Поддъяков Н.Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка. Изд-во УЦ «Перспектива», 1997.
40. Поддъяков Н.Н. Принципы построения программы воспитания дошкольников / Универсальное и национальное в дошкольном Детстве: Материалы международного семинара // Под ред. Л.А.Парамоновой. М., 1994.
41. Программа «Развитие» (Основные положения). – М.; Новая шк., 1994. – 63 с.
42. Программа развития системы образования города Перми до 2005 года. – Пермь, 2001. – 64 с.
43. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв.ред. М.А.Васильева. – М.; Просвещение, 1985. – 174 с.
44. Психология дошкольника: Хрестоматия для студентов средн. пед. учеб. завед. / Сост. Урунтаева Г.А. – М.; Изд.центр «Академия», 1997. – 376 с.
45. Пять моделей воспитания нравственности // Перспективы гуманитарного образования в средней школе; Доклады российско-американской конференции / Под ред. М.С.Мацковского, Р.Шейермана. – М.: Международный центр общечеловеческих ценностей, 17.2. – С.72-81.
46. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. – М., 1986. – 176 с.
47. Ребенок в мире культуры. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. – 558 с.
48. Розанов В. Мысли о гражданском воспитании (Родина, отечество, государство) // Вестник культуры и свободы. – 1918. - №2. – С. 9.
49. Рубинштейн Л.С. Бытие и сознание. – М.; Изд-во АПН СССР, 1957. – 328 с.
50. Руководство для воспитателя детского сада / Под ред. М.В.Залужской. – М., 1954. – 168 с.
51. Смольников В.Г., Бачков Б.Н. Рождение гражданина // Соц.-полит. Науки. – 1990. - №8. – С. 43-48.
52. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений; Учеб.пособие для студ. пед.вузов и колледжей / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Изд.центр «Академия», 1999. – 1344 с.
53. Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня // Дошк.воспитание. – 1995. - №8. – с. 8-12.
54. Социальное развитие ребенка / Под ред. к.п.н. Зверевой О.Л. – М.: А.П.О., 1994. – 77 с.
55. Социально-педагогические проблемы формирования гражданина; Сб. науч.тр. – Свердловск; Урал ГУ, 1986. – 196 с.
56. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. – М.: А.П.О., 1994. – 80 с.
57. Суслова Э.К. Растим гражданина // Дошк.воспитание. – 1999. - №1. – с. 82-91.
58. Суслова Э.К. Растим гражданина // Дошк.воспитание. – 1999. - №2. – с.86-89.
59. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. – 1966. - №1. – с. 6-10.
60. Танюхин Ю.А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников.; Дисс.канд.пед.наук. – СПб, 1997. – 178 с.
61. Усманов В.В. Патриотами не рождаются, патриотов воспитывают // Наука и образование Зауралья. – 1997. - №1. – с.88-92.
62. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11-ти т. Т.2. – М., Л.,: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 438 с.
63. Федотова С.В. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека; Автореф. дисс. канд. пед.наук. – М., 2000. – 17 с.
64. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М. 1994. – 192 с.
65. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.С.Аверинцев и др. – М.; Сов. энцикл., 1989. – 814 с.
66. Френе С. Нравственное и гражданское воспитание: Избр.пед.соч. Пер. с франц. – М.: Прогресс, 1990.
67. Цицерон. О государстве / Диалоги о государстве. О законах. Кн. 2. М.: Наука, 1966. – 224 с.
68. Чурилов И.И. Развитие и кризис традиционной системы образования и пути его преодоления. – Пермь: ЗУУНЦ, 1997. – 82 с.
69. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! – М., 1995.
70. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. – М., 1995.
71. Шаленов А.М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70-80-х г.г.: Автореф.дисс.канд.пед.наук / Ин-т молодежи. – М., 1991. – 18 с.
72. Шапиева О.Г. Проблемы общей теории нравственно-правового воспитания; Автореф.дисс.канд.юрид.наук. – Л., 1985. – 19 с.
73. Шатунова Н.А. Воспитание гражданских качеств у старших подростков(На материале школ Узбекистана); Автореф.дисс.канд.пед.наук. – Ташкент, 1975. – 23 с.
74. Шепель В.М. Социально-психологические аспекты гражданского воспитания // Воспитание гражданина в советской школе / Под ред Г.Н.Филонова. – М.: Педагогика, 1990. – с. 60-70.
75. Шепель В.М. Что определяет гражданское самочувствие народа? // Сов.педагогика. – 1990. - №6. – С. 3-11.
76. Шестаков В.П. Проблемы эстетического воспитания. – М.: Высшая школа, 1962. – 120 с.
77. Шингирей Т.А. Осознание старшеклассниками гражданских прав и обязанностей как условие нравственного формирования личности.; Дисс. канд.пед.наук. – М., 1980. – 183 с.
78. Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. – М.: Российское педагогическое единство, 1997. – 157.
79. Юридический энциклопедический словарь. – М.: Сов.энциклопедия, 1984. – с.75.
80. Якобсон М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80-90 г.г. ХХ века.: Дисс. канд.пед.наук. Ставрополь, 1997. – 173 с.
81. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
82. Яковлева Д.С. Воспитание гражданской сознательности и активности у старшеклассников средней школы; Дисс.канд.пед.наук. – М., 1969. – 351 с.

 

 


[1] Под программой в контексте данной работы понимается документ, определяющий объем, логику, последовательность содержания различных сфер окружающей действительности.


Поделиться:



Популярное:

  1. Апостол Павел рассказывает о своем обращении ко Христу (26:1-29).
  2. Бердяев Н.А. «Человек и машина»
  3. Вода является важнейшим компонентом, необходимым для выживания и человека, и всех животных. По своему значению она занимает второе место после кислорода.
  4. Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяние Аллах принимает, ведь Аллах — Знающий, Мудрый.
  5. Глава 2. Как заработать на своем сайте
  6. Деревянные дискос и чаша Святого Сергия, на которых совершал Таинства Преподобный в своем храме во имя Живоначальной Троицы.
  7. Должен ли суд принять к своему производству иск Смирнова и рассмотреть его по существу?
  8. Его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
  9. Жена должна служить своему супругу.
  10. Задачи раздела «Человек в истории»
  11. Ищите в Слове повеление о своем предназначении
  12. Каждый дает то, что имеет в своем кошельке


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь