Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2. Характеристика разных форм групповой арт-терапии



Используя перечисленные выше критерии дифференциации арт-терапевтических групп внутри общей категории интерактивной арт-терапии, мы охарактеризуем в данном разделе некоторые из наиболее часто используемых их форм. При знакомстве с содержащимся в данном разделе книги материалом читатель может отметить, что разные формы групповой арт-терапии различаются сразу по нескольким признакам. Это свидетельствует об определенной связи между разными признаками групп, такими, например, как структурированность, открытость/закрытость и продолжительность работы группы. Действительно, структурированные группы, к которым, в частности, могут быть отнесены группы тематической направленности, как правило, рассчитаны на решение тех или иных конкретных проблем, что может быть продиктовано ограниченным сроком работы группы. Поскольку срок работы такой группы непродолжителен, а отношения между ее участниками относительно поверхностны, она допускает возможность включения новых членов. В свою очередь, динамическая группа, предполагающая значительное самораскрытие ее участников и высокую степень взаимного доверия, рассчитана на более продолжительное время и требует сохранения ее постоянного состава.

Деление арт-терапевтических групп на три описанных ниже формы условно. В настоящее время психотерапевты активно экспериментируют с разными по форме группами, сочетая, например, отдельные элементы студийного подхода с тематическим или динамическим подходами, и это подчас дает весьма

интересные результаты. В какой-то мере это связано со стремлением ведущих групп как можно более полно использовать потенциальные возможности разных подходов, сочетая их друг с другом, а также адаптировать их к разным категориям клиентов и условиям работы. Так, например, сочетание студийного подхода с элементами тематической группы позволяет, с одной стороны, наиболее полно применять психотерапевтический фактор художественного самовыражения и, с другой стороны, реализовать скрытые возможности психотерапевтического фактора вербальной обратной связи. Хотя подобные эксперименты вызывают у некоторых арт-терапевтов неоднозначную реакцию, они свидетельствуют о продолжающемся активном развитии методов арт-терапевтической работы с группами.

На сегодняшний день используются следующие основные формы групповой арт-терапии:

• студийная открытая группа;

• динамическая (аналитическая) группа;

• тематическая группа.

Студийная открытая группа

Слово «открытая» в названии этой группы означает, что она, как правило, не имеет постоянного состава. На любом этапе работы к группе могут присоединяться новые участники. Кроме того, участники такой группы могут в любое время прекратить ее посещение. «Студийной» такая группа называется потому, что изобразительная работа ее участников напоминает работу в художественной студии. Студийную группу можно определить как «неструктурированную».

Занятия с открытой студийной группой проводятся в специально оборудованных кабинетах-студиях, в которых имеется определенное количество мест для художественной работы с индивидуальными наборами материалов. Кабинет-студия также обычно имеет зону отдыха с креслами и столом для чая и кофе, где посетители студии могут находиться и общаться, не мешая другим в тех случаях, когда им необходимо сделать перерыв в работе., Перед началом работы группы психотерапевт (или иной работающий с такой группой специалист) объясняет общие правила поведения и ее задачи. Поскольку глубокая психотерапевтическая работа при использовании студийного подхода не проводится, заключение контракта не предусматривается. Вместе с тем психотерапевт может в некоторых случаях подчеркнуть отличия этой работы от деятельности традиционных художественных студий, указав, в частности, на то, что общей целью работы будет «свободное творческое самовыражение» и проявление членами группы в ходе изобразительной деятельности своих чувств, мыслей и фантазий.

Кроме того, в некоторых случаях, особенно когда психотерапевт предполагает установление с членами группы индивидуального раппорта и использование определенных интервенций и вербальной обратной связи, в том числе в форме групповых обсуждений, он может подчеркнуть «психотерапевтическую направленность» деятельности группы, то есть то, что занятия посетителей студии изобразительным творчеством и выражение ими своих чувств, мыслей и фантазий в художественной форме будут способствовать достижению определенных лечебных эффектов или способствовать решению имеющихся у членов группы психических проблем и стабилизации их эмоционального состояния.

Объясняя общие правила поведения членов группы, психотерапевт указывает на необходимость соблюдения тишины и уважения «личного пространства» других. Это означает, что они не должны вмешиваться в процесс художественного творчества других находящихся рядом с ними людей и не пытаться давать свои оценки их работам, если, конечно же, не будут организованы групповые обсуждения. Психотерапевт также может сказать о том, что он будет находиться рядом с членами группы и в случае необходимости оказывать им ту или иную помощь.

После этого он приглашает посетителей студии к работе. Поскольку они работают в разном темпе и отличаются разной степенью готовности к «свободному художественному самовыражению», психотерапевт должен проявлять достаточную гибкость, оказывая, в случае необходимости, членам группы индивидуальную помощь, которая может выражаться в структурировании их действий, фасилитации эмоциональной экспрессии, эмоциональной поддержке и т. д. Все это помогает членам группы ощутить себя в безопасности, справиться с тревогой и неуверенностью и перейти к изобразительной работе. С учетом особых показаний для отбора клиентов в данную группу, задач и условий ее деятельности и правил поведения ее участников, подготовительный этап работы, по сравнению с индивидуальной арт-терапией, бывает менее продолжительным, а непосредственное отреагирование членами группы своих чувств, потребностей и фантазий в поведении проявляется в значительно меньшей степени. Психотерапевт контролирует поведение членов группы и при наличии у кого-либо из них слишком ярких, мешающих работе других эмоциональных проявлений делает этому человеку замечание либо даже удаляет из группы.

Во всем остальном студийная работа предполагает свободную, демократичную атмосферу и использование психотерапевтом недирективного подхода. Он, в частности, не стремится слишком настойчиво побуждать членов группы к изобразительной работе, понимая, что для некоторых из них может быть полезным и приятным даже простое пребывание в атмосфере студии с минимальным включением в изобразительную деятельность. Несмотря на то что вербальный контакт между членами группы в ходе изобразительной работы минимален, а группа является открытой, через некоторое время в ней формируется определенная культура. Это происходит, главным образом, за счет общения членов группы на символическом уровне –.посредством создаваемых ими художественных образов, а также благодаря невербальной экспрессии и общения во время перерывов.

Частота проведения и продолжительность сессий при использовании этой формы групповой арт-терапии может быть различной, так же как и ее общая продолжительность. Гибкость временных границ при этой форме групповой арт-терапии позволяет, наряду с долгосрочной работой, применять ее в виде краткосрочных курсов. Чаще всего, однако, срок посещения клиентами такой группы заранее не оговаривается. Многое зависит от условий проведения работы (стационар, психотерапевтическое сообщество на базе социального центра и т. д.) и наличия у членов группы интереса к продолжению занятий художественным творчеством. Кроме того, с учетом гетерогенного состава многих открытых групп и разной способности их членов к самостоятельной художественной деятельности, по мере достижения тех или иных результатов они могут постепенно выбывать из группы. В то же время нередки случаи многолетнего посещения клиентами таких групп.

Открытые студийные группы в их традиционном виде имели наибольшее распространение на заре развития арт-терапии и были связаны с деятельностью пионеров арт-терапевтического направления, таких как, например, А. Хилл или И. Чампернон. В последующем, однако, эта форма групповой арт-терапии была в значительной степени вытеснена другими, связанными с использованием динамического подхода, принципов гуманистической и семейной психотерапии и т. д., с тем,

чтобы задействовать в ходе групповой арт-терапевтической работы дополнительные факторы психотерапевтического воздействия. Тем не менее данная форма групповой арт-терапии может быть с успехом использована в работе с определенными категориями клиентов, главным образом с теми, для которых участие в других арт-терапевтических группах, предполагающих более тесное взаимодействие между их участниками, связано со слишком большой нагрузкой (например, для пациентов с хроническими психическими расстройствами), либо с теми клиентами, в работе с которыми на первый план выходит развитие у них навыков творческого использования различных материалов, проявление ими индивидуального художественного стиля и в других случаях.

К. Кейз и Т. Дэлли отмечают, что студийная арт-терапевти-ческая группа может быть весьма удачной формой работы с детьми. Они пишут, что «с детьми можно работать весьма успешно, используя возможности студии для художественных занятий и игр. Дети быстро идентифицируют себя с группой, приходя сюда в определенный день и час, однако вскоре каждый погружается в индивидуальную работу над своей, отражающей его проблемы темой. Арт-терапевт переходит с ним от одного ребенка к другому, останавливаясь и разговаривая. Иногда дети сами к нему обращаются. Дети могут образовывать пары и мелкие группки, создавая хорошую рабочую атмосферу высокой терпимости к каждому, что позволяет большинству из них успешно завершать свою работу без каких-либо помех. Такая группа может быть весьма ценной для развития социальных навыков детей, поскольку они чутко воспринимают ту модель отношений и терпимости к различиям, которую демонстрирует арт-терапевт. Дети также получают очень много, благодаря возможности исследовать свои личные проблемы и переживания в безопасной атмосфере группы. То высокое доверие, -которое при этом формируется, позволяет детям спокойно воспринимать индивидуальные различия, приходить к взаимопониманию и помогать друг другу» (Case and Dalley, 1992, р.199).

Судя по приводимому Кейз и Дэлли описанию, работа такой группы включает в себя определенные элементы закрытой динамической группы. Сочетание студийного подхода с элементами динамической группы и взаимодействия пациентов посредством коротких, приводимых в свободной форме обсуждений описывает П. Луззатто (Луззатто, 2000), использующая такой вид работы на базе острой психиатрической палаты. В качестве основных достоинств студийного, дополняемого элементами динамической группы подхода она называет гибкость пространственно-временных границ (в том числе позволяющую проводить такую работу в очень сжатые сроки, в малоподготовленном для занятий посещении); возможность получения участникам группы глубокого опыта художественного творчества, а также учета разнообразных потребностей и коммуникативных возможностей пациентов в условиях смешанной группы, включающей в себя пациентов с самыми разными видами психических нарушений; наличие у них права самим определять степень своей вовлеченности в работу; подчеркивание ее спонтанного характера, а также учет групповой динамики и возможности коммуникации на символическом уровне.

В целом, однако, возможности открытой студийной группы, в особенности если она не дополняется элементами тематического или динамического подхода, относительно ограниченны. Основным фактором психотерапевтического воздействия в данном случае является художественная экспрессия; факторы психотерапевтических отношений и вербальной обратной связи задействуются при этом виде работы в значительно меньшей степени, что отражается на динамике арт-терапевтического процесса и его результатах. Поскольку фактор художественной экспрессии при этой форме групповой арт-терапии оказывается ведущим, психотерапевтические эффекты связаны, главным образом, с отвлекающим, седатив-ным, активизирующим или катарсическим воздействием художественного творчества. В тех же случаях, когда члены группы обладают способностью к созданию символических образов и рефлексии, они в какой-то мере могут прийти к осознанию содержания этих образов и его связи со своим внутренним миром и системой отношений. Для того чтобы помочь клиенту в осознании содержания своей изобразительной продукции, некоторые психотерапевты чередуют студийные групповые сессии с индивидуальными, что позволяет проводить обсуждение и анализ изобразительной продукции членов группы, либо периодически организуют общегрупповые обсуждения. Кроме того, при работе с открытой студийной группой, проводимой с учетом индивидуальных особенностей и потребностей клиентов, психотерапевт может оказывать им индивидуальную помощь, выступая в роли «посредника» в «диалоге» клиентов с создаваемыми ими образами и проводя краткие обсуждения с теми или иными клиентами их изобразительной продукции.

В тех случаях, когда эмоциональный резонанс психотерапевта с участниками группы достаточно высок и когда он вступает с ними в более тесный вербальный контакт, а его присутствие приобретает для них большую значимость и они определенным образом на него реагируют, можно говорить о воздействии фактора психотерапевтических отношений. Однако даже в этих случаях групповая динамика оказывается минимальной, а потому на первый план выступают те проявления арт-тера-певтического процесса, которые связаны с самостоятельной изобразительной работой участников группы, их индивидуальными отношениями с психотерапевтом, а также с той или иной степенью осознания ими содержания своей художественной продукции, происходящего либо спонтанно, либо в меру использования психотерапевтом интерпретаций и вербальной обратной связи.

Следует подчеркнуть, что использование «данной формы групповой арт-терапии, с учетом той большой роли, которую играет в ней фактор художественной экспрессии, требует от ведущего хорошей подготовки в области визуального искусства и значительного личного опыта изобразительной деятельности. Не случайно большинство ведущих студийных групп, как в прошлом, так и в настоящее время, являются художниками или арт-педагогами. В некоторых случаях руководители студийных арт-терапевтических групп не имеют какого-либо психологического или психотерапевтического образования, что, конечно же, не позволяет им решать психокоррекционные или лечебные задачи. В то же время наличие опыта творческой деятельности, дополняемое порой высокой природной сенситив-ностью и эмпатическими качествами, позволяет им работать весьма эффективно. Нередко, являясь талантливыми «фасили-таторами», такие ведущие групп создают условия для проявления терапевтических факторов групповой работы (Ялом, 2000). Однако «секрет» мастерства таких ведущих, по-видимому, связан с тем, что им удается привести в движение некие, пока еще недостаточно изученные и в принципе плохо поддающиеся исследованию с применением традиционных для клинических дисциплин и ортодоксальной психологии методов механизмы и процессы психотерапевтических изменений, связанные с творческой деятельностью. Несмотря на отмеченную нами ограниченность психотерапевтических возможностей студийной группы и необходимость наличия у ее участников достаточной для самостоятельной творческой работы мотивации, есть основания полагать, что данная форма групповой арт-терапии не только сохранит свои позиции в будущем, но и будет развиваться.

Для того чтобы читатель мог получить более полное представление о специфике данного варианта групповой арт-терапии и его богатых возможностях, ниже приводится несколько примеров различных студийных групп, действующих в настоящее время в разных странах.

Пример 1: Kunsthaus Kannen

Наше сотрудничество с Kunsthaus Kannen началось в 1999 г., когда в дни работы международной конференции, организованной Европейским консорциумом арт-терапев-тического образования нам посчастливилось побывать в Алексианеровской психиатрической больнице г. Мюнстера (Германия), на базе которой действует данная студия. В дальнейшем мы также посетили конференцию по современной студийной практике в психиатрии, инициированную Kunsthaus Kannen, в дни работы которой была показана выставка работ посетителей художественных студий для психиатрических пациентов разных стран, в том числе работ некоторых душевнобольных самодеятельных художников из Санкт-Петербурга.

Фактически данная студия представляет собой расположенное в отдельном здании целое отделение, отведенное для художественной практики больных. В отделении также находится архив, в котором хранятся слайды с работами больных и значительная часть самих работ, выполненных за те два десятка лет, что*существует ателье. Первоначально Kunsthaus Kannen находился в небольшом, расположенном на территории больницы старом флигеле, в котором изобразительная работа больных протекала в рассчитанных на небольшое число посетителей мастерских. В 2001 г. было построено новое, более просторное здание, и теперь художественная студия вмещает большее количество пациентов. Руководитель студии Лиза Инкманн является профессиональной художницей и не имеет какой-либо клинической подготовки. Студию посещают, главным образом, те больные, которые либо постоянно проживают в больнице, либо поступают сюда периодически и проявляют склонность к занятиям изобразительным искусством. Характеризуя деятельность студии, Лиза Инкманн отмечает, что «в Kuns-thaus Kannen царит атмосфера творческого братства, где каждый может сформировать свой неповторимый творческий микромир, применяя собственные изобразительные методы и демонстрируя неповторимый стиль. В такой атмосфере каждый художник чувствует себя хорошо защищенным, находя поддержку и понимание, что помогает ему заниматься живописью, скульптурой, графикой или изготовлением предметных композиций. Все это позволяет нам говорить о Kunsthaus Kannen как о «месте встречи» со всем многообразием смысловых оттенков, характерных для этого словосочетания» (Инкманн, 2001, с. 277-278).

Другой сотрудник больницы, активно поддерживающий деятельность студии, психоневролог Вульф Бек-кер-Глош, обращает внимание на значимость не только художественных, но и педагогических элементов в работе студии: «Артистическая, художественная студийная работа способствовала пробуждению и развитию в больных творческого начала. «Педагогическая» же сторона работы была связана с эволюцией изобразительного языка каждого больного, что позволяло им в конце концов выработать свой неповторимый, индивидуальный художественный стиль. Я использую здесь понятие «педагогический» в том смысле, который вкладывал в него Руссо, стремившийся сделать педагогику инструментом раскрытия и утверждения внутренней природы человека и ее защиты от подчас негативного, искажающего влияния со стороны общества. В этом смысле понятие «педагогический» также близко представлениям Песталоцци и Жана Поля о том, что воспитание и образование человека неотделимо от истории его жизни и тех отношений, в которые он вступает с другими...» (Беккер-Глош, 2001, с. 279-280).

Посещающие студию пациенты в большинстве случаев малоразговорчивы и, в силу имеющихся у них хронических душевных заболеваний, вряд ли могли бы участвовать в более жестко структурированных и предполагающих высокую вербальную активность и способность к саморефлексии арт-терапевтических занятиях. Поэтому студийная форма работы в наибольшей степени отвечает их особенностям, позволяя им, например, приходить в студию в любой момент, когда она открыта, и включаться в изобразительную деятельность, когда у них появляется в этом желание. Обсуждение работ носит неформальный характер и выражается, главным образом, в проявлении интереса к творчеству друг друга или одобрения. Периодически студией проводятся специальные, рассчитанные на более активные совместные действия акции, такие, например, как разрисовывание выставленных на территории больницы передвижных панелей.

И наконец, хотелось бы привести слова управляющего больницы и ее главного врача Людгера Юткейта и Клауса Тельгера, которые, характеризуя деятельность студии, подчеркивают следующее: «Многие пациенты, проявившие художественный талант и склонность к изобразительному творчеству, нуждаются в совете художника-профессионала, а также словах поддержки, которые, вместе с глубоко личным характером отношений со специалистом, позволяют постоянно развиваться их таланту» (Юткейт и Тельгер, 2001).

Пример 2: Тронгейтская студия

С руководителем Тронгейтской студии Элизабет Гибсон автор книги познакомился во время конференции по современным методам студийной работы с психиатрическими пациентами, организованной Алексиа-неровской больницей г. Мюнстера. Студия была создана в г. Глазго (Шотландия) в 1994 г. Основная цель деятельности студии заключается в том, чтобы создать условия для общения и развития таланта людей с «психиатрическим опытом», проживающих в разных районах города. Проводя ранее краткосрочные мероприятия на базе различных лечебных учреждений Глазго – больниц, дневных центров и т. д., –участники проекта неоднократно слышали от больных пожелания организовать постоянно действующую мастерскую, что в конце концов и произошло. О деятельности Тронгейтской студии Э. Гибсон сообщила следующее: «После консультации с пациентами, специалистами в области психического здоровья, социальными работниками и художественными организациями мы разработали проект создания такой студии, которая позволяла бы людям с психическими расстройствами обрести для себя поддерживающую и способствующую творческому развитию среду. Другим достоинством студии является то, что она помогает организации жизни этих людей. Многие из них очень одиноки и живут в очень плохих условиях. У них мало возможностей для общения с другими людьми, поэтому посещение студии позволяет им установить контакты друг с другом... В настоящее время занятия в студии помимо меня проводятся еще двумя художниками – Трейси Горман, которая обучает ее посетителей искусству керамики, и Крейгом Блэром, обучающим их технике гравюры. Их роль заключается в том, чтобы помогать им осваивать богатые возможности разных художественных материалов и техник, а также брать на себя ответственность за свои творческие поиски... Студия поделена на две зоны: в одной из них находятся индивидуальные места для работы; другая предназначена для совместных занятий и обучения. Здесь расположено то, что необходимо для создания витражей, гравюр, занятий фотографией и работы с деревом. Большинством материалов посетители студии обеспечиваются бесплатно. От них требуется высокий уровень мотивации к изобразительной деятельности. Хотя они работают над собственными творческими проектами, занятия в общем пространстве и их совместное обучение различным художественным техникам позволяет им также взаимодействовать друг с другом и развивать новые навыки. Так, например, программа по освоению техники гравюры рассчитана на восемь сессий. Посетители студии представляют разные социальные группы. Имеется несколько лиц с художественной подготовкой; некоторые другие, начав в свое время обучение изобразительному искусству, из-за болезни вынуждены были прекратить свои занятия... Посещение студии

в то время, когда они здоровы, позволяет им использовать имеющиеся в ней значительные художественные ресурсы. Когда же они чувствуют себя плохо, никто не заставляет их посещать мастерскую... Тронгейтская студия является динамичной организацией, стремящейся учитывать изменяющиеся нужды ее посетителей. Порой бывает трудно поддерживать достаточный уровень их мотивации к занятиям изобразительным творчеством и, являясь ведущими группы, мы должны адекватно реагировать на изменение их потребностей и находить возможность поддержать каждого».


Поделиться:



Популярное:

  1. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  2. Automobiles Gonfaronnaises Sportives (AGS) — французская автогоночная команда и конструктор, выступавшая в ряде гоночных серий, в том числе в Формуле-1.
  3. Exercise 1. Заполните пропуски соответствующей личной формой глагола to be.
  4. Exercise 12. Поставьте предложения отрицательную форму.
  5. Exercise 17. Поставьте предложения в отрицательную и вопросительную форму.
  6. I курса очно-заочной (вечерней) формы обучения
  7. I. Виды информационного обеспечения.
  8. I. Выберите правильную форму глагола, согласующуюся с подлежащим. Запишите составленные предложения, переведите их на русский язык.
  9. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  10. I. Информация есть деятельность
  11. I. Перепишите и письменно переведите предложения. Определите видовременную форму и залог сказуемого.
  12. I. Перепишите следующие предложения, определите в каждом из них видовременную форму и залог глагола сказуемого (см. образец). Переведите предложения на русский язык.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь