Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел первый: Утверждение сыфата аль-Джулус (Сидение)



Раздел первый: Утверждение сыфата аль-Джулус (Сидение)

Доказательства из Сунны

И среди доводов из Сунны есть то что достоверно, и назвали это достоверным великие имамы саляфы из ахлюль хадис, и встретили это принятием, и есть то, в чём есть слабость, однако это подкрепляет и усиляет достоверное. И приведем то что пришло в Пророческой Сунне.

Первый довод

Передал Абдуллах Ибн Халифа от Умара Ибн аль-Хаттаба что он сказал: «Сказал Посланник Аллаха: «Истинно, Его Престол находится над небесами и землей, и Он сидит на нём»

Передали его Дыя аль-Макдиси в «Сахихе», 153, Ад-Дарими, «Накд», 74, Ибн Аби Асым, в «Ас-Сунна», 574, Абдуллах Ибн Ахмад в «Ас-Сунна», 585, Ибн Хузейма в «Ат-Таухид», 150, Ибн Джарир в «Ат-Тафсир», 3/11, Ибн Маджа в «Китаб ат Тафсир», Абу аш Шейх в «Аль-Азама», 256, Ибн Батта, в «Аль-Ибана аль-Кубра», 135 и другие

И в другом слове: «Когда сидит наш Господь на Престоле..»

 

Слова учёных о нём:

Уаки Ибн аль-Джаррах, Суфьян Ас-Саури, А’маш

Сказал Абдуллах Ибн Ахмад:

ح د ث ن ي أ ب ي ن ا و ك ي ع ب ح د ي ث إ س ر ا ئ ي ل ع ن أ ب ي إ س ح ا ق ع ن ع ب د ا ل ل ه ب ن خ ل ي ف ة ع ن ع م ر ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ق ا ل إ ذ ا ج ل س ا ل ر ب ع ز و ج ل ع ل ى ا ل ك ر س ي ف ا ق ش ع ر ر ج ل س م ا ه أ ب ي ع ن د و ك ي ع ف غ ض ب و ك ي ع و ق ا ل أ د ر ك ن ا ا ل ا ع م ش و س ف ي ا ن ي ح د ث و ن ب ه ذ ه ا ل ا ح ا د ي ث ل ا ي ن ك ر و ن ه ا

«Рассказал мне имам Ахмад Ибн Ханбаль, сказал он: «Рассказал нам Уаки Ибн аль-Джаррах хадис Исраиля от Исхака от Абдуллаха Ибн Халифы от Умара Ибн аль Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда садится Господь, Свят Он и Велик, на Престол..» и это поразило человека, который присутствовал у Уаки, и Ахмад назвал его. И разгневался Уаки, и сказал: «Мы застали А’маша, и Суфьяна – и они рассказывали эти хадисы и не отрицали их! »

Источник: «Аль-Арш», 2/155

Сказал аз-Захаби, комментируя эти слова:

ق ل ت: و ه ذ ا ا ل ح د ي ث ص ح ي ح ع ن د ج م ا ع ة م ن ا ل م ح د ث ي ن ، أ خ ر ج ه ا ل ح ا ف ظ ض ي ا ء ا ل د ي ن ا ل م ق د س ي 4 ف ي ص ح ي ح ه ، و ه و م ن ش ر ط ا ب ن ح ب ا ن 5 ف ل ا أ د ر ي أ خ ر ج ه أ م ل ا ؟ ، ف إ ن ع ن د ه أ ن ا ل ع د ل ا ل ح ا ف ظ إ ذ ا ح د ث ع ن ر ج ل ل م ي ع ر ف ب ج ر ح ، ف إ ن ذ ل ك إ س ن ا د ص ح ي ح.

ف إ ذ ا ك ا ن ه ؤ ل ا ء 6 ا ل أ ئ م ة: أ ب و إ س ح ا ق ا ل س ب ي ع ي ، و ا ل ث و ر ي ، و ا ل أ ع م ش ، و إ س ر ا ئ ي ل ، و ع ب د ا ل ر ح م ن ب ن م ه د ي ، و أ ب و أ ح م د ا ل ز ب ي ر ي ، و و ك ي ع ، و أ ح م د ب ن ح ن ب ل ، و غ ي ر ه م م م ن ي ط و ل ذ ك ر ه م و ع د د ه م ا ل ذ ي ن ه م س ُ ر ُ ج ا ل ه د ى و م ص ا ب ي ح ا ل د ج ى ق د ت ل ق و ا ه ذ ا ا ل ح د ي ث ب ا ل ق ب و ل و ح د ث و ا ب ه ، و ل م ي ن ك ر و ه ، و ل م ي ط ع ن و ا ف ي إ س ن ا د ه ، ف م ن ن ح ن ح ت ى ن ن ك ر ه و ن ت ح ذ ل ق ع ل ي ه م

«Скажу я: этот хадис достоверный у большой группы мухаддисов. Передал его Хафиз Дыя аль-Макдиси в своём «Сахихе» и он соответствует условиям достоверности Ибн Хиббана, и я не знаю, передал он его или нет.. И раз эти имамы – Абу Исхак ас-Сабии, ас-Саури, Аль-Амаш, Исраиль, Абдур-Рахман Ибн Махди, Абу Ахмад аз-Зубейри, Уаки, Ахмад Ибн Ханбаль, и другие, кого будет очень долго упоминать и пересчитывать, которые являются светильниками прямого пути, освещающими мрак – если они приняли этот хадис, и рассказывали его, и не отрицали его, и не ослабляли его иснад – то кто же мы такие, чтобы порицать его и умничать выдавая себя за более знающих, чем они?!! »

Источник: «Аль-Арш», 2/156

Имам ахли-Сунна Ахмад Ибн Ханбаль

Сказал имам Абдуллах, сын имама Ахмада:

ع ب د ا ل ل ه ب ن أ ح م د ب ن ح ن ب ل ق ا ل: ُ س ئ ل أ ب ي ع م ا ر و ي ف ي ا ل ك ر س ي و ج ل و س ا ل ر ب ع ل ي ه ج ل ا ث ن ا ؤ ه ؟ ر أ ي ت ُ أ ب ي ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ي ص ح ح ه ذ ه ا ل أ ح ا د ي ث ؛ أ ح ا د ي ث ا ل ر ؤ ي ة ، و ي ذ ه ب إ ل ي ه ا ، و ج م ع ه ا ف ي ك ت ا ب و ح د ث ن ا ب ه ا ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه

 

«Был спрошен мой отец о том, что передано касательно аль-Курси (Престола), и сидения Господа на престоле, Свят Он и Велик. И я увидел, как мой отец называет достоверными эти хадисы, и также хадисы о Видении Аллаха, и высказывается в соответствии с их смыслом, и собирает их в книге, и рассказывает нам их, да будет доволен им Аллах»

Источник: «Ас-Сунна», 1/302

Имам Усман Ибн Саид ад-Дарими

Сказал имам ад Дарими, передав этот хадис:

ف ه ا ك أ ي ه ا ا ل م ر ي س ي خ ذ ه ا م ش ه و ر ة م أ ث و ر ة ف ص ر ه ا و ض ع ه ا ب ج ن ب ت أ و ي ل ك ا ل ذ ي خ ا ل ف ت ف ي ه أ م ة م ح م د

«Держи же этот хадис, о аль-Мариси, переданный с иснадом и известный, подойди же к нему, и положи его рядом с твоим тауилем, в котором ты противоречил Умме Мухаммада! »

Источник: «Ан-Накд», 1/427

Ибн Джарир ат-Табари

Сказал Ибн Джарири в тафсире аята аль-Курси:

أ و ل ى ب ت أ و ي ل ا ل آ ي ة م ا ج ا ء ب ه ا ل أ ث ر ع ن ر س و ل ا ل ل ه ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م ، و ه و م ا

«Однако лучшим в толковании этого аята будет то, о чём пришло сообщение от Посланника Аллаха, мир ему, и это:..» и затем привёл этот хадис, опираясь на него

Источник: «Тафсир ат-Табари», 5/400

Коды аз-Загуни аль-Ханбали

Сказал Коды аз-Загуни в одном из своих трудов:

و ق د أ و ر د ت ه ف ي غ ي ر ه ذ ا ا ل ك ت ا ب ع ل ى و ج ه ٍ ل ا س ب ي ل إ ل ى د ف ع ه و ر د ه إ ل ا ب ط ر ي ق ا ل ع ن ا د ، و ل ا ط ُ ع ِ ن َ ف ي ص ح ت ه إ ل ا ب ط ر ي ق ا ل م ك ا ب ر ة

«Я привёл этот хадис в другой книге, таким образом, что не возможно оттолкнуть его и отвергнуть, кроме как упрямо противостоя истине, и не может быть подвергнута сомнению его достоверность, кроме как посредством упрямства против истины»

См. «Исбат аль-Хадд», 156

Имам хафиз Дыяуддин аль-Макдиси

Дыяуддин аль-Макдиси передал его в своём «Сахихе» (сборнике достоверных на его условиях хадисов) см. «Аль-Мухтара», 156

Имам Ад-Дашти аль-Ханбали

Сказал имам ад Дашти приведя этот хадис:

ه ذ ا ح د ي ث ص ح ي ح ر و ا ت ه ع ل ى ش ر ط ا ل ب خ ا ر ي و م س ل م ف ه و ك م ا ق ا ل ر س و ل ا ل ل ه ، و م ع ن ا ه ع ل ى م ا ي ل ي ق ب ه ، ل ا ن د خ ل ف ي ذ ل ك م ت أ و ل ي ن ب آ ر ا ئ ن ا ، و ل ا م ت و ه م ي ن ب أ ه و ا ئ ن ا ، و ق د أ خ ر ج ه ذ ا ا ل ح د ي ث ع ا م ة ا ل ع ل م ا ء م ن أ ئ م ة ا ل م س ل م ي ن ف ي ك ت ب ه م ا ل ت ي ق ص د و ا ف ي ه ا ن ق ل ا ل أ خ ب ا ر ا ل ص ح ي ح ة ، و ت ك ل م و ا ع ل ى ت و ث ق ة ر ج ا ل ه ، و ت ص ح ي ح ط ر ي ق ه ، و م م ن ر و ا ه ا ل إ م ا م أ ح م د ب ن ح ن ب ل ، و أ ب و ب ك ر ا ل خ ل ا ل ، و ص ا ح ب ه أ ب و ب ك ر ع ب د ا ل ع ز ي ز ، و أ ب و ع ب د ا ل ل ه ا ب ن ب ط ة.و ق د ر و ا ه أ ب و م ح م د ا ل خ ل ا ل ف ي ك ت ا ب ا ل ص ف ا ت ل ه ، و ر و ا ه أ ب و ا ل ح س ن ا ل د ا ر ق ط ن ي ف ي ك ت ا ب ا ل ص ف ا ت ا ل ذ ي ج م ع ه ، و ض ب ط ط ر ق ه ، و ح ف ظ ع د ا ل ة ر و ا ت ه ، و ك ا ن ا ل د ا ر ق ط ن ي م ن أ ص ح ا ب ا ل ح د ي ث م ن أ ص ح ا ب ا ل ش ا ف ع ي

 

«Этот хадис достоверен, его передатчики соответствуют условиям аль-Бухари и Муслима, и всё обстоит так, как сказал Посланник Аллаха, и его смысл – подходящий Аллаху, и мы не входим в это делая тауиль согласно нашим взглядам, или представляя что то в соответствии с нашими страстями.И передали этот хадис все ученые из числа имамов мусульман в своих книгах, которыми они хотели передачу достоверных сообщений, и поговорили о достоверности его передатчиков, и удостоверении его путей.

И из тех кто передал его – имам Ахмад Ибн Ханбаль, и Абу Бакр аль-Халляль, и его ученик Абу Бакр Ибн Абдуль Азиз, и Абу Абдуллах Ибн Батта. И его передал Абу Мухаммад аль-Халляль в его книге о Сыфатах, и его передал Абу Хасан ад-Даракутни в книге «Ас-Сыфат», который собрал эту книгу, и упорядочил пути хадисов переданных в ней, и следил за праведностью их передатчиков.И ад-Даракутни был из числа мухаддисов шафиитов»

Источник: «Исбат аль-хадд», 150

Шейх уль Ислам Ибн Теймия

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

ح د ي ث ع ب د ا ل ل ه ب ن خ ل ي ف ة ا ل م ش ه و ر ا ل ذ ي ي ر و ى ع ن ع م ر ع ن ا ل ن ب ي ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م ، و ق د ر و ا ه أ ب و ع ب د ا ل ل ه م ح م د ب ن ع ب د ا ل و ا ح د ا ل م ق د س ي ف ي " م خ ت ا ر ه ". و ط ا ئ ف ة م ن أ ه ل ا ل ح د ي ث ت ر د ه ل ا ض ط ر ا ب ه ، ك م ا ف ع ل ذ ل ك أ ب و ب ك ر ا ل إ س م ا ع ي ل ي ، و ا ب ن ا ل ج و ز ي ، و غ ي ر ه م. ل ك ن أ ك ث ر أ ه ل ا ل س ن ة ق ب ل و ه. و ف ي ه ق ا ل " إ ن ع ر ش ه " أ و " ك ر س ي ه " " و س ع ا ل س م و ا ت و ا ل أ ر ض ، و إ ن ه ي ج ل س ع ل ي ه

«Известный хадис Абдуллаха Ибн Халифы который он передает от Умара, от Пророка, мир ему – передал его Абу Абдуллах Мухаммад ИбнАбдуль Вахид аль-Макдиси в «Аль-Мухтара». Группа из ахлюль хадис отвергает его под причиной иддтираба, как сделали это Абу Бакр аль-Исмаили и Ибн аль-Джоузи и другие. Однако большинство ахли-Сунна приняли его. И в нём пришло, что Его Трон или Престол обьемлет небеса и землю, и что Он сидит на нём»

Источник: «Маджму аль-фатауа», 19-435

Ибн Аль-Каййим

Привел имам Ибн аль-Каййим этот хадис, упоминая то, как сахабы разбирались в Сыфатах Аллаха, и упомянул что ученые удостоверяли его и не порицали см. «Мухтасар ас-сауаик аль-мурсаля», 1/696

И аргументировал имам Ибн аль-Каййим этим хадисом в «Хашия аля сунан Аби Дауд», 7-98, и опроверг тех кто ослабляют его.

Аз-Захаби

Сказал аз-Захаби, комментируя эти слова:

ق ل ت: و ه ذ ا ا ل ح د ي ث ص ح ي ح ع ن د ج م ا ع ة م ن ا ل م ح د ث ي ن ، أ خ ر ج ه ا ل ح ا ف ظ ض ي ا ء ا ل د ي ن ا ل م ق د س ي ف ي ص ح ي ح ه ، و ه و م ن ش ر ط ا ب ن ح ب ا ن 5 ف ل ا أ د ر ي أ خ ر ج ه أ م ل ا ؟ ، ف إ ن ع ن د ه أ ن ا ل ع د ل ا ل ح ا ف ظ إ ذ ا ح د ث ع ن ر ج ل ل م ي ع ر ف ب ج ر ح ، ف إ ن ذ ل ك إ س ن ا د ص ح ي ح.

ف إ ذ ا ك ا ن ه ؤ ل ا ء 6 ا ل أ ئ م ة: أ ب و إ س ح ا ق ا ل س ب ي ع ي ، و ا ل ث و ر ي ، و ا ل أ ع م ش ، و إ س ر ا ئ ي ل ، و ع ب د ا ل ر ح م ن ب ن م ه د ي ، و أ ب و أ ح م د ا ل ز ب ي ر ي ، و و ك ي ع ، و أ ح م د ب ن ح ن ب ل ، و غ ي ر ه م م م ن ي ط و ل ذ ك ر ه م و ع د د ه م ا ل ذ ي ن ه م س ُ ر ُ ج ا ل ه د ى و م ص ا ب ي ح ا ل د ج ى ق د ت ل ق و ا ه ذ ا ا ل ح د ي ث ب ا ل ق ب و ل و ح د ث و ا ب ه ، و ل م ي ن ك ر و ه ، و ل م ي ط ع ن و ا ف ي إ س ن ا د ه ، ف م ن ن ح ن ح ت ى ن ن ك ر ه و ن ت ح ذ ل ق ع ل ي ه م

«Скажу я: этот хадис достоверный у большой группы мухаддисов. Передал его Хафиз Дыя аль-Макдиси в своём «Сахихе» и он соответствует условиям достоверности Ибн Хиббана, и я не знаю, передал он его или нет.. И раз эти имамы – Абу Исхак ас-Сабии, ас-Саури, Аль-Амаш, Исраиль, Абдур-Рахман Ибн Махди, Абу Ахмад аз-Зубейри, Уаки, Ахмад Ибн Ханбаль, и другие, кого будет очень долго упоминать и пересчитывать, которые являются светильниками прямого пути, освещающими мрак – если они приняли этот хадис, и рассказывали его, и не отрицали его, и не ослабляли его иснад – то кто же мы такие, чтобы порицать его и умничать выдавая себя за более знающих, чем они?!! »

Источник: «Аль-Арш», 2/156

Шейх Абдур Рахман Ибн Хасан, автор «Фатх аль-Маджид»

Привел шейх Абдур-Рахман Ибн Хасан этот хадис аргументируя им и передал слова ученых о его достоверности см. «Фатх аль-Маджид», 1-378

Шейх Сулейман Ибн Сахман

Сказал шейх Сулейман Ибн Сахман:

(ي ف ص ح ع ن ا س ت و ا ء ا ل ل ه ت ع ا ل ى ع ل ى ا ل ع ر ش ب م ث ل ا ل ج ل و س ع ل ي ه ).

ف ا ل ج و ا ب أ ن ن ق و ل: ق د ج ا ء ا ل خ ب ر ب ذ ل ك ع ن أ م ي ر ا ل م ؤ م ن ي ن ع م ر ب ن ا ل خ ط ا ب ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه ا ل ذ ي ض ر ب ا ل ل ه ا ل ح ق ع ل ى ل س ا ن ه

«Что же касается его слов, где он порицает тех, кто описывает возвышенность Аллаха над Троном как сидение на нём, то в ответ мы скажем – пришло сообщение об этом от Умара Ибн аль-Хаттаба, амира правоверных, на языке которого Аллах выявил истину..» затем имам привёл хадис Умара, и привёл слова имамов о его достоверности

Источник: «Дыя аш-шарик фи кашф шубухат аль-мазик аль-марик», 2/66

Шейх Насыр аль-Фахд

Шейх Насыр аль-Фахд также склонился к достоверности данного хадиса, см. «Аль-Илям би мухаляфат аль-мувафакат уаль и’тисам», 49

Шейх Абдуль Азиз Ибн Фейсал ар Роджихи

Шейх Абдуль Азиз Ибн Фейсал ар Роджихи также назвал хадис достоверным и привёл слова имамов см. «Кудум катаиб аль Джихад», 92

--

И передали этот хадис большое количество имамов в своих книгах по акыде, аргументируя им против джахмитов.

И если кто то из ахли Сунна и поговорил в нём об иснаде, хотя большинство и приняло его, то никто из саляфов не порицал его матн, и никто никогда не говорил что подобное недопустимо утверждать для Аллаха (!!! ), и что это сыфат человека (!!!!!! ), а порицали его лишь джахмиты и кто подвергся их влиянию из числа поздних.

Второй довод

 

Хадис Са’ляба Ибн аль-Хакама, да будет доволен им Аллах, сказал он: «Сказал Пророк, мир ему: «Скажет Аллах учёным в Судный День, когда сядет на своем Престоле для суда между рабами..» и до конца хадиса

Передали его Ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-Кабир», 2-1381, от него Абу Нуейм в «Аль-Ма’рифа», 1387, и другие.

Назвали его достоверным многие хафизы

Ибн Касир

Сказал Ибн Касир:

إ س ن ا د ه ج ي د

«Его иснад хороший»

См. «Тафсир Ибн Касир», 5-272

Аль-Мунзири и ан-Наджи

Сказал аль-Мунзири:

ر و ا ت ه ث ق ا ت

«Его передатчики достоверные»

См. «Ат-Тархиб уа ат таргиб», 1/81

И не прокритиковал его хафиз ан-Наджи в послании которое он написал об ошибках хафиза аль-Мунзири в ат-Таргиб уа ат Тархиб, признав правоту его слов см. «Аджаля аль-Имля»

Ад-Димьяты

Сказал ад-Димьяты:

إ س ن ا د ه ج ي د

«Его иснад хороший»

См. «Ат-Таджир ар-Робих», 19

Аль-Хейсами

Сказал аль-Хейсами:

ر ج ا ل ه م و ث ق و ن

«Его передатчики удостоверенные»

См. «Маджма аз-заваид», 1/131

Аль-Бусейри

Сказал аль-Бусейри:

س ن د ر و ا ت ه ث ق ا ت

«Передатчики этого иснада достоверные»

См. «Аль-Итхаф», 8-266

Ас-Суюты

Сказал ас-Суюты:

ر ج ا ل ه ث ق ا ت

«Его передатчики достоверные»

См. «аль-Будур ас-сафира», 281

Что же касается ослабления этого хадиса аль-Альбани под предлогом того, что в его иснаде есть Аля ибн Масляма, то это ошибка насиха, и пришло у Ибн Касира в цитате из «Муджама» ат Табарани, и также у Абу Нуейма в «Ма’рифа» при передаче от своего шейха ат-Табарани его имя как Аля Ибн Салям, и в нем нет проблем, в отличие от Аля Ибн Масляма которого. И нет сомнений что Абу Нуейм лучше знает иснады своего шейха, чем шейх аль Альбани. На это указал шейх Адиль аль-Хамдан при тахкыке асара, см. «Исбат аль-Хадд», 69.

И в любом случае, мы не знаем никого до шейха аль-Альбани, кто ослабил бы этот хадис. Аллах знает лучше.

Третий довод

Хадис, который передал ат-Табарани, от Анаса Ибн Малика, от Пророка, в котором Пророк сказал среди прочего: «..и сидит Он на своём Престоле».

Передал его ат-Табарани, в «Аль-Авсат», 2/314, и Дыя аль-Макдиси в «Сахихе», 3/14, и другие.

Сказал шейх Абдуллах аль-Халифи: «Самое сильное что передано о качестве «Аль-Джулус» - то что передал ат-Табарани в «Аль-Авсат», затем привёл этот хадис, и разьяснил что все его передатчики достоверные, и есть лишь разногласие касательно Халида Ибн Мухаллида, и большинство, в том числе аль-Бухари и Муслим, принимали его хадисы. См. «Ад-Дифа ан хадис аль-джария», 1/69

И привёл его в своём «Сахихе» имам Дыя аль-Макдиси, и также видел слова некоторых современников которые назвали его достоверным.

Четвёртый довод

Хадис, который передал ат-Тирмизи, с иснадом от Абу Хурейры, от Пророка, где Пророк, мир ему, среди прочего сказал, рассказывая о словах верующих в Раю: «Истинно, мы сидим сегодня с нашим могучим Господом»

Передал его ат-Тирмизи, 2472, и Ибн Маджа, 4327, Ибн Хиббан в «Сахихе», 16/486, Ибн Аби Асым в «Ас-Сунна», 598, Аль-Аджурри в «Аш-Шариа», 599, и другие.

И большинство хафизов склонились к удостоверению этого хадиса.

1. Передал его Ибн Хиббан в «Сахихе»

2. Сказал хафиз Аль-Мунзири:

ع ب د ا ل ح م ي د ه و ك ا ت ب ا ل أ و ز ا ع ي م خ ت ل ف ف ي ه و ب ق ي ة ر و ا ة ا ل إ س ن ا د ث ق ا ت

«Абдуль Хамид в нем есть разногласие, а остальные его передатчики достоверные»

см. «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», 4-393

3. Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

ق َ د ْ ر َ و َ ى ه َ ذ َ ا ا ل ْ ح َ د ِ ي ث َ " ا ب ْ ن ُ ب َ ط ّ َ ة َ " ف ِ ي ( ا ل ْ إ ِ ب َ ا ن َ ة ِ ) ب ِ أ َ س َ ا ن ِ ي د َ ص َ ح ِ ي ح َ ة

«Передал этот хадис Ибн Батта в «Аль-Ибана» с достоверными иснадами от аль-Аузаи..» затем упомянул их, см «Маджму аль-фатауа», 6/417

4. Также поговорил о нём имам Ибн аль-Каййим в «Хади аль-Арвах», 1/183, и привел доводы на его достоверность

5. Ибн Хаджар аль-Хейтами (да даст ему Аллах по заслугам! ) также сказал что передатчики этого хадиса достоверны, см. «Аз-Зауаджир», 2/261

Заключение этого раздела:

Знай, да помилует тебя Аллах, что лишь первого хадиса, который великие имамы саляфы встретили с принятием, хватит для утверждения этого Сыфата для Всевышнего Аллаха. Что же говорить, когда к этому добавляются другие хадисы, которые назвали достоверными имамы и хафизы? Что же говорить, если учесть, что мы оставили упоминание большого количества хадисов в этом разделе, которые ближе к слабости чем к достоверности, однако которые годятся для усиления этого смысла и указывают на то, что у него есть основа?

Что же говорить, после того, как читатель увидит, что тафсир «Аль-Истива» как «Аль-Джулус» пришёл от сподвижников, которые не говорят в таких вопросах по своим страстям, а узнавали основы религии от Пророка, мир ему? Что же говоритьпосле того, как читатель увидит в следующих разделах слова великих имамов саляфов, утвердивших этот тафсир? Что же говорить, когда любой кто ознакомится с книгами саляфов, убедится полным убеждением, что они приводили хадисы, где упоминается «Аль-Джулус», аргументируя ими против джахмитов, и ни один из саляфов и имамов ахли-Сунна даже если и ослаблял отдельный из этих хадисов – то никогда не порицал их матн за то, что там содержится упоминание Сидения Аллаха на Троне?

И если это разьяснится, то станет ясна истина, и что это убеждение наших праведных предков, предельно далеких от таджсима и ташбиха.

 

Слова сподвижников

Слова табиинов

Икрима и Хасан аль-Басри

Сказал имам аль-Хакам Ибн Мабад аль-Хузаи:

ح د ث ن ا م ح م د ب ن ح ا ت م ث ن ا ا ل ف ض ل ب ن ع ب ا س ث ن ا ع ب د ا ل ر ح م ن ب ن ث ا ب ت ع ن ي ز ي د ب ن ه ا ر و ن ع ن ع ب ا د ب ن م ن ص و ر ق ا ل س أ ل ت ا ل ح س ن و ع ك ر م ة ع ن ق و ل ه ا ل ر ح م ن ع ل ى ا ل ع ر ش ا س ت و ى ف ق ا ل ا ج ل س

«Рассказал мне Мухаммад Ибн Хатим, что рассказал ему Аль-Фадль Ибн Аббас, что рассказал ему Абдур-Рахман Ибн Сабит, от Язида Ибн Харуна, от Уббада Ибн Мансура, что он сказал: «Я спросил аль-Хасана и Икриму о смысле слова Всевышнего: «Милостивый возвышен над Троном», и они ответили: «Это значит «Сидит»

Источник: «Ар-Ру’я»

И иснад этого асара хороший, и также сказал Усама Ибн Атая в своем тахкыке.

Муджахид Ибн Джабр

Сказал Муджахид, делая тафсир аята: «И Аллах выведет тебя на хвалимое место» (Аль-Исра, 79):

ي ج ل س ه م ع ه ع ل ى ا ل ع ر ش

«Аллах посадит его рядом с Собой на Трон»

Передал его имам аль-Халляль в «Ас-Сунна», 264, 248.

И придет отдельный раздел об данном асаре Муджахида в одной из частей работы.

Сулейман Ибн А’маш

Уже упоминалось, что он рассказывал хадисы о Сидении Аллаха на Троне и не порицал их

 

Слова саляфов и ученых

Хориджа Ибн Мус’аб

Хориджа Ибн Мус’аб – имам и алим Хорасана, табии табиин, ученик Аюба Ас-Сахтияни, Умара Ибн Динара, и других великих имамов, и учитель Абдур-Рахмана Ибн Махди, Уаки, Нуейма Ибн Хаммада и других имамов саляфов. Был слабым в хадисе, но не никто не касался его акыды

Сказал Хориджа, прочитав аят: «Милостивый возвышен над Троном»

و َ ه َ ل ْ ي َ ك ُ و ن ُ ا ل ا س ْ ت ِ و َ ا ء ُ إ ِ ل ّ َ ا ا ل ْ ج ُ ل ُ و س ُ

«И разве является аль-истиуа чем то, кроме как аль-джулус (сидением)? »

Данный асар передали: ученик Ахмада Харб аль-Кирмани, в «Масаиль», 3/1118, имам аль-Халляль, в «Ас-Сунна», 1691, Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль, «Ас-Сунна», 10, Ибн Батта, «Аль-Ибана», 330, и упомянули этот асар в тафсире аль-Истива Ибн аль-Каййим в «ас-Сауаик аль-Мурсаля», 4/1303, и Ибн Усаймин, см. «Маджму ар-расаиль уаль фатауа», 1-135, и его иснад достоверен.

Имам ад-Дашти аль-Ханбали

Написал книгу под названием «Исбат аль-Хадд лиЛлях уа аннаху коидун аля аршихи» (Утверждение границы для Аллаха и того, что Он сидит на своем Троне), где привел ясные доводы и слова саляфов на утверждение этого качества для Всевышнего и Могучего Аллаха.

Имам Ибн аль-Мухибб

Сказал имам Ибн аль-Мухибб, ученик Ибн Теймии и автор самой подробной и широкой книги о Сыфатах Аллаха, которая к сожалению до сих пор не вышла из рукописного вида ввиду сложности почерка автора:

ب ا ب ا ل ق ع و د

«Раздел о Качестве «Сидение»

Затем привел хадисы и асары утверждающие Сидение Всевышнему Аллаху

См. «Ас-Сыфат», 90 лист, см. «Тахкык Исбат аль-Хадд», 77

Шейх Сулейман Ибн Сахман

Опроверг шейх Сулейман Ибн Сахман тех, кто упрекает ахли-Сунна, что они утверждают для Аллаха Сидение, приведя хадис Умара, признание учёных ему, и слова ученых об утверждении Сидения, и затем сказал:

ف إ ذ ا ث ب ت ه ذ ا ع ن أ ئ م ة أ ه ل ا ل إ س ل ا م ، ف ل ا ع ب ر ة ب م ن خ ا ل ف ه م م ن ا ل ط غ ا م أ ش ب ا ه ا ل أ ن ع ا م.

«И раз достоверно это от имамов людей Ислама, то не оборачиваются к словам противоречащих их невежд подобных скоту»

Источник: «Дыя аш-Шарик», 2-68

Шейх Ибн Усаймин

Был спрошен шейх Ибн Усаймин о тафсире аль-Истива как «Аль-Джулус», и он обьяснил, что в арабском языке Сидение входит в смысл аль-Истива, затем сказал:

ه و ج ا ل س ، ل ك ن ه ل ي ص ح أ ن ن ع د ي ه إ ل ى ا س ت و ا ء ا ل ل ه ع ل ى ا ل ع ر ش ؟ ه ذ ا م ح ل ن ظ ر ، ف إ ن ث ب ت ع ن ا ل س ل ف أ ن ه م ف س ر و ا ذ ل ك ب ا ل ج ل و س ف ه م أ ع ل م م ن ا ب ه ذ ا ، و إ ل ا ف ف ي ه ن ظ ر

«Однако верным ли будет распространить это на Истива Всевышнего Аллаха над Троном? Это точка рассмотрения. Если достоверно от саляфов, что они говорили что смысл аль-Истива- это Сидение, то они были более знающими чем мы об этом! Но если они не говорили так, то в этом проблема»

Источник: «Лика аль-баб аль-мафтух», 11

Скажу: да воздаст Аллах благом шейху Ибн Усаймину, который связал это с позицией саляфов, а не со своими рассуждениями и воззрениями, и вы видели позицию саляфов.

И шейх Ибн Усаймин в более позднем мнении судя по всему склонился к достоверности этого мнения, приведя асар Хариджа Ибн Мус’аба разьясняя смысл аль-Истива, и указав, что об этом пришёл хадис от Пророка в «Муснаде» имама Ахмада, см. «Маджму ар-расаиль уаль фатауа», 1-135

25. Шейх Абдуль Азиз Ибн Фейсал ар Роджихи [1]

Сказал шейх Абдуль Азиз Ибн Фейсал ар Роджихи, комментируя асар Хариджи:

«Этот асар – в нём нет ни пылинки, ведь действительно, разве является аль-Истива чем то кроме Сидения? И это из смыслов аль-Истива. У аль-Истива в языке несколько смыслов, и узнается требуемый по контексту и по словесной формулировке. И из контекста аята, мы узнали, что подразумеваемое словами «Милостивый истава над Троном» - что Он Возвышен и Сидит, однако так, как подобает Его Величию, Свят Он и Велик, и мы не придаем этому образ, и не истолковываем это, и не отрицаем, и не уподобляем»

Источник: «Кудум катаиб аль-джихад ли газви ахлиль зандакати уаль ильхад», 101, на эту книгу также сделал такдим и похвалил ее шейх Солих аль Фаузан

Шейх Насыр аль-Фахд

Шейх Насыр аль-Фахд подробно поговорил об этом вопросе, и привел хадисы и асары, и сказал:

ف ا ل ح ا ص ل أ ن ص ف ة ا ل ق ع و د و ا ل ج ل و س ك ا ن ا ل س ل ف ي ذ ك ر و ن ه ا و ل ا ي ن ك ر و ن ه ا ل أ ن ه ذ ا س ب ي ل ا ل ص ف ا ت ك ل ه ا ف إ ن ه ا ت ث ب ت ع ل ى م ا ي ل ي ق ب ا ل ل ه س ب ح ا ن ه و ت ع ا ل ى

«И суть – что сыфат «Сидение» упоминали саляфы и не порицали его! И это путь во всех сыфатах – мы утверждаем их как приличествует Всевышнему Аллаху, Свят Он»

Источник: «Аль-Илям би мухаляфат аль-мувафакат уаль итисам», 1-49

И в заключение раздела скажем, что утверждение Сидения для Всевышнего Аллаха – достоверно и известно от саляфов и великих имамов, и пришли об этом хадисы Посланника, мир ему. И если даже кто-то из ученых ахли-Сунна и не утверждал его, то это потому что до него недошли тексты и слова саляфов, но никто из имамов ахли-Сунна не говорил, что Сидение нельзя утверждать Аллаху так как это качество тел, или качество людей, и прочую джахмитско-калямитскую ересь.

 

Имам Абу аль-Аббас ад-Дури

Сказал имам Абу аль-Аббас ад-Дури, великий имам мухаддис, ближайший ученик имама Яхьи Ибн Маина, и шейх Абу Дауда, Ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджи, и других имамов:

ل ا َ ي َ ر ُ د ّ ُ ه َ ذ َ ا إ ِ ل ا ّ َ م ُ ت ّ َ ه َ م ٌ

«Отвергает этот хадис лишь обвиняемый»

Источник: «Ас-Сунна» ли аль-Халляль, 1-217

Имам Усман Ибн Аби Шейба

Сказал имам Усман Ибн Аби Шейба, перечислив шейхов кто передавал этот хадис:

و َ ل ا َ أ َ ع ْ ل َ م ُ أ َ ح َ د ً ا م ِ م ّ َ ن ْ ذ َ ك َ ر ْ ت ُ ع َ ن ْ ه ُ ه َ ذ َ ا ا ل ْ ح َ د ِ ي ث َ , إ ِ ل ا ّ َ و َ ق َ د ْ س َ ل ّ َ م َ ا ل ْ ح َ د ِ ي ث َ ع َ ل َ ى م َ ا ج َ ا ء َ ب ِ ه ِ ا ل ْ خ َ ب َ ر ُ , و َ ك َ ا ن ُ و ا أ َ ع ْ ل َ م َ ب ِ ت َ أ ْ و ِ ي ل ِ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن ِ و َ س ُ ن ّ َ ة ِ ا ل ر ّ َ س ُ و ل ِ ص َ ل ّ َ ى ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ م ِ م ّ َ ن ْ ر َ د ّ َ ه َ ذ َ ا ا ل ْ ح َ د ِ ي ث َ م ِ ن َ ا ل ْ ج ُ ه ّ َ ا ل ِ , و َ ز َ ع َ م َ أ َ ن ّ َ ا ل ْ م َ ق َ ا م َ ا ل ْ م َ ح ْ م ُ و د َ ه ُ و َ ا ل ش ّ َ ف َ ا ع َ ة ُ ل ا َ م َ ق َ ا م َ غ َ ي ْ ر ُ ه ُ

«Я не знаю никого, из тех от кого я упомянул этот хадис, кроме как он принял этот хадис так как он пришёл, и они были более знающими людьми о толковании Корана и Сунны Посланника Аллаха, мир ему, чем те невежды, кто его отверг, и заявил что достохвальное место – это только заступничество, и нет другого достохвального места»

Источник: «Ас-Сунна», аль-Халляль, 1-246

Имам Яхья Ибн Аби Толиб

Сказал имам Яхья Ибн Аби Толиб, ученик таких имамов как Язид Ибн Харун, Абу Дауд ат-Таялиси, и шейх таких имамов, как Ибн Аби Дунья, Абу Бакр ан Наджад, и других:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.096 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь