Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1. Идеология, ее структура, функции и роль в обществе
План: 1. Понятие идеологии и его основные интерпретации в истории общественно-политической мысли. 2. Роль идеологии в современном обществе. Концепции деидеологи-зации и реидеологизации. 3. Структура и функции идеологии. 4. Идеология и мировоззрение. 5. Идеология и политика. 6. Идеология и пропаганда. 1. Понятие идеологии и его основные интерпретации в истории общественно-политической мысли. Различные формы идеологии существовали на протяжении веков, однако само понятие для обозначения идеологии как явления социальной жизни возникло в конце XVIII в. Понятие «идеология» (от греч. ι δ έ α – ‘идея, образ’ и logos – ‘мысль, слово, понятие, суждение, знание, учение’) в научный оборот ввел французский философ и экономист Антуан Дес-тют де Траси (1754–1836). Мыслитель рассматривал «идеологию» как особую науку об общих законах происхождения, причинах формирования, развития идей и их функционировании в обществе. Он считал, что идеология должна стать основой всего свода наук о природе человеческого общества, прежде всего таких, как политика, этика, педагогика. При жизни де Траси «идеология» не была признана как наука – пришедший к власти Наполеон считал, что любая идеология оторвана от практических вопросов общественной жизни и реальной политики и не имеет ни содержания, ни смысла. К концу наполеоновского правления сам термин «идеология» стал синонимом поверхностного философствования, оторванного от конкретной действительности. В целом такое отношение к идеологии характерно для всего XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс относились к идеологии столь же негативно, как и Наполеон, с тем отличием, что трактовали в своих работах это понятие не как пустое оторванное от реальности философствование, но как ложное сознание господствующего класса, порождающее искаженное представление о действительности с целью обоснования права этого класса на власть. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, идеология подчиняется общим закономерностям развития общества и на первом этапе может быть прогрессивной, а затем превращаться в реакционную. Так, например, буржуазная идеология вначале своего существования играла прогрессивную роль, а затем превратилась в препятствие дальнейшего общественного развития. В связи с этим утверждалась необходимость преодоления ложной и реакционной буржуазной идеологии и создания новой, объективной теории общества и исторического процесса. Именно этим требованиям соответствовало, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, их собственное учение, которое они идеологией не считали и не называли. Кроме того, поскольку ложное сознание, или идеология, основывалась на классовом неравенстве, то согласно марксистскому учению считалось, что с исчезновением противоположных классов идеологии прекратят свое существование. В. Ленин вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом трактовал идеологию с классовых позиций, но в отличие от них, понимал ее как одну из разновидностей научного знания, в систематической форме обосновывающую стремление того или иного класса к политической власти. Однако В. Ленин считал, что только в случае с идеологией пролетариата научность и объективность отражения действительности совпадают, поскольку интересы именно этого класса соответствуют интересам прогрессивного развития всего человечества. Таким образом, Ленин назвал марксизм подлинно научной идеологией, соответствующей всем требованиям объективности, а по отношению к буржуазной идеологии сохранил отрицательный смысл, утверждая при этом коренную несовместимость марксистской социалистической идеологии и идеологии буржуазной. С образованием СССР марксистско-ленинская идеология стала официальной государственной идеологией, безраздельно господствовавшей на протяжении десятилетий в общественном сознании и определявшей основу и характер всей внутренней и внешней политики и всей жизни страны. В советской марксистской традиции под идеологией понимали духовную культуру вообще, различные формы общественного сознания, к идеологии, таким образом, с соответствующими оценками могла быть отнесена наука, философия, религия, мораль, эстетическое, политическое и правовое сознание. С конца XIX в. первоначальный смысл понятия «идеология» меняется – оно обозначает уже не науку, исследующую идеи, а сами идеи (теории, системы взглядов, идеалов, убеждений и ценностей), отражающие интересы определенного социального слоя, партии, группы людей, государства. В XX в. понятие «идеология» еще более расширилось, в него стали включать различные философские системы, социальные теории, учения и верования. Например, Т. Парсонс рассматривал идеологию с позиций функционального подхода и акцентировал внимание не на природе и специфике идеологии, а на ее предназначении в обществе. Поэтому он интерпретировал идеологию как систему ценностей конкретного общества, выступающую в качестве универсальных ориентаций социальной деятельности. Со второй половины ХХ в. в западном социально-гуманитарном знании под идеологией чаще всего стали понимать форму рационализации (то есть осмысление и упорядочивание) существующих социальных практик, в том числе политических (Э. Дюркгейм, К. Манхейм и др.). Социально-политическая действительность здесь понимается как первичная реальность, а идеология – как ее оправдание и обоснование. Современная политология переводит вопросы идеологии из сферы взаимоотношения классов в сферу семиотики (знаков, символов), то есть идеология – это символическое оформление политики. Согласно современной интерпретации, идеология – это система взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. 2. Роль идеологии в современном обществе. Концепции деи-деологизации и реидеологизации. С конца XIX в. утвердилось представление о том, что идеология является атрибутом всякого общества, так как выражает интересы различных социальных классов, слоев и групп. Однако Первая и Вторая мировые войны, признание неэффективности социалистической идеологии (разоблачение сталинских преступлений Н. Хрущевым и стремительное распространение ревизионистских версий марксизма в Западной Европе), осознание античеловечности фашистского и нацистского режимов в Италии, Германии и Испании, а также возрастающее господство технологий в жизни общества и регулировании социальных процессов в 1960-е гг., привели к появлению концепции деидео-логизации (ее сторонниками были Д. Белл, А. Арон, Дж. Гэлбрэйт, С. Липсет и др.). Данная концепция провозглашает «конец идеологии», предлагает вообще отказаться от нее и следовать прагматичному интересу, что при широком развертывании научно-технической революции и технологии, в том числе и в политической сфере, будет способствовать освобождению от морально-8 идеологической цензуры. Господство научного, инструментального знания, по мнению сторонников деидеологизации, приведет к состоянию, когда социальные проблемы будут разрешаться исключительно при помощи технологий, в результате чего человеку будут предложены алгоритмы, программы и рецепты удовлетворения его потребностей (например, способы получения и траты денег, отдыха, восстановления душевного комфорта и т. п.). В качестве аргументов в пользу своей концепции сторонники деидеологизации приводили объективные социальные процессы и явления, происходившие в то время в развитых странах Запада и ставившие под вопрос ведущую роль идеологии в общественном развитии. Исследователи обратили внимание на следующие особенности современных обществ: массовый характер, то есть превращение общества в однородную массу, а человека – в ее единицу; унификация приоритетов и образа жизни людей – приведение их к единой форме; технологизация жизнедеятельности людей – широкое использование и распространение технологий, в том числе социальных; кризис традиционных моделей социальной интеграции, когда общественные институты морали, религии, семьи и другие не могут выполнять свои прежние функции, а в обществе отсутствует единая система ценностей и ее обоснование. В этой связи американский экономист и социолог Т. Веблен выдвинул идею «революции инженеров», предполагающую переход в их руки власти не только на производстве, но и в обществе, где традиционная политика превратится в технократию. Но уже в 1970-е гг. была признана неэффективность и разрушительность проникновения технологии во все сферы общественной жизни и предложена концепция реидеологизации, которая предполагает восстановление роли идеологии в современном обществе. Стремление к полезности, выгоде, эффективности, успеху дает человеку только материальные блага и временное удовлетворение, при этом возникает ряд проблем, связанных с потерей человеком смысла жизни и нарушением традиционных нравственных ценностей и социальных связей, с редуцированием (низведением) межличностных отношений к функциональным и т. п. Поскольку эти проблемы не могут быть решены посредством технологий, предлагается восстановить идеологию в широком ее понимании – как систему базовых социальных ориентиров и ценностей в обществе. Так как идеология наряду с экономикой и политикой является необходимым элементом общественных отношений, ее уничтожение, или полная деидеологизация общества вряд ли возможны. Речь может идти только об ограничении стремления определенной политиче-9 ской силы навязать обществу одну единственно верную идеологию или о запрещении антигуманной идеологии, например фашистской. 3. Структура и функции идеологии. Современная политическая идеология как система представляет собой сложную многослойную структуру, в которой в зависимости от степени близости идеологических установок к повседневной жизни и их практического применения обычно выделяют три уровня функционирования, обеспечивающие ее воздействие на общество и превращение в ориентацион-но-мотивационную модель политического поведения. I. Концептуальный уровень. На этом уровне формулируются ос II. Программно-политический уровень. На этом уровне социаль III. Актуализированный уровень. Этот уровень характеризует Структуру идеологии образует взаимосвязь чувственно-эмоциональных и рациональных компонентов. Основными элементами идеологии являются убеждения, ценности, нормы и принципы. Идеологические убеждения - это представления людей об обществе и путях его развития, в которые люди верят. Через убеждения происходит переход от знания к практической деятельности, формируются мотивы участия в жизни общества. Ценности - это значимые для людей явления или предметы (материальные блага, духовные и нравственные качества, идеи и др.), в существовании которых люди заинтересованы. Ценности выступают как ориентиры в деятельности человека, как своеобразные сверхзадачи, которые определяют ближайшие цели и пути их достижения. Так, например, ценность личности обусловливает цель построения демократического социального правового государства, способствующего ее полноценному существованию и гармоничному развитию. Принципы - это практически значимые идеи, определяющие нормы поведения и деятельности (например, принципы гуманизма). Нормы - это общепризнанные правила поведения и деятельности, существующие в виде запретов, дозволений и обязательств (например, правовые и моральные нормы). К основным функциям идеологии относятся следующие: S мировоззренческая функция связана с тем, что идеология создает определенную модель существующего общественного устройства, положения человека в обществе, по-своему объясняет социальный мир и дает человеку возможность ориентироваться в мире политики, как своего рода схема или карта. S спекулятивная функция - конструирование возможного общественного строя и программы достижения этого будущего. Это выражается в создании общественно-политических программ, содержащих цели, задачи, методы и средства их достижения; S оценочная функция состоит в предоставлении оснований для оценки социальной действительности с позиции интересов носителя данной идеологии. Одно и то же социальное явление разными субъектами воспринимается неодинаково и оценивается различным образом; S социально-преобразовательная функция заключается в ориентировании масс на преобразование общества в соответствии с теми целями и идеалами, которые провозглашены субъектами данной идеологии; S коммуникативная функция заключается в опосредовании общения, передачи социального опыта, связи поколений; S воспитательная функция заключается в целенаправленном формировании особого типа личности, соответствующего ценностям определенной идеологии; S нормативная функция задает социальному субъекту систему образцов (правил) социального поведения и деятельности; S интегрирующая функция заключается в объединении людей посредством обоснования единства их интересов, укреплении целостности политического сообщества; S мобилизующая функция заключается в организации деятельности определенного слоя, класса или иной социальной общности для реализации своих идеалов, целей. 4. Идеология и мировоззрение. Идеологию очень часто отождествляют с мировоззрением. Основанием такого отождествления является, видимо, сходство их функций – и идеология, и мировоззрение служат средством ориентации человека в мире и формирования взгляда человека на мир и на его место в нем. Однако такое основание для отождествления этих понятий является недостаточным. Идеология и мировоззрение – это два качественно разные явления человеческой жизни. Прежде всего, принципиальное их отличие в том, что они различны по охвату реальности. Мировоззрение – это система взглядов, охватывающая весь мир в целом и все его явления, определяющая осмысленное поведение человека и стремящаяся объяснить взаимосвязь и взаимодействие всех фактов окружающей действительности. Таким образом, мировоззрение представляет собой целостный взгляд на бытие, который включает следующие главнейшие характеристики: понимание самого бытия, понимание смысла жизни человека, систему ценностей, нравственные принципы. Идеология в отличие от направленного на восприятие мира в целом мировоззрения связана, в первую очередь, с социальным бытием человека и выражает видение социальными группами своего места в той или иной системе общественных отношений, в определенной стране, в мировом сообществе, в конкретной исторической ситуации. Идеология, таким образом, по сравнению с мировоззрением, является более узким понятием, как по охвату реальности, так и по своему содержанию. Наконец, идеология принципиально отличается от мировоззрения тем, что всегда носит корпоративный характер, то есть принадлежит определенной социальной группе или слою, государству или объединению нескольких государств. По своему существу одна идеология не может быть пригодной для всех членов общества и социальных групп населения, если это идеология класса, для всех стран, если речь идет о национально-государственной идеологии. Первичность мировоззрения как основы идеологии заключается в том, что именно от того, какое мировоззрение имеет человек, зависит идеология, которой он руководствуется в своей общественной деятельности. Мировоззрение носит общечеловеческий характер в том смысле, что не зависит от социальной общности, национальности или государственной принадлежности: оно может быть, например, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, но не может быть, буржуазным или пролетарским, английским или китайским. Так, среди идеологов, готовивших буржуазную революцию во Франции, можно встретить представителей самых разных мировоззренческих ориентаций, а среди российских социал-демократов начала XX в., претендовавших на роль выразителей пролетарской идеологии, были не только материалисты и атеисты, хотя В. Ленин считал, что пролетариату как классу должно быть присуще исключительно материалистическое и атеистическое мировоззрение. На этом примере видно, что социальные общности при построении своих идеологических систем пытаются опереться на тот или иной тип мировоззрения, адаптировать его применительно к своим потребностям и интересам. Поэтому мировоззрение и идеология иногда ошибочно воспринимаются как фактически тождественные понятия. 5. Идеология и политика. Идеология и политика тесно связаны друг с другом. Они имеют ряд общих черт и функций: обе они представляют собой явления общественного сознания и мобилизуют людей на реализацию поставленных целей, и та, и другая направлены на обеспечение интеграции общества, политика достигает этой цели через социальные проекты, а идеология — через общественные идеалы, которые могут использоваться для легитимации и оправдания власти. Кроме того, идеологические доктрины позволяют разрабатывать подходы к определению текущих и перспективных целей политики и поиску оптимальных путей развития общества. Теоретические концепции воздействуют на политические решения, а практические оценки событий и явлений общественной жизни влияют на содержание идеологических концепций. Обычно в основе кризиса политических общественных систем лежит, в конечном счете, идеологический кризис, а любое общественное возрождение начинается с очищения и обновления общественных идеалов и утверждения новой или переосмысления старой системы ценностей. Поэтому идеология рассматривается властью как способ социализации людей, т. е. усвоения каждым человеком определенных политических норм, ценностей и образцов. Такая тесная взаимосвязь политики и идеологии приводит к существованию и функционированию политической идеологии, которая обосновывает притязания определенной социальной группы на власть или ее применение. Одни политические идеологии направлены на стабилизацию, сохранение и укрепление сложившегося политического порядка; другие — выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, к смене властных элит и к политической модернизации. Тем не менее, несмотря на теснейшее взаимодействие политики и идеологии, они не должны подменять друг друга, поскольку такая подмена приводит к нежелательным крайностям в их взаимоотношении. • Первая крайность – это чрезмерное идеологическое влияние на политику, или идеологизация политики. Такая крайность превращает политику в служанку или инструмент идеологии, догматизирует идеологические постулаты при принятии политических решений, не сообразуясь с реальной ситуацией. Монополия одной идеологии негативно сказывается на политике, на самой идеологии и в целом на состоянии всего общества, о чем свидетельствует опыт СССР. • Вторая недопустимая крайность – чрезмерное влияние политики на идеологию, или политизация идеологии, когда идеология испытывает на себе диктат политики господствующей элиты и ставится на службу монопольной власти. Опасным последствием политизации идеологии является преобладание узкогрупповых идей и ценностей над социально-нравственными принципами, признаваемыми всем обществом. Например, так называемая «шоковая терапия» и приватизация государственной собственности в России, проведенные в эпоху Б. Ельцина, были направлены не столько на легализацию принципа неприкосновенности частной собственности, сколько способствовали созданию и укреплению олигархической системы управления экономикой и политикой государства в интересах определенных групп состоятельных людей. Исключение всякой монополии, идеологии или власти и их равноправное положение по отношению друг к другу является оптимальным вариантом взаимоотношений идеологии и политики. 6. Идеология и пропаганда. Идеология также тесно связана с таким важным явлением как пропаганда. Пропаганда каких-либо идей или взглядов базируется на основе определенной идеологии, однако идеологию и пропаганду нельзя отождествлять. Если идеология представляет собой совокупность идей, то пропаганда – это способ, система и характер распространения политических, философских, религиозных и других взглядов и идей с целью воздействия на сознание людей и изменения их поведения в желательном для пропагандиста направлении. Пропагандистское сообщение адресуется не столько к разуму, сколько к эмоциям людей. Термин пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению) вошел в политическую лексику, когда в 1622 г. Римский Папа Григорий XV основал в Риме миссионерское учреждение – «Конгрегация (объединение монашеских орденов) распространения веры», предназначенное для проповеди христианства среди язычников и уничтожения ересей. Реально значимым явлением социальной жизни пропаганда становится в XX в., тогда она начинает подразделяться на религиозную, политическую, социальную и коммерческую. Современные средства массовой коммуникации (газеты, радио, телевидение, Интернет) открыли большие возможности для распространения пропагандистского влияния. При этом можно также говорить об открытой пропаганде, когда источник используемой ею информации известен всем, и тайной, когда настоящий источник законспирирован. Тайная пропаганда обычно используется для ведения психологической войны и деморализации противника. Поскольку в пропаганде используются зачастую не совсем достоверные сведения, допускается приукрашивание действительности или наоборот сгущение темных красок, то порой у людей наблюдается определенное недоверие к самому этому термину. Но любая власть, как и любая оппозиция не могут обходиться без пропагандистских методов воздействия с целью популяризации своей идеологии и распространения призыва следовать ее принципам и установкам. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какой смысл вкладывал в понятие идеологии Антуан Дестют де Траси? Как понимали идеологию классики марксизма и В. Ленин? Что вкладывается в понятие «идеология» в настоящее время? 2. В чем смысл концепции деидеологизации и реидеологизации? 3. Опишите структуру идеологии, укажите уровни функционирования политической идеологии и ее функции. 4. Раскройте соотношение понятий «идеология» и «мировоззрение»; «идеология» и «политика»; «идеология» и «пропаганда». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 1031; Нарушение авторского права страницы