Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Основные идеологии современности



План:

1. Типология современных идеологий.

2. Либерализм.

3. Консерватизм.

4. Идеологические доктрины социализма.

5. Фашизм и нацизм.

6. Национализм.

7. Глобализация как идеологическое явление.

1. Типология современных идеологий. Можно указать несколько классификаций идеологических систем. Например, по субъектам поли­тики – различают государственную идеологию, партийную, корпора­тивную, групповую. По сферам общественной жизни и направлениям деятельности политиков – экономическую, социальную, культурную, демографическую идеологию. По масштабу распространения и числу приверженцев выделяют глобальные, локальные и частичные идеоло­гии. Глобальные идеологии претендуют на выработку общего для всего человечества понимания мира, универсальной программы жизнедея­тельности, единых принципов существования общества и государства, а также их экономического и политического устройства. К таким идео­логиям, как правило, относят либерализм, консерватизм, социализм и национализм (в его разновидностях). Локальные идеологии обычно формируются отдельными обществами и государствами, не претенду­ют на универсальную значимость и выражают потребности внутренне­го регулирования отношений между властью и обществом в отдельной стране. Такие идеологии формируются на специфической националь­ной почве, но испытывают влияние глобальных идеологий, которые они воспринимают и усваивают в соответствии с традициями и куль­турными особенностями тех стран и регионов, где они действуют. Частичные идеологии отличаются более узким диапазоном распро­странения и отражают интересы отдельных социальных слоев и групп. В данном случае можно говорить о классовой, корпоративной, группо­вой, партийной идеологии. Конкретным проявлением наличия частич­ных идеологий является многопартийность. Частичные идеологии не­редко воспринимают, заимствуют и трансформируют в своем содер­жании и способах проявления элементы локальных и глобальных идеологий.

По социально-политической парадигме (предлагаемой модели) же­лаемого общества идеологии делятся на правые (связывают идею про-16


гресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства); центристские и левые (которые видят социальный прогресс в постоянном преобразо­вании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития лично­сти). Однако как правые, так и левые, политико-социальные воззрения неоднородны. Они включают спектр политических идеологий: от ультраправых (фашизма во всех его разновидностях и расизма) до ли­берально-демократических. Левые представляют себе воплощение ценностей равенства и справедливости по-разному: коммунисты – от­дают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предполагают достижение равенства и справедливости в условиях планово организованной экономики, приоритета общественной собст­венности, осуществления принципа оплаты «по труду»; социал-демократы негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы, равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а как ра­венство социальных возможностей для индивидов, вступающих в са­мостоятельную жизнь. Вследствие такого разнообразия по отношению к прогрессу, методам его осуществления и технологиям социальных изменений идеологии принято делить на радикальные (выступающие за постоянные глубокие революционные преобразования), консерва­тивные (стремящиеся к сохранению установившегося политического порядка и согласных на самые незначительные изменения), умеренные (располагающиеся между первыми двумя и предпочитающие посте­пенные реформы).

2. Либерализм. Либерализм (от лат. liberalis – ‘свободный’) со­
ставляет идеологическую основу современных западных демокра­
тий и является одним из самых распространенных идеологических
течений в мире. Предпосылкой и идейно-теоретической основой
идеологии либерализма послужила философия индивидуализма, по­
ложения которой были впервые высказаны еще стоиками в антич­
ную эпоху, а затем разработаны в Новое время мыслителями и по­
литическими деятелями Т. Гоббсом, Дж. Локком, А. Смитом,
Дж. Миллем (Англия); Ш.-Л. Монтескье, Б. Констаном, Ф. Гизо
(Франция); И. Кантом, В. Гумбольдтом (Германия);

Т. Джефферсоном, Д. Медисоном (США) и другими. В соответствии с этим учением все люди равны в своем врожденном, естественном праве на самореализацию, воля каждого индивида превосходит во­лю коллектива или общества, в котором он существует. Достаточно


выразительно либерально-демократические устремления, связанные с разработкой Ф. Скориной, С. Будным, Л. Сапегой идеи естествен­ного права, проявились в общественно-политической и правовой мысли Беларуси XVI–XVII вв. Так, согласно взгляду Сапеги, выра­женному в его предисловии в Статуту Великого княжества Литов­ского (1588 г.), в обществе должна господствовать законодательно-правовая система, способная гарантировать каждому человеку за­щиту от посягательств с чьей бы то ни было стороны (государства, магнатов) на его безопасность, достоинство и имущество. Как поли­тическая традиция и идеология либерализм начал оформляться в эпоху развития капиталистических отношений и становления ры­ночной экономики, сопровождавшихся антифеодальными буржуаз­ными революциями в Англии и Нидерландах (XVII в.). Либераль­ные идеи легли в основу Декларации независимости США 1776 г., французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции 1791 г., оказали влияние на историю Европы первой половины XIX в., а также нашли отражение в конституциях многих стран мира. К середине XIX в. либерализм окончательно сформиро­вался как идеологическая система, впоследствии получившая назва­ние классического либерализма. Наиболее сильно либеральный иде­ал укоренился в англосаксонских странах, особенно в США. Здесь индивидуализм стал восприниматься в качестве главного принципа американского общества и даже как главная цель всякого разумного общества вообще. В современных условиях принципы либерализма составляют основу программных документов и политики более ста либерально-демократических партий, многие из которых являются правящими в своих странах.

Из сказанного видно, что либерализм имеет долгую историю: он формировался и развивался в различных социально-политических и национально-культурных условиях, а также служил разным целям и интересам. Либерализм – это не статичная система, состоящая из догматического набора элементов, это скорее открытая и динамично развивающаяся область идей, допускающая разнообразные комби­нации. Однако, несмотря на свое многообразие, либерализм имеет вполне определенные границы, принципы и идеалы, делающие его особой идеологией.

Для классического либерализма характерны следующие основ­ные принципы.

1. Мировоззренческими основаниями либерализма являются ин­дивидуализм и рационализм, которые пронизывают все сферы – со­циальную, политическую и экономическую. Индивидуализм — кон-18


цепция, рассматривающая каждого человека как обладающую выс­шей ценностью автономную, самоуправляющуюся личность, кото­рая самостоятельно, независимо от общества способна устанавли­вать законы собственной жизни, нравственности и поведения. Чело­век обладает врожденными неотъемлемыми правами (прежде всего правом на жизнь, свободу и на обладание собственностью), реали­зация которых воспринимается как цель каждого индивида, общест­во же и государство — это средства для достижения этой цели. Та­ким образом, в либерализме господствует представление о том, что каждый человек имеет право реализовывать собственное представ­ление о жизни в меру своих способностей, а общество должно про­являть терпимость к его мыслям и поступкам, если они не затраги­вают и не ущемляют свободы и прав других людей. Рационализм предполагает убежденность в неограниченных творческих возмож­ностях человеческого разума, который способен не только осмыс­лить и адекватно оценить все явления политической и социальной действительности, но и предложить новые модели рационального переустройства общества. Человек разумен и в достаточной мере способен к самоконтролю и самоограничению, чтобы, следуя требо­ваниям разума, использовать свои способности себе же во благо, а в масштабах всего общества рациональное поведение отдельных лю­дей ведет к приращению общественного богатства и процветанию народов.

2. В социальной сфере в соответствии с принципами индивидуа­лизма {признание неотчуждаемых прав человека и абсолютной ценности личности) либерализм признает наивысшей ценностью свободу. Общество должно обеспечивать каждому человеку наи­большую свободу, которая, однако, не должна нарушать права дру­гих людей. При этом свобода понималась негативно, то есть как от­сутствие принуждения и внешних ограничений (неприкосновен­ность частной жизни, отсутствие политического и социального контроля) со стороны коллектива, общества и государства. Свобода в выборе жизненных целей и направлений деятельности предпола­гает личную ответственность человека за свое благополучие и соци­альное положение.

3. В политической сфере либерализм следует следующим прин­ципам.

S Важнейшим принципом либерализма служит равенство всех граждан перед законом. Этот принцип основан на стремлении обеспе­чить неотъемлемые естественные права каждого человека, которые не даруются обществом и государством, но присущи ему от рождения.


Однако неограниченное распространение прав одного индивида обяза­тельно столкнется с правами другого. Для решения этой проблемы Т. Гоббс и Дж. Локк предложили теорию общественного договора, со­гласно которой, чтобы обеспечить одинаковую свободу для всех и со­хранить исконные права человека, люди заключают договор и создают государство, вменяя ему в обязанность издавать законы, которым должны подчиняться все - каждый гражданин и сама государственная власть. Таким образом, свобода для всех достигается частичным огра­ничением свободы каждого члена общества с помощью единых правил поведения (законов), предотвращающих произвол, дискриминацию и насилие со стороны кого бы то ни было. Принцип равенства всех перед законом полагает предел власти государства или отдельной личности и устанавливает зависимость самой власти от естественного права чело­века. Задача государства состоит в том, чтобы регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения зако­нов, гарантирующих свободу личности, неприкосновенность собст­венности и другие права человека и гражданина. Если же оно нарушает законы, то граждане имеют право сменить правительство.

S Либеральная теория «общественного договора» обосновала суверенность народа как источника власти. Согласно такому подхо­ду, правительство - это не источник власти, а средство осуществле­ния народной воли. В связи с этим высказывается требование обес­печить представительство (участие) граждан при решении государ­ственных проблем, то есть демократические формы управления государством, или парламентаризм.

^ Для обеспечения действительного подчинения власти закону и осуществления контроля граждан над ее деятельностью либерализм выдвинул и обосновал принцип разделения властей на законода­тельную, исполнительную, судебную при верховенстве законода­тельной власти, а также необходимость создания системы сдержек и противовесов в отношениях между ними. При таком разделении ка­ждая из ветвей власти может контролировать работу других.

S Наивысшая ценность свободы в политической сфере выража­ется в провозглашении и обеспечении ряда политических свобод: свободы слова, мыслей, взглядов, убеждений и т. д., которые пред­полагают убежденность в равноправности соперничающих в поли­тике профессиональных, экономических, религиозных, политиче­ских интересов, ни один из которых не может иметь морального превосходства и практического преобладания над другими. При этом следует отметить, что для классического либерализма харак­терно признание политической и других свобод в качестве основной


цели, ради которой была разработана и внедрялась в жизнь либе­ральная идеология. Провозгласив указанные принципы, либерализм внес значительный вклад в формирование принятой всеми основ­ными политическими силами и партиями современной политиче­ской системы, основаниями которой служат демократическая орга­низация политической жизни, парламентаризм, конституционализм, разделение властей и другие принципы правового государства.

S Характерной особенностью классического либерализма является также то, что свобода не только гарантируется подчинением закону всех граждан и их участием в принятии политических решений, но также обеспечивается сведением к минимуму функций государства. Либерализм ориентируется на сильных и уверенных в себе людей и поэтому отвергает все формы патернализма, в соответствии с которым государство должно заботиться о своих поданных, как отец («патер») заботится о своих детях. Известный немецкий философ Эммануил Кант называл патернализм «наихудшим деспотизмом, какой можно себе представить». Человек, деятельность которого всегда направля­ется волей другого, никогда не будет свободным и не реализует своих возможностей, поскольку никогда не будет нести ответственность за самостоятельно совершенные действия. Таким образом, государство рассматривается как «необходимое зло»: необходимое, так как обеспе­чивает в обществе определенный порядок, безопасность и соблюдение прав человека, но все-таки «зло», поскольку навязывает всем общую волю, ограничивая сферу свободы и ответственности каждого отдель­ного гражданина. В соответствии с таким пониманием для обеспечения максимальной свободы для каждого гражданина классический либера­лизм предлагает концепцию «минимального государства», или «госу­дарства ночного сторожа». Такое государство наделено лишь самым необходимым минимумом функций: обеспечение международной безопасности и порядка внутри страны, не может вмешиваться в соци­ально-экономические отношения граждан, и находится под постоян­ным контролем со стороны общества.

4. В экономике в качестве основных гарантий свободы классиче­ский либерализм видит обеспечение неприкосновенности частной собственности и полного невмешательства государства в экономиче­скую сферу. Эта концепция была сформулирована в выдвинутом тор­гово-промышленными кругами лозунге «laisser fairer («не мешайте действовать»), или «минимум государства — максимум рынка». Со­гласно ей, государство не должно управлять экономикой и перераспре­делять ресурсы и средства в пользу бедных в соответствии с тем или иным критерием общественного благосостояния. Равенство граждан


между собой понимается исключительно как формально-юридическое равенство всех перед законом, но не как всеобщее социально-экономическое равенство. Задача государства – гарантировать свобод­ный рынок труда и товаров, свободу частной инициативы и ничем не ограниченной конкуренции, поскольку, по мнению либералов, дейст­вуя свободно и без принуждения со стороны власти, участники рыноч­ных отношений наилучшим образом реализуют собственные интересы и будут способствовать достижению общего блага.

Во второй половине XIX в., когда либерализм окончательно офор­мился как глобальная идеология, он столкнулся с рядом проблем, ко­торые ставили под сомнение его основные принципы и ценности, и по­тому подвергся жесткой критике со стороны социалистов. На практике свободная конкуренция не привела к гармонизации общественных от­ношений: оказалось, что при отсутствии контроля рыночные механиз­мы ведут к господству крупных монополий, беспощадной эксплуата­ции наемных работников и обострению социального неравенства, ин­фляции, безработице угрозе революционных потрясений, а в основе вознаграждения за труд далеко не всегда лежит принцип заслуг и спра­ведливости. Важнейшие положения и принципы либерализма вместо обеспечения свободы для всех приобрели функцию защиты интересов привилегированных слоев населения. В начале XX в. в развитии ряда государств, в основе государственной политики которых находилось учение классического либерализма, обозначился кризис, достигший наибольшей остроты в США в 1930-е гг. и вошедший в историю под названием «Великой депрессии». В этот период слабые стороны идео­логии либерализма обнаружились наиболее ярко.

В создавшихся условиях под влиянием критики и социальных про­цессов во второй половине XIX – начале XX в. либералы вынуждены были искать способы защиты индивидуальной свободы и прогресса от злоупотреблений и негативных последствий функционирования ры­ночной экономики, которые бы не ограничивали функции государства, а возлагали на него дополнительные обязательства ограничить произ­вол корпораций-монополистов и облегчить положение наиболее обез­доленных слоев населения. Для этого были пересмотрены некоторые теоретические положения и принципы либерализма, в результате чего возникла новая форма либерализма – неолиберализм, или социальный либерализм, приспособивший традиционные либеральные ценности к условиям второй половины ХХ в. Его программа представляла собой альтернативу радикально-революционным социалистическим теориям и должна была способствовать смягчению конфликтов и эволюцион­ной трансформации капитализма эпохи свободной конкуренции в об-22


щество с социально-ориентированной экономикой, основанной на ча­стной собственности и регулируемых рыночных отношениях. Идей­ную традицию неолиберализма заложил еще Дж.С. Милль (1806– 1873), а значительную роль в его развитии сыграли английские поли­тические мыслители Д. Кейнс (1883–1946); Дж. Гоббсон (1858–1940), Т. Грин (1836–1882), В. Ойкен, немецкий Дж. Кроули и американские Дж. Гэлбрейт, Р. Даль. Неолиберальная теория была успешно апроби­рована, когда в результате «нового курса» (1933–1939 г.) президента США Ф. Рузвельта (1882–1945) была сформулирована и применена на практике экономическая модель «государства всеобщего благоденст­вия», состоявшая в гибком сочетании государственных и негосударст­венных рычагов регулирования экономических отношений при сохра­нении политического плюрализма и способствовавшая быстрому вы­воду страны из глубокого кризиса «Великой депрессии».

Неолиберализм изменил и дополнил ряд важнейших принципов и установок классического либерализма:

• Прежде всего, была разработана позитивная концепция свободы.
Свобода в положительном понимании означает не просто отсутствие
ограничений со стороны кого бы то ни было (что предполагалось в
классическом либерализме), но обеспечение возможности для каждого
делать что-либо или пользоваться чем-то наравне с другими, это ре­
альная возможность выбора, не предопределяемого ни другими людь­
ми, ни обстоятельствами жизни самого человека. В этом аспекте обос­
новывается недопущение несправедливости по отношению к отдель­
ной личности со стороны общества или большинства и
ответственность перед ней государства. Милль считал, что для разви­
тия каждой личности необходимо защитить ее от «коллективной по­
средственности
» и предоставить гражданам разнообразие возможно­
стей вести себя так, как это им хочется, включая развитие интересов,
которые могут отличаться от интересов большинства. Перед общест­
вом и государством ставится цель обеспечить всем равные возможно­
сти и создать каждому условия для достойного существования и само­
реализации личности.

• Позитивное понимание свободы в неолиберализме включает в
себя также представление о том, что обеспечение таких ценностей, как
свобода слова, печати собраний и другие, воспринимаются не как ко­
нечная цель, а как основное средство в процессе поиска истинных, ра­
зумных социально значимых решений
, обеспечивающих гармоничное
развитие общества и всех его членов. Милль указывает, что сохранять
плюрализм и поощрять дискуссии следует потому, что запрещаемое
мнение может оказаться истинным; от ложного мнения в ходе откры-
23


той дискуссии можно прийти к истине; в ходе дискуссии проверяются и наиболее полно раскрываются позиции сторон, которые имеют воз­можность всесторонне изучить окружающую их реальность. Таким об­разом, вместо понимания демократичности политической жизни пре­имущественно как правления большинства, было выдвинуто требова­ние отдать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти, приоритет отдается компе­тентности и профессионализму.

• В соответствии с позитивным пониманием свободы был пере­смотрен вопрос о роли государства в социальной и экономической сфере, а взамен классической либеральной теории «минимального го­сударства» предложена концепция «государства благосостояния». Устанавливаемый государством закон уже не рассматривается как не­обходимое зло, поскольку он не ограничивает свободу, но должен ее расширять, устраняя то, что ей препятствует. В связи с этим был обос­нован тезис о необходимости расширения социальных функций госу­дарства и границ его вмешательства в экономическую сферу для дос­тижения стабильного развития общества. В число функций государст­ва были включены: разработка общей стратегии экономического развития общества, защита предпринимательства, регулирование рын­ка и конкуренции, ограничение монополизма, социальная защита гра­ждан. Для того чтобы изыскать средства на указанные мероприятия неолибералы пересмотрели классическую теорию собственности. Они считают, что источником всех прав является общество, и если доход отдельного гражданина не соответствует его вкладу в общее благо, то часть этих средств может быть через налогообложение присвоена го­сударством и перераспределена на социальные нужды. Улучшение ус­ловий жизни беднейших слоев, окажется выгодным для общества в це­лом, поскольку приведет к расширению внутреннего рынка и будет способствовать экономическому росту и укреплению социальной ста­бильности.

• В ХIХ–ХХ вв. к перечисленным ценностям идеологии неоли­берализма добавляется обоснование юридического и фактического равноправия всего взрослого населения, в т.ч. и женщин, которые имеют право выбора между ролью матери и ролью социально ак­тивной личности.

Таким образом, важнейшими достоинствами политической сис­темы в неолиберализме была признана социальная справедливость, а достоинством правительства – ориентация на моральные принци­пы и социальные ценности. Справедливость понимается как равен­ство возможностей в осуществлении основных прав и свобод чело-24


века. Она не сводится к полному социальному равенству людей, не­равенство индивидов, по-прежнему, воспринимается как естествен­ный биологический, исторический и социальный факт, который нельзя устранить, но, по мнению неолибералов, его нельзя также увеличивать и поощрять – следует стремиться к тому, чтобы пре­одолеть противоречия между индивидуальными и коллективными интересами.

Основные различия между формами либерализма можно пред­ставить следующей таблицей.

Таблица 1.

ЛИБЕРАЛИЗМ НЕОЛИБЕРАЛИЗМ
Индивидуализм. Самоценностью обладает индивид, а не общество в целом. Индивидуализм социально-ориентированный. Самоценностью обладает не только индивид, но и сообщество.
Негативная трактовка свободы, как отсутствия принуждения или ограничения естественных прав человека. Свобода индивида – дело его рук, простор для личной инициативы. Позитивное понимание свободы, как равенства возможностей и обеспече­ние выбора, не предопределяемого другими людьми и обстоятельствами жизни самого индивида. Общество ответственно перед индивидом.
Политические свободы (свободы слова, печати и др.) и плюрализм понимаются как самодостаточные ценности, к которым следует стремиться как к основной цели. Свобода слова, печати, высказываний и др. являються средствами поиска истины, выработки разумных решений, приоритет отдается компетентности
Частная собственность – важнейшее неотъемлемое естественное право каждого человека. Государство не может переспределять доходы в пользу неимущих слоев населения. Право на частную собственность даруется обществом. Доход граждан может перераспределяться в зависимости от их вклада в общее благо через налогообложение.
Максимальное ограничение функций государства, его не­вмешательство в социальную и экономическую сферы - концеп­ция «минимального государст­ва» или государства «ночного сторожа». Признание допустимости и необхо­димости вмешательства государства в экономическую и социальную сферу, возложение на него обязан­ностей обеспечения социальной стабильности – концепция «госу­дарства благосостояния».

3. Консерватизм. Другой важнейшей глобальной идеологией, на протяжении длительного периода выступавшей оппонентом либе­рализма, является консерватизм (от лат. conservo – ‘охраняю, сохра­няю’). Консерватизм возник в конце XVIII в. как реакция протеста против хаоса и разрушений, вызванных французской революцией (1789 г.), когда для достижения благородных целей были примене­ны крайние формы насилия и деспотизма, и как критическая оценка ее разрушительных социальных последствий.

Родоначальником консерватизма принято считать английского политического деятеля, философа и публициста Эдмунда Берка (1729–1797), издавшего в 1790 г. книгу «Размышления о революции во Франции», в которой впервые были сформулированы основные принципы консерватизма. Выступая противником французской ре­волюции, последствия которой он считал катастрофическими для общества, Э. Берк доказывал, что общественная жизнь должна ос­новываться на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и стро­иться на принципах стабильности, равновесия и постепенного об­новления. Другими видными представителями консерватизма вы­ступают французские католические богословы: Жозеф де Местр (1753–1821), Луи де Бональд (1754–1840) и швейцарский политиче­ский деятель и писатель Э. Галлер. Сам термин «консерватизм» вошел в широкий обиход после основания французским писателем Р. Шатобрианом журнала «Консерватор» в 1818 г. Во второй поло­вине XIX – начале XX в. важный вклад в развитие консервативной теории внесли русские философы, социологи и политические мыс­лители Н. Данилевский, К. Леонтьев, B. C. Соловьев и др.

В развитии консервативного движения обычно выделяют два ос­новных этапа и соответственно две его основные формы – классиче­ский консерватизм и неоконсерватизм. Классическая форма кон­серватизма в западных странах была господствующей в обществен­ном сознании с конца XVIII в. до середины 70-х гг. XX в. Эта форма консерватизма представляет собой идеологию, выступающую за со­хранение и поддержание исторически сложившихся и хорошо заре­комендовавших себя на практике форм экономической, социальной и политической жизни, а также традиционных духовных ценностей (семья, религия, мораль). Классический консерватизм возникает там, где социальные институты сталкиваются с угрозой уничтоже­ния или радикального изменения, и приобретает идейное оформле­ние по принципу «от противного», отстаивая необходимость сохра­нения существующей социальной системы и обеспечения стабиль-26


ной государственной власти. Конкретный практический опыт дея­тельности консерваторов позволяет им не только выступать с отри­цательными тезисами, но также формулировать общие положения, на которых основывается данная идеология.

К основным установкам и принципам классического консерва­тизма относятся следующие:

1. Мировоззренческим основанием системы взглядов классиче­
ского консерватизма является формула «все действительное разум­
но, а все разумное действительно»,
то есть существующий мир в
своем устройстве и функционировании (общество, государство, раз­
личные институты и т. д.) есть наилучший из всех возможных ми­
ров. Общество и государство имеют естественное происхожде­
ние,
а не возникли в результате общественного договора, они явля­
ются не сконструированной машиной, а сложным целостным
организмом, развивающимся по изначально заложенным законам не
революционным, а эволюционным путем, когда последующий этап
развития не отвергает, а включает все достижения предыдущего.
Человек же - это существо несовершенное, нуждающееся в опеке и
нравственных ориентирах. Представители классического консерва­
тизма в отличие от либералов не идеализируют человека, не отвер­
гая саму возможность рационального познания природы и общест­
ва, они указывают, что разум отдельного человека не всемогущ, а
ограничен пространством и временем. Особое место в концепции
консерваторов занимает мораль, которая в отличие от либерализма
не признается личным делом каждого индивида, но считается ос­
новной ценностью изначально данной человеку,
которую общество
призвано сохранять, и на которой оно должно основывать свое раз­
витие.

2. В социальной сфере в соответствии с указанными постула­
тами классический консерватизм следует определенным принци­
пам:

У Поскольку человеческий разум несовершенен и ограничен, человек может своими поступками и идеями не только возвысить общество, но и погубить его, превратив разумный порядок вещей в хаос. Общество необходимо оберегать от необдуманных действий тех политических лидеров, которые преувеличивают свои интеллек­туальные возможности. Обуздать вредные устремления человека и направить его к личному и общему благу могут не созданные им самим законы, а сложившиеся естественным образом традиции, ценности и социальные институты, которые изначально содержат в себе этический компонент. В связи с этим на первое место выдвига-


ется принцип традиционализма, в соответствии с которым отдель­ный даже самый образованный человек не может быть мудрее давно устоявшихся и апробированных на практике обычаев, традиций и ценностей (мораль, религия, семья, традиционные общественные и государственные институты и т. д.). Под традицией понимаются универсальные, существующие изначально, данные человеку свыше и сохраняемые из поколения в поколение ценности и принципы. Отказ от них рассматривается как главная причина всех негативных явлений в общественной, политической и экономической сфере. Подкрепленные опытом поколений традиции обладают самоценно­стью и естественно обосновывают и дополняют законы, принятые конкретными людьми в определенных исторических условиях, обеспечивая тем самым стабильность, непрерывность и преемст­венность общественного развития.

S Из традиционализма вытекает принцип эволюционизма и ре­формизма при изменении и развитии общественного устройства и всех сфер жизнедеятельности человека. Законы развития общества создаются не разумом, но являются, по мнению консерваторов, не­зависимой от представлений человека исторической данностью. Ес­тественный процесс невозможно ускорить, форсировать или напра­вить в соответствии с представлением одного человека, группы лю­дей или класса. Иногда это трактуется оппонентами консерваторов как неверие в прогресс, его отрицание и противодействие ему, одна­ко это не совсем так. Консерваторы признают необходимость изме­нений и совершенствования общественного устройства, но эти из­менения не должны производиться революционным путем в соот­ветствии с какой-либо искусственной умозрительной концепцией. Изменения необходимо проводить постепенно с целью сохранения всего лучшего и исправления вредного и негативного, они должны основываться на базовых ценностях, традициях и культурных осо­бенностях конкретного общества. Порядок, справедливость и сво­бода являются продуктами и завоеваниями длительного периода че­ловеческой истории, и поэтому для сохранения стабильности обще­ства первостепенное значение имеет сохранение беспрерывной преемственности и связи между достижениями прошлого и совре­менными нововведениями. Совершенствование же отдельного чело­века может осуществляться за счет правильного воспитания и обра­зования в рамках существующих институтов на основании традици­онных ценностей. Таким образом, ответ на вопрос о преобразованиях в обществе отыскивается, прежде всего, в сфере духовно-нравственного совершенствования и обновления самого


человека. Законы не делают человека лучше, но лишь не позволяют ему поступать плохо, по мнению консерваторов, они по-настоящему эффективны, только если опираются на моральные и религиозные нормы.

^ На основании традиционализма строится консервативная кон­цепция социальной справедливости. Все люди имеют равные права и в равной степени ответственны перед Богом и законом, но это не предполагает социального и экономического равенства, то есть об­ладания одними и теми же равными для всех материальными блага­ми и одинаковыми властными полномочиями. Исторически сложи­лось так, что общество устроено по иерархическому принципу и разделено на отдельные категории, представители каждой из кото­рых выполняют различные роли (например, работодатели и наем­ные работники, учителя и ученики, родители и дети), причем одни обязательно доминируют над другими. Различие ролей в социаль­ной деятельности, природных способностей и творческих возмож­ностей вызывает неравенство в материальном благополучии и соци­альном статусе. Однако такое неравенство не несет в себе конфлик­та, поскольку оно скреплено взаимными обязательствами, в соответствии с которыми, чем выше положение человека в общест­ве, тем больше его моральный долг и ответственность за заботу о подчиненных ему членах общества. Принудительное утверждение социального равенства приводит к искажению естественного хода общественного развития, принижает талантливых людей и возвы­шает бездарных, ведет к деградации индивидов, исчезновению у них стимулов эффективного труда и самосовершенствования.

S Свобода индивида в консерватизме трактуется как важная, но не основополагающая ценность, поскольку, являясь врожденной ха­рактеристикой человека, она реализуется только в обществе и охра­няется государством. Права отдельного человека также носят одно­временно естественный и социальный характер: естественный, по­тому что изначально принадлежат человеку, а социальный, потому что человек может пользоваться ими лишь в организованном обще­стве. В этой связи при необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое ме­сто общество, которое исторически (как носитель традиций и обы­чаев), этически (как блюститель нравственности) и логически (как выразитель общих интересов) выше отдельного индивида. Отдель­ный человек не должен противопоставлять себя обществу как цело­стному организму, неотъемлемой частью которого он является.

3. В политической сфере:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.036 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь