Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные приоритеты в сфере гражданского сознания.
Гражданское сознание является одной из форм общественного сознания, отражает самоопределение личности в политической сфере относительно государства и власти; предполагает способность самостоятельной оценки ситуации и принятия решений, выработки собственной социальной позиции и умение ее обосновать и отстоять. Чтобы быть полезным обществу и всемерно способствовать его совершенствованию, человек должен воспитывать в себе определенные гражданские качества, которые формируются гражданским сознанием и основываются на политических ценностях и приоритетах. Для белорусского народа исторически характерными являются следующие гражданские качества, политические ценности приоритеты. • Политическая свобода и ответственность. В творчестве ветственность и должный порядок. Ф. Скорина в предисловии к книге «Эсфирь» так сформулировал свое понимание гражданского долга: «Не толико сами себе народихомся на свет, но более ко службе божией и посполитого (народа) доброго». Ф. Скорина не абсолютизирует общественное и государственное в ущерб индивидуальному, а пытается гармонически решить проблему взаимоотношения между этими двумя категориями общественно-политической жизни. Таким образом, при сохранении иерархической структуры общественно-политического устройства утверждаются демократические принципы взаимоотношений между руководителем и организацией, идеологом и массами, начальником и подчиненным, основанные на взаимном уважении и ответственности за свою деятельность. Государственные чиновники и граждане, с одной стороны, призваны добросовестно относиться к своим обязанностям, а с другой – проявлять обоюдную чуткость к общественным и личным проблемам, а также к нуждам государства. • Идеал общественно-политического и государственного устройства – равенство всех перед законом, просвещенность, компетентность, нравственность и гуманизм. Одним из основных элементов гражданского сознания является образец общественно-политического и государственного устройства, к которому стремиться каждое общество и государство, и которое служит критерием оценки существующей ситуации в общественно-политической сфере. Такой образец можно найти в исторически сложившихся общественно-политических традициях и взглядах белорусского народа в лице его лучших представителей. Например, политический идеал Ф. Скорины, С. Будного и Л. Сапеги — это сильная, просвещенная и гуманная власть, к которой предъявляются определенные требования. Она должна обеспечивать и воспитывать в обществе равенство всех перед законом: властные структуры должны функционировать в строгом соответствии с национальным законодательством, законы же должны быть справедливыми, пользоваться уважением и влиянием в обществе, быть необходимыми для него, составляться в соответствии с национальными особенностями и требованиями времени, содержать ясные формулировки и не давать возможности для неадекватного истолкования. Авторитет законов, по мнению Ф. Скорины, должен основываться на их нравственности и гуманности (прежде всего справедливости и человеколюбии), которые призваны обусловливать всю социальную жизнь, политику и законодательство. По мнению М. Литвина, основным источником общественного зла является «порча нравов», то есть безнравственность, из которой вытекают все беды государства. Моральная ущербность ведет к упадку государства, деградации общества, утрате народом свободы. Жизнеспособность общества, его социальных и государственных институтов в первую очередь зависит от здоровой морали. Будный предъявляет к власти требования компетентности, преемственности политического курса и привлечения широкого круга профессионалов к решению общезначимых вопросов. «Каждый господин, — пишет он, — обязан окружать себя мудрыми и учеными людьми, которых бы он мог спрашивать и с которыми бы он мог советоваться, как поступать в трудных ситуациях». • Социальная справедливость. Справедливость и стремление к равенству выражается у белорусов в предоставлении всем равных возможностей для реализации своих способностей. Прежде всего, в этой связи предполагается справедливая оценка труда любого гражданина, равенство всех перед законом, принятие нововведений в социальной сфере только с учетом интересом трудящихся. Такие положения основываются на христианском представлении о том, что нравственность является внутренним источником и основой права. Это вызвало к жизни плодотворное направление политико-правовой мысли Беларуси, которое нашло свое воплощение в конкретной законодательной практике Великого Княжества Литовского XVI в., когда были созданы знаменитые Статуты 1529, 1566, 1588 гг., провозгласившие справедливость нормой общественно-политической жизни. Ф. Скорина считал справедливость главной общественной добродетелью и основой «пожитку посполитого», то есть всей жизни общества. На основе справедливости должны строиться взаимоотношения между людьми, формироваться законодательство, осуществляться управление государством и политическая деятельность. • Гражданский мир. Миролюбие белорусов отражается в стремлении к бесконфликтному решению общественно-политических проблем и мирному сосуществованию различных политических сил, общественных и личных интересов в жизни деятельности общества и государства. С. Полоцкий считал, что государство есть «союз дру-голюбия», так как люди зависят друг от друга и стремятся к объединению. • Патриотизм (от греч. patris – ‘родина’) – любовь к родине. но-эмоциональную основу и рациональные формулировки, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Патриотизм выражается в чувстве любви и преданности Родине, в осознании общности интересов населяющих ее людей, уважении к историческому прошлому своего народа, его изучении и сохранении, в деятельности, способствующей успехам государства во всех сферах внутренней жизни и укреплению его авторитета на международной арене. Обязательной стороной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их культуре, истории и т. д., с патриотизмом не совместим крайний национализм и шовинизм. Чувства патриотизма, привязанности к родному краю, ответственности за его судьбу всегда были характерны для белорусов. Проникновенно и сегодня звучат слова Ф. Скорины: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; ... тако ж и люди где зродилися и ускормлены... к тому месту великую ласку имають». Ф. Скорина, Н. Гусовский и другие гуманисты поднимают понятие патриотизма на уровень высших человеческих добродетелей, для них патриотизм – это самое прекрасное и возвышенное человеческое чувство. С. Будный также считал высшим проявлением общественного долга служение Родине и своему народу. Особое значение патриотических ценностей состоит в том, что им в высшей степени присуща нацеленность на установление и укрепление начал общности и консолидации, на осознание единства наиболее важных общественных и государственных интересов. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Перечислите компоненты, составляющие мировоззренческую основу идеологии белорусского государства. 2. Раскройте понятие «гуманизм» и перечислите основные гуманистические ценности. 3. Опишите основные особенности национального характера белорусов. 4. Укажите основные приоритеты белорусов в сфере гражданского сознания. III ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы