Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государство и его роль в обществе. Понятие государства.



Термин «государство» используется в двух значениях. В широком смысле государство рассматривается как общность людей, представ­ляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В этом значении данный термин по суще­ству отождествляется с такими понятиями как «страна», «общество». В узком смысле государство понимается как организация политиче­ской власти, система организаций, учреждений и институтов, зани­мающихся управлением общества. В этом качестве государство игра­ет особую роль в политической системе, придавая ей целостность и устойчивость, и рассматривается как совокупность разнообразных связей между самими органами государства, политическими и обще­ственными объединениями, между государством и гражданами. Го­сударство обладает наиболее совершенной внутренней организацией среди форм общественного устройства и в силу этого способно доби-52


ваться эффективного подчинения делу реализации своих целей всех подданных или граждан. Государственная власть носит институцио­нальный характер и отделена от конкретных личностей (руководите­ля, главы государства или правительства).

Теории возникновения государства. В научной литературе су­ществует много теорий, объясняющих причины возникновения го­сударства. Можно указать важнейшие из них:

Согласно средневековым христианским политическим концепци­ям (Аврелий Августин (354–430), Фома Аквинский (1225–1274)) го­сударство выступает частью универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Однако отсюда не следует, что каждый отдельный правитель поставлен непосредственно Богом и Богом благословлено любое его действие, правитель как и каждый человек имеет свободную волю и потому способен творить зло, то есть отдавать противоречащие божественным законам приказы.

В эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) начинают формироваться светские представления о государственности. Итальянский полити­ческий мыслитель Н. Макиавелли приходит к выводу, что в основе возникновения государства лежит объективная историческая необ­ходимость, то есть потребности, выгода и сила людей (необходи­мость упорядочения отношений в наиболее важных сферах общест­венной жизни).

В Новое время (XVII–XVIII вв.) в европейской политической науке возникают теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.), суть которых состоит в трактовке государ­ства как результата договора, заключенного между членами обще­ства, правителем и подданными. Причины заключения этого дого­вора указанные мыслители объясняют по-разному: по утверждению Томаса Гоббса, в силу действия в обществе принципа «человек че­ловеку волк» и неизбежности «войны всех против всех», государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира – постоянный страх людей за свою жизнь и безопасность привели их к убежде­нию, что необходимо кого-то облечь властью, чтобы сохранить мир и обеспечить порядок в обществе. Джон Локк полагал, что при ес­тественном (догосударственном) состоянии общества индивиды бы­ли свободны и равны между собой, однако между ними возникали споры, имело место нарушение одними естественных прав других. В целях обеспечения естественных прав, равенства и свободы, и, прежде всего защиты собственности люди договорились об образо­вании государства, веря, что государство лучше способно обеспе­чить их права, чем традиционные, догусударственные формы об-53


щежития. Ж. Ж. Руссо называл догосударственное состояние обще­ства «золотым веком», когда человек находился в состоянии гармо­нии с природой, не стремился к ее покорению и был счастлив. Од­нако внешние объективные обстоятельства – стихийные природные бедствия, появление частной собственности сделали необходимым заключить договор «всех со всеми» о создании государства. Но по­скольку этим договором воспользовались богатые и обманули бед­ных, Руссо предлагал заключить новый справедливый обществен­ный договор, в соответствии с которым источником власти должен быть народ, сам устанавливающий для себя законы, их исполняю­щий и непосредственно управляющий обществом.

Марксистская (социально-экономическая) теория происхождения государства содержит тезис, согласно которому оно возникло вместе с разделением общества на классы и усложнением его структуры. В. Ленин указывал, что «государство – это машина для угнетения од­ного класса другим». Согласно этой теории, общественное устройство становиться государством, когда его смысл и функции сводятся к за­щите экономических, политических и идеологических интересов группы, владеющей основными средствами производства.

Признаки и функции государства. Государства всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых общеисторических при­знаков: они имеют очерченную границей территорию; население – народ, связанный историческими, экономическими и культурными отношениями; систему суверенной (независимой, самостоятельной) политической власти, собственную финансовую и налоговую сис­тему; обладают монополией на легальное применение силы; имеет государственный язык и государственные символы (герб, флаг, гимн).

Основные функции государства принято разделять на внутрен­ние и внешние. К внутренним функциям относятся: экономическая, или хозяйственная, выполняя которую государство выступает как организатор, предприниматель и координатор экономических про­цессов; социальная, в соответствии с которой государство создает систему социального обеспечения населения (страхования, пенсий, государственных пособий, систему охраны здоровья); функция под­держания законности и правопорядка имеет два аспекта: а) гаранти­рование элементарного порядка в обществе (преследование за обычные преступления, правосудие, содержание тюрем и аппарата охраны общественного порядка); б) защита общественного строя от дестабилизации, разрушения основ существования общества. Внеш­ние функции государства – это обеспечение безопасного существо-54


носительно происхождения данного народа, особенности его разви­тия, его самосознания;
правовые основы, закрепленные в важнейших правовых доку-

вания государства и его оборона; миротворческая деятельность и взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами; исполь­зование передового опыта, новейших технологий и новых форм ор­ганизации труда, интеллектуальных достижении других стран (ин­новационная функция); защита национальных интересов на между­народной арене.

2. Государственная идеология: понятие, структура и функ­ции. Государственная идеология – это комплекс общественно зна­чимых идей, ценностей, норм и представлений, которые отвечают интересам и устремлениям разных категорий граждан определенно­го государства и позволяют им осознать себя как единую общность, обосновывают социально-политические цели данного государства, описывают пути и средства их реализации с помощью государст­венной власти. Государственная идеология призвана отражать ко­ренные интересы всех социальных и политических сил, консолиди­ровать общество и способствовать его всестороннему прогрессу. Это не исключает и не ограничивает внутреннего многообразия об­щественной жизни, мировоззренческих ориентаций, взглядов и предпочтений – граждане сохраняют право на самоопределение в вопросах морали, бизнеса, политических и религиозных убеждений и т. д. Распространение государственной идеологии имеет целью воспитание гражданственности, пропаганду знаний о государстве, правах, свободах и ответственности граждан перед обществом и го­сударством, стимулирование участия людей в государственных де­лах (политике), внедрение традиции строить отношения с властью и обществом на правовой основе. Любое государство обладает опре­деленной государственной идеологией, если даже этот термин не используется, поскольку оно не может существовать без фундамен­тальных, положенных в его основу ценностей (государственная власть без поддержки населения недолговечна, а общественная жизнь без ценностно-нормативного консенсуса чревата политиче­скими конфликтами и катаклизмами).

Структура государственной идеологии. Государственная идео­логия – это сложное образование, имеющее определенную структу­ру и включающее следующие компоненты:

 

мировоззренческие основания, включающие приоритеты в

сфере гражданского сознания и общечеловеческие, или гуманисти­ческие ценности;

S культурно-историческая (цивилизационная) составляющая, включающая совокупность устоявшихся идей и представлений от-


 

ментах государства, прежде всего в Конституции;

 

приоритеты, ценности и принципы организации экономики и

социальной сферы, выраженные в национальной модели социально-экономического развития, отношении к различным видам собствен­ности и формам хозяйствования;

S политические приоритеты и принципы формирования, рас­пределения и функционирования власти, деятельности государст­венных институтов, взаимоотношений человека, общества и госу­дарства, а также ориентиры в сфере международных отношений.

Функции государственной идеологии и требования, предъяв­ляемые к ее формированию. Государственная идеология во всех составных частях обязана быть гуманной, рациональной, в опреде­ленной степени прагматичной, лишенной эфемерных утопий. В свя­зи с тем, что идеология выполняет консолидирующую функцию, она должна быть обращена к конкретному человеку, способствовать выработке у каждого чувства собственного достоинства. Поскольку государственная идеология призвана способствовать всестороннему развитию общества, она должна ставить перед ним высокие и пре­дельные, но реалистичные и достижимые цели, а также ориентиро­вать человека на необходимость высокой самоотдачи и постоянный поиск оптимальных решений. Консолидационная и мобилизацион­ная функции государственной идеологии предполагают, что она не должна быть конфронтационной и направленной на поиски врагов, но призвана политически, если не объединять все общество, то, как минимум, не разъединять и не раскалывать его, поддерживая в стране общественное согласие. Государственная идеология должна быть ориентирована на воплощение общенационального интереса и гуманистических ценностей, в результате чего максимально будут использованы ее воспитательный потенциал и стимулирующая раз­витие сила. Государственная идеология, с одной стороны, должна опираться на самые новейшие идеи во всех областях знаний, но, с другой, при ее формировании следует учитывать, что ни одна част­ная идеология не может всесторонне и наиболее полно охватить и объективно осмыслить главные проблемы и найти универсальное средство для их решения. Поэтому идеология не должна быть за­крытой для конструктивных предложений и исторического опыта, но призвана стать открытой развивающейся системой.


3. Способы реализации государственной идеологии. Как пока­
зал опыт XX в. возможны два способа реализации государственной
идеологии: посредством централизованного государственного
идеологического аппарата
и через идеологические структуры без
внешних признаков централизации.

Первый способ был реализован в Советском Союзе, странах Вос­точной Европы и Азии. Здесь идеологический аппарат создавался решениями высших органов правящей партии и зачастую навязы­вался обществу «сверху» без учета конкретных условий. В комму­нистических странах официальная идеология внедрялась в сознание, начиная со школьной скамьи, но все же отличалась от прочих явле­ний культуры, не растворялась в них, а в период перед падением со­циалистической системы вызывала раздражение и выглядела как нечто чужеродное и ненужное, хотя ее организующая и воспита­тельная роль была огромна. В результате такой практики тоталитар­ных режимов сформировалось резко отрицательное отношение к идеологии, в связи с чем ее стараются не замечать или игнориро­вать.

Второй способ реализации государственной идеологии склады­вался в большинстве европейских стран и США без специальных решений властей, а формировался в качестве составного элемента общего процесса становления гражданского общества на основе за­падных ценностей. В западных странах люди, не имея представле­ния об идеологии, находятся под ее влиянием. Сам факт отсутствия в странах Запада единой государственной идеологии, аналогичной марксизму-ленинизму не препятствовал возникновению, развитию и совершенствованию специального аппарата идеологической пропа­ганды, осуществляющего систематическую обработку идей и уче­ний и их ретрансляцию через каналы СМИ. В зарубежной полито­логии широко используется термин «идеологический аппарат госу­дарства». К нему относят образовательный, семейный, юридический, политический (система государственных органов и политических партий), коммуникационный (пресса) и культурный институты, которые представляют интересы различных слоев обще­ства.

4. Формирование идеологии белорусского государства. Госу­
дарственные идеологии современных демократических государств
мало чем отличаются друг от друга и, как правило, формулируются
в одних и тех же терминах, отражающих общее стремление к уста­
новлению социальной и политической справедливости на началах


демократической, правовой и социальной государственности. В ус­ловиях становления и развития западноевропейской цивилизации выкристаллизовались основные современные идеологии – либера­лизм, социализм, консерватизм, которые послужили основой для становления современной демократии и плюралистической системы в сфере государственного управления, политической и обществен­ной жизни. Однако становление государства как целого требует до­полнительного фактора, формирующего государственную и граж-данско-политическую идентичность, в Новое время эту проблему решали идеологии национализма, вырабатывавшие в жителях евро­пейских стран чувство принадлежности к соответствующей нации-государству взамен прежней лояльности к монархам и их династи­ям. Поскольку Республика Беларусь — молодое государство пост­советского региона, которое переживает период своего становления, ему необходимо выстроить систему национальных ценностей и приоритетов общественного развития и найти органичную для ме­стного менталитета, исторических, геополитических особенностей и условий форму интегральной идеологии на основе творческого син­теза традиций западной демократии, национальных патриотических ценностей и лучших проявлений социалистической мысли и прак­тики. Идеология призвана не только объединить людей, но и обо­значить стратегию развития Республики Беларусь, причем для ус­пешного развития государства необходимо осуществлять модифи­кацию государственной идеологии соответственно изменениям и потребностям общественной жизни для того, чтобы провозглашен­ные ею идеи и ценности находили свое воплощение в реальной жизни. Государственная идеология в конкретной формулировке и в определенных исторических условиях не может претендовать на статус единственно верной идеологии, в силу относительности лю­бого знания. Государственная идеология должна быть направлена на решение практических задач в конкретных условиях и обозримой перспективе. Для этого ей необходимо аккумулировать все конст­руктивное из опыта прошлого, опираться на достижения современ­ной науки, соответствовать требованиям здравого смысла и быть открытой для творческого поиска.

5. Механизм функционирования идеологии белорусского госу­дарства. Механизм государственной идеологии Республики Беларусь должен формироваться с учетом совокупного мирового опыта, но без принуждения и жесткой централизации, как своеобразный форум идей, имеющих общественную значимость. В настоящее время в рес-58


публике сложились определенные институты, обеспечивающие двух­стороннюю связь между государством и обществом и предполагаю­щие, с одной стороны, трансляцию государственной идеологии и до­ведение ее до каждого гражданина, а с другой – ее одобрение в обще­стве и внесение необходимых поправок и корректив.

Важнейшую роль среди этих институтов играют Всебелорусские народные собрания, представляющее все регионы и слои населения, которые организуются для усиления обратной связи общества с го­сударством и являются средствами прямого участия граждан в управлении государством и, прежде всего, в решении стратегиче­ских вопросов, касающихся основ организации социально-политической модели развития государства и планов развития эко­номики. В истории Беларуси состоялось 3 Всебелорусских народ­ных собрания: Первое (19 ноября 1996 г.) состоялось перед Респуб­ликанским референдумом по вопросу изменения Конституции, Вто­рое (18 мая 2001 г.), прошло за несколько месяцев до президентских выборов, на Третьем (2–3 марта 2006 г.) был сделан отчет о дости­жениях за предыдущие пять лет жизни страны и представлена Про­грамма развития на 2006–2010 гг.

В условиях высокой роли государства в политической жизни общества глава государства – Президент является лицом не только государства, но и белорусской политики вообще и потому выполня­ет определенные идеологические функции. Кроме того, действую­щий Президент Беларуси является инициатором формулирования идеологии Белорусского государства и стратегии его социально экономического развития. Президент является гарантом Конститу­ции и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, он не со­стоит членом политической партии и поэтому имеет возможность представлять интересы всей нации.

Одним из важнейших субъектов идеологической деятельности в современном обществе и государстве является Парламент, кото­рый, как представительный и законодательный орган закрепляет в правовых актах идеи, ценности, идеалы, взгляды, нормы, убеждения и модели поведения, господствующие в обществе и признаваемые им. Идеологическим целям служат также многочисленные встречи депутатов Парламента со своими избирателями и их выступления в СМИ. Кроме того, функцией Парламента является контроль дея­тельности исполнительной власти, который содействует правильно­сти и эффективности реализации принятых законов и тем самым способствует формированию и воплощению в жизнь идеологии Бе­лорусского государства.


Инструментом практической реализации положений государст­венной идеологии служит Правительство Совет Министров Рес­публики Беларусь и органы государственного управления. Идеологи­ческая деятельность исполнительной власти заключается в практиче­ской работе республиканских и местных исполнительных органов по реализации функций, возложенных на них Конституцией и законода­тельством Республики Беларусь. От того, насколько реализация этих функций отвечает интересам большинства граждан, зависит отноше­ние различных слоев общества к власти, их взгляды на проводимую государством политику в различных сферах. Практическая деятель­ность исполнительной власти превращает цели и задачи государст­венной идеологии из категории абстрактных концепций и планов в категорию конкретных возможностей и мероприятий, то есть идеоло­гия достигает своего непосредственного проявления в удовлетворе­нии насущных жизненных потребностей граждан. Еще один аспект идеологической деятельности органов исполнительной власти – ор­ганизация информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование общественного мнения, осуществляемая посредст­вом устной и печатной информации, науки, образования и культуры. Все формы идеологической работы исполнительной власти направ­лены на координацию, формирование бесконфликтных отношений государства и общества, Правительства и народа, политических ин­ститутов и граждан.

Прямое участие народа в управлении государством, формирую­щее у граждан определенные личные качества, направленные на решение как общегосударственных, так и региональных проблем, осуществляется в сфере местного управления и самоуправления. На этом уровне идеология государства получает возможность наиболее эффективно влиять на общество и направлять энергию людей в оп­ределенное русло, поскольку она наряду с юридическими, социаль­ными и экономическими аспектами, включает реальные процессы вовлечения граждан в решение государственных и местных дел. Участие граждан в самоуправлении должно повышать их доверие к органам власти, обеспечить на этой основе лучшую управляемость страной, отдельными территориями и производственными единица­ми. Приучая людей к ответственности за ведение общих дел, мест­ное самоуправление призвано решать задачу по формированию вы­сокой политической культуры и качеств активной инициативной творческой личности.

В развитии идеологии важную роль играют система образования и наука, которые наряду с сообщением знаний и формированием


политической и правовой культуры вырабатывают общее мировоз­зрение, эстетические взгляды человека, его нравственные принци­пы, закладывают основы культуры в обществе, семье, в быту, на производстве, в отношениях между людьми. Особое место в идео­логической системе занимают гуманитарные науки, изучающие формы человеческого общежития, коллективного и индивидуально­го развития самого человека, его сознание, образ жизни и модели поведения. Специфика гуманитарных наук состоит в том, что ими намечаются наиболее общие мировоззренческие, экономические, социальные, политические и идеологические ориентиры практиче­ской и теоретической деятельности; определяются перспективы об­щественной жизни.

Важную роль в идеологии любого государства играют средства массовой информации (СМИ), поскольку они являются основным инструментом идеологической ориентации человека в современном мире и призваны способствовать росту и развитию политической сознательности масс. СМИ представляют собой учреждения, соз­данные для открытой, публичной передачи различных сведений лю­бым лицам. Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, – одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом, реализации установок госу­дарственной идеологии. Могут формироваться различные типы идеологического поведения, как отдельных журналистов, так и СМИ в целом, однако любой из них должен основываться на поли­тической культуре как системе идеологических установок и приори­тетов. Это означает, что в настоящее время СМИ являются одно­временно и объектом идеологического воздействия, и субъектом идеологических процессов, то есть, с одной стороны, СМИ получа­ют все большую власть в обществе, становясь важнейшим фактором политической борьбы, а с другой – СМИ сами попадают под непре­рывно растущее влияние и контроль идеологии, политики (полити­ков) и экономики. Государственная власть имеет возможность через средства массовой информации убедить многомиллионную аудито­рию в правильности проводимой ею политики и принимаемых ре­шений, а политика дает «пищу» для журналистов. СМИ наряду с политическими институтами выполняют функцию агитации во всех современных обществах. Государство осуществляет контроль дея­тельности СМИ в целях соблюдения ими действующего законода­тельства.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение государства и укажите теории, объясняю­щие причины его возникновения. Назовите основные признаки го­сударства и укажите его основные функции.

2. Дайте определение государственной идеологии и укажите ее составляющие. Раскройте способы реализации государственной идеологии.

3. Укажите, какие основные требования предъявляются к форми­рованию идеологии белорусского государства.

4. Опишите механизм функционирования идеологии белорусско­го государства.


 




II КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ (ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ) СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУ­ДАРСТВА

Тема 4. Белорусская общность, национальная идея и государст­венность

План:

1. Общество, государство, нация.

2. Становление белорусской государственности и формирование бе­лорусской нации.

3. Национальная идея и государственная идеология.

4. Формирование белорусской национальной идеи и белорусская идентичность.

1. Общество, государство, нация. В государстве представлены и теснейшим образом сплетены этно-национальные, социокультур­ные и гражданские интересы людей и их общие цели. В этой связи необходимо указать на различия между понятиями «государство», «общество» и «нация» и на неразрывную связь и взаимодействие этих феноменов. Общество в широком смысле – это исторически сложившаяся форма совместной деятельности людей, их свободная ассоциация в составе семей, социальных и культурных групп и т. д. Общество представляет собой родовое понятие, в то время как госу­дарство – один из возможных видов общественной самоорганизации людей. Другой формой организации людей может служить этниче­ская общность, то есть исторически возникший вид устойчивой со­циальной группировки людей, представленный племенем, народно­стью или нацией. В отличие от организаций и институтов, этниче­ские общности возникают независимо от воли и сознания людей под влиянием объективных причин. Высшей формой этнической общ­ности и одновременно социальной структуры тесно связанной с го­сударством является нация (от лат. natio — ‘племя, народ’) – этно­социальная, культурно-историческая и духовная общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их террито­рии, экономических связей, литературного языка, этнических осо­бенностей, культуры и характера. Современные ученые связывают нацию с определенным народом, и включают в число ее сущност­ных признаков общность самосознания и социальной структуры, а также принадлежность к определенному государству. В отличие от


«нации», «этносы» не имеют политической окраски, то есть не ста­вят перед собой политических задач и не стремятся к созданию сво­их собственных этнических государств. В связи с этим фактически до XVIII в. мир не знал национальных государств и наций. Форми­рование нации предполагает подчинение родовых, племенных, ар­хаических, патриархальных начал универсальным принципам и ин­тересам в пределах определенной территории (страны, государства). Это происходит на основе общности культуры, истории и близости языка при наличии политической воли к единству, без которой на­ция может и не состояться. Носителем этой воли является нацио­нальная интеллигенция, элита общества, разрабатывающая концеп­цию национального объединения и обосновывающая необходи­мость этого объединения. Постепенно у людей вырабатывается чувство патриотизма и осознание своей национальной принадлеж­ности, стираются культурные и языковые различия между родст­венными этническими группами, возникает литературный язык и единая система национального образования. И наконец, у форми­рующейся нации возникает необходимость в политическом самооп­ределении, наиболее приемлемой формой которого является нацио­нальное государство во главе с представителями своей собственной нации. В большинстве случаев это длительный исторический про­цесс, на различных этапах которого в орбиту нации попадает все более широкий круг этносов и народов. Однако нация, как общность людей с общим языком, традициями и культурой, не всегда совпа­дает с государственными или политическими узами. С одной сторо­ны, государство стремится объединить гетерогенные этнические об­разования в единую нацию, с другой – эти образования проявляют склонность к тому, чтобы самим объединиться в единое политико-юридическое сообщество и образовать независимые государства. Таким образом, в отличие от всех предшествующих форм самоорга­низации человеческого общества нация представляет собой не толь­ко естественноисторическую, но в первую очередь политическую форму, внешними признаками которой является государство.

2. Становление белорусской государственности и формиро­вание белорусской нации. Поскольку формирование современной идеологии белорусского государства требует творческого осмысле­ния исторического опыта народа в различных областях социальной жизни и государственного строительства, а также его интеллекту­альных и культурных достижений, необходимо указать основные


этапы истории становления белорусской государственности, фор­мирования белорусской нации и культуры.

Исторически различают четыре этнические эпохи на Беларуси:

1) время заселения ее территории индоевропейскими племенами;

2) балтская эпоха (начинается примерно на рубеже III– II тыс. до н.э.); 3) эпоха славянского заселения Беларуси (VI– XIV вв. н.э.); 4) становление и развитие белорусской народности, а затем белорусской нации (начинается с XIV в.). На последние две эпохи этнической истории Беларуси, связанные со славянским засе­лением ее территории и формированием белорусской народности и нации приходится становление белорусской государственности, в истории которой в соответствии с особенностями социально-политической и культурной жизни можно выделить шесть перио­дов.

I. Полоцкий период (IX–XIII вв.). В VI–IX вв. на территории со­временной Беларуси расселились восточнославянские племена кри­вичей, дреговичей и радимичей. Начиная с VIII в. у них складывает­ся предшествующее государственному общественное устройство, называемое военной демократией, предполагавшее выделение воен­ной племенной знати (дружины) во главе с князем, на которых воз­лагались основные функции управления, и наличие собрания всех членов племени (веча), которое собиралось в исключительных слу­чаях и решало важные для всего племени вопросы. Постепенно ко второй половине X в. эти племенные объединения трансформирова­лись в феодальные княжества. На территории современной Белару­си таких княжеств образовалось два Полоцкое (столичный город ко­торого Полоцк впервые упоминается в 862 г.) и Туровское (Туров упоминается в летописи под 980 г.). До конца X в. Полоцкое и Ту-ровское княжество развивались как самостоятельные, здесь сущест­вовали местные княжеские династии. При великом киевском князе Владимире оба княжества попали в зависимость от Киева. Туров-ское княжество полностью было подчинено великокняжескому пре­столу, а полоцкие князья вели борьбу с Киевом за самостоятель­ность, которая продолжалась с перерывами около 100 лет. Наивыс­шего расцвета и экономического могущества Полоцкое княжество достигло при князьях Брячиславе Изаславиче (1001–1044) и его сы­не Всеславе (Чародее) (1044–1101). После смерти Всеслава Чародея, когда власть в княжестве была передана семи его сыновьям, на тер­ритории Беларуси начинается удельный период, или период фео­дальной раздробленности.


Важнейшим событием в истории белорусской государственности и культуры в этот период было крещение Руси в 988 г. Принятие христианства стало началом новой культурно-исторической эпохи на территории Беларуси, когда, унаследовав традиции античности и христианского мира, Киевская Русь, в которую входили Полоцкое и Туровское княжества, присоединилась к христианской цивилизаци-онной общности и выработанным ею духовно-мировоззренческим ценностям. С одной стороны, после крещения Киевская Русь приоб­рела черты общности культуры и государственного управления, племенные различия все больше отступали на второй план (напри­мер, в 1169 г. последний раз упоминается термин «радимичи»), воз­никла этнокультурная общность восточных славян, называемая Ру­сью. Однако, с другой стороны, на мировоззренческом фундаменте христианства возникла самобытная древняя белорусская культура, литература, философская, этическая и политическая мысль, уже то­гда ярко проявившиеся. В эту эпоху интенсивно распространяется просвещение, неутомимым деятелем которого была Евфросиния Полоцкая (ок. 1110–1173). Образование становится достоянием ши­роких слоев населения, зарождается самобытная литература, вы­дающимися представителями которой были писатели Кирилл епи­скоп Туровский (ок. 1130 – ок. 1182) и митрополит Киевский Кли­мент Смолятич (умер после 1164). Кирилл Туровский, названный русским златоустом по праву считается одним из родоначальников восточнославянской словесности, стоящим у истоков ее литератур­ного языка, которому он придал возвышенность и необычайную вы­разительность. Основой творческого наследия указанных мыслите­лей и просветителей является забота о воспитании, духовно-нравственном совершенствовании людей и справедливом общест­венно-политическом порядке в соответствии с этическими принци­пами христианства – милосердием, состраданием и справедливо­стью. В это же время на территории Беларуси возникают обладаю­щие уникальными чертами самостоятельные архитектурные школы (началом белорусской архитектуры можно считать построенный Всеславом Чародеем в 50-е гг. XI в. Софийский собор в Полоцке, ставший символом христианства и государственности), развивается особый стиль в изобразительном искусстве (об этом свидетельству­ют сохранившиеся до наших дней фрески Спасского собора в По­лоцке).

II. Литовско-белорусский период (XIII–XVI вв.). В XIII в. на территории Беларуси началось формирование одного из крупней­ших государств Восточной Европы эпохи Средневековья – Велико-66


го княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель, границы которого во второй половине XIV в. простирались от Бал­тийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смо­ленщины с запада на восток. Произошло это по причине того, что начиная с XIII в. белорусские земли находились под постоянной уг­розой нападения с юго-востока со стороны монголо-татар и с севе­ро-запада со стороны крестоносцев Тевтонского и Ливонского ор­денов, обосновавшихся в Пруссии и Прибалтике. Для защиты от внешней угрозы местные князья приняли участие в создании Вели­кого княжества Литовского, подчиняясь, с одной стороны, литов­ским князьям, которые имели сильные военные дружины, но, с дру­гой стороны, оказывая на них культурно-цивилизационное, религи­озное и языковое влияние. При политическом господстве литовской княжеской династии административное управление Великого кня­жества, его социально-экономическое и культурное развитие по большей части определялись восточнославянскими землями, кото­рые составляли 9/10 всей территории государства. Язык этих земель (древнебелорусский), еще в XIII в. приобретший специфические черты и особенности, стал государственным языком Великого кня­жества Литовского, на котором издавались законы и велась офици­альная переписка.


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  4. Ex. Переведите, обратив внимание на перевод инфинитива, определите его функцию.
  5. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  6. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  7. I. Понятие как форма мышления
  8. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  9. I.2. Роль ландшафтного дизайна в проекте музыкальной школы
  10. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  11. I.3. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО : НЕДООЦЕНКА ВОСПИТАНИЯ
  12. II РАЗДЕЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 1012; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь