Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обучение через погружение в разные модальности



 

Одним из главных достоинств дудлинга (и рисования) является то, что открываются возможности для развития методов обучения, выходящих за привычные рамки. Это чрезвычайно важно, потому что учащиеся должны иметь доступ ко всем существующим методам, чтобы выбрать наиболее подходящий для себя. Если вам удобнее изучать астрономию при помощи интерпретационных танцев, я не стану возражать против этого. Никаких ограничений в выборе стиля или модальности обучения быть не должно, и дудлинг может быть адаптирован к любому варианту. Не верите? Давайте разберемся с «большой четверкой» модальностей.

 

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

 

Должна признать, что споры в отношении мультимодальных технологий обучения в сообществе педагогов и работников образования не утихают ни на минуту. Никто точно не знает, как правильно определить и измерить доминирующие модальности. В наших целях достаточно понимать то, что люди могут учиться по‑ разному, а не только читая или слушая лекции (чем им приходится довольствоваться в большинстве учебных заведений и на рабочих местах).

 

 

Визуальная модальность

 

Обучение в визуальной модальности можно описать следующим образом: идеи, понятия, факты и другая информация обрабатываются и осмысляются через наглядные образы и методы визуализации. Использование дудлов в этой ситуации представляется очевидным.

 

Аудиальная модальность

 

Учащийся‑ аудиал наилучшим образом воспринимает информацию на слух. Работая с разными учащимися, я поняла, что здесь существует возможность для двоякого использования дудлинга.

Во‑ первых, многие люди особенно активно дудлят, когда слушают, – будь то на уроке, лекции, совещании, на конференции или перед телевизором. Им это необходимо, чтобы в большей мере сосредоточиться на том, что им говорят, и доказано, что дудлинг помогает лучше запомнить услышанное. Учащимся аудиальной модальности, похоже, доставляет удовольствие одновременно слушать и что‑ то рисовать на бумаге (это можно назвать наглядным отображением процесса слушания), причем совершенно не имеет значения, относится ли сам рисунок к обсуждаемой теме. Каждому из нас наверняка знакомы люди, для которых ручка во время совещаний – как шестой палец.

Во‑ вторых, рисуя, мы зачастую издаем какие‑ то звуки – мычим, напеваем или вслух что‑ то проговариваем – и таким образом дудлинг оказывается напрямую связан с аудиальной модальностью. У очень многих взрослых, с которыми я работала, дудлинг так неразрывно связан с произнесением звуков, словно эти действия – составляющие одного процесса. Сообща эти две формы деятельности усиливают процесс усвоения информации.

 

Чтение и письмо

 

С методикой обучения посредством чтения и письма мы все знакомы очень хорошо, потому что она продолжает доминировать в системе образования во всем мире. (Но имейте в виду, это еще не означает, что она лучшая из всех.) Этот стиль обучения придает основное значение информации, выражаемой в виде письменного текста, то есть напечатанными или написанными от руки словами. Люди, отдающие предпочтение такой модальности, комфортно чувствуют себя с книгами, журналами, газетами, списками и презентациями в PowerPoint. Дудлинг, связанный с этим стилем обучения, распадается на следующие категории.

 

Словесные дудлы

 

Словесный дудлер – это человек, который пишет на листе бумаги одно слово, скажем, «Кеннеди», а затем многократно данное слово переписывает или обводит и занимается этим на протяжении всего совещания или лекции. Часто бывает, что такой дудлер пишет и обводит одно и то же слово на протяжении многих месяцев или даже лет, а при встрече с вами мрачным тоном интересуется, что эта привычка может сказать о чертах его характера (как будто у вас прямой канал связи с Фрейдом, который, впрочем, тоже не знал бы, как на это ответить). Правда заключается в том, что такое слово ничего особенного о характере человека сообщить не может. Зато есть все основания утверждать, что мозг этого дудлера воспринимает буквы как зрительные образы, и то, что он эти буквы обводит, помогает ему сосредоточенно думать – точно так же, как если бы он рисовал какие‑ то абстрактные линии и конкретные картинки[8].

 

Словесный дудл «Фидель Кастро», созданный Джоном Кеннеди

 

Шрифтовые дудлы

 

Есть еще шрифтовые дудлеры. От словесных они отличаются тем, что выписывают слова всякими изысканными шрифтами, привнося в этот процесс больше чувства. Такой дудлер, например, тоже может многократно переписывать и обводить слово «Кеннеди», но не лишь бы как, а, скажем, готическим шрифтом. Однако смысл этой деятельности тот же – и словесный, и шрифтовой дудлинг помогает человеку лучше сосредоточиться на своих мыслях.

 

Примеры шрифтовых дудлов

Упражнение: сочините историю, используя эти четыре слова

 

Слова‑ картинки

 

Из шрифтовых дудлов выделяется особая категория слов‑ картинок. Хотя и шрифтовые дудлы характеризуются тем, что само изображение слов отчасти отражает их смысл, но в словах‑ картинках это проявляется в гораздо большей степени. Слово фактически сливается с тем понятием, которое выражает. На иллюстрации представлены два примера слов‑ картинок.

 

Примеры слов‑ картинок

 

Стиль обучения через чтение и письмо максимально мобилизует умственные способности – сам процесс сопряжен с большими затратами психической энергии, – но он не так инстинктивен, как дудлинг, которому учить не надо, в отличие от чтения и письма[9]. Поэтому не следует забывать, что чтение и письмо являются чрезвычайно важными инструментами познания, но они не оптимально используют биологические особенности и настройки человеческого мозга, которому от природы свойственно пространственно‑ визуальное восприятие окружающего мира.

 

 

Кинестетическая модальность

 

Линда Барри, писательница и художник‑ иллюстратор, сказала однажды, что худшее, что можно сделать, когда иссяк поток творческой фантазии, – это начать думать и перестать двигать руками. Дудлеры знают, что она имела в виду. Казалось бы, такая мелочь, как двигать руками, рисуя что‑ нибудь или просто черкая, не только надежно выводит нас из творческого тупика, но также меняет наше мировосприятие и понимание окружающей действительности. Рука, двигающая ручку по листу бумаги или маркер по доске, мобилизует и направляет в нужное русло энергию, которая в противном случае рассеялась бы или была бы бесцельно потрачена на несбыточные грезы, и помогает оставаться в настоящем, а не улетать мыслями в облака. Хотя уровень физического напряжения сил в процессе дудлинга несравним, скажем, с танцами, дудлинг тем не менее с успехом реализует важные человеческие функции – хватание и движение – и позитивно воздействует на мозг[10]. И еще важный момент. Достигнув стадии инфодудлинга, вы обнаружите, что кинестетическая модальность является во многих случаях наиболее важной во всей «большой четверке» модальностей обучения.

 

Разобравшись с четырьмя модальностями обучения и выяснив, как каждая из них соотносится с дудлингом, найдите время подумать над тем, какого типа дудлером вы были раньше, каким являетесь сейчас и каким хотите стать в будущем. Пока нет нужды прямо сейчас углубляться в тонкости каждой техники – мы до этого еще дойдем. Просто знайте, к какой категории дудлеров вы относитесь, и помните, что любой из них может стать трамплином для перехода к инфодудлингу.

 

Продление сознания

 

Разговор о полезных качествах дудлинга закончим обсуждением теории продления сознания. Это философская концепция, согласно которой разум для саморасширения использует объекты из внешней среды. Таким образом, сознание не просто заключено внутри черепа; оно старается использовать все потенциальные возможности процесса познания, включая и внешние вспомогательные средства. Иначе говоря, объекты и пространства внешней среды функционируют как часть сознания. Доказать эту концепцию как философ я не могу. Но я хорошо знаю, что наброски и дудлы на листочках бумаги служат продолжением моего сознания в любой момент; что прототипы, которые мы создаем, содержат в себе всю необходимую информацию, избавляя нас от необходимости ее запоминать; что нам не обойтись без этих вещей, потому что человеческий мозг может хранить в рабочей памяти лишь весьма ограниченный объем информации[11]. Поэтому наличие физического пространства, куда вы можете перенести информацию из кратковременной памяти, позволяет более объективно взглянуть на эту информацию, что способствует ее лучшей организации и анализу.

 

Чрезвычайно популярная методика повышения продуктивности, разработанная Дэвидом Алленом (GTD), отчасти базируется на идее продления сознания. Автор утверждает, что даже такая простая форма организации режима дня, как списки типа «что сделать», позволяет стимулировать поток творческого мышления. Аллен прав, и достигается это за счет освобождения рабочей памяти от необходимости хранения информации, которую вполне можно хранить в другом месте.

 

Ларри Пейдж, соучредитель компании «Google», по‑ видимому, знаком с этой концепцией. Выступая на конференции TED, он сказал, что единственный способ для него и его команды расставить 100 основных проектов в порядке приоритета – это записать их и упорядочить. «Когда ты держишь в голове сотни вещей, а это можно осуществить, лишь записав их, уже не составит особого труда решить, с чего начать», – пояснил Пейдж.

 

Пожалуй, не будет большой натяжкой сказать, что продление сознания за счет белого пространства бумаги (и других канцелярских принадлежностей) – это то, что вам нужно, чтобы стимулировать творческий процесс или провести углубленный анализ существующего положения вещей. В противном случае нам приходится тратить много энергии, жонглируя в уме всякими незначащими деталями и не имея возможности добраться до главного. Нам нужно выложить содержимое рабочей памяти на бумагу, чтобы освободить в голове место для инсайта. Как раз в этом нам помогает дудлинг во всем его разнообразии форм.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь