Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философско-методологические предпосылки
Философско-методологические предпосылкиобъединяют историю учения о качестве, начиная от квалитативизма Аристотеля, кончая современной квалитативной парадигмой. Первым категорию качества проанализировал Аристотель. В его учении были осуществлены системные исследования природы качества: · выполнена попытка классификации качеств; · сформулирован принцип целостности, фиксирующий факт несводимости качества целого к качествам его частей; · разработано представление об иерархической структуре качества материальных объектов. В своем труде " Категории" Аристотель выделял десять категорий: 1) сущность - основа всех остальных свойств; 2) качество; 3) количество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7) положение; 8) обладание; 9)действие; 10) страдание. Аристотель считает, что качеством именуется, прежде всего то, " благодаря чему предметы называются такими-то". В соответствие с этим, Аристотель выделяет четыре вида качеств: устойчивые, преходящие, претерпеваемые, качество-очертание. Под первым и вторым видами качества Аристотель подразумевает устойчивые и преходящие свойства, причем преходящими он называет свойства, которые легко поддаются колебаниям и быстро изменяются, каковы, например, тепло и холод, болезнь и здоровье и пр. Третьим видом качеств - претерпеваемыми качествами - для Аристотеля являются: сладость, горечь, смуглость, белизна, чернота. К четвертому виду качеств Аристотель относит «очертания и имеющийся у каждой (вещи) внешний облик и, кроме того, прямизна и кривизна и тому подобное. По таким качествам вещь называют такой потому, что она именно такой формы (очертания), например, треугольник называется так, потому что его качества характеризуются наличием трех углов и т.д. Согласно воззрениям Аристотеля, качества, как правило, называются производными именами или именами, образованными от них как-то иначе; так от бледности – бледным, от умения читать и писать – умеющим читать и писать, от справедливости – справедливым. Еще одной характеристикой качества для Аристотеля становится характеристика большей или меньшей степени: " говорят, что оно более бело или менее бело, чем другое, и об одном справедливом, что оно более справедливо или менее справедливо, чем другое. Да и самому качественно определенному доступно приращение, ибо нечто, будучи белым, может стать ещё более белым; однако не всегда так, а лишь большей частью".[1] Качество по Аристотелю не существует отдельно. Эта категория тесно взаимосвязана с такими категориями как " количество" и " отношение". В системе, разработанной Аристотелем, они образуют " подсистему" с ясно определяемым логическим порядком. Так, " количество" предшествует " качеству": в предмете и качество его формы, и качество цвета, и другие качественные определенности предполагают некоторую количественную характеристику, относящуюся к протяженности. В свою очередь, категории " количества" и " качества" предшествуют категории " отношения": всякое отношение предполагает" по Аристотелю, определенные количества (или качества) одних предметов, сравниваемые с количеством (или качеством) других. Разрабатывая учение о качестве, Аристотель одновременно разрабатывает классификацию различных видов качеств. Согласно теории Аристотеля, условием всякой деятельности и всего действительного считается возможность этой деятельности, или способность к ней. Если способность применяется в определенном направлении, то она переходит в свойство. Так, упражнение способности к познанию порождает знание. Упражнение нравственной способности — добродетель. Особый частный случай свойства — состояние. И свойство, и состояние — виды качества, возникновению которых предшествует данная от природы, еще не составляющая качества физическая возможность. Еще один вид качества — " страдательные свойства". По сути, это тоже свойства, и они также приобретаются посредством упражнения. Но в " свойствах" главное — способность деятельности; напротив, в " страдательных" свойствах главное — способность восприимчивости. Первые активны, вторые — пассивны. Далее Аристотель рассматривает — " форму" как очередной вид качества. Характеристика " формы" как вида качества — важная характеристика качественной определенности. Как особенность качественной определенности Аристотель отмечает, что в отношении нее " бывает и противоположность: так, справедливость есть противоположное несправедливости, белый цвет — черному, и все остальное подобным же образом". Однако наличие противоположного имеет место не во всех случаях качественных определенностей: так, огненно-красное — качественное определение, но оно не имеет противоположного себе. Другая важная особенность качественных определений в том, что им присуще быть одновременно и отношениями. Одно белое называется в большей и в меньшей степени белым, чем другое, и одно справедливое — более и менее справедливым, чем другое. Да и само качество относительно в своей определенности: будучи белым, предмет имеет возможность стать еще более белым. Впрочем, эту особенность Аристотель считает применимой не ко всем, а только к значительному большинству качественных определений. Кант рассматривает все категории прежде всего как формы мышления, формы производства и получения знания. Причем всякое знание включает в себя " два весьма разнородных элемента": " материю" и " некоторую форму", с помощью которой многообразие ощущений упорядочивается и сводится к единству. При этом " материю" для познания составляют ощущения, возникающие в результате воздействия " вещей в себе" на органы чувств человека. Формальным принципом познания являются априорные, то есть доопытные, не зависящие от какого бы то ни было опыта, формы чистого созерцания (пространство и время) и априорные формы рассудка (категории). Эти формы, пишет Кант, " приходят в действие и производят понятия при наличии чувственного материала" [2]. Трансформируясь из чистых форм мышления в " содержательные формы знания" (в результате синтеза с материалом чувственных впечатлений), категории не становятся " формами отражения" внешних предметов, объективной реальности. Они становятся формами " самого существования предметов", но понимаемых как явления, как формируемые посредством логических структур предметы опыта. Таким образом, категории выступают у Канта как логические условия и средства познавательной и созидающей (конструирующей природу как мир явлений) деятельности человека, как формы логического синтеза чувственных данных, производящие как знание о предмете, так и сам предмет, определяющие форму его бытия как предмета опыта. Они не только формы, в которых познаются предметы. Они вместе с тем - и именно вследствие этого - также и формы их действительного существования. Пытаясь установить количество и состав всех " первоначальных понятий рассудка", Кант составил таблицу категорий, где все категории разделены на четыре группы: по количеству, качеству, отношению и модальности. Первой категорией в таблице является категория количества, которая предполагает, по Канту, сплошную однородность синтезируемого материала. В отличии от категория количества, категория качества, по Канту, есть " принцип... сочетания также и неоднородных частей знания в одном сознании".[3] Группа категорий качества включает в себя категории реальности, отрицания и ограничения. Гегель вторым после Аристотеля в трактате " Наука логики" дал определение категорий качества, которые могут применяться не только в философии, но и в управлении качеством. Для этого первоначально Гегелем было дано определение качества, согласно которому качество характеризуется как внутренняя характеристика, идентичная с бытием. По Гегелю качество – это свойство, которое дает характеристику объекта по отдельным элементам или целиком. Гегель определяет качество через его признаки, то есть способности объекта взаимодействовать с другими объекта особенным образом. Качество, по Гегелю, определяется через его признаки. То есть признаки проявляются в отношении между объектами, явлениями и т.д. Качество тех или иных объектов является ядром их свойств, таким образом Гегель показывает, что свойство – это нахождение качества в единственном из многих отношений рассматриваемого объекта к другим объектам. Качество, по концепции Гегеля, выглядит как духовное основание всех признаков, свойственных данной вещи, но эта духовная основа обнаруживается только при взаимодействии данного объекта с другими объектами. Число признаков у каждого объекта в теории беспредельно, так как в системе универсального взаимодействия возможно безграничное количество взаимодействий. Различия между признаками объекта и его качествами всегда относительны, ибо, то, что является признаком в одном отношении, становится качеством в другом отношении. Учение Гегеля о качестве основано на его диалектическом представлении о мире, то есть для появления какого-либо понятия необходимо саморазвитие суждения об этом понятии. Диалектика понятий Гегеля напрямую связана с диалектикой вещей и их свойств или качеств. Гегель рассматривает категорию качества и количества. Для Гегеля эти две категории взаимопроникающие, он считал, что без количественных изменений не может быть качества, так же как и нет качества без количественной характеристики. Одним из ярких примеров данной взаимопроникаемости у Гегеля является понятие категории меры. По Гегелю мера – это не только указатель на качество и количество, но и указатель на соответствие этих двух категорий друг другу. Данная категория определяет единство качественной и количественной характеристики, то есть согласно Гегелю и его определению меры одному и тому же качеству может соответствовать несколько количественных характеристик, что указывает на то, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения. Опровергая абсолютность качества, Гегель определял качество как результат скопления количественных характеристик. Приводя пример данного тезиса, Гегель говорил об агрегатном состоянии вещества, то есть плавлении, кипении и т.п. В данном примере каждое новое качество объекта, например, замерзание воды, есть итог количественных изменений, например, снижения температуры окружающей среды, а превращение ее в пар – есть итог повышение температуры окружающей среды. " Степень температуры воды, - писал Гегель, - сначала не оказывает никакого влияния на ее капельно-жидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой – в лед". Гегель говорил не только о переходе количества в качество, но и об обратном процессе. Данные переходы качества и количества друг в друга у Гегеля отражены как нескончаемый процесс, что по мнению Гегелю доказывает, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество. Таким образом, в диалектической системе Гегеля основными логическими моментами бытия являются мера, качество и количество, которые взаимосвязаны между собой. Учитывая то, что Гегель понимал качество, как было сказано выше, как определенность, тождественную бытию, то можно сказать о том, что определенность выступает в роли представителя качества. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что первым условием существования качества в аспекте управления является всестороннее знание. То есть относительно управления - это знание процессов и знание людей, которыми ты управляешь. Это обосновывает одно из важнейших качеств руководителя – компетентность. Анализируя подход Гегеля к определению качества объекта можно сказать. Что качество в одном случае обладает одними характеристиками, а в другом – другими, возможно, совершенно противоположными. Поэтому, чтобы определить качество необходимо, по Гегелю, рассмотреть его количественные характеристики, а если интерпретировать в отношении управления качеством, то понять, в какой системе отношений оно получилось. Таким образом, можно сказать, что качество – понятие относительное. Новая квалитативная парадигма, опираясь на достижения в учении о качестве Аристотеля – Канта – Гегеля, характеризуется глубоким проникновением в структуру категории качества, своеобразным системно-методологическим преобразованием этого учения на основе новых - системной, классификационной и циклической парадигм. Взаимодействие качества и количества с учетом его экстенсивной (направленность в сторону только количественного увеличения) и интенсивной (усиленный, дающий наибольшую производительность) сторон, принципы и закономерности системогенеза качества, в частности принцип единства внешних и внутренних моментов качества (качество как система внешних и внутренних моментов качества, как единство потенциального и реального), — являются теоретическим базисом нового квалитативизма как основы социальной квалитологии. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1755; Нарушение авторского права страницы