Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Успех — это всего лишь то, что мы считаем успехом
> ас не шокирует мысль, вынесенная в название главы? Конечно, мы скорее склонны считать, что понятия „успех", „эффективность", „победа", если хотите, это нечто постоянное, всем известное, не подлежащее обсуждению и не определяемое по скользящей шкале. Но в этой главе мы рассмотрим прямо противоположную мысль о том, что наше понимание целей и приоритетов так же изменяется в различных ситуациях, как и все остальное. В мире „постоянно бурлящей воды" понятие „победа" носит скользящий характер, и это необходимо все время учитывать. Нам обычно не нравится, когда люди начинают манипулировать этим понятием. Закрадывается подозрение, что они хотят облегчить себе достижение победы. Вся наша культура противится этому. Необходимо играть по правилам, понятным для всех, а не придумывать свои собственные. Тем не менее мы понимаем, что победа не всегда Успех, каким его видят для себя группа или организация, определяется сиюминутной обстановкой. Бывший баскетбольный тренер как-то сказал мне, что одна из главных задач тренера — это сделать так, чтобы все игроки имели одинаковое представление об успехе. Для одних успех — это применение силовых приемов, другие видят свою победу в том, чтобы воздержаться от. них; одни считают залогом успеха стремительное начало, другие, наоборот, медленно „раскачиваются", но выкладываются в финале. Для одних каждая игра — стремление к победе, другие измеряют свой успех серией игр или целым сезоном. Одни относятся ко всем противникам одинаково, другие выделяют для себя главных соперников и победу „не над главным" не считают настоящей победой. Мы часто не задумываемся над психологическими нюансами успеха, хотя они очень явственно проступают. Нетрудно понять, скольких усилий стоит тренеру настроить команду на „одну.волну ~л понимании смысла победы и удерживать ее на ней. Эти действия тренера, то, что я называю лидерством, продолжаются в течение всей игры, в особенности, когда возникают неожиданные ситуации. Другими словами, значение понятия „успех" может изменяться по ходу ягры при появлении непредвиденных возможностей или затруднений. Своими действиями игроки, возможно, и цреследуют поставленную цель, как они ее понимают. Но каждый может понимать ее по-своему, и не так понимает ее тренер или болельщик. Мы часто не можем понять поведение другого человека, потому что не знаем, как он понимает поставленную цель. Скептик может меня спросить, действительно ли я считаю, что понятие „выиграть игру" отрицает наличие большего числа очков по завершении игры и что вообще это вопрос личного восприятия. Но разве я говорю, что могут быть расхождения в вопросе, кто же действительно „выиграл"? Безусловно. Даже если есть принятое определение сути выигрыша (больше очков по счету) и согласованность относительно этого среди участников, все равно могут быть расхождения относительно результата. Ведь даже в книгах рекордов многие результаты отмечены звездочками (это самый элементарный пример). Меня не столько интересует ситуация, когда имеется согласованное и принятое определение, как сам процесс вы- работки этого определения и сохранения его в течение всей деятельности. Если у членов спортивной команды может быть различное понятие о выигрыше, то представьте, с каким разбросом мнений можно столкнуться в любой производственной организации. Различия могут быть в вопросах приоритета количества и качества, длительности сроков, количества занятых на производстве и в управлении, менеджмента и рабочей силы, доходов и обслуживания клиентов, выигрыша любой ценой и высоких принципов и т.д. Беда в том, что эти различия редко рассматриваются как конкурирующие подходы к вопросам. Идея, фигурирующая в заголовке данной главы, игнорируется. И оратор, особенно если это высокопоставленное лицо, рассматривает эти различия как отступление от „истины". „Истина" при этом определяется как официальная установка, или цель, если таковая существует, или то, что оратор считает истиной. Интересное свойство — определять истину самому, игнорируя подобную способность у других, навело меня на определение организации как_ „места, где все правы и все ошибаются^., „ Ключевой nf цесс „выявления целей" Несколько лет назад я ввел термин „выявление целей" и дал ему следующее определение: пнепрцЩвнИ£ ~де1г-ствия, предпринимаемые официальным руководством организации для установления ясности, консенсуса и выработки обязательств" (Vaill, 198^ стр. 29). Ключевым моментом здесь является непрерывность действий. Об этом очень часто забывают, в то время как в мире „постоянно бурлящей воды", в мире непредсказуемых возможностей и препятствий можно мыслить только категориями непрерывности. В качестве примера приведу ситуацию, в которой оказалось руководство компании „Эшлэнд Ойл" после выброса огромного количества дизельного топлива в реку Мононгаэла в районе Питтсбурга в штате Пенсильвания. Компании приходится вести непрерывную борьбу как с техническими проблемами, так и с проблемами, связанными с общественным мнением. Случившееся стало для компании не просто неожиданностью, а настоящим шоком. Именно в таких экстремальных условиях меня интересует понятие „выигрыш", или „эффективность". С аналогичной проблемой пришлось столкнуться руководству компании „Джонсон и Джонсон" в случае аварии и отравления тиленолом. Руководство „Юнион Карбайд" испытало такой же шок в связи с трагедией в Бхопале. Даже без экстремальных ситуаций ясно, что неожиданности ставят под вопрос наши усилия что-то сделать. В экстремальных условиях сотрудники организации вынуждены сочетать действия, предпринимавшиеся ими до инцидента, с действиями, которые необходимо предпринять в связи с таковыми, при этом не изменяя общего курса, направленного на достижение глобальной цели. Когда мы говорим, что организация „разбухла^! то обычно имеется в виду, что она приняла некую форму в результате „зигзагов" адаптации, что у нее не было_ собственной линии и единственной целью было „выжить" в окружающей среде. Только сейчас мы едва начинаем осознавать, как должно проходить в мире непрерывных неожиданностей планирование, разработка структуры организации, разработка и введение системы вознаграждения, планирование профессиональной занятости и т. д. Львиная доля так называемого разумного управления базируется на неписаной предпосылке, что „не существует никаких неожиданностей", или, в крайнем случае, „они бывают редко и легко управляемы". Мы видим конкретные проявления реального бурлящего мира, но концептуально они остаются для нас загадкой. Поэтому необходимо рассмотреть влияние мира „постоянно бурлящей воды" на основную задачу менеджмента — определение основной цели. Все главы этой книги так или иначе касаются вопроса о том, как выработать и поддерживать чувство цели в организации, где имеется столько мощных факторов, способных свести на нет все конструктивные усилия. Природа организационных ценностей Недавно я попросил группу старших сотрудников одной из исполнительных федеральных служб ответить на вопрос, какими мотивами они руководствуются при_ принятиж решений. С аналогичным вопросом я обратился и к старшим сотрудникам корпораций. Меня интересовало не содержание решений, а доводы в их пользу. Ниже приводится список, составленный на основании их ответов. 1. Так требует закон. 2. Такой-то лично отдал нам распоряжение. 3. Этот подход выигрывает по сравнению с другими. 4. Так делается в других организациях. 5. Это принесло бы пользу компании (бригаде, агент 6. Это было обосновано научно. 7. Это способствует наилучшему использованию ре 8. Это наилучший способ достижения цели. 9. Это был наиболее простой и эффективный подход.
10. Мы просто узнали, что это правильно. 11. Нам пришлось пойти на компромисс — вот ре 12. Лучше бы что-то предпринять, чем ничего не 13. Мы хотели привлечь к себе внимание. 14. Это было божественное откровение. 15. Это явилось результатом осторожного длительного 16. На карту было поставлено наше выживание. 17. Это было продиктовано нашей специфической иде Эти ответы вовсе не являются последовательным перечнем выбираемых решений. (Это просто мешанина из шумно декларируемых альтернатив.) Обычно легко забывают об эмоциональном заряде ценностей, которые что-то значат для людей. Ведь это семейные драгоценности, с которыми нельзя обращаться небрежно. Если ценности удается защитить, это вызывает чувство удовлетворения и триумфа; если ценности игнорируют или отрицают, это ранит. Мысли сами по себе банальные, но они приобретают отрезвляющий смысл, если задуматься, насколько часто и основательно современный организационный мир бросает вызов традиционной системе ценностей. Я целиком согласен с Петерсом в~том^ что~образцовая~современная компания управляется системой ценностей (Peters and Waterman, 1982), но в то же время я убеждаюсь, что современная корпорация — это еще и болезненное их переплетение, где недостает того чувства центра и движения вперед, которое обеспечивает хорошо отлаженная и широко поддерживаемая система ценностей. f f Мы не можем просто вернуться к „началу начал", то есть к тем ценностям, на которые мы ориентировались и от которых затем постепенно отошли. Наши традиционные ценности не „ошибочны", а скорее не рассчитаны на сегодняшние и завтрашние проблемы. Мы должны извлечь до последней капли и здравый смысл, и мудрость, заложенные в них, но при этом нужно полностью отдавать себе отчет в том, что необходимо не только опираться на них, но и идти вперед, вперед к новым и переосмыслению старых критериев, к новым рассуждениям о традиционных ценностях, к новым знаниям относительно классификации различных ценностей. „Уточнение ценностей", о котором я говорю, всегда было почтенным и любимым занятием умнейших философов и критиков. Я же предлагаю в нашем быстро изменяющемся сегодняшнем мире и еще более мобиль-| i, ном завтрашнем вынести все это из библиотек и ауди-[ j 1 торий, спустить с заоблачных _высот и поставить в один_ ряд_е тгашймй'ежегодными вопросами. Принципы уточнения ценностей Некоторые читатели, возможно, связывают выражение „уточнение ценностей" с исследовательской работой Сидни Симона, проводившейся в 60-х годах (Raths Harrison and Simon, 1996; Simon, Home and Kirschenbaum, 1972). Он усмотрел разрыв личностных связей на уровне незыблемых ценностей в результате глубоких социальных изменений 60-х годов. Я считаю, что его труды не оценены по достоинству, и в частности, по вопросу методики классификации ценностных различий. Руководство и управление в подвижной современной сознание членов организации. Это не что иное, как про-цессг обучения и тренировки с целью помочь людям осознать и поэкспериментировать с теми ценностями, на которые в другой ситуации они не обратили бы внимания. „Управление" — это выявление ценностных конфликтов и поиск способов их преодоления. Менеджеры создают гармонию между элементами ситуации. Руководители меняют эти элементы. Помимо общих рассуждений относительно уточнения ценностей, необходимо помнить о десяти принципах, которыми следует руководствоваться, вступая в этот процесс. Они относятся и к руководству, и к управлению. Во-первых, самое главное — это уметь выделить ценности из общего потока информации. Семнадцать" " ценностных критериев, перечисленные выше, редко обсуждаются в качестве истины в последней инстанции. О них скорее говорят как бы между прочим, иногда шутливо, иногда как бы извиняясь. Они обычно произносятся в форме привычно звучащих фраз, афоризмов, высказываний знаменитых людей. Во-вторых (это связано с вышеуказанной проблемой), необходимо умение беспристрастно определять ценности. Если об одних ценностях говорить в более благоприятных выражениях, чем о других, это быстро заведет процесс уточнения ценностей в тупиковую конфликтную ситуацию. Надо сказать, что справедливо оценить позицию, с которой вы не согласны, очень трудно, но этому можно научиться. Это умение стало краеугольным камнем знаменитой методики разрешения конфликтных ситуаций Карла Роджерса, в основу которой положено умение заново сформулировать последний аргумент противной стороны (к ее удовлетворению), а затем уже переходить к контраргументам (Rogers, 1961, стр. 332). В-третьих, встает весьма щекотливая проблема от В-четвертых, возникает то, что Питер Друкер называет доктриной „без^ окончательной добеды" (Drucker, 1981, стр. 87). Он говоритг о^уТбёждёШгости японских менеджеров в том, что нельзя уничтожать противника, даже если есть для этого возможности, поскольку, проявив сдержанность, вы приобретаете право на анало- 3— 93 гичное к себе отношение, если окажетесь на месте побежденного. В-пятых, необходимо помнить, что ценности проявляются в наших действиях. Наши ценности проявля-ются в том, что мы делаем и чего не делаем, что мы говорим и чего не говорим, на что реагируем и не реагируем. И именно в этом вырабатываются общие ценности. Каждый менеджер знает, как трудно собрать представителей разных взглядов в одной комнате и заставить их слушать друг друга. Для уточнения ценностей это иногда важнее, чем само содержание разговора. В процессе действий у людей вырабатывается общий подход к ценностям. Более того, активность — лучший показатель того, сколько энергии люди действительно готовы затратить ради своих ценностей, а не просто болтать о них. В-шестых, еще несколько лет назад Вейсборд заметил, что успешным процессам сопутствуют „полезные ^еханизмы^ (Weisbord, 1978, стр. 44). Эта сильная мысль обманчиво проста; ведь невозможно заметить ни отсутствия, ни наличия этих „полезных механизмов". Если они имеются, то принимаются как должное, если их нет, то об этом не сожалеют. Но если они все же есть (это может быть какой-нибудь способ, метод, подход), то все идет намного легче. Похоже, что успешные процессы уточнения ценностей „оснащены" полезными механизмами, что и помогает людям преодолевать подозрения и неловкость. С другой стороны, может быть, несколько несерьезно петь дифирамбы полезным механизмам, не умея при этом объяснить причины и способы их возникновения. Тем не менее полезно знать об их роли. В-седьмых, необходима предельная внимательность к так называемым сокровенным ценностям людей. Эти ценности связаны сТГовышением роли собственного „я? в окружающем миреГТо есть ценности создают индй^ видуальность, но индивидуальность в глазах ее обладателя, а это всегда спорно и проблематично. Об этом необходимо помнить, вторгаясь в эту хрупкую щекотливую область. Специалистам, занимающимся организационным развитием, не раз приходилось сталкиваться с возникающим совершенно неожиданно и в удивительно сильных формах сопротивлением переменам. Пытаясь понять причину сопротивления какой-нибудь идее или инициативе, необходимо ориентироваться не на логические, а на психологические факторы. Я считаю, что в рамках понятий „цель", „эффективность", „выигрыш" сопротивление переменам может часто объясняться тем, что оказывающий сопротивление_продто и или не соглашается ^темдмгсепног.тями, и» имя которых его просят действовать. В-восьмых, если кому-то не нравятся чьи-то действия, то всегда возникает желание подавить их. Однако подавление чьих-либо действий — это также и символическое подавление и отрицание ценностей данной личности. Ценности же, являясь внутренней, обусловленной чувствами позицией, не могут быть подавлены и отметены. Они просто найдут новую форму для своего выражения. Вы отошлете ребенка в другую комнату, а он будет продолжать шуметь и там. Вы начнете применять дисциплинарные меры к служащему за опоздания, а он найдет другой раздражающий всех способ выражения своей индивидуальности. Легко сказать, как это сделал Макгрегор (1960), что менеджеры должны найти для служащих возможность реализовывать свои цели в рамках целей компании. Но если цели компании непонятны, или довольно непоследовательны, или не совпадают с целями служащего, не так-то просто будет найти и сохранить компромисс. При этом всегда надо помнить, что подавление в конечном^ счете никогда_не срабатывает. Най~лучшйм аргументом в пользу коллективного управления будет констатация того, что уточнение ценностей и разрешение связанного с ними конфликта все же должны быть продолжены. В-девятых, „ценность уточнения ценностей" сама по себе постоянно находится под вопросом. Чем ближе этот процесс к работе самой организации, тем больше сверхобычная ценность организационного выживания может способствовать этому процессу и ослаблять естественное нетерпение людей, вызванное повторными обсуждениями вопроса о ценностях и приоритетах. Если под вопросом стоит само существование организации, то, естественно, этот вопрос должен решаться до уточнения других ценностей. Другой подход вряд ли возможен. Именно на этом базовом уровне таится опасность для большинства как частных, так и государственных организаций, то есть не совсем ясно, нужны ли они, и поэтому у людей нет особого энтузиазма для более подробного обсуждения того, как им существовать. В литературе по стратегическому планированию много пишется о необходимости первоочередного формулирова- ния основной цели и значительно реже рассматривается вопрос о том, же что происходит, если это становится невозможным или~йТшь1т1пГедёлатьГэто уже не удаются. И в заключение необходимо помнить, что все ценности нелогичны. Я не имею в виду, что они бессмысленны. Это означало бы, что они нерациональны и не могут развиваться или подвергаться критике на основании логики. Нелогичны — означает, что по сути своей значение определенных ценностей для личности не определяется логикой или рассудком. Возможно, больше даже подошло бы определение транслогические или надлогнческне,. поскольку эти слова лучше передают сяйсл того, что значение ценностей находится за пределами логики. Свойство нелогичности ценностей вновь возвращает нас к названию главы: важно то, что мы считаем важным. Пять категорий организационных ценностей Я стремился показать с разных точек зрения, что управление и руководство организационными структурами можно рассматривать как процесс непрерывного уточнения ценностей. Это очень важная работа, значение которой мы постоянно недооцениваем. Остается рассмотреть, о ком мы говорим в этом процессе уточнения ценностей. Возьмем любую сложную организацию. Какие ценности имеют общее значение для всех, а какие только для отдельных подразделений? Какие общие ценности нужны организации и ее основным отделениям? До какого предела мы можем удерживать от столкновения несовместимые ценности? Каким образом мы доводим до сведения всех заинтересованных сторон приоритетность процесса уточнения ценностей? В имеющейся литературе о мастерстве и коллективной работе ответы на эти вопросы 'в значительной степени упрощены. Так, в основном рассматриваются небольшие организации с однородными интересами и задачами. При этом возникает вопрос, существует ли предел уточнения ценностей, натолкнувшись на который менеджер будет достаточно мудр, чтобы вернуться к стратегии, не требующей ни активного общения, ни выработки общих целей. В этом действитель-^ но проблема общесистемных изменений. Чем больше и разнородней система, тем с большим! числом различных ценностей приходится иметь дело. Мир „постоянно бурлящей воды" разрушил монолитные модели „капиталистического предприятия", „бюро-кратии", „госпиталя", „университета", которые мы унаследовали. Эти модели определяли суть ценностей организации. Но теперь само понятие „организация" очень расплывчато. Определение ее составляющих и их взаимных обязательств постоянно меняется. В такой ситуации для руководства компании необходим прогноз изменения ценностей. Система любого объема, объединяющая людей, имеет дело с пятью категориями ценностей. Поэтому и любой „успех" определяется в пяти измерениях, а не в одном. Это все же то, что существует в вашем мнении. Однако если вы попытаетесь определить победу, успех более узко и однобоко, чем эти пять категорий, то можете быть уверены, что голоса, которые вы не слышите или стараетесь игнорировать, все же смогут заставить вас услышать. Но разве я говорю, что в процессе уточнения ценностей имеются какие-то абсолюты? Утверждение, что имеется пять категорий, с которыми вам придется считаться, возможно, и звучит так, будто я говорю о существовании объективной истины относительно ценностей. Я говорю о тех, кого называю „вы" в фразе „это только то, что вы считаете успехом". Я полагаю, что те, кто в наибольшей степени заинтересован в процветании организации, _люди, „поставившие„на_ нее", имеют право знать, что же означает понятие „успех", ведь это имеет прямое отношение к приоритетам организации. Традиционно именно „управлению" принадлежало право определения приоритетов. Но в послевоенное время произошли кардинальные изменения; теперь приоритеты формируются различными группами и отдельными индивидами, то есть теми, кто раньше пассивно ждал благ, милостиво выделяемых верхними эшелонами руководства. Но эта перемена еще до конца не осознана самими менеджерами и руководителями, возможно, для этого понадобится не одно поколение. (Необходимо отметить, что речь идет о коренном изменении понятий „частная собственность" и „прерогативы менеджмента".) Но давайте посмотрим, как выглядят эти категории, jb рамках которых, хотим мы того или нет, идёт процесс^точненйя ценностей. Первую категорию я условно назвал бы экономиче- ской. В нее входят вопросы, связанные с распределением основного дохода и размера прибыли. Заполнение декларации о доходах всеми, занятыми в организации сверху донизу, не что иное, как выбор ценностей. По иронии судьбы выражение „итоговая черта" до нелепости неточно: каждый бухгалтер знает, что существует множество итоговых черт между годовым доходом и предварительными выплатами; множество вариантов, начиная от распределения или использования фондов до их сохранения. Часто не замечают, что накладные расходы — это результат выбора ценностей. Некто решает, сколько потратить на мебель для офиса, на пикник для служащих, на телефонную систему и т. д. Время, вид,, форма и степень контроля за издержками — тоже результат выбора ценностей; и если какие-то расходы не контролируются — это тоже следствие выбора. Вторая основная категория уточнения ценностей — технологическая. В эту категорию входят вопросы, связанные со способами производства, с выбором методов, вопросы совершенства производства. Стоимость различных вариантов производства относится к первой категории. Сюда же входят вопросы производительности и уровня качества и количества. Третью категорию я назвал бы общественной. Какую общность хотела бы собой представлять данная организация? Что должны чувствовать по отношению к своей организации ее члены? Что они хотели бы получить от организации? Ценности в этой группе были сформулированы не так давно и поэтому открыты для дискуссии. Дело в том, что 200 лет назад, создавая производственные организации, никто не считал, что они создаются во благо служащих. Тем не менее специалисты, занимающиеся организационным развитием и другими вопросами, достаточно убедительно показали, что нельзя игнорировать ценности этой группы. Слишком большая роскошь для организации не задумываться над тем, каким домом хочет она стать для своих служащих. В-четвертых, неизбежно возникает вопрос об общественном положении организации, то есть речь идет о социально-политических ценностях. К этой категории ценностей относятся вопросы, связанные не только с производством продукции, оказанием услуг, соблюдением буквы закона, но и весь комплекс отношений с клиентурой организации. Каких бы клиентов хотелось иметь организации и как выглядеть в их глазах? Какое „качество организационной жизни" хотелось бы иметь организации и какие шаги она готова для этого предпринять? Это ключевые вопросы для большинства организаций, и я уверен, что в той или иной форме они ежедневно встают перед любым менеджером. Последняя категория ценностей носит, я бы сказал, философский характер. Если абстрагироваться от таких конкретных форм, как производство, политика, методы производства, то перед нами встанет главный вопрос: чем является данная организация для людей, которые работают в ней? Я назвал бы эту категорию трансцендентальной. Возможно, это слишком громкий термин. Но с другой стороны, если мы говорим о работе на более „высоком духовном уровне" (гл. 1), то необходим и соответствующий фон. Если организации хочется от своих сотрудников преданности, верности, жертвенности, а в мире „постоянно бурлящей воды" без этого ей не выжить, то ей необходимо выработать систему ценностей и приоритетов. Таким образом, мы рассмотрели без подробного исследования пять категорий: экономическую, технологическую, общественную, социально-политическую и трансцендентальную. Они тесно связаны между собой и образуют систему ценностей, обеспечивающую интересы современных^грганйШ£ ции" ~но различным, даправ-ленйям ее развития. ГЛАВА 4 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы