Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Менеджмент как исполнительское искусство
я писал в 1-й главе о том, что три темы проходят нитью через всю книгу: 1) о том, как изменяется работа" *^ руководителей и менеджеров, 2) о том, как изучать со- I держание этой работы, и 3) на более глубоком уровне, я как меняется нагое восприятие эффективности органи- If зационной жизни. Но в сочетании с другой темой, про^ ходящей через всю книгу, темой „постоянно бурлящей воды". Ибо в условиях постоянного бурления и непредсказуемости невозможно ограничиться легкой „настройкой*1 и корректировкой наших взглядов на менеджмент. Думается, мы уже имеем дело с совершенно иным миром, в который не вписываются традиционные представления об обучении и работе. Происходит смена парадигм, и поскольку мы стремимся глубже вникнуть в суть организационной деятельности, нам следует приветствовать подобные изменения, даже если они ведут нас в неведомые дебри и заставляют заговорить на несколько иной манер о менеджменте и лидерстве. В 1-й главе упоминаются некоторые основные мифы о менеджменте, мешающие нам по-новому взглянуть на роль менеджеров в организациях. В 2-й главе доказывается, что функции управления и руководства могут существовать и должны рассматриваться лишь в контексте сознания и стиля действий людей, их осуществляющих. В 3-й главе я показываю, что определение успеха не может быть „объективным", помимо систем ценностей, которыми руководствуются вовлеченные в процесс люди. С 4 по 7 главы рассматриваются различные задачи и проблемы, возникающие в процессе управления и руководства в современных организациях. Одной из главных проблем современной организации стал подход к работе менеджера с точки зрения перечня его функциональных обязанностей. Эта проблема и является предметом рассмотрения данной главы. При этом в качестве отправной точки я использую метафору „менеджмент как исполнительское искусство" (Vaill, 1974). Подход с позиции готового перечня функций Подход с позиции перечня функций — самая распространенная модель управления в организациях. Под этим подходом функций я подразумеваю фокусирование на предполагаемой деятельности руководителя или менеджера, а затем стремление к ее конкретному воплощению в форме определенных действий. Например, если организации нужен план, мы воплощаем это действие в форму поведения, называемую „планированием"; если организации нужны цели, то соответствующие действия приобретают форму „постановки цели" и т. д. Существует множество функциональных теорий управления: например, знаменитая теория по планированию организация, кадрам, руководству и контролю Кунца и О'Доннелла и ее различные варианты (Kuntz и O'Donnell, 1972). Я в своей работе критикую не саму функциональную схему, а связанный с ней стиль мышления. Но вся сложность в том, что намного легче сказать, что такое план, чем объяснить, что такое планирование, и так с любой функцией. Точно так же намного легче собрать „новобранцев" и сказать им, для чего они нужны, чем объяснить суть процесса, называемого вербовка. Желаемый результат можно описать как нечто реально существующее, независимо от расхождений, существующих между отдельными лицами, совершающими действие. При желании он может не изменяться в течение времени, несмотря на кадровые изменения в данной организации или изменения внешних условий, хотя для достижения этого желаемого результата могут потребоваться усилия иного рода, ввиду кадровых изменений и изменений объективных условий. Короче говоря, подход с позиции перечня функций в конечном счете сводится к созданию нормативной модели организации, а затем исходит из того, что роль руководителей и менеджеров заключается в воплощении нормативной модели в реальность, то есть действие менеджера — это „выполнение функции". При этом, заметьте, само выражение „выполнить функцию" бессмысленно. Эта лингвистическая небрежность может привести к страшной неразберихе. Функция — это абстрактное понятие, относящееся к действию. Функция не является конкретным исполнением этого действия. Если мы будем говорить о природе исполнения, то понятия „функция* явно недостаточно. Заметьте, я не критикую само это понятие, это в принципе плодотворный подход, определяющий сферу деятельности менеджеров и руководителей и указывающий на результат, который мы хотели бы получить. Я критикую то, о чем забывают сторонники данного подхода. Подход с точки зрения перечня функций не учитывает, что действия — это прежде всего конкретный процесс. Более того, это конкретный процесс, выполняемый определенным человеком в определенной среде, населенной также вполне конкретными людьми (а отнюдь не другим перечнем функций). Процесс идет во времени, и на него оказывают влияние все изменения и „бури", происходящие в данный отрезок времени. Поэтому приравнивать функцию к действию — значит полностью игнорировать все богатство и разнообразие, упростив его до схематичной модели. Поэтому поколениям студентов так трудно получить общие представления о руководстве и управлении, основываясь на перечне функций. Рассмотрение действия в качестве вещи, а не процесса — это особенно вредное проявление „материализации", о которой я писал в 6-й главе, посвященной психике техномана. Все это выглядело бы забавно, если бы не вызывало столько путаницы и непонимания. Мне хотелось более подробно остановиться на модели „конкретного процесса, протекающего в условиях постоянного движения и изменений и выполняемого определенным человеком в определенной среде относительно других людей". Этому определению можно было бы дать различные более удобные формулировки. Например, „холистическая модель процесса". Но я нахожу все же, что выражение „менеджмент как исполнительское искусство" лучше отражает существо вопроса и легче воспринимается. Эта фраза имеет еще и то преимущество, что предполагает наличие аналогий из других областей, ■ на что, естественно, не может рассчитывать совершенно новое определение. Вводя это определение, я исходил из интуитивного предположения (уже давно бытующего), что руководство и управление относятся к области искусства. Аспект исполнительства раскрывает такое качество, как динамичность, изменчивость, то есть как раз то, что остается вне сферы перечня функций. И мне это определение кажется интригующим, поскольку оно придает некоторую романтику и творческую индивидуальность такой прозаической деятельности, как менеджмент. Уроки, которые можно извлечь из исполнительских видов искусства В этом, последнем разделе главы мне бы хотелось поразмышлять о том полезном, что можно было бы извлечь из исполнительских видов искусства для руководства и управления. Для этой цели в качестве исполнительских видов искусства возьмем театр, танцевальное искусство, музыкальное исполнение и их вариации. Радио и телевидение также породили много форм исполнительского искусства, может быть, не столь „артистичных", как классические, но которые мы тем не менее должны рассмотреть. Возможно, что-то можно взять и у зрелищного спорта. Здесь необязательна особая точность или специфичность. Идет поиск динамичных целенаправленных действий в условиях давления и ответственности, которые могут научить чему-либо применительно к каждодневному управлению и руководству. Хочу сразу оговориться, что здесь мной используется несколько идеализированный вариант исполнительских видов искусства. При ближайшем рассмотрении любая театральная труппа, танцевальный ансамбль, симфонический оркестр или кинокомпания „плывут" по той же „бурлящей воде", сталкиваются с теми же проблемами руководства и управления, что и другие организации. Поэтому моя метафора об исполнительском искусстве ориентирована больше на то, каким должно быть исполнительское искусство и как оно исторически отличалось от производственных организаций. И развивая эту мысль, я показываю, как традиционное исполнительское искусство может быть соотнесено в новых трудных условиях с работой менеджеров в организациях. Могу также добавить, что творческие организации могут сами кое-чему научиться, используя их опыт. Поскольку я уже потратил достаточно времени на критику подхода с позиции готового перечня функций, мне хотелось бы начать с этого вопроса. Как исполнительское искусство может застраховать нас от ловушки, уготованной подходом с позиции перечня функций? Я думаю, ответ достаточно ясен. Если вы рассматриваете предпринимаемые действия как исполнительское искусство, то вы не спутаете обычные деловые навыки с мастерством „исполнения в целом*. Более того, вы глубже осознаете, что „исполнение в целом" — это не что иное, как управление и руководство, какими они должны быть в идеале. Например, любое кадровое совещание намного легче понять в целом, чем в виде конкретных пунктов повестки дня. Я знаю, что многие руководители интуитивно сами приходят к такому пониманию и преднамеренно создают в группе определенное настроение при обсуждении различных пунктов повестки дня. Повестка дня составляется в соответствии с общим настроением. Интересно, что взгляд на действие как на исполнительское искусство требует определения решающих функций и компонентов; и целое, и его составляющие рассматриваются во взаимосвязи. Подход с позиции перечня функций, который я столько критиковал, предполагает существование единственного основного набора, который подходит для всех ситуаций. Если же рассматривать действие с точки зрения конкретного исполнения, то выясняется, что каждая конкретная функция может иметь большее или меньшее значение, более того, она может быть ключевой для данной деятельности или полностью отсутствовать. Метафора об исполнительском искусстве освобождает нас от любых доктринерских идей о роли ключевых функций. Отсюда следует еще два подспудных значения. Во-первых, „функции" всегда специфичны в отношении данного исполнения и не являются общими категориями. „Общий дизайн", например, в качестве функции может рассматриваться в отношении его роли в данном театральном представлении, как в отношении к абстрактным принципам „хорошего дизайна"; и если когда-нибудь дело дойдет до выбора между соответствием абстрактным принципам и удовлетворением специфической потребности данного производства, то, без сомнения, предпочтение будет отдано последнему. Таким образом, возникает совершенно иной подход к проблеме стандартных функций управления и руководства. И во-вторых, что, коль скоро ключевая функция для данного исполнительского процесса установлена, очень важно ее правильно определить и обеспечить необходимые для этого средства, а затем „репетировать" ее, пока она не станет совершенна. Но по иронии судьбы в области менеджмента и руководства, если слишком много времени уде- ляется „репетициям", люди часто начинают испытывать нетерпение, жаловаться, что они погрязли в мелочах, им надоели репетиции, их мучают угрызения совести, что это слишком долгий путь к успеху. Одним словом, анализ подхода с позиции готового перечня функций при использовании метафоры об исполнительском искусстве открывает тонкости, о которых мы и не подозревали. Что касается исполнительского искусства, то здесь понятие „качественного" исполнения колеблется между разумом и интуицией. В природе не существует готового определения качества, которое можно взять с полки, как банку консервов. Как уже говорилось в 3-й главе, „качество" оценивается зрителем, а исполнители только решают, что они сами вкладывают в это понятие. В то же время все же существуют определенные „художественные стандарты", которые выходят за грани ценностей любой группы исполнителей. Для исполнителей встает проблема соединения того, что они чувствуют и хотят достичь в определенной ситуации, с их восприятием универсальных стандартов качества и вкуса. Более того, часто это бывает эмоциональное соединение, а отнюдь не механический „кивок* в сторону стандартов более широкой артистической общественности. Исполнители остро чувствуют насколько качество их исполнения соответствует стандартам более широкой артистической общественности. Они ощущают традиционность своего исполнения или, наоборот, насколько их работа подняла традиционное исполнение на новый уровень. И самое главное — исполнители никогда не бывают равнодушны и безразличны. Насколько же этот подход отличается от однобоких дискуссий в организациях о том, „сделана работа или нет"! Если же менеджемент является исполнительским искусством, то, думается, сознание менеджера должно трансформироваться. Возрастает интерес к качеству процесса и понимание, насколько данный ход дела похож или не похож на то, что он уже делал сам или делали другие. Происходит осмысление качества, то есть как раз то, чему старается учить менеджеров литература о совершенствовании качества. Необходимо также более подробно остановиться на самом понятии процесс достижения качества. В типично американском менталитете заложено стремление достичь цели любой ценой. Исполнительское искусство не стремится идти по этому пути, наоборот, преобладает тенденция строгого сохранения форм в процессе достижения результата. И действительно, формы становятся искусством: если они нарушаются, результат не имеет той ценности. Безусловно, формы тоже меняются. Мы, например, теперь играем Баха ие только на традиционных инструментах, но и на синтезаторах. Дело в том, что в исполнительском искусстве форма вмеет значенне. Существует соответствие между формой и функцией, и в процессе деятельности о нем всегда помнят и им дорожат. Сравните этот подход с извечным спором в сфере управления о том, что цель оправдывает средства и с постоянным принесением средств в жертву цели в современных условиях. Возможно, в руководстве и управлении форма не усматривается столь четко, как в искусстве. Однако понимание роли формы помогло бы многим руководителям предотвратить различные осложнения. Понимание важности формы тесно связано с наслаждением, получаемым от качества проводимой работы. В мире менеджмента редко удается услышать о том, что управление организацией доставляет удовольствие, за исключением, пожалуй, одного случая, а именно в системах с высоким уровнем исполнения. Там, где члены организации научились работать на высоком уровне мастерства, им доставляет удовольствие сам процесс исполнения, и они придают огромное значение соответствующему исполнению. При этом исполнительское искусство показывает, что удовольствие можно получить, даже не достигнув „мирового уровня". Тема игры и личного удовлетворения проходит через всю сущность исполнительского искусства. И история искусств недвусмысленно доказала, что эти темы не отвлекают от выполнения работы. Как раз наоборот, игра и удовольствие неразрывно связаны с выполнением работы. Особая роль менеджера при этом заключается в индивидуальном подходе к каждой организации, в создании условий для каждого члена. „Удовольствие, получаемое от работы", или то, что мы последнее время называем „качеством служебной жизни", обычные термины для определения удовольствия, получаемого от процесса работы. С моей точки зрения эти понятия значительно обогащаются, если мыслить категориями исполнительского искусства. Это может помочь нам разрешить старый спор относительно значения удовлетворения, получаемого от работы, и понять, что это процесс, а не материализованный, измеряемый „предмет". Существует определенная связь в исполнительском искусстве между важностью формы и способностью участников получать удовольствие от работы. Если форма рассматривается как нечто незначительное или постоянно нарушается и меняется, то это может лишить участников процесса удовлетворения, получаемого от работы. Это еще одно проявление проблемы „постоянно бурлящей воды", в свою очередь, постоянно разрушающей формы. У менеджеров, правда, достаточно обширный арсенал средств, защищающих формы от нестабильности, но для этого необходимо, чтобы они сами придавали форме больше значения. Цель данного обсуждения — это еще одна попытка заставить менеджеров все внимательно обдумать, прежде чем приступить к еще одной реорганизации. Существуют еще три качества, присущие любой форме организационной деятельности, которые безошибочно узнаются в исполнительском искусстве, но на которые тем не менее забывают обратить внимание, говоря об управлении и руководстве. Это специфичность, разнообразие и контекстуальность. Под специфичностью я подразумеваю абсолютную уникальность и конкретность каждого события. Исполнение не может быть „обобщенным". Можно осуществить данное исполнение, хуже или лучше. Я допускаю, что можно „пресытиться" в области исполнительского искусства, то есть потерять способность свежего восприятия. Но это уже будет извращение желаемого результата. Это в корне отличается от ежегодной жизни организации, где по молчаливому согласию царит „рутина" и практически отсутствует традиция борьбы с ней. Более того, бюрократическая теория рассматривает „рутинизацию" как нечто желательное! Несмотря на внушительный объем написанного по вопросам руководства, общего управления и тому подобного, я не встретил в литературе даже упоминания о необходимости поиска для членов организации уникальности и специфики в ежедневной деятельности. Хотя исполнительское искусство стремится к волшебству исполнения, это не означает, что менеджеры организаций должны этому следовать. Однако стоит обратить внимание на слабый интерес к выявлению „сущности специфики". В то же время игнорирование особенностей системы поддерживает выдумки о том, что менеджмент может быть наукой. Наука в целом исходит из того, что уникальность любой системы носит универсальный харак- тер, в противном случае общие научные законы невозможно было бы применять. Никому не приходит в голову, что исполнительское искусство может превратиться в прикладную науку. Так почему же мы делаем подобное предположение относительно управления организациями? Под понятием разнообразие я подразумеваю изначальную разнородность всех человеческих систем. Исполнительское искусство всегда заботится о „соответствии", „сочетании", „приспособлении", „гармонизации" различных элементов системы. Собственно, это одна из причин столь повышенного внимания к репетициям. По этой же причине столь обычный в искусстве культ „примадонны" рассматривается как нежелательный. Сочетание и приспособление занимают столь значительное место в любых целевых организациях, поскольку последние представляют собой некую смесь „яблок и апельсинов". Различные элементы системы соответствуют разным законам и по-разному реагируют на внешние факторы; они часто несовместимы в природе, и поэтому у них отсутствует естественное органическое единство. Для достижения органического единства необходимы время и усилия. Исполнительское искусство соединяет в постановках весьма далекие от общности элементы. Кроме того, оно выявляет проблему и указывает стратегию ее решения. Исполнител! чкое искусство доказывает, что даже при отсутствии органического единства частей системы развивается органическое единство чувств, способное обеспечить согласованность и плавность тому, что в противном случае осталось бы слабо связанным набором элементов. И ключевым становится вопрос времени, необходимого для выработки такого чувства. Мы собственно и стремимся к этому, а не к абстрактной утонченности. Характеристика разнообразия еще раз доказывает нелепость всех рассуждений о менеджменте как науке. Ни один менеджер не может указать, какие элементы и их сочетания будут задействованы в данной конкретной ситуации. Наука отбирает явления для изучения путем научного отбора и стремится стандартизировать и упорядочивать их, то есть контролировать их изменчивость. Менеджеру или руководителю, напротив, всегда приходится иметь дело с разнородными явлениями, которые так никогда и не будут изучены наукой. Система, по существу, „букет" элементов. Менеджер не может по своему усмотрению исключить из системы элементы, не вписывающиеся в существующие отрасли науки. А если он попытается это сделать, эти элементы будут пребывать в состоянии бездействия до тех пор, пока не прекратится действие подавляющих сил. Тогда они воспрянут. Поэтому можно сказать, что положение менеджера ближе к проблемам кинопродюсера, дирижера, режиссера, чем к проблемам ученого. Так же как и у его коллег по искусству, задачей менеджера становится поиск и развитие органического чувства понимания основ бизнеса. „Каждый служащий должен понимать существо бизнеса", — говорил Джеймс Трейбиг из „Тандем Компьютер" (Magnet, 1982). Идея контекстуальное™ подразумевает, что элементы системы отнюдь не механически взаимодействующие атомы и что они едины в своем существовании во времени. На жаргоне это понятие называется „химия", и ему очень трудно дать правильное определение, но ни в одной системе, где эффективность зависит от тесного взаимодействия компонентов, в его существовании не сомневаются. Исполнительское искусство четко показывает, что концептуальность — это вопрос культуры системы, культуры, развивающейся во времени и существующей скорее в данной сфере деятельности, а не в какой-то одной системе. В силу контекстуальности, эффективность любого отдельного элемента зависит от того, как он вписывается в контекст. Это значит, что отдельные люди могут работать намного выше или ниже своих способностей в зависимости от степени и вида поддержки, получаемой от окружающей системы, то есть отдельные исполнители остро чувствуют, какая поддержка и в какой степени им оказывается. Более того, это означает, что составляющие „части нельзя разменивать, как шахматные фигуры: кадровые перестановки персонала, замена оборудования и тому подобные вещи весьма ощутимы. Мощный аргумент в шоу-бизнесе — „представление должно состояться любой ценой" обладает такой магической силой именно потому, что исполнительская система очень чувствительна к окружающим условиям и всегда найдется много причин для того, чтобы „представление не состоялось". Если бы системе была внутренне присуща гибкость, то вряд ли понадобились бы регулирующие нормы. Руководители организаций не любят задумываться о том, как чувствительна система к любым изменениям, в особенности к переменам типа „бурлящей воды". Ведь намного удобнее считать, что элементы можно переставлять и заменять по своей прихоти. Исполнительское искусство в этом плане представляет грозное напоминание (если вообще таковое необходимо) о том, насколько нереалистичны подобные верования. Люди в организациях контекстуально связаны не только на физическом уровне, но они мыслят об этом, формируют свои мнения, суждения о том, что им нравится и что не нравится, вносят изменения на основе своих наблюдений. На этом процессе я более подробно остановлюсь в следующей главе. Очень часто менеджеры предпочитают, чтобы сотрудники не задавали им вопросов, не задумывались об организации, а просто работали. В подобном требовании заключается стремление сделать людей бездумными! Мягко говоря, это нелепое желание, но оно постоянно возникает у менеджеров, даже самых опытных. Ведь самой сложной проблемой управления является управление системой контекстуально связанных актеров с параллельно контекстуально связанным сознанием. Это значит, что люди соединены в своем восприятии так же, как в поведении. „А" и „В" могут вместе писать великолепную музыку для „С", но при этом они слушают музыку, и их мнения могут совпадать или не совпадать с мнением „С" или между собой. Таким образом, музыка будет зависеть от фактических действий заинтересованных сторон, а также от их восприятия. Если „С" в данном случае будет хозяином, то он (или она) скорее всего будет требовать от „А" и „В" результатов, а оценку оставит за собой. Надо сказать, что подобное требование более чем чрезмерно. В большинстве случаев „А" и „В" не должны оставаться в неведении. Люди даже при желании не могут отключать свое сознание. Исполнительское искусство показывает, что „А" и „В" могут научиться объединять не только свои усилия, но и сознание. Они могут прийти к общим взглядам и общим стандартам. Действительно, большинство представлений были бы невозможны без объединения на таком уровне, и поэтому сама культура исполнительского искусства способствует как взаимному изучению вкусов и наклонностей, так и совместным действиям. Простое механическое объединение действий без объединения сознания дает напыщенное и непрофессиональное исполнение, которому не хватает ритма и плавности. Думается, в этом и заключается ответ на вопрос, что необходимо для успешного руководства и управления производственной системой и какая помощь нужна членам системы для осуществления успешной совместной работы. Выше я писал, что выразительность артиста важнее его специальных познаний и что эманацией психология, настроенной на парадокс, будет направление и регулирование творческого процесса. Это замечание имеет неА посредственное отношение к творческому процессу, предмету весьма необходимому для руководства и управления. Что же дает исполнительское искусство нашему понимаю творчества? Совершенно очевидно, что исполнительское искусство немыслимо без творчества, что участники артистического действа будут постоянно искать самовыражения в исполнении. Но здесь необходима оговорка, так как если бы главной задачей искусства были только спонтанность и индивидуальность, то мы могли бы получить лишь центробежную самовыразительность, при которой каждый идет в своем направлении. Таким образом, творчество должно развиваться внутри определенных рамок и подчиняться соответствующей дисциплине. Так или иначе должен осуществиться любопытный союз противоположностей, при котором исполнители должны обрести творческую свободу в тесно взаимосвязанных действиях системы. В таком союзе находится место и для „монологов" и „арий", когда „высвечивается" один исполнитель, а остальным отводится роль „поддержки". Но я считаю, что творчество и индивидуальная выразительность должны действовать и в „ансамбле", где заняты все. Исполнительское искусство категорически отрицает точную спецификацию роли в отрыве от исполнителя. А ведь эта идея преобладала в производственных организациях на протяжении почти всего двадцатого века. В искусстве роль определяет и очерчивает контекст, в рамках которого исполнитель будет действовать в меру своей артистичности. Насколько эта идея отлична от обычных представлений и как интересно она могла бы быть применена в сфере менеджмента? Надо сказать, что за последние пятьдесят лет сила ее ощущалась на интуитивном уровне, но она пока еще не заняла в управлении такого ведущего положения, как в искусстве. Это по-прежнему считается чем-то вроде предмета роскоши, которым руководитель или менеджер могут пользоваться лишь в особых случаях. Мы до сих пор считаем, например, что для одних заданий нужно творчество, а для других нет. Мы ведем разговоры о необходимости „облагораживания" некоторых видов работ, как-будто в этих работах отсутствует критерий творчества и они должны быть как-нибудь усложнены. В искусстве нет подобных предположений: оруженосцы должны точно так же осмыслить свою роль, как и звезды. Вопрос в том, естественны ли для человека творчество и выразительность, или же они являются плодом искусственного его „вживления" в обстоятельства, требующие творчества. Искусство исходит из первого предположения, а мир труда склонен ко второму. На мой взгляд, точка зрения искусства здоровее и реалистичнее. Еще одно добавление о том, что может дать искусство в вопросе творчества. Искусство исходит из того, что одному человеку по силам спонтанно создать новый материал, по своим качествам превосходящий самые смелые наши мечтания. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что ожидание подобных периодических прорывов — самая сильная сторона искусства, дающая ему глубокое личностное значение. Искусство дает захватывающие примеры человеческой природы. В наш век „постоянно бурлящей воды", повсеместно подвергающий испытанию жизнеспособность и эффективность организаций, нам необходимы именно такие творческие прорывы во всех секторах общества. Нам нужна новая продукция, новые услуги, новые пути совместной работы, новые подходы к хроническим проблемам общества. В литературе по вопросам совершенствования организаций иногда приводятся примеры компаний, организованных таким образом, что им удается достичь необычно высоких уровней творчества, качества и количества. Думается, исполнительское искусство демонстрирует то же самое, но при этом еще и показывает, как определенный вид качества и творчества может охватить целую область или дисциплину, перешагивая через время и пространство, сплачивая тысячи людей в общем деле. При этом всегда достигается „универсальность". Это тот самый уровень, на котором должно осуществляться руководство и управление. Те организации, где исполнительское искусство находит выражение, последовательно демонстрируют, что это достижимо. 5- 93 ГЛАВА 9 „Все дело в людях** правление и руководство — это не что иное, как управление и руководство людьми. Эффективность любого начинания, предпринимаемого менеджером или руководителем, зависит от понимания этой проблемы людьми. Какоя смысл и почему люди вкладывают в то или иное понятие или явление, как и почему этот смысл меняется, как и почему этот смысл и деятельность людей взаимосвязаны, — все это должно являться предметом внимания менеджера. Но, к сожалению, этого не происходит, во всяком случае, это имеет место не так часто и не на должном уровне. Данная глава посвящена этой проблеме, а также некоторым соображениям, с помощью которых хотелось бы восстановить старую истину о том, что „все дело в людях". Может быть, кому-то покажется слишком банальным заявление, что „все дело в людях": и так ясно, что без людей ничего невозможно сделать. Решающее значение человеческого фактора всегда признавалось менеджерами. Наверное, многим из моих коллег тоже приходилось слышать сожаления бывших однокурсников по поводу того, что они в свое время не использовали возможность получить побольше знаний в области человеческого поведения. Специалист по стратегическому планированию, которого я цитировал в 1-й главе, говоря о роли людей, собственно выражает весьма распространенное мнение. Питере и Остин (Peters and Austin, 1985) более шестидесяти страниц своей книги непосредственно посвятили проблеме людей, а косвенно вся работа — это гимн человеческому фактору. Популярность книг Питерса, а также таких авторов, как Вейсборд (Weisbord, 1987), Кантер (Kanter, 1983), Беннис и Нанус (Bennis and Nanus, 1985), Брэдфорд и Коэн (Bradford and Cohen, 1984), и многих других свидетельствует о постоянном интересе к про Так в чем же существо проблемы? Мы убеждены более чем когда-либо в значении человеческого фактора в организационной эффективности. И вряд ли необходимо это обсуждать, но в данной главе я как раз это и делаю. Неоднократно на протяжении предыдущих глав я выражал неудовлетворенность тем, что мы говорили на лекциях о роли людей в управлении и руководстве. В этой главе я хотел бы свести воедино свои соображения и в целом привлечь внимание к этой проблеме. Вторую главу, например, я закончил несколько загадочным замечанием об „оскудении идей, о природе духовности", которое я наблюдаю в движении за компетентное руководство, и считаю необходимым развить свою мысль. В 3-й главе я высказываюсь о том, что уточнение Ценностей — это процесс, протекающий в пяти измерениях. И по крайней мере два из них — общественное и трансцендентальное — непосредственно связаны с чувствами людей и должны учитываться при дальнейшем разговоре. В 4-й главе я высказался несколько подробнее о том, что меня беспокоит в движении за совершенство исполнения. Многое из этого связано с точкой зрения на человека как на орудие, инструмент, который следует побуждать, программировать и подстегивать. Собственно, это тоталитарный подход, другого слова не подберешь, так как, несмотря на благие намерения, человек рассматривается как некий объект, которым можно манипулировать во благо его самого и организации (см. Scott and Hart, 1979). Я также упомянул в 4-й главе, что идеями в мире „постоянно бурлящей воды" так же трудно управлять, как и организациями. Это означает, что наши суждения об идеях не свободны от бурных изменений. Мы живем в век визгливого великолепия, где знакомая ярмарка идей становится до неприличия шумным местом, а борьба за успех как никогда жестокой. В этом контексте нам приходится все время думать о том, как развивается „образ" человека в организации, и постоянно задаваться вопросом, остаемся ли мы верны человеческой природе в полном объеме или стремимся к привлекательным и престижным образам. Никто из нас не застрахован от техномании, описанной в 6-й 1главе, но это может стать сущим бедствием, если мы допустим, чтобы она влияла или, более того, определяла наши представления о человеке. Учитывая, что величайшие умы так и не смогли дать окончательного определения человека, нам также следует придерживаться слишком узких характеристик, как бы ни требовали от нас прожекты организационного развития, „системные структуры" или „организационные преобразования" такого ортодоксального подхода. Наука о поведении, занимаясь такими вопросами, как объяснение организационного поведения, управление им, направление и изменение его, выработала несколько основных понятий о человеке. В их числе „экономический человек", „социальный человек", „самоосуществляющийся человек", „командно-групповой человек", „социально-технический человек", „комплексный человек", „чело-, век — безукоризненный исполнитель", „постиндустриальный человек", „человек — сгусток нервов" и т. д. Несмотря на серьезность подобных попыток, я иногда задаюсь вопросом, а не идем ли мы к довольно поверхностному пониманию человека как „поверхностного че-_, ловека", если хотите. Поверхностный человек Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы