Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть движения за компетентностьСтр 1 из 8Следующая ⇒
управления* в чем состоит работа менеджеров? Где они могут получить образование? Что должны сделать педагоги, чтобы улучшить процесс обучения? Вот, на мой взгляд, три основных вопроса, которые определяют развернувшееся в последнее время движение за компетентность, в частности ту его область, которая связана с улучшением работы с персоналом. Я не могу сказать, что досконально изучил это движение, но, тем не менее, в середине 70-х годов я внес свою лепту в изучение этого вопроса, проводившееся в рамках Американской ассамблеи университетских школ бизнеса. В дальнейшем я этим не занимался непосредственно, но оставался в курсе этого вопроса. Кроме того, как и другие профессора, преподающие менеджмент, я постоянно слышу критику в адрес выпускников: они не могут управлять, не интересуются этим предметом, считают, что управление — это, в первую очередь, анализ проблем и принятие оптимальных решений, не воспринимают нюансы организационной культуры и сложные человеческие дилеммы, скрытые за фасадом внешне благополучных организации. Меня глубоко беспокоит вопрос движения за компетентность в преподавании менеджмента. Я отнюдь не против компетентности студентов и менеджеров. Но то, что делается в этой области, несовместимо с моими представлениями о компетентности и ее приобретении. В этой главе я высказываю некоторые свои соображения •Впервые эта глава была опубликована в „Эксчейндж" (Журнал по вопросам преподавания управления), 1983, 8(2), стр. 50—56. В настоящее время он называется „Обозрение по вопросам преподавания управления". Перепечатывается с разрешения. относительно этого движения. Я ставлю себе целью, как и любой другой, внести вклад в усовершенствование как управления, так и обучения. Движение за компетентность как одна из теорий управления Я считаю, что взаимосвязи теории управления и компетентности уделялось недостаточно внимания. Исследования, как я заметил, начинались с вопросов, вынесенных в начало главы. Первичную „теорию познания", используемую для этого, можно назвать „факторным" или „параметральным" подходом. Другими словами, вопрос „В чем состоит работа менеджера? " заменяется вопросом „Какие факторы определяют работу менеджера? ". Затем исследователь дифференцирует перечень факторов. Перечень проходит дальнейшие тесты на достоверность. Выборки тщательно изучаются. Апробирование этих перечней — дело более сложное, но исследователи, видимо, полагают, что перечни включают факторы, действительно определяющие работу менеджеров. Но разве менеджеры воспринимают свою работу как перечень факторов? Представить работу^.в целом как перечень факторов — весьма^ опасный шаг, способный оказать негативное влияние на поиски критериев работы, преподавание, стажировку, а в конечном итоге на карьеру и личный успех реальных людей. Я, например, никогда не воспринимал свою работу, будь то управление, преподавание или консультирование, как перечень факторов. Думаю, что и другие менеджеры воспринимают свою работу как угодно, но только не в виде такого перечня. К сожалению, я не могу этого доказать, и к тому же, принимая во внимание присущий мне метод познания через внешние ощущения, я могу быть предвзятым. Несколько лет назад я написал эссе (Vaill, 1974) о консультировании в области организационных вопросов, исходным пунктом которого было утверждение, что, прежде чем советовать биржевику что-либо предпринять, необходимо внимательно посмотреть, как данное мероприятие будет выглядеть с актерской точки зрения:: (Vaill, 1974 у. Я пытался" размышлять об актерской теории игры, которую я понимаю как нечто близкое к „теории действия" Аргириса. Я определил ее как „си- туационные модели и личное отношение актера к ним. Его теория игры — это в прямом смысле слова личная теория, которой он руководствуется и которая имеет некоторое сходство с общественными, объективными теориями, но ни в коей мере не идентична им". Я не разделял тогда, не разделяю и теперь вывода Аргириса о том, что менеджерам необходимо показывать необоснованность их ориентированных на личную практику теорий. Более того, я убежден, что в практических теориях заложено намного больше мудрости, чем в академических постулатах. Что касается компетентности, то позволю себе предположить; что ее изучение с позиций самих менеджеров наверняка выявит многие ее тонкости и различные варианты. И это будет намного ближе к жизни, чем упомянутый выше перечень факторов. Теория управления в контексте движения за компетентность — это нечто большее, чем перечень факторов компетентности. Ниже я привожу некоторые положения, связанные с управлением и сферой его применения, которые могли бы способствовать эффективности этого движения. После каждого положения я указываю причины, почему оно может оказаться неверным. Другими словами, я хочу показать, что это движение исходит из несуществующих или крайне маловероятных представлений о мире. I. Существуют различные, относительно независимые друг от друга, виды компетентности в управлении. Приобретение или непрнобретение компетентности одного вида не мешает приобретению другнх ее видов. Это метафизический постулат, на котором базируется стратегия выделения ключевых факторов в работе менеджера. (Определение метафизический используется здесь только как описательное средство, исключая какой бы то ни было подтекст. Все исследовательские стратегии основываются на метафизических положениях.) Я лично считаю (и это подтверждается рядом исследований), что равные виды компетентности существуют в комплексе. Например, понятие „межличностная компетентность" включает сумму индивидуальных видов компетентности. Чем больше их в работе менеджера, тем более спорным становится утверждение о том, что можно четко выделить отдельные виды компетентности и выработать стратегию обучения и тренировки для развития их в человеке. I 2. В работе менеджера определенные результаты Другая разновидность причинно-следственного мышления в движении за компетентность — это логическое заблуждение, суть которого в том, что, выявив и определив компетентность эффективно работающих менеджеров, мы стремимся передать их опыт студентам, надеясь, что они тоже станут хорошими менеджерами. Бейсианская статистическая школа опровергает это утверждение. Если я вижу, что идет дождь, то я могу предсказать, что увижу людей с зонтами. Но если я вижу людей с зонтами, могу ли я с равной степенью вероятности предсказать, что пойдет дождь? Безусловно, нет. Те, кто умирают от рака легких, чаще всего бывают курящими. Однако мало вероятности, что все курящие умрут от рака легких. Точно так же вероятность того, что мать слепого от рождения ребенка во время беременности перенесла корь, значительно выше, чем вероятность того, что женщина, перенесшая во время беременности корь, родит слепого ребенка. В причинно-следственных ситуациях вероятности не симметричны, но, насколько я знаю, никто из занимающихся движением за компетентность серьезно не рассматривает это явление. 3. Компетентность менеджера в достижении эффек более подвижным и комплексным становится управление. Поэтому напрашивается вопрос, не представляется ли движению за компетентность мир управления более стабильным и предсказуемым, чем он есть на самом деле. 4. Это положение непосредственно вытекает из пре Интересно, неужели те виды компетентности, которые нужны для осуществления перемен, еще менее измеримы и понятны, чем те виды компетентности, которые требуются для поддержания равновесия. Конечно, исследования в области проведения запланированных перемен акцентируют внимание на том, какое огромное влияние оказывает личный стиль руководителя на ход перемен. Возможно, движение за компетентность невольно принижает роль тех видов компетентности, которые связаны с новаторством и ломкой принятого порядка, и в конечном счете вырабатывает не новаторский, а регулирующий подход к управлению. Другими словами, любое определение необходимой менеджеру компетентности предполагает ясное представление о будущем, о том, какая нам будет нужна компетентность. Заигрывая с движением за компетентность, мы в то же время рассуждаем о мире „трансформации", „постиндустриализма", „третьей волны", „информационного века". Почему в условиях радикальной трансформации большая часть перечней компетентности не включает наиболее важного — стратегического — ее вида, а именно: „умение отбросить в сторону все привычное и воспринять новое"? Почти двадцать лет назад калифорнийский консультант Уилл Маквинни ввел термин „педаморфоз",.то есть способность возвращения в состояние детского менталитета, с тем чтобы понять необходимость восприятия нового в сфере управления. А движение за компетентность, видимо, игнорирует этот момент. 5. На компетентность не влияет личное, ситуаци компетентным — значит знать, когда н как действовать. Большинство перечней видов компетентности, которые я видел, содержат пункт, который можно сформулировать как „ясность видения без сенсорных искажений". Возможно, это так, хотя я и не совсем уверен. Мой личный опыт и моя личная компетентность в тех ролях, где я считаю себя вполне компетентным, учит меня, что существует исключительное разнообразие и утонченность сенсорных искажений. Одной из главных причин искажений, по сути, является личная убежденность в своей компетентности в данной ситуации. Нужно проявлять максимальную осторожность именно в тот момент, когда появляется мысль: „Ну, эта работа для меня — раз плюнуть". Восприятие, для меня по крайней мере, не моментальная фотография данной ситуации, с тем чтобы определить, какие виды компетентности здесь нужны. Восприятие — это непрерывный процесс, происходящий в сознании параллельно с действиями. Ситуации развиваются частично в результате моих действий, а частично под влиянием других факторов. Восприятие того, что я делаю, и восприятие того, что происходит, неразрывно связаны. Так что параллельность — это весьма приближенное определение, и способность к восприятию не может быть лишь одним из пунктов в перечне видов компетентности. Истинное восприятие — это использование знаний и навыков и понимание их механизма. Если применение компетентности взаимосвязано с восприятием, а восприятие, в свою очередь, величина совершенно другого порядка, идущая из глубины моего характера и личности, то на что же мы рассчитываем, когда обучаем студентов без учета этого важного явления? 6. Компетентность приобретается и используется в процессе широкого спектра действий. Часто упоминаемое, но практически не принимаемое во внимание „артистическое" измерение менеджмента может рассматриваться как защита против подобных мне людей, утверждающих, что менеджмент глубоко контекстуален, изменчив, взаимосвязан, и уж никак не является набором навыков. Что же вкладывается в понятие артистического измерения? Если мы серьезнее отнесем-, ' ся к понятию управленческого артистизма, то станем '( ли мы составлять список того, что нужно уметь делать? -^ Будем ли мы отстаивать причинно-следственные отно- шения, которые я подверг критике в пункте 2? Системная теория, конечно, дала бы на эти вопросы только отрицательный ответ! Менеджерский артистизм сочетает в себе такие ситуационные факторы, как степень географического разброса участников; напряженность ситуации; действительное количество участников; время, остающееся для компетентных действий; эндемический уровень стресса среди участников и норма компетентности менеджера для данной ситуации. Безусловно, число факторов на этом не заканчивается, и, несомненно, они выступают для действующих лиц не в форме перечня. Но ни один из перечней видов компетентности, которые я когда-либо видел, не включал артистизм как отдельный пункт. Однако если это не отдельный пункт, то что же это? Как соотносятся между собой артистизм и исполнительские навыки, которые мы стараемся внедрить? Мне кажется, что движение за компетентность, не отрицая значения артистизма, склонно считать его личным качеством или фактором, который может несколько оживить, обогатить и индивидуализировать компетентность в действии. Движение за компетентность полагает, что феномен артистизма сам по себе не отрицает поиска новых форм компетентности и развития методов для их внедрения. Существует и другой подход к артистизму, что дает мне возможность сделать вывод о том, что движение за компетентность неправильно трактует это понятие. Давайте рассмотрим связь между феноменом „управление" и феноменом „артистизм". Художник в любой сфере деятельности обычно обладает исключительной компетентностью в таких вопросах, как природа используемых материалов, история данного вида искусства, отношение к предмету искусства, созданному другими людьми, методы работы и тому подобное. Но над всеми утилитарными знаниями и навыками царит нечто иное, а именно самовыражение художника, независимо от того, называем ли мы это творчеством, внутренним видением, вдохновением или еще как-то. Я определяю искусство как попытку найти смысловую связь между большим числом реальностей, чем то, с которым мы привШлу: Жметь" Дёл6. Художник всегда находится в поиске этого „большего*, стремясь выявить смысл и суть, скрытые глубже и тоньше, чем это доступно нашему восприятию. Он ищет тему, измерение, область SO существования под совершенно новым, никому неведомым углом зрения. В книге советов начинающим авторам Сидни Кокс однажды заметил: „То, что вы имеете в виду, никогда не будет точно совпадать с тем, что имеют в виду другие. Только сочетание вашей неординарности и вашей обыденности способно сделать вас более значительным, чём капля в ведре или песчинка в песочных часах" (Сох, 1962, стр.19). Какую же степень неординарности и обыденности стремимся мы воспитать в студентах, обучая их менеджменту? Этот вопрос мало кто задает. И движение за компетентность, похоже, не проявляет к нему интереса. Я же думаю, что руководство людьми и работа с ними в конкретных ситуациях как ни что другое требуют осознания этого момента и умения им пользоваться. С моей точки зрения, в этом и заклю Вся история организационно- поведенческого движения в преподавании менеджмента может быть представлена как поиск этого сочетания, как выражение глубокого признания роли людей в организационных ситуациях — и управляющих и управляемых. Движение за компетентность, напротив, переоценивает роль фактора обыденности в управлении, умаляя неординарность, что, возможно, является невосполнимой утратой. 7. Использование компетентности возможно вне зависимости от морали, побуждений и компетентности тех, по отношению к кому она применяется. Например, компетентный бизнесмен может вести переговоры независимо от того, равной ли степенью искренности ему отвечает другая сторона. Слово „взаимодействие" настолько легко слетает с нашего языка, что нетрудно забыть его значение, а именно то, что социальное предполагает по крайней мере два целеустремленных сознания. Каждое из них, выбирая способ действия, учитывает свое положение и положение противоположной стороны в действительном измерении. Естественно, движение за компетентность вводит в перечень факторов понятие „межличностная компетентность" (по сути, сам термин — клише). Но мне хотелось бы знать, что под этим подразумевается? Будет ли этот термин определяться как „знания в области теории и исследований человеческого поведения и способность их в различных ситуациях"? Будет ли движение за компетентность стремиться приравнивать эту разновид- ность компетентности к псевдонаучному выводу о том, что необходимо для данной конкретной ситуации? Признав „ситуационный" характер менеджмента, мы часто забываем, что ни один закон не смог еще дать объяснение отдельно взятому случаю, не смог выработать конкретных и эффективных инструкций для конкретных ситуаций. В каждом законе всегда содержится оговорка ceteris paribus (при прочих равных условиях), а этого никогда не бывает в конкретных случаях. В конкретном случае содержатся как явления, предусмотренные законом, так и явления, им не предусмотренные или рассматриваемые законом „как прочие равные". Что же собой представляет „межличностная компетентность"? С большой степенью вероятности можно сказать, что это не сведение конкретного случая к закону, поскольку, как уже указывалось, каждый случай как форма целеустремленного сознания имеет необыкновенную способность „предвидеть" отношение к себе и „реагировать" на него. Поэтому нельзя утверждать, что кто-то обладает таким качеством, как „межличностная компетентность", понимаемая как способность эффективно работать с людьми в различных ситуациях. Само это понятие неправильно и дисфункционально, и эти его свойства усугубляются по мере усложнения ситуаций. 8. При применении менеджером своей компетентности не происходит никакого вредного воздействия на функционирование системы; но если оно все же возникает, то могут быть выработаны навыки по его преодолению, причем процесс их формирования тот же, что и у первоначальной компетентности. Само по себе это заявление движения за компетентность конструктивно и должно способствовать повышению организационной эффективности. В то же время эта предпосылка ставит движение за компетентность в опасное положение. Ведь если допустить, что вредное воздействие возникло вследствие использования правильной компетентности, то движение за компетентность сделает вывод, что им неправильно выбран вид компетентности, или были использованы неправильные методы обучения, или и то и другое. Это, в свою очередь, подтолкнет приверженцев движения за компетентность на новые исследования, новые методы обучения и практические занятия. Тем не менее вредные явления будут время от вре- мени иметь место. А движению за компетентность ничего не останется другого, как развивать и поощрять специализацию менеджмента. По мере того как компетентность становится более специальной и оперативной, а учебное время практически не меняется, мы вынуждены будем углублять специализацию управления. Собственно, уже в течение последних 20 лет существует тенденций' перехода от общего управления к более специальным его областям. Движение за компетентность только ускорит этот процесс. Безусловно, поставив так вопрос, мы приятно обрадуем фанатиков по оценке эффективности, а также проектировщиков по служебной карьере. Но эта глава не об этих областях деятельности, хотя они и переплетаются с движением за компетентность философски и практически. Пусть так и будет. Чем больше мы специализируем, стандартизируем, профессионализируем учебные программы для молодых людей, стремящихся изучать менеджмент, тем более громоздкой и_н_егибкой_ мы делаем систему и отчуждаем людей, от которых зависит будущее организайдонного мира: В этом разделе я позволил себе критику некоторых ключевых аспектов теории управления, на которых базируется движение за компетентность. Я попытался показать, что степень ошибочности моих восьми положений соответствует ошибочности самого движения за компетентность. Конечно, за вопросами, поднятыми мной, стоит альтернативная теория управления. Молодые люди, которых мы обучаем, вступают в новую фазу жизни, которую, я бы назвал „жизнью сЗолПарйДероУ ответственности". Я еще не могу представить закончен-ной теории, она пока существует лишь в моем воображении в виде образов и суждений.Лем_яе__менее^ нам следует придерживаться понятия Сдельная личность? с ее задачами в конкретной ситуации, где другие лица также имеют свои цели. Но в рамках движения за компетентность вопрос цельности личности по отношению к цельности других личностей не рассматривается. Некоторые соображения Дорогой Питер! Как всегда, Вы написали весьма дискуссионную работу, в которой затрагиваются ключевые вопросы, касающиеся движения за компетентность. У меня, однако, возникли определенные сомнения относительно Вашей позиции. Она звучит как тотальное обвинение, не признающее никаких достоинств в данном подходе. Я опасаюсь, что столь жесткая позиция может вызвать у читателя полное отрицание Ваших аргументов, в том числе и многих ценных замечаний. В некотором смысле Вы делаете ту же ошибку, что и сторонники движения за компетентность. Обеим сторонам недостает последовательности в аргументах (хотя Ваши аргументы выстроены от противного). Насколько я понимаю, Ваша критика логики приверженцев преподавания менеджерских навыков заключается в следующем: 1. Если мы найдем преуспевающих менеджеров, мы 2. Если нам известны эти знания и навыки, то мы 3. Если студенты овладеют этими знаниями и навы Вы указываете, что в случае правильности первых двух условий совершенно необязательно, что из них должно вытекать третье. Но я полагаю, что и Вашим аргументам не хватает логики между двумя первыми положениями и заключением. Если я правильно понял, Вы утверждаете: 1. Работа менеджера — это не только совокупность 2. По-настоящему успешная работа менеджера осно 3. Поскольку второе положение никак не вытекает Позвольте мне провести некоторые аналогии между занятиями лыжным спортом (в чем я несколько преуспел) и обучением игре на скрипке (чему я никогда не учился), чтобы показать, что, хотя два Ваших первых положения могут быть правильны, третье не вытекает из них. В любом спорте или виде искусств масса усилий затрачивается на изучение основ мастерства. Я, например, чтобы научиться правильно распределять и перемещать вес на лыжах, много часов провел на тренировочных склонах. И точно так же сын моего соседа (я это постоянно слышу) тратит долгие часы на овладение техникой игры на скрипке. Вы абсолютно правы: чтобы стать умелым лыжником или классным скрипачом, на какой-то стадии требуется забыть о деталях и воспринимать все как целое. Но это можно сделать, лишь прочно овладев первым. Я считаю, что одним из главных препятствий при овладении предметом изучения студентами и менеджерами стало отсутствие необходимых первичных навыков. Если бы они умели противостоять другим без разрушительных последствий, обеспечивать обратную связь, проводить собрания, создавать бригады, успешно вести переговоры и развивать взаимоотношения в духе сотрудничества, тогда мне было бы гораздо легче помочь им усвоить, когда как следует поступать и как собрать эти знания воедино. Они всегда будут нужны, они не могут устареть, я в этом уверен. Но в чем Вы действительно правы, так это в том, ства. На определенной' С наилучшими пожеланиями Дэвид Л., Брэдфорд, v Высшая школа бизнеса Стэнфордского университета Дорогой Дэвид, Спасибо за комментарий. Он вызывает размышления и помогает мне сосредоточиться. Свои соображения я постараюсь изложить ниже. Я хотел бы остановиться на двух положениях. Во-первых, теперь я вижу, что мне следовало глубже проанализировать логику движения за компетентность. Во-вторых, Ваш комментарий относительно обучения лыжному спорту заставил меня задуматься о самом процессе приобретения навыков. Мне кажется, в отличие от Вашей позиции, мои логические построения можно либо поддержать, либо полностью отвергнуть. Я считаю, что проблема_еулцествует на уровне философии научногозршсхя^М стараюсь глубоко вгрызаться в движение за компетентность, а не „обкусывать его по краям". Теперь относительно первого вопроса. Движение за компетентность основывается на главной предпосылке, которую оно никогда не подвергало сомнению, а" йменног компетентности существуют. Тогда возникает главный вопрос: на чем основано предположение о существовав нии компетентностей, или, как сказали бы философы] каков онтологический статус идеи компетентности? Ис ходя из этого, я считаю, что даже первоёГупомянутое! Вами предположение (" Если мы найдем преуспевающих! менеджеров, то сможем изучить используемые ими зна-1 ния и навыки" ) весьма спорно. Обсуждение должно ве-1 стись сначала на уровне этого предположения, а затем! уже можно приступать и к обсуждению исследований,! составлению учебно-стажерских программ и оценки до-| стижений студентов. Все Ваши доводы, по-крайней мере, | спорны, но я считаю, что они совершенно ошибочны. Движение за компетентность несет на себе печать | того, что Альфред Уайтхед назвал „заблуждением вследствие неправильно определенной компетентности" (Whitehead, [1925], 1967). Сторонники движения за ком-| петентность забывают, что вышеупомянутые перечни факторов — абстракции. Причем это довольно хитрые абстракции, ибо здесь действие отделяется от сознания. Любое управление, не говоря~уже ff высокоэффективном, | представляет собой очень личностный сплав сознания и действия. Представление движения за компетентность о действительности — это абстрактная констатация лишь видимых действий; это, кроме того, двойная абстракция, так как при создании понятия „компетентность" были собраны в единое целое видимые проявле-ния действий многих действующих лиц без учета их эмоциональных, личностных и культурных уровней. Недостаток исключительного внимания к группам абстракций (по словам Уайтхеда), как бы хорошо оно ни было обосновано, заложен в самой природе этого явления, то есть в абстрагировании от всего остального. Вы не можете мыслить вне абстракций, соответственно необходимо максимально критически пересматривать способы абстрагирова ■ | ния. Именно в этом и заключается роль_^идо-—I?? 18. ее ниша существования " " вГздоровом раз-еетве. [Whifehead, [1925] 1967, стр. 59]. Говоря об ошибочности философии Уайтхеда, Абрахам Каплан заметил: „Было бы ошибкой считать, что единичное так же конкретно, как множественное, из которого оно выделено" (Kaplan, 1977, стр. 293). Пожалуй, ближе всего к традиции организационного поведения идея общей семантики, смешивающая такие понятия, как слово и дело, дающая ошибочные ориентиры. Опасность конкретизации недостаточно обсуждается в литературе по общественным наукам. Конкретизация — это одна из проблем, не решенных движением за компетентность, котбрскГйсходит из того, что.студент или стажер способен сочетать усвоенные поведенческие навыки со своим сознанием, не! нарушая ^целостности.последнет, |У меня на этот счет большие сомнения. Они подтверждаются эмпирически: за длительную преподавательскую практику я видел, скольких усилий стоило студентам уяснить и применить по отношению к другим, такие понятия, как как „открытость", „обратная связь", „участие" и т. д. Но мои сомнения имеют и логическое основание. Вы не можете отделить сознание от действий. Вдумчивые студенты сразу понимают это, когда видят, что практическое применение эмпирических знаний влечет за собой изменение привычных ценностей, смещение центра внимания, пересмотр всего предшествовавшего опыта работы с людьми. Они видят, что мы вносим полный хаос не только в их головы, но и в их действия. Наиболее честные и квалифицированные преподаватели понимают, что сознание-Т-й^ действиене отделимы друг от друга, и^ стараются бережно обращаться с ними. Движение за компетентность собирается изгнать таких людей из аудиторий. Тем самым я подхожу к своей второй теме. Это относится не только к межличностной и организационной восприимчивости, которую мы связываем с преподаванием организационного поведения. Это касается всех процессов освоения знаний: изучения отчетности, конъюнктуры, планирования, программирования; всех видов обучения, и лыж в том числе. Вы говорите, что, для того чтобы научиться кататься на лыжах, необходимо внимательно следить за всеми действиями, из которых состоит процесс катания на лыжах. Но, размышляя о том, как вы научились кататься на лыжах, вы обращаете внимание и на нечто другое, а именно на то, как вы следили аа своими действиями в процессе обучения. С тех пор как мне / исполнилось четырнадцать лет, я не стоял на лыжах, но все мое детство прошло в Миннесоте, тде я практически никогда с ними не расставался. Поэтому позвольте мне представить, что обычно говорят инструкторы или что пишется в руководствах. Держу пари, это что-нибудь вроде следующих советов: Не смущайтесь, что вы съезжаете с легкого учебного склона. Не бойтесь выглядеть смешным. Не срезайте углы, если у вас дешевые или плохо подогнанные крепления. Стремитесь, чтобы это стало семейным занятием. Вам потребуется около Х-часов, чтобы приобрести уверенность и навыки. При падении постарайтесь принять следующее положение (призыв к вашему телу), и тогда падение не будет болезненным (призыв к вашей душе), и так далее и тому подобное. А может быть, они так и не говорят, но тогда многое становится бессмысленным. У вас исчезает ощущение прогресса (обратите внимание, продолжает ли ваше сознание все фиксировать, если инструктор не обращает на это внимания). Вот почему так сложно иногда бывает обучить программированию: инструкторы зачастую не понимают, что они имеют дело не только с кончиками пальцев, но^и, с сознанием. По этой же причине многие детй~ТГросают игру на фортепьяно. И именно поэтому для многих студентов обучение в школах бизнеса становится мукой. Они не видят романтики выбранной профессии. Мы не отключаем свое сознание при изучении действий. Мы просто не можем этого сделать. Некоторые идеологи прошлого, да и настоящего, прекрасно это понимают и контролируют внимание и сознание параллельно с преподаваемыми действиями. Но я не встречал таких идеологов в движении за компетентность, а вижу лишь избитые идеи о природе человеческого духа. Ма-стерсу и Джонсону не удалось убить любовь детальным изучением полового акта, хотя, как и авторы порнографических опусов, они многих шокировали. Надеюсь, что движение за компетентность тоже не очень навредит студентам. А нам предстоит много работы, чтобы исправить эти недостатки. С наилучшими пожеланиями, Питер ГЛАВА 3 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы