Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Коммуникативная целесообразность.



Недостаточно говорить или писать правильно, нужно еще иметь представление о стилистических градациях слов и выражений, чтобы уметь употреблять их в соответствующих коммуникативных ситуациях.

3. Точность высказывания.

В понятии «точность высказывания» выделяются два аспекта: точность в отражениии действительности и точность выражения мысли в слове. Первый аспект связан с истинностью речевого высказывания (правда или ложь). Во втором аспекте возможны следующие недостатки:

-отсутствие конкретности (высказывания типа «Кто-то кое-где у нас порой…» и т.п.);

-смешение близких по звучанию, но разных по значению слов, которые называются паронимами (осудит-обсудит, представит-предоставит и т.п.).

В уголовном судопроизводстве применительно к языку точности соответствует принцип законности, который заключается в том, чтобы как письменная так и устная речь участников процесса ( прокурора, адвоката, судьи и др.) отвечала требованиям процессуальных норм.

Соответствие текста документа процессуальному закону проявляется в правильном наименовании документа, в употреблении формулировок и юридических терминов в том значении, которое предписано законом. Нельзя вместо термина обыск употреблять осмотр, нельзя выемку заменить изъятием и т.д.

Требованиям точности определяется по возможности дословная запись показаний допрашиваемого, гарантирующая достоверность получаемых данных. В целях фиксации наиболее важных из них допустимо использование жаргонных и диалектных слов, которые имеются в речи допрашиваемого.

4. Логичность изложения.

Высказывание должно отражать логику действительности, логику мысли и характеризоваться логикой речевого выражения. Логичность мысли (или содержание высказывания) означает верность отражения фактов действительности и их связей (причина – следствие, сходство – различие и т.д.), обоснованность выдвигаемой гипотезы, наличие аргументов за и против, сведение аргументов к выводу, доказывающему или отвергающему гипотезу. Примерами нарушения логики высказывания являются известные фразы «В огороде бузина, а в Киеве дядька» или «Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в галошах».

5. Ясность и доступность изложения.

Ясность изложения предполагает понятность речи ее адресату. Она достигается путем точного и однозначного употребления слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкций. Доступность (или доходчивость) изложения – это способность данной формы речи быть понятной адресату, заинтересовать его. Речь становится неясной вследствие низкой культуры мышления. Попробуйте разобраться в родственных отношениях людей, которые не смог ясно выразить адвокат: «В мае в гости приезжала мужевой сестры мужа сестра», или речи прокурора: «Через некоторое время они с Ивановым ушли, но он дошел до ворот и вернулся. Примерно через час пришел Петров, и он начал приставать к нему». Вы поняли, кто вернулся Кто к кому начал приставать? Трудно понять.

6. Чистота речи.

Чистой называется речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов(слов и словосочетаний) или элементов, отвергаемых нормами нравственности. К таким элементам относятся слова-паразиты, которые появляются в речи при раздумье, в паузах (вот, значит, так сказать), диалектизмы и просторечные слова (здеся, чаво), варваризмы (иностранные слова, имеющие русские эквиваленты – анонс, пролонгирование и т.п.), жаргонизмы (умотать, лафа и т.п.), вульгаризмы (бранные слова).

7. Выразительность речи.

Под выразительностью понимают такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей. Выразительность бывает информационная (когда слушателей заинтересовывает сообщаемая информация) и эмоциональная (когда слушателей заинтересовывает способ изложения, манера исполнения и т.п.).

8. Разнообразие средств выражения.

Требование разнообразия средсмтв выражения выполняется, когда говорящий активно использует большой объем лексического запаса, большое количество синонимов.

9. Эстетичность.

Эстетичность речи проявляется в непринятии литературным языком оскорбительных для чести достоинства человека средств выражения. Для достижения эстетичности используются эвфемизмы – эмоционально нетрайльные слова, употребляемые вместо слов или выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми, нетактичными. Например, говорят «Ребенок испачкал пеленки», «У негол расстройство желудка» и т.п.

10. Уместность.

Уместность подразумевает такой подбор и организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологической характеристики личности и т.п.

Таким образом, культура судопроизводства зависит и от того, в какой степени прокурор, адвокат владеют нормами устных публичных выступлений. Культура публичной речи включает в себя ясность, точность, чистоту, логичность, уместность, но кроме того, она предполагает речевое мастерство, умение убедить суд и воздействовать на него. Оратору следует помнить, что воздействие осуществляется по двум каналам: рациональному и эмоциональному. Речь воздействует прежде всего фактическим содержанием, убедительностью аргументов, логичностью, обоснованностью выводов. Богатство слов, разнообразие синтаксических конструкций, выразительность поддерживают у слушателей интерес, обеспечивают эмоционально-психологическую убежденность. Прения сторон в судебных процессах обязывают к тому, чтобы прокурор и адвокат не просто выступали, а выступали логично, убедительно, экспрессивно. Судебному оратору очень важно говорить грамотно, доходчиво, убедительно. Престиж нашего суда намного возрастет, если юристы будут говорить не только по-деловому, но и образно, экспрессивно. Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат языковые средства, с помощью которых оратор выражает эмоционально-волевое отношение к предмету речи и тем самым воздействует на слушателей. Значит, культура публичной речи – это такое использование языкового материала, которое обеспечивает наилучшее воздействие на конкретную аудиторию в соответствии с поставленной задачей.

 

Речевой имидж оратора.

 

Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека. Существуют три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать или даже не смогут не слушать нас.

Для хороших ораторов мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Движымые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе – положительное или отрицательное – и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет.

Выступить публично – это значит дать слущателю возможность познакомиться с вами, как говорится, и на радость, и на горе. Если не на радость, если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления.

Рассмотрим элементы речи, которые способствуют положительному речевому имиджу оратора: внешность, манера, поза, жесты.

 

1.Внешность.

Известно такое выражение «С лица не воду пить…». С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям обстановки и слушателей.

Не допускайте эксценричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы. Женщинам рекомендуется оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти – это помешает слушать, что вы говорите.

2.Манеры.

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем внешность. Подумайте, как отреагируют слушатели, когда оратор стоит в застывшей позе, устремив взгляд в потолок или погрузившись в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор – живой человек, а не говорящий автомат.

Вы должны овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело – наладить с ними контакт.

Небесполезны в этом отношении такие указания:

1. Как только предоставят слово…

Перед тем как выступить, следует, конечно, ознакомиться с условиями помещения. Отметьте, каково расстояние между вашим местом и другими участниками процесса. Это поможет выбрать громкость, интонацию речи. Не суетитесь. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее.

С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Свою речь начинайте с обращения к суду.

2. Выражение лица.

Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть в застекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо оратора должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид. Для этого крайне необходимо практиковаться перед зеркалом. Изучайте свое лицо. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

3.Контакт со слушателями.

Речь является действенным общением только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слова сольются в нераздельном единстве. Для этого не нужно окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать рукит, уткнуться в заметки. Не нужно нервно перескакивать с одного на другое, как застенчивый ребенок, старающийся выскользнуть из комнаты, полной гостей. Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т.е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Однако наличие зрительного контакта вовсе не означает, что нужно все время смотреть на всех и каждого.

Но дело не только в технических приемах, имеющих целью наладитьсвязь со слушателями. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чуствуют.

Поза.

Далеко не всегда и не все ораторы знают как правильно стоять. Но понаблюдайте за собой Упражняйтесь в манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы. Рекомендуется такая поза: ноги расставлены на 15-20 см. в зависимости от роста; упор неодинаков на обе ноги; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке, гудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Жесты.

Рассмотрим их с таких позиций:

А) Сущность и назначение жеста.

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест.

Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимого сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании каждого из нас. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Поэтому нужно заниматься работой над жестами.

Б) Виды жестов.

Жесты бывают выразительными, описательными, указывающими, подражательными.

Выразительные жесты – это жесты, которые сопровождают самые сильные, кульминационные места речи. Они могут подчеркивать идеи умиротворения, поощрения, похвалы, утешения и т.д.

Описательные жесты – жесты, с помощью которых можно показать движение – быстрое и медленное, прямое и закругленное – и даже дать представление о движении в отвлеченном смысле слова, например о тенденции роста, падения; описать разительный контраст в объеме двух книг, когда руками показать приблизительно их размеры и т.д.

Указующие жесты – самые простые. Обычно они состоят в указании рукой или пальцем местоположения или направления.

Ораторы, обладающие артистической жилкой, часто с большим эффектом пользуются подражательными жестми. Однако, на наш взгляд, использование подражательных ждестов, в судебной аудитории, неуместно.

В) Правила пользования жестами.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

1.Жесты должны быть непроизвольны.

2.Жестикуляция не должна быть непрерывной

3.Управляйте жестами.

4.Вносите разнообразие в жестикуляцию.

5.Жесты должны отвечать своему назначению.

Таким образом, в общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы, жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.

Лучшая черта во внешнем облике оратора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон.

 

Тема «Подготовка судебной речи»

 

П Л А Н

1. Общие требования подготовки к публичному выступлению.

2. Особенности подготовки судебной речи.

1.Общие требования подготовки к публичному выступлению.

 

Умение выступать в публичных аудиториях является одной из важных особенностей деятельности работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования, представителей общественных организаций.

Многие люди от природы имеют дар устного выступления. Они могут произносить речи экспромтом, без видимых усилий, легко говорят в любой момент, доставляя удовольствие себе и слушателям.

Но не каждый наделен способностями выдающегося оратора. Многих пугает сам факт появления на публике. Этой боязнью страдают даже люди, вполне уверенные в себе в других ситуациях. Многих беспокоит необходимость выступлений, и они стремятся, чтобы их ораторские способности соответствовали их профессиональному мастерству в других сферах деятельности. Они искренне хотят выразить свои мысли наилучшим образом, но им трудно это сделать.

Однако при наличии соответствующей тренировки и опыта любой человек может произнести речь, которую положительно оценят и запомнят слушатели. Подготовка таких речей требует работы и знания.

Цицерон, характеризуя речь оратора, сказал «Нет ничего важнее в говорении, чем склонить слушателя на сторону оратора, и для этого слушатель должен быть так потрясен, чтобы им больше руководило сильное душевное волнение или экстаз, чем сила разумного суждения. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием ненависти, любви, страсти, раздражения, скорби, радости, надежды, страха, заблуждения, и вообще какого-нибудь душевного движения, чем сообразно с истиной, с предписаниями, с правовыми нормами и с законами».

Существуют 4 основных способа подготовки публичной речи.

1.Експромт – выступление без подготовки.

2.План-конспект – подготовка детального плана, в котором каждый пункт сопровождается коротким изложением идей выступления.

3.Написание текста – готовится текст выступления, который потом полностью зачитывается.

4.Заучивание напамять - выступление заучивается напамять и оглашается без использования каких-либо записей.

Опытные риторы используют все эти способы, но идеалом считают выступление без записей.

Начинающим ораторам рекомендуется иметь под рукой полный текст выступления, поскольку выступая перед широкой аудиторией, ему необходимо следить за многими вещами: состоянием своей одежды, дыханием и голосом, жестами, мимикой и т.п. Вряд ли начинающий ритор будет думать еще и над содержанием речи и формулированием мыслей. Только оратор с большим опытом может осмелиться провозгласить речь перед большим количеством слушателей без предварительно подготовленного текста.

Подготовка к выступлению имеет такие стадии:

Обдумывание темы.

2.Обработка и письменное оформление темы, т.е. составление конспекта, плана, написание текста.

3.Критический анализ готового выступления, т.е. все аргументы «за» и «против».

4.Кратковременное «отступление» от темы, т.е. необходимо чтобы она отложилась в памяти, окончательно выкристализировалась, претерпела определенных изменений и т.п.

5.Произнесение речи, т. е. выступление.

Нельзя рассчитывать на успех, если ритор не умеет логически выстроить материал, связать основные идеи своего выступления, приведенные факты, в единое целое, если он не умеет полно и всесторонне осветить тему, не умеет учитывать основные особенности будущей аудитории, чтобы сразу же вступить с нею в контакт. Поскольку контакт обеспечитывается не в момент появления ритора перед слушателями, а тогда, когда он только начал обдумывать свое выступление, представляя свою будущую аудиторию, выбирая способы влияния на нее и определяя ее возможную реакцию.

Начинать подготовку необходимо с конкретизации темы выступления, определения круга вопросов, который необходимо охватить. Для начала необходимо выбрать один-два аспекта или вопроса. Очень важно иметь т.н. «резервные знания», материалов всегда должно быть на 1/3 больше того, что планируется сказать. Дейл Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают особенной уверенности, возникает чувство, которое трудно описать, - Вы будете настроены позитивно.

Обдумывая будущее выступление, необходимо разбить его в мыслях на тематические блоки ( их должно быть 3-4): вначале скажу про это, затем про то, еще об этом, наконец расскажу про это…

К выступлению необходимо готовиться не за 1 день, а за несколько. Необходимо делать перерывы в подготовке, готовить выступление блоками – так его лучше запомнить.

После обдумывания необходимо приступать к подготовке конспекта речи. Конспект – это краткое письменное изложение содержания чего-нибудь: лекции, статьи, монографии, раздела учебника и т.п..

Конспектировать нужно не сразу. Целесообразно вначале получить общее представление о теме. Готовясь к выступлению, во-первых, необходимо делать краткие записи изученного, т.е. идет процесс нагромождения фактического материала. Во-вторых, необходимо составить перечень фактов, которые можно использовать в своей речи. В-третьих, необходимо выбрать самое основное и составить перечень главных пунктов выступления. Между ними нужно оставить место, чтобы потом вписать второстепенные вопросы.

В-четвертых, вычеркните все лишнее, не относящееся к выступлению. В-пятых, составьте план выступления: вступление, основная часть, выводы. Вступление и выводы необходимо сформулировать наиболее четко. Напишите полностью вступительные и заключительные фразы. В-шестых, разработайте план основной части речи, проследите, чтобы был логический переход от одной мысли к другой.

Как пользоваться конспектом? Риторы обычно пользуются своими записями по разному. Наиболее оптимальный вариант, когда конспект написан на небольших листах, чтобы их можно было взять в руки, изредка заглянуть в них.

Публичные выступления происходят в различных формах: доклад, лекция, беседа, встреча за круглым столом, выступления в судебных процессах и т.п.

Любое выступление имеет структуру, строится по определенным правилам. Существуют некоторые общие принципы, которые следует иметь ввиду, когда разрабатывается структура публичной речи:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1270; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь