Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ораторское искусство в эпоху античности.



Риторика, которая уже два с половиной тысячелетия служит развитию европейской культуры, вызывая то преклонение, то непринятие, возникла примерно в V в. до н.э., как ответ на практическую потребность древнегреческого общества.

Еще в Древнем Египте, Индии, Китае было известно искусство риторики, но настоящей его родиной принято считать Древнюю Грецию, где публичное слово имело огромное общественное значение. Риторика как наука и возникла в результате обобщения и систематизации тех приемов и методов ведения полемики, споров и диспутов, которые получили широкое распространение в Античной Греции с ее развитой политической жизнью и борьбой партий за влияние на массы.

Античные риторы выступали с сенаторских трибун, на заседаниях, форумах, судебных процессах. Быть уважаемым среди граждан Древней Греции, особенно в Афинах – культурном, экономическом и политическом центре древней Эллады, не имея необходимых знаний и умений для публичных выступлений, стало невозможно.

Известными риторами Древней Греции и Древнего Рима были Горгий, Перикл, Демосфен, Сократ, Цицерон, Платон, Аристотель, Квинтилиан, Эсхил, Филократ, Лисий и др.

Ораторское мастерство развивалось на фоне и в благоприятном окружении древнегреческой литературы VI –III вв. до н.э. Назовем «Труды и дни» Гесиода, басни Эзопа, лирическую поэзию, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, историографию Геродота, Фукидида, Ксенофонта. На это же время приходится расцвет театра, создание шедевров архитектуры, скульптуры. Это было время расцвета философии: Сократ (469-399), Платон (430/427 – 347), Аристотель (384-322).

Исходя из этого, и возникла потребность в учебных заведениях – т.н. школах красноречия и спрос на умных преподавателей ораторского искусства и риторики.

Риторические школы возникли в таких городах, как Сиракуза, Аттика, Афины. В них принимали мальчиков семи лет и обучали до 21 года. Преподавались философия, логика, литература, язык, математика, риторика. Причем риторика была ведущим предметом, и не удивительно, что первые риторические трактаты были написаны ораторами, возглавлявшими такие школы.

Первым среди них обычно называют философа Горгия. Он занимает особое место среди ораторов, как творец греческой художественной прозы. В 427 г. до н.э. он приехал в Аттику как посол города Леонтины. Горгий вызвал интерес публики умелыми антитезами и удачными рифмованными созвучиями слов. Так до Горгия в Афинах не говорил никто.

Привлекательность его выступлений основывалась на умении использовать звуковую и мелодичную стороны языка. Именно Горгий впервые анализирует звуковую организацию словесных приемов, которые использовались в заговорах, молитвах, поэзии и переносит их в свои речи. Горгий разработал методику влияния на слушателя, ему также приписывают изобретение словесных фигур (антитеза, созвучие окончаний и т.п.). По утверждению современников Горгий вызывал восхищение не как судебный оратор, а как мастер торжественного красноречия.

Торжественное красноречие с самого начала содержало в себе шутки и иронию. Так, Горгий произнес речь в «защиту» мифологической героини Елены, которая изменила своему мужу Менелаю, что привело к Троянской войне: оказывается Елена, которая убежала от мужа с Нарисом, не заслуживает на осуждение. Защита основывалась на софистическом тезисе, что истина – речь относительная: «Совершила ль она, что она совершила, силой любви побежденная, ложью ль речей убежденная или явным насилием вдаль увлеченная, иль принужденьем богов принужденная, - во всех этих случаях нет на ней вины».

Его труды полностью не дошли до нашего времени, он известен по диалогу Платона «Горгий», где изложены основные научные позиции этого ритора. Горгий много странствовал, преподавал риторику и сочинял речи для олимпийских и других празднеств.

Ему принадлежит изречения: «Слово есть великий властелин, который обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить… Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет».

Вопрос убеждений ставился остро – эллины были тверды в своей позиции: как известно Сократ, Демосфен предпочли смерть отказу от своих убеждений.

Общее собрание Афин признало Сократа опасным и заслуживающим смерти: будто бы он прививал молодежи дух бунтарства, настраивал ее скептически относиться к существующим порядкам. Однако, судьи были мудрее простых афинян и предложили Сократу выбор: либо покинуть город и никогда сюда не возвращаться; либо остаться, но погрузиться в молчание; либо завтра на заходе солнца принять яд. Сократ выбрал яд – не чуствовал себя виноватым.

Античная традиция приписывает Горгию изобретение словесных фигур, известных ныне как горгианские фигуры:

-антитеза – соединение членов фразы, которые находятся между собой в соотнешении противоположности ( например, «приятно лесть начинается и горько они заканчиваются»);

-исоколон – симметрия составов, выравнивание между собой синтаксических членов предложения;

- созвучие окончаний – обычное украшение антитезы.

Секрет ораторского таланта Горгия был еще в том, что он умел по-новому истолковать факты и придать им неожиднный оттенок.

Блестящим ритором Древней Греции был всемирно известный Демосфен (384-322 вв. до н.э.), выступления которого, насыщенные фактическим материалом, содержали много личных наблюдений, отмечались динамичностью, убедительной аргументацией и четкостью.

От природы Демосфен имел физические недостатки: был хилым, имел слабый голос, дефекты речи, страдал непроизвольным подергиванием плеч и т.п. Его первое выступление афинская публика встретила градом насмешек и издевательств. Однако, как потом выяснилось, у этого на первый взгляд хилого юноши, жил поистине могучий дух. Непрерывным трудом и тренировками он добыл победу над собой. Древние писатели отмечали, что Демосфен неясную, шепелявую речь преодолевал, вставляя в рот небольшие камешки и читал напамять отрывки из поэм. Голос укреплял с помощью бега и разговорами на крутых подъемах. Чтобы избавиться от непроизвольного подергивания плечами, он вешал над собой острые спицы, которые причиняли боль при неосторожном движении.Эти тренировки не прошли бесследно. Для Демосфена была характерна артистическая манера держаться на трибуне.

В суде он выступал как адвокат. Публичному влиянию его речи способствовали хорошо поставленный голос и тщательно подготовленные тексты выступлений с опорными и кодовыми фразами. Каждая такая фраза, в сочетании с отрепетированными мимикой и жестами поэтапно трансформировала психику масс в необходимом ритору направлении так, что люди сами не замечали момента, когда под влиянием слова Демосфена переходили на его сторону, даже бучи постоянно настроенными против идей выступающего.

В отличие от Демосфена своеобразность и простота характерны для выступлений Лисия (459 – 380 гг. до н.э.). Как часто бывало в истории красноречия, Лисия побудили на ораторскую деятельность жизненные неурядицы. Современники утверждают, что свою первую речь Лисий произнес на шестом десятке своей жизни. Будучи разоренным в результате олигархического переворота, Лисий вынужден был выступить обвинителем на процессе против виновного в гибели брата. Лисий проявил себя как блестящий юрист, который рассчитывал не на систему юридических уложений, а на умении очаровывать присяжных и таким образом получать их голоса. Речи Лисия всегда отмечались краткостью и четкостью мыслей. Он стремился к чистоте языка, стремился использовать слова в их собственном выражении, достичь ясности и краткости выражений.

Перед подготовкой речи, Лисий собирал материалы т.н. «предварительного следствия», выбирал наиболее выгодный вид жалобы, судебную инстанцию, которой поручено было вести это дело, наконец, в случаях, не предусмотренных законом (наказание определял суд), сам предлагал наказание, чтобы суд не определял наказание, предложенного противоположной стороной.

Сократ (469-399 гг. до н.э.)- выдающийся мыслитель Древней Греции, о взлядах которого мы может судить по диалогах его ученика Платона. Еще при жизни его считали наиболее мудрым среди всех. Самому Сократу принадлежит выражение: «Я знаю, что я ничего не знаю». Однако Сократ знал все, что должен был знать истинный мыслитель, носитель гения, окультуренного многими предыдущими поколениями.

Главным вкладом Сократа в искусство ведения полемики было изменение ним содержания дискуссии. Сократ был первым, кто познал культурную, собственно «человеческую» ценность общения между людьми, превратив беседу в настоящее искусство. Он был непревзойденным мастером учебного диалога. Его метод получил название сократического: если его ученик терял логическую цепь в рассуждении, Сократ не поправлял его, а давал возможность самому убедиться в абсурдности своих выводов. В «сократичных» беседах вместо учителя и учеников – собеседники, для них нет ничего важнее, чем установить истину. Если до этого стороны, которые спорят, не обращали особого внимания на суть выступлений соперников, сосредотачивая внимание на силе и убедительности своей речи, то теперь в риторическом арсенале появились вопросы, которые сами по себе являются аргументами и конраргументами. Соперники стали прислушиваться к доводам противоположной стороны. Споры превратились из горячих перепалок в утонченные и остроумные представления.

Аристотель (384 -322 гг. до н.э.) подвел определеные итоги всего риторического наследия античности. Ученик великого Платона, многогранный ученый, автор «Метафизики», «Логики», «Политики», «Аналитики» написал и наиболее значительный для своего и нашего времени труд в трех книгах – «Риторику», охватив, таким образом, мир разума и духовного богатства человека.

Цель науки красноречия Аристотель видит в служении добру и людскому счастью. Критерии счастья – уважение среди людей, успех любимого дела, дружная семья, наконец, главное – «иметь хорошего, близкого друга».

Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору: это высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи, безупречная честность. Риторику он считал больше социальной наукой, чем филологической. Красноречие он подразделял на три вида:

- совещательные речи – их цель одобрять или отклонять что-либо;

- судебные речи – их цель обвинять или оправдывать;

- эпидейктические речи – их задача хвалить или порицать.

 

Внутри этих видов выделялись и другие области применения риторики. Так, афинская рабовладельческая демократия способствовала развитию политического красноречия: примером могут служить знаменитые «филиппики» Демосфена, направленные против агрессивной политики македонского царя Филиппа II. Высоко было развито и академическое красноречие, особенно в философских школах.

Аристотель создал учение об этосе, логосе и пафосе – основных категориях научной риторики.

Этос – это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей, которые могут принять эту речь или отвергнуть.

Пафос – замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями. В этом тезисе сосредоточена позиция говорящего, его убеждения.

Логос – словесные, языковые средства, а также логика; их оратор использует для достижения цели, для убеждения.

Всякий вид речи (судебная, совещательная, эпидейктическая) есть неизбежное единство этоса, пафоса и логоса. Аристотель считал, что речь состоит из трех элементов: с самого оратора, предмета, о котором говорится, и личности, к которой он обращается.

Также Аристотель различал:

- диалектику – искусство спорить с целью установления истины;

- эристику – искусство при любых обстоятельствах остаться правым в споре;

-софистику – стараться добиться победы в споре путем умышленного использования недостоверных доказательств.

Значительное внимание в «Риторике» Аристотель уделил исследованию стиля. Он считал, что недостаточно знать, что следует говорить, а сказать это следует надлежащим образом, чтобы получить желаемый результат. Важно знать, например, как следует пользоваться голосом: когда нужно говорить громко, когда тихо, когда следует использовать интонации, какого ритма нужно придерживаться в выступлении.

Достоинство стиля лежит в ясности, т.к. если содержание речи не ясно, она не достигнет своей цели. Стиль всегда нужно согласовывать с содержанием речи. В выступлении необходимо использовать эпитеты и метафоры, сравнения. Важна также правильная речь. Заметим, что Аристотель и сам был блестящим мастером слова: он в «Логике» и «Метафизике» достиг таких, едва различимых, нюансов мысли и речевых конструкций, какие сделали бы честь любому современному мыслителю. Не случаен его афоризм: «Риторика – искусство, соответстующее диалектике». Он считается творцом теории спора, дискуссии.

Рим, завоеватель Греции, ревностно перенимал эллинскую культуру; и поэтический дар, и науки и риторическое мастерство ценились чрезвычайно высоко. Риторические школы в Риме достигли расцвета, непревзойденными ораторами и поныне признаются Марк Туллий Цицерон, Юлий Цезарь, Марк Юний Брут, Марк Фабий Квинтилиан, Луций Анней Сенека. Огромен вклад Рима в мировую литературу: сочинения Горация оказали влияние на развитие литературных и риторических традиций Европы.

Имена Демосфена и Цицерона заслуженно стоят рядом в истории риторики.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), совместил в себе мастерство и оратора, и поэта, и государственного деятеля и ученость ритора. Именно ему принадлежит знаменитая фраза: «Когда говорит оружие, законы молчат».

Его труды – «Об ораторе», «Оратор», «Брут», «О судьбе», «О природе богов», «О государстве», «О законах» и др. В этих трудах он создает образ оратора – политика и правозащитника, который знаком со всеми науками, поскольку только они дают ему методику мышления и материал для его выступления.

Однако в римский период усились прагматические тенденции. Это было связно с тем, что:

Во-первых, повысился социальный статус оратора, признание его роли в социальной жизни достигло необычайной высоты. Именно в этот период созданы целые трактаты об ораторе.

Цицерон утверждает: свойство оратора – активность, смелость, общительность, разносторонность интересов; оратор – мыслитель, а в тревожных ситуациях – воин.

Во- вторых – это повышение роли правил, подготовки в области красноречия. Знание риторических приемов и длительные упражнения необходимы: умение завоевать внимание слушателей, их доверие обеспечат успех.

В-третьих – определяется эстетический фактор и мастерство красноречия. Хорошая, совершенная, украшенная речь в этот период ценится все выше. Особенно Цицерон ценит контрасные фигуры, лаконичность речи, многообразие интонации, ритмику речи, иносказания, намек.

В-четвертых - Цицерон по-новому подходил к философским основам риторики, распространяя ее функции в познании; более того, - ставил ее во главе всех вещей, законов природы, обязанностей людей, ибо знание всех этих вещей входит в жизнь людей через речь. При этом красноречие понимается как умение обо всем сказать ясно, точно, убедительно и красиво.

Талант философа был признан за Цицероном не только современниками: средневековые монахи (христиане) тщательно переписывали его труды, не видя в них вреда, и сам Августин Блаженный в V в. писал, что Туллий был тем, «кем философия на латинском языке была начата и закончена».

Как оратор, ритор и мыслитель Цицерон отразил свое бурное время, римское самосознание. Может быть он не достиг глубины и широты Платона, но достойно представил свою эпоху и римскую культуру. Жизнь Цицерона закончилась трагически. В 43 г. до н.э., когда сенат потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М.Антоний, Октавиан Август, Лепид), имя Цицерона было занесено в проскрипционные списки. Погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. Его предали, выследили и убили. Убийцы отрубили ему голову и руки, которые позднее были выставлены в Риме на ораторском возвышении над корабельными носами.

Марк Фабий Квинтилиан ( 35 – 96 гг.) – известный теоретик и практик красноречия в Римской империи. Его труд «Об образовании оратора», состоящий из 12 книг, остается найдетальнейшим из всех известных нам курсов античной риторики. Автор разработал программы обучения, методы тренировки обучаемых, дал перечни ситуаций жизни, побуждающих человека к речи, высказываниям.

Он выдвинул рекомендации к построению фразы, диалогов разных типов, аргументации, приведению примеров. Рассмотрел проблемы воспитания – физического, нравственного, общекультурного, гармонического. Много внимания уделил изучению языка и языковым упражнениям.

Сущность риторики, по определению Квинтилиана, - союз мысли и слова. Сформулированы также цели воспитания и образования – это подготовка к общественной деятельности; на государственной службе, в области культуры, в суде, в обучении. Квинтилиан создал модель высшего уровня образования юноши.

Методическая сторона его системы состоит в последовательности, ступенчатости курса, в определении того, что следует знать и уметь, в установлении видов деятельности учителя и учащегося, в отработке реакции самостоятельной деятельности последнего.

Таким образом к началу новой эры в теоретической риторике были осознаны, а во многом и определены и разработаны ее проблемы:

1) предмет риторики – красноречие и, шире, речь;

2) функции риторики – убеждение средствами мастерства речи, языковой культуры;

3) типы речи и сферы применения красноречия;

4) личностные качества говорящего: его позиция, учет адресата, а отчасти и позиция самого адресата;

5) ступени ораторского действия: предмет и мысленная основа высказывания, его построение, языковое выражение, память и, наконец, исполнение;

6) доведение перечисленного до уровня мастерства и даже искусства, особенно в части средств языкового оформления;

7) основы оценки и самооценки речи и ее результативности.

 

 

2.. Развитие красноречия в эпоху европейского Средневековья.

Вследствии упадка Римской республики замедляется развитие мирового ораторского искусства, а в средние века традиции античной риторики полностью утрачиваются. Демократические взгляды Демосфена и Цицерона не могут быть приняты представителями церкви, которые стремились влиять на народ методами, которые не требуют от личности самостоятельного мышления.

Первая реакция иделогов христианства на риторику была резко отрицательная, как на языческую науку и культуру. Но уже к III – IV вв. наступило осознание того факта, что само христианское учение, Евангелие, Деяния, послания апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова – суть лучшие, высокоталантливые образцы красноречия, многие из которых первоначально создавались в устной форме, передавались из уст в уста и впоследствии были записаны.

Канонизированы четыре Евангелия, принадлежащие ученикам Иисуса Христа – Матфею, Иоанну, Луке и Марку. Сам Ииисус Христос был превосходным оратором: все его поучения и даже, казалось бы, обычные высказывания лаконичны, исключительно точно передают мысль, подчинены единому замыслу. Его Нагорная проповедь ( 5-7 главы Евангелия от Матфея) построена на афоризмах: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано».

В его речах – мастерские антитезы, например: «Еще слышали вы, что сказано древними -«не преступи клятвы»… А я говорю вам: «Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его».

Учение, изложенное в Евангелии, стало основой гомилетики – теории и искусства проповеди: в 10 главе Евангелия от Матфея рассказывается, как Христос, собрав своих учеников – апостолов, дает им задание, развивает перед ними программу их проповеднической деятельности: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Не вы будете говорить, но дух Отца вашего будет говорить в вас».

Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедника – бескорыстного, самоотверженного, полного сострадания к ближнему, абсолютно убежденного в своей правоте, чуствующего себя защищенным силой самого Бога. Он должен быть готов к гонениям, страданиям, мукам за свою проповедь, но верить в высшую награду.

Известно, что такой тип ораторов, проповедников учения Христа действительно был, и не только в I –II вв. н.э., в годы преследования христиан римлянами (многие из них были растерзаны и замучены), но и в наше время. Нельзя забывать, что до III-IV вв. христианство развивалось как религия угнетенных. Но после соединения христианства с государственной властью, ситуация меняется. Церковь уточняет догматику проповедей, и острота борьбы направляется против ересей, против других конфессий. Суть же гомилетики остается. В богословских учебных заведениях и теперь действуют кафедры гомилетики, она преподается будущим пастырям, миссионерам, преподавателям православных гимназий.

И в прошлом, и в наши дни в среде духовенства высказывались возражения против использования риторических приемов, ибо учение Христа сильно своей истиной, а поэтому в украшениях не нуждается. Однако сама практика духовной проповеди и богослужения не чуждается этих средств. Более того, в богословских учебных заведениях в наше время нередко преподается не только гомилетика, но и светская риторика.

Античное риторическое учение, как и вся культура, было унаследовано странами, входившими в состав Римской империи: Испанией, Францией, Италией, Византией, отчасти – Англией и Германией. Но первое тысячелетие не принесло значительных нововведений в теорию и практику красноречия, если не считать гомилетику.

Проникновение в Европу из Аравии новой религии – ислама, из Индии, Китая науки – математики, астрономии, медицины, развитие поэзии и драматургии привели к тому, что в первых университетах формируется строгая, логическая научная речь. Это лекции профессоров, диспуты. Развивается система доказательств, многообразной аргументации. Эта изощренная дискуссионная речь получила название схоластики ( от греческого и латинского – «школьная»); в наши дни так обозначают бесплодное умствование, оторванное от от жизни. Но эта презрительная формула далеко не всегда справедлива: так формировалось академическое красноречие, достигшее к XVIII - XIX вв. высочайшего уровня.

К XX в. академическое красноречие насчитывает десятки тщательно отработанных форм: лекции и целые лекционные курсы, семинары, рефераты, защита курсовых и дипломных проектов, магистерских и докторских диссертаций, доклады на научных конференциях и т.п.

Тщательно отрабатывается система общения студентов и преподавателей в беседах, на консультациях, зачетах и экзаменах, в устной и письменной формах, выступления студентов на различных собраниях в университетах и вне их, прохождение практики и пр.

Эпоха абсолютизма во Франции способствовала расцвету такой отрасли речевого мастерства и речевых стандартов, как придворный этикет, получивший распространение преимущественно в аристократическом обществе. В XVIII в. он был позаимствован другими странами, в т.ч. и Россией.

Придворный этикет и церемониал оказали сильное влияние на дипломатическую речь, а также на соблюдение стандартных форм общения в среде военных и даже чиновников. Так, принадлежность к дворянскому сословию выражалась правом носить шпагу; дворянин мог принять вызов на дуэль только от дворянина. Процедуры встреч, приветствий, вызовов на дуэль имели свои речевые формулы. Отказ от поединка считался несмываемым позором и т.д.

Системы речевого этикета существовали всегда на разных уровнях социальной лестницы: обращение, приветствие, прощение, извинение, благодарность, приглашение, извещение о кончине кого-либо, начало и окончание дружеского и родственного письма и другие стандарты вежливого обращения. Это – всеобщая закономерность общения. Причем речевой этикет в живом общении очень чуток к историческому процессу, к социальным сдвигам.

Франция также может считаться наиболее ярким продолжателем мастерства политического красноречия, причем в трех его вариантах:

а) красноречие, рожденное на баррикадах Великой французской революции;

б) парламентское красноречие, сложившееся в Национальном собрании XIX в.;

в) дипломатическое общение.

В двух последних областях с Францией небезуспешно соперничает Великобритания.

Обвинительные и воинственные речи деятелей Великой французской революции, несомненно талантливых (Робеспьер, Марат, Дантон и др) отличались огромной энергией, целеустремленностью, эмоциональным накалом, самоотверженностью, что сближало их с проповедниками раннего христианства. На более поздних этапах преобладала полемика.

Развитию европейского красноречия характерны следующие этапы:

1.До XV в. доминирует духовное красноречие на латыни;

2.В XV в. издаются первые учебники по риторике ( в частности, во Франции риторика П.Фабри);

3.Происходит официальный отказ от следования античным канонам (1671);

4.Отмечены выступления против жесткого регламентирования в языке;

5.XVIII в. характеризуется закатом церковного красноречия, расцветом политического, академического и судебного красноречия.

До XV в. риторика была в основном схоластическая, с XVI в.- гуманистическая, в XVII в. – реформисткая. Далее на рубеже XVIII – XIX вв. наступает период кризиса, который продолжается и сейчас - утраты авторитета риторики, ее критики с позиций как научных, так и нравственных. Причины этого надо искать как в социальной сфере, так и в самой риторической практике.

Таким образом, можно сделать вывод, что история ораторского искусства свидетельствует о способности возникновения и развития ораторского искусства только на демократической основе, когда в публичном слове есть общественная необходимость.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 3673; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь