Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зад.24..В воспоминаниях В. В .Вересаева содержится описание одной из речей Ф.Н.Плевако в защиту священника; объясните, какая коммуникативная стратегия привела оратора к успеху и почему.



…после громовой речи прокурора выступил Ф.Н.Плевако. Он медленно поднялся, бледный, взволнованный. Речь его состояла всего из нескольких фраз: «Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю Ваше внимание вот на что. Перед Вами сидит человек, который ТРИДЦАТЬ ЛЕТ отпускал Вам на исповеди все Ваши грехи. Теперь он ждет от Вас: отпустите ли Вы ему грехи? И сел.

(…) в результате – оглушительный успех защиты.

 

Упр.25. Найдите в приведенных текстах разговорные номинации и охарактеризуйте их.

Примечание: Поскольку разговорная речь всегда устная, некодифицированная, то знаки препинания, требуемые пунктуационными нормами книжно-письменной литературной речи, в записях не ставятся. Употребляем косые линии для обозначения пауз, а также точку, вопросительный и восклицательный знаки как показатели интонационного оформления конца высказывания.

1.Не видел моя зачетка здесь лежала?

2.В зеленой шапочке это Ваш мальчик?

3.Ты больше любишь в стаканчике или брикеты?

4.У тебя нет во что завернуть?

5.А наша читалка закрыта/ поезжай в иностранку.

6.У Вас духи какие// Франция?

7.А Борисова она в Вахтангове играла?

8.А мы на итальянцев ходили!

9.Лекарство запей тепленьким.

 

Упр.26..Найдите ошибки в речи депутатов и журналистов, объясните, в чем эти ошибки состоят, и исправьте их. Запишите правильный вариант приведенных предложений.

 

1.Для развития города немалую роль имело его удобное географическое положение.

2.Необходимо, чтобы в организации спортивной работы молодежь играла главную скрипку.

3.Этот закон приняли скрипя сердцем.

4….как говорится на любой вкус и цвет.

5.Они росли как на грибах.

6.Тебя никто не спасет, никто тебе соломинку не подложит.

7.А это, как говорится, бьет рублем по карману.

8.Первый подводный камень был довольно быстро решен.

9.Давайте теперь подведем точку.

10.Я вынужден выступить третий раз, чтобы внять гласу Вашей совести.

11.Это пока малые ласточки, но за ними последуют и большие.

12.Он от сохи знает эти проблемы.

 

Упр.27.Охарактеризуйте стилистическую окраску приведенных конструкций и замените их разговорными.

 

1. Учебник, взятый тобой и не возвращенный до сих пор, мне необходим. ( Верни, пожалуйста).

2. Зонтик, забытый Вами в кабинете, передан в регистратуру.

3. Недовыполнение намеченного плана научных работ нашими аспирантами заслуживает порицания.

4. Посадка саженцев яблонь и груш элитных сортов нашими садоводами заслуживает порицания.

5. Разыскиваемые тобой перчатки я видел на шкафу в передней.

 

 

Упр.28.Прочитайте пары однокоренных слов и объясните, какие этические правила должен соблюдать оратор, выбирая одно слово из синонимической пары.

Глава – главарь, занятый – занятой, лагери – лагеря, рабочий – работяга, развитый – развитой, собрание – сборище.

 

 

Упр.29.Прочитайте синонимичные пары слов, объясните особенности их лексического значения и составьте с ними микротексты.

Вояж – поездка, индустрия – промышленность, локальный – местный, симптом - признак, ситуация – обстановка, увертюра – вступление.

 

Упр.30.Исправьте в приведенных предложениях ошибки в использовании фразеологизмов. Объясните значение фразеологизмов и аргументируйте ситуации их уместного использования.

1) Я не мог устоять от просьбы выступить перед Вами. 2)Им удалось завести переговоры в безвыходный тупик. 3)Все равно велосипеда он не откроет. 4)Все это вошло в кровь и пот наших людей. 5)За это следовало бы с него спустить семь стружек. 6) Сколько можно вариться в своей каше? 7) Не забывайте о людях, которые сложили свою жизнь за общее дело. 8) Наибольшую скрипку здесь должна сыграть профсоюзная организация. 9) Сколько мы ни старались, нам не удалось сдвинуть вопрос с мертвой точки зрения. 10) Все опустили головы у памятника герою. 11) Футболист забил гол, выйдя с глазу на глаз с вратарем. 12) Он полслова на лету схватывает.

 

Зад. 1. Ознакомьтесь с характеристиками различных видов речей в зависимости от общей целевой установки, которую приводит П. Сапер в книге «Основы искусства речи ». В чем специфика каждого вида речи?

 

Общая цель может состоять в том, чтобы развлечь, информировать, вдохновить, убедить, призвать к действию. В известной мере учитываем и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иногда обходится без информации и даже без элементов действия. Речь, которая побуждает к действию, не будет иметь успеха, если она не интересна, не нравоучительна, не вдохновляет и не убеждает. Однако оратор должен четко осознавать, какая из общих установок является преобладающей и в соответствии с этим строить свою речь.

Приветственная речь

Такая речь не содержит иной цели, кроме той, что заключается в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и порадовать слушателя.

Можно было бы сказать, что она ставит просто цель поддержать внимание и интерес слушателя, ее часто слышишь на банкете и в другой обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время.

Информационная речь

Задачей информационной речи является не только возбудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, рассуждением. Повествование – это движение, описание предмета, которое придает ему наглядность, как на картине; рассуждение показывает предмет в действии. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из характерных черт.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

а) в ней не должно быть ничего противоречивого;

б) она должна возбуждать любознательность;

в) она должна удовлетворять запросы слушателя;

г) речь должна быть актуальной.

Вдохновляющая речь

Агитационные речи в целом можно разделить на три группы: речи с целью вдохновить, речи с целью убедить и речи с целью вызвать активную реакцию. Довольно часто эти три вида общих целевых установок сочетаются. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы, как и речи, побуждающих к действию.

Однако, большинство речей лучше всего определить, как речи, цель которых внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и вдохновить слушателя, поскольку их главная цель не в том, чтобы озвучить новые данные, а убедить или вызвать действие. Большинство речей на политических или спортивных собраниях, выступления с поздравлениями, с оценкой заслуг, а также беседы о значении нравственных и общественных ценностей, проповеди, по сути, является вдохновляющими.

Убеждающая речь

Убедить означает логически доказать или опровергнуть какое-либо утверждение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи рассматривают как агитационные, в них любыми методами - логическими или другими оратор убеждает согласиться с ним в противоречивом вопросе. Хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не является призывом к непосредственному действию.

Агитационная речь

 

Агитационной речи свойственны отличительные признаки других речей: она должна содержать необходимые фактические данные, будить психическую восприимчивость, приводить к согласию. Больше всего ей присущ неотъемлемый и характерный только для нее элемент: она должна заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чем его просит оратор.

Слушателя призвали к действию: новому продлению или прекращению предыдущего. Следовательно, его убедили. Призыв к действию бывает прямым и косвенным, действие может произойти когда-либо или немедленно. Но по причине действия самих слушателей, а не отсутствующих.

Зад.2. Прочитайте текст выступления А.И Солженицына, который был произнесен при вручении ему премии «Фонд Свободы». Определите цель выступления, вид и тип речи. Составьте план прочитанного текста выступления.

 

 

1. Многоуважаемые господа, руководители и представители «Фонда Свободы»!

2. Я живо тронут вашим решением присудить мне вашу премию. Принимаю ее с благодарностью и с сознанием долга перед тем высоким человеческим понятием, которое звучит, содержится, заключено в названии вашей организации, в символе, соединившем нас сегодня здесь. Этого символа естественно коснуться и в моем ответном слове.

3. В такой ситуации, как сегодня, легче всего поддаться декламации о мрачных пропастях тоталитаризма и восхвалению светлых твердынь западной свободы. Гораздо трудней, но и плодотворней посмотреть критически на самих себя. Если область свободных общественных систем на Земле все сужается и огромные континенты, недавно как будто получавшие свободу, утягиваются в область тираний, то в этом виноват не только тоталитаризм, для которого проглатывать свободу есть функция естественного роста, но, очевидно, и сами свободные системы, что-то утерявшие в своей внутренней силе и устойчивости.

4. Наши с вами представления о многих событиях и явлениях опираются на несходный жизненный опыт, поэтому могут заметно разниться, однако именно этот угол между лучами зрения и может помочь нам объемнее воспринять предмет. Я осмелюсь обратить ваше внимание на некоторые аспекты свободы, о которых не модно говорить, но от этого они не перестают быть, значит, и влиять.

5 Понятие свободы нельзя верно охватить без оценки жизненных задач нашего земного существования. Я сторонник того взгляда, что жизненная цель каждого из нас – не бескрайнее наслаждение материальными благами, но: покинуть Землю лучшим, чем пришел на нее, чем это было определено нашими наследственными задатками, то есть за время нашей жизни пройти некий путь духовного усовершенствования. (Сумма таких процессов только и может назваться духовным прогрессом человечества.) Если так, то внешняя свобода оказывается не самодовлеющей целью людей и обществ, а лишь подсобным средством нашего неискаженного развития; только возможностью для нас – прожить не животным, а человеческим существом; только условием, чтобы человек лучше выполнил свое земное назначение. И свобода – не единственное такое условие. Никак не меньше внешней свободы нуждается человек – в незагрязненном просторе для души, в возможностях душевного сосредоточения.

6. Увы, современная цивилизованная свобода именно этого простора не хочет оставить нам. Увы, именно за последние десятилетия само наше представление о. свободе снизилось и измельчилось по сравнению с предыдущими веками, оно свелось почти исключительно к свободе от наружного давления, к свободе от государственного насилия. К свободе, понятой всего лишь на юридическом уровне – и не выше.

7. Свобода! – принудительно засорять коммерческим мусором почтовые ящики, глаза, уши, мозги людей, телевизионные передачи, так чтоб ни одну нельзя было посмотреть со связным смыслом. Свобода! – навязывать информацию, не считаясь с правом человека не получать ее, с правом человека на душевный покой. Свобода! – плевать в глаза и души прохожих и проезжих рекламой. Свобода! – издателей и кинопродюсеров отравлять молодое поколение растительной мерзостью. Свобода! – подростков 14–18 лет упиваться досугом и наслажденьями вместо усиленных занятий и духовного роста. Свобода! – взрослых молодых людей искать безделья и жить за счет общества. Свобода! – забастовщиков, доведенная до свободы лишать всех остальных граждан нормальной жизни, работы, передвижения, воды и еды. Свобода! – оправдательных речей, когда сам адвокат знает о виновности подсудимого. Свобода! – так вознести юридическое право страхования, чтобы даже милосердие могло быть сведено к вымогательству. Свобода! – случайных пошлых перьев безответственно скользить по поверхности любого вопроса, спеша сформовать общественное мнение. Свобода! – сбора сплетен, когда журналист для своих интересов не пожалеет ни отца родного, ни родного Отечества. Свобода! – разглашать оборонные секреты своей страны для личных политических целей. Свобода! – бизнесмена на любую коммерческую сделку, сколько б людей она ни обратила в несчастье или предала бы собственную страну. Свобода! – для террористов уходить от наказания, жалость к ним как смертный приговор всему остальному обществу. Свобода! – целых государств иждивенчески вымогать помощь со стороны, а не трудиться построить свою экономику. Свобода! – как безразличие к попираемой дальней чужой свободе. Свобода! – даже не защищать и собственную свободу, пусть рискует жизнью кто-нибудь другой.

8. Все эти свободы юридически часто безупречны, но нравственно – все порочны. На их примере мы видим, что совокупность всех прав свободы – далеко еще не есть Свобода человека и общества, это только возможность, она обращаема по-разному. Все это – невысокий тип свободы. Не та свобода, которая возвышает человеческий род. Но – истерическая свобода, которая достоверно может его погубить.

9. Подлинно человеческая свобода – есть от Бога нам данная свобода внутренняя, свобода определения своих поступков, но и духовная ответственность за них. И истинно понимает свободу не тот, кто спешит корыстно использовать свои юридические права, а тот, кто имеет совесть ограничить самого себя и при юридической правоте. Не тот, кто спешит выиграть благоприятный судебный процесс, но кто имеет благородство отказаться от него, – напротив: публично открыть свои промахи или проступки. То, что называлось стародавним и теперь уже странным словом – честь.

10. Я думаю, не будет излишней скромностью признать, что в некоторых славных странах Западного мира в XX в. свобода под видом «развития» деградировала от своих первоначальных высоких форм. Что ни в одной стране на Земле сегодня нет той высшей формы свободы одухотворенных человеческих существ, которая состоит не в лавировке между статьями законов, но в добровольном самоограничении и в полном сознании ответственности – как эти свободы задуманы были нашими предками.

11. Однако я глубоко верю в неповрежденность, здоровость корней великодушной мощной американской нации, с требовательной честностью ее молодежи и недремлющим нравственным чувством. Я своими глазами видел американскую провинцию – и именно поэтому с твердой надеждой сегодня высказываю здесь это все.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1380; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь