Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типология текстов В. Г. Адмони



Классификация речевых произведений В. Г. Адмони в значительной мере

основывается на вычленении различных аспектов речевой коммуникации. Всего автор

называет восемь аспектов, каждый из которых предполагает наличие ряда типов

высказывания, обладающих специфическими чертами. Однако, как уже было показано выше

(см. гл. 7), В. Г. Адмони под текстами понимает только воспроизводимые высказывания,

рассчитанные на более или менее длительное существование, в противоположность разовым

высказываниям, произносимым с установкой на достижение непосредственной

коммуникативной цели в данной коммуникативной ситуации (аспект назначения речевой

коммуникации). Соответственно своему подходу он выделяет следующие типы разовых и

воспроизводимых высказываний.

Основной сферой применения разового высказывания является устная речь,

протекающая чаще всего в диалогической (или полилогической) форме. Диалогическая речь,

по мнению В. Г. Адмони, выступает в следующих видах: 1) бытовой диалог, 2)

производственный диалог, 3) научный и учебный диалог, 4) «парламентский» и

«митинговый» диалог, 5) судебный и административный диалог, 6) военный диалог. Каждый

из представленных выше видов диалогического общения предполагает наличие огромного

количества разновидностей в зависимости от характера и целевого назначения

коммуникации (Адмони 1994: 71-72).

Среди воспроизводимых высказываний (текстов) В. Г. Адмони различает сакральные,

утилитарные и художественные тексты, а также тексты в звуковой массовой коммуникации.

Сакральные тексты (магические, мифологемные, религиозные) принадлежат, по

словам В. Г. Адмони, к древнейшим видам текстов. Само коммуникативное назначение

магических формул предполагало их лексико-семантическую фиксацию, сохранение которой

являлось необходимым условием для их действенности. Первичные мифологические

представления закреплялись, вероятно, в лексической форме, но затем по мере обрастания

различными семантическими связями они стали превращаться в более или менее устойчивые

повествования, выступавшие в разных формах у разных народов. В отличие от мифа религии

стремятся к точной фиксации своего учения, перерабатывая и контаминируя те мифы и

магические представления, которые послужили для них исходным материалом. Статус

религии сам по себе предполагает канонический священный текст, сводящий воедино

систему онтолого-зтнических представлений и возникающий иногда как единовременный

акт создания одним человеком — например, «Коран». Важным признаком священного текста

является особая доля сакральности, известной дистанции от утилитарного языка.

Показательно, что многочисленные попытки создать новый перевод библии на немецкий

язык, лишенный намеренной сакральности, не нашли отклика у верующих (там же: 94-102).

Утилитарные тексты включают в себя, по мнению В. Г. Адмони, все то необозримое

количество разнообразнейших видов текстов, которые любым образом служат

осуществлению какой-либо практической потребности человека в социуме любого вида. За

пределами практических потребностей остаются те потребности, которые рождаются у

человека в сфере его чисто духовных (эмоционально-духовных) и душевных (душевно-

эмоциональных) потребностей, т. е. в сфере сакральной и сфере художественной.

К основным видам утилитарных текстов В. Г. Адмони относит следующие:

1. Научные тексты, в которых представлены знания человечества о природе и

обществе; эти сведения приводятся в различных видах научных текстов с разной степенью

углубления в науку. Для научных текстов характерно использование четко отработанных

кодов, которыми оперирует соответствующая наука.

2. Производственные тексты создаются, как правило, параллельно с научными

текстами. Их отличие от научных текстов состоит в том, что они призваны инструктировать

читателя в сфере определенной деятельности, эксплицитно

привлекая научное обоснование лишь в отдельных необходимых случаях. Особыми видами

производственных текстов являются патенты и инструкции по употреблению товаров.

3. Основным видом административно-правовых текстов являются законы. Но законы

составляют лишь часть правовых текстов, и они могут выступать в обобщенном или

измененном виде, с разными наименованиями: конституции, декреты, указы и т. д. Ряд

правовых текстов предполагает и судебный процесс: следственные акты, прокурорские

заключения, адвокатские выступления, свидетельские показания, судебные приговоры,

кассационные жалобы и т. п. К административным текстам относятся всевозможные

ведомственные распоряжения и ответы на них, отчеты властей разного

уровня, административные протоколы по поводу самых раз личных событий, вообще все то

несметное количество бумаг, которые составляются бюрократами всех рангов и всех

ведомств.

4. Для публицистических текстов характерна значительная дробность сортов текста.

В наибольшей мере это относится к газете. В газете можно встретить и передовую,

и проблемную политическую статью, и политические новости, и статьи на различные другие

темы (экономические, литературные и т., д.). В ней может присутствовать информация

разного вида — телеграммы, сообщения собственных корреспондентов или перепечатки из

других источников (газет, журналов), фотографии с подписями, спортивные материалы

различного вида, коммерческие материалы, городская

и светская хроника, сводки погоды, рецензии на спектакли, концерты, фильмы и многое

другое.

5. Рекламные тексты являются новейшим из тематических типов. В своей развитой

форме реклама обусловлена появлением массового фабричного производства товаров,

нуждающегося в максимально широком сбыте. XX век стал в подлинном смысле этого слова

веком рекламы. В газетах появились объявления, занимающие страницу или даже газетный

разворот. Огромное место отводится простым газетным объявлениям частного характера.

Все больше времени в нашей жизни отнимает радиореклама и особенно реклама по

телевидению. При этом языковые формы рекламы весьма разнообразны. В частности,

значительное место в рекламном тексте отводится рисунку или кадрам фильма. Но и в чисто

языковом плане реклама колеблется между обстоятельной фразой и сверхкраткими

формулами частных газетных объявлений. Строятся такие рекламы по ограниченному числу

формул (там же: 103-115).

Художественные тексты направлены, по словам В.Г.Адмони, на непосредственное

чувственно-предметное и понятийно-наглядное постижение действительности и на

раскрытие душевной жизни человека вплоть до ее самых глубинных черт. Художественный

текст — это возникающее из специфического (эгоцентрического) внутреннего состояния

художника душевное чувственно-понятийное постижение мира в форме речевого

высказывания. По самой своей природе художественное высказывание имеет тенденцию к

определенным формальным чертам. С одной стороны, в силу эгоцентрических корней

художественного высказывания оно несет в себе субъективные формальные особенности,

психологически свойственные автору высказывания. С другой стороны, стремление к

воспроизводимости, с большей или меньшей степенью осознанности заложенное в огромное

большинство подобных высказываний, ведет к созданию системы такого оформления текста,

которое было бы максимально благоприятным для его воспроизведения (там же: 116-120).

Тексты в средствах звуковой массовой информации занимают особое место в

типологии В. Г. Адмони. Именно в звуковой форме, как правило, живут религиозные тексты.

Среди художественных текстов именно на звуковое восприятие рассчитаны произведения

драматургии. Огромное значение звуковая форма имеет для лирики. На звуковое во-

площение рассчитаны многообразные тексты, чаще всего стихотворные, сопровождающие

музыку, — религиозные песнопения, народная песня, романс, опера. Новые формы звуковой

записи позволяют донести до людей содержание таких текстов в полноценной звуковой

реализации. Эти тексты предназначены только для слушателя. Письменная форма речи

используется здесь лишь для того, чтобы указать на соответствующей пластинке,

магнитофонной ленте и т. д. название текста, имя его автора, исполнителя и т. п. При этом

фронтальное развитие звуковых форм выражения текста следует рассматривать, по

выражению В. Г. Адмони, не как признак начинающегося вытеснения письменных форм

текста, а как общее обогащение средств выражения речевой коммуникации (там же: 141-

146).

Представленная выше типология речевых высказываний (текстов) В. Г. Адмони

основывается, как видно, на традиционном выделении различных функциональных сфер —

науки, производства, средств массовой коммуникации, разговорной и художественной речи.

Это характерно как для его типологии воспроизводимых речевых высказываний (текстов),

так и разовых высказываний.


Поделиться:



Популярное:

  1. В данном разделе рассмотрим элементы, отвечающие за текстовое содержимое веб-страницы.
  2. В курсовой и выпускной и выпускной работе применяются только затекстовые и подстрочные ссылки. В затекстовых ссылках – полное библиографическое описание книги, в подстрочных – краткое.
  3. Ввод и вывод информации: текстовые файлы
  4. Виды компрессии научных текстов. создание вторичных научных текстов. тезирование, аннотирование научных текстов. виды аннотаций. Тезисы, аннотация.
  5. Влияния среды и различных контекстов
  6. Вопрос № 1. Этикет: становление и развитие, типология и принципы.
  7. Гипертекстовая и гипермедийная структура документа.
  8. Глава 1. Истоки соционики: типология К. Г. Юнга.
  9. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ПОНЯТИИ НА ТЕКСТОВОЙ ОСНОВЕ
  10. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (ТОЛКОВАНИЕ) ПРАВОВЫХ ТЕКСТОВ
  11. Какие разряды наречий встречаются в следующем текстовом фрагменте?
  12. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТОВ, ИХ СТИЛЕВЫЕ И ЖАНРОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1616; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь