Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Обучение детей с нарушением интеллекта предметному и сюжетному рисованию и лепке
Предметное рисование и лепка с натуры. Обучение умению изображать предметы - одна из наиболее трудных задач всей работы по изобразительной деятельности. Трудность объясняется, прежде всего, низкими возможностями детей. в процессе обучения внимание воспитателей направляется на формирование у детей умения изображать в рисунке и лепке основные признаки и свойства (форму, цвет, строение), присущие не только этому конкретному предмету, но и всем предметам окружающей действительности. Объекты, которые изображаются детьми под руководством воспитателя, должны стать лишь тем материалом, на котором дети приобретут знания и умения, чтобы впоследствии использовать их при изображении других предметов. На этой основе у детей может возникнуть и самостоятельная изобразительная деятельность, способствующая общему психическому развитию. Но для этого нужен целенаправленный подбор методов обучения на занятиях. уо детей прежде всего надо научить видеть в предмете как общую форму, так и форму отдельных частей, так как адекватность отражения формы предмета является одним из главных условий узнаваемости изображения. С установлением ребенком сходства рисунка с обликом знакомых предметов связано вообще становление предметности детского рисунка. Однако эта способность формируется даже у нормально развивающихся детей только в специально созданных педагогических условиях. Для того чтобы уо научился воспринимать и отражать в рисунке и лепке форму предметов, на занятиях применяется изображение по натуре. Образцы на этих занятиях используются только для того, чтобы показать детям примеры правильного или неправильного расположения изображения в пространстве листа или продемонстрировать основные ошибки в передаче пропорций и пр. Работа с образцами проходит в виде подготовительных упражнений, после чего их убирают. Образцы как материал для буквального воспроизведения при обучении предметному рисованию и лепке не используются. Детей учат специальному рассматриванию, наблюдению, в процессе которого происходит восприятие свойств предмета, в первую очередь его формы. Такое целенаправленное восприятие объекта, организованное под руководством воспитателя, называется обследованием. Обследование включает в себя следующие этапы: целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, расположения частей; заключается обследование всегда повторным целостным восприятием предмета. После обследования его ставят на специальную подставку для натуры на уровне глаз. Затем предоставляется возможность действовать самим, выполняя изображение на основе тех представлений, которые сформированы у них в ходе предварительного обследования натуры. Анализ формы предмета и его частей занимает в ходе обследования одно из основных мест. Для того чтобы дети правильно воспринимали форму предметов, их учат моделировать ее ( обводить предмет по контуру перед рисованием и ощупывать перед лепкой). Нередко наряду с показом привлекается и анализ натуры: дети обследуют предмет под руководством воспитателя - знакомятся с формой путем обведения или ощупывания, но затем выполняют изображение по показу. Программа предусматривает начинать знакомство детей со способами зрительно-двигательного моделирования формы предметов с изображения предметов округлых форм (так как на них удобно показать детям движения, моделирующие форму), в том числе куклы-неваляшк Формирование моделирующих движений требует индивидуальной работы, что несколько затруднено на групповых занятиях. Поэтому обучение детей действиям ощупывания и обведения проводит на индивидуальных занятиях учитель-дефектолог. Он не только формирует у ребенка умение обводить предмет по контуру или ощупывать двумя руками всю поверхность, но и учит использовать моделирующие движения в качестве вспомогательных в ходе самостоятельного рисования и лепки. Используя контактное обведение предмета по контуру, он тут же показывает, как перенести эти движения на бумагу: обвел - тут же нарисовал. Повторное обведение предмета используется как основной способ оказания помощи детям, испытывающим затруднения в ходе создания предметных изображений. На фронтальных занятиях воспитатель может ставить перед собой задачи изобразительного характера, не отвлекаясь на формирование моделирующих движений. Научившись обследовать натуру, дети уже могут пользоваться зрительно-двигательным моделированием формы предметов, которые не были в их изобразительном опыте. Постепенно они начинают определять форму зрительно, не прибегая к обследованию и ощупыванию, а сравнивая форму предмета с формой знакомых предметов (тело неваляшки похоже на шар, оно круглое), т.е. опираясь на появившиеся возможности зрительного восприятия. В старших группах они сравнивают формы предметов с геометрическими формами (квадратом, треугольником, овалом и т.д.). Научив умственно отсталых детей рисовать и лепить предметы, не входящие в программу, нужно еще воспитать в них желание рисовать и лепить самые разные предметы. Занятий, посвященных рисованию и лепке по собственному замыслу детей, в детских садах почти не проводят, а если и проводят, то, по существу, они не могут называться деятельностью по замыслу. Детям предлагают обычно нарисовать или вылепить то, что они хотят. Чтобы сформировать у умственно отсталых детей оригинальный изобразительный замысел, нужно сначала ввести такой вид работы, как рисование и лепка по выбору. Рисование и лепку по выбору можно вводить во второй половине второго года обучения, если дети уже определяют форму предмета не только зрительно-двигательным способом, но и путем сравнения ее с формой других предметов.Первые самостоятельные работы детей отличаются достаточной В ходе рисования и лепки по выбору детей учат предварительному словесному определению выбора, краткому рассказыванию о предстоящем изображении и о содержании выполненного изображения. Организация изобразительной деятельности детей по выбору способствует тому, что у них возникает предварительное изобразительное намерение и формируется умение реализовать задуманное. Изображение по выбору рассматривается как необходимая предпосылка развития изобразительного замысла у умственно отсталых детей. Сюжетное рисование и лепка. На третьем и четвертом году обучения сюжетное рисование проводится каждую неделю. К этому времени дети имеют достаточный изобразительный опыт. Длительность занятия составляет 30-35 минут. Основное содержание занятий, отведенных на сюжетное рисование, составляет иллюстрирование сказок, рассказов, рисование на темы сюжетно-ролевых игр, праздничных утренников и пр. Сюжетная лепка проводится один раз в месяц. Для иллюстрирования воспитатель подбирает сказки, известные детям, но можно использовать и новые, знакомство с которыми осуществляется специально перед занятием изобразительной деятельностью. Очень продуктивно, интересно и с большим эмоциональным откликом со стороны детей проходит обычно занятие, когда они выполняют серию рисунков по содержанию новогодних утренников, по придуманным воспитателем сюжетам приключений Снегурочки и Деда Мороза, на темы, посвященные забавам и играм детей. Интересными могут быть серии рисунков под названиями " Наш день в детском саду", " Мы играем", " Что мы видели на улице" и пр. Выбор тематики для изображения, как видно, очень большой. Занятия по иллюстрированию сказки обычно строится следующим образом. Воспитатель вместе с детьми вспоминает содержание сказки, они называют действующих лиц, самые важные события и их последовательность, уделяя особое внимание описанию характеров и взаимоотношений персонажей. После того детям предлагается сделать книжку, состоящую из серии последовательных рисунков, которые будут называться так же, как сказка. Для этого воспитатель еще раз рассказывает сказку по частям, излагая текст своими словами. Сохраняя во время рассказывания основное содержание сказки, он выбирает самое существенное, что должно быть отражено в детских рисунках. По ходу рассказывания он дает задания каждому ребенку. Ребенок, таким образом, создает иллюстрацию к определенной части текста. Воспитатель формирует у него представление о целостной ситуации, которую нужно передать в рисунке, о ее общей эмоциональной окраске, действующих лицах, их взаимоотношениях. Специальное внимание уделяется и основным объектам, которые должны или могут быть изображены. Дослушав сказку до конца, дети приступают к работе. По окончании выполнения заданий все рисунки сшивают, прикрепляют заранее подготовленную (нарисованную воспитателем) обложку - книжка готова. Воспитатель рассматривает ее вместе с детьми, рассказывает сказку уже по выполненным иллюстрациям, " листая страницы". Не следует расставлять на мольберте или на доске все детские рисунки сразу, так как внимание детей рассеивается, не сосредотачивается на какой-либо одной работе. Рисунки в книжке можно рассмотреть последовательно - каждый ребенок имеет возможность объяснить, рассказать свой фрагмент сказки по собственному изображению. Цель занятий заключается в том, чтобы научить детей передавать в рисунке определенное содержание, отражать не единичные объекты, а целостную ситуацию, изображать их среди адекватного предметного окружения, передавать отношения персонажей, создавать выразительные образы. На этих занятиях дети учатся выполнять сюжетные индивидуальные задания, наиболее полно отражать содержание сказки по частям. Выполнение рисунков для книжки-самоделки обеспечивает необходимую мотивацию деятельности, повышает заинтересованность каждого ребенка в качестве рисунка. При проведении занятия важным оказывается его начальный этап, когда взрослый рассказывает детям сказку, распределяя фрагменты. Изображение сочетания определенных предметов, тщательное отображение каждого из них становится для детей основной задачей, и в процессе выполнения они как бы " вязнут" на отдельных деталях, забывая об основном смысловом значении заданного отрывка. Сюжетное рисование, таким образом, превращается в один из видов предметного (отличие лишь в том, что изображается не один, а несколько предметов). Эта ошибка при проведении сюжетного рисования объясняется недостаточным пониманием воспитателем механизмов сюжетного и предметного изображения. Дело в том, что в процессе сюжетного изображения внимание, силы, умения ребенка направляются не на " прорисовывание" отдельных предметов и их деталей, а на отражение общего содержания, создание целостной ситуации. Изображение отдельных предметов при этом может быть неполным. В отличии от сюжетного рисования в ходе изображения отдельных предметов полнота их детального отражения становится одной из целей деятельности ребенка. Поэтому, организуя занятия по иллюстрированию сказок, воспитатель должен сформировать у каждого ребенка представление о целостной ситуации, ее основной смысловой направленности, создать эмоциональную потребность в ее отражении и только на этом фоне конкретизировать предметное содержание будущего изображения. Во время работы дети нуждаются в разного рода помощи (совсем не обязательно в показе способов изображения). детям необходима поддержка, пояснение, словесное объяснение, дающее указание к продолжению работы. В некоторых случаях можно показать ребенку, как изобразить, например, сложную деталь. Большое значение следует придавать и заключительному этапу занятия, когда проходит рассматривание готовой книжки. Очень удобно рассмотреть книжку всем вместе, когда она находится в руках у воспитателя, а дети обступают его вокруг. Это дает возможность провести беседу по выполненным рисункам весьма непринужденно, максимально активизировать речь детей, увидеть, что привлекает их в собственных рисунках и изображениях, созданных их товарищами. Одновременно можно провести и анализ рисунков - оценить их с точки зрения изобразительных достоинств, подчеркнуть то, что наиболее удалось (например, удачное расположение или использование цвета, отражение формы или пропорциональность изображения и т.п.). Одним из важнейших требований к занятиям по выполнению иллюстраций является развитие у детей умения самостоятельно искать и находить различные изобразительные решения(как отразить форму частей и деталей предмета, как расположить объекты в пространстве листа, какие карандаши при этом использовать и т.д.). качестве детских рисунков. значительно отстает от уровня их выполнения нормально развивающимися детьми того же возраста. Но тем не менее в ходе обучения у умственно отсталых дошкольников возникает умение отражать доступными им средствами элементарное связное содержание, передавать в достаточной степени адекватно характерные черты персонажей, использовать цвет для создания выразительности образа, распределять изображения предметов в пространстве листа бумаги. Все это имеет обще развивающее и коррекционное значение. Сюжетное рисование пробуждает у детей внимание к окружающим событиям, вызывает заинтересованное к ним отношение, желание изобразить их на бумаге, способствует эмоционально-эстетическому, умственному и физическому развитию детей.[9] Начало формы Конец формы Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1749; Нарушение авторского права страницы