Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением речи



Музыкальные занятия в логопедических группах проводятся сучетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями, и направлено на решение и музыкальных и коррекционных задач одновременно. К ним можно отнести следующие: формирование знаний о музыке; развитие эмоциональной отзывчивости; развитие музыкально-исполнительских навыков; воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера; нормализация психических процессов и свойств памяти, внимания, мышления; развитие речевой активности; укрепление двигательного аппарата; развитие свободы движений.

Для решения данных задач музыкальному необходимо учитывать психофизические и речевые особенности детей при планировании работы, работать во взаимодействии с воспитателями родителями и другими специалистами (логопедом, психологом, дефектологом, инструктором физкультуры, медработниками), проявлять выдержку в работе с детьми, творчески подходить к выбору материала.

В логопедических группах и в специализированных дошкольных учреждениях используются традиционные формы организации музыкальной деятельности детей: музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей. Помимо них применяют и такие формы, как логоритмика, психогимнастика, игротерапия. Это специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, ритмическими движениями, игрой на музыкальных инструментах.

Музыкальное восприятие - вид музыкальной деятельности, оказывающий серьёзную помощь в коррекции недостатков. Оно не только обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом, но и в свою очередь, развивает внимание и память. Чем сильнее речевая патология, тем более фрагментарно восприятие и дети испытывают большие затруднения во время беседы о прослушанном произведении. В связи с этим музыкальный руководитель может привлечь детей к восприятию музыки с помощью движения. Одновременное слуховое и двигательное восприятие помогает формированию целостности музыкальных образов. К тому же свободное, естественное движение под музыку снимает эмоциональное напряжение.

Развивая музыкальное восприятие, желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись, народное прикладное творчество. После такого глубокого восприятия музыки дети рисуют то, что произвело на них особое впечатление. Рисунки позволяют увидеть воздействие музыки на ребёнка, формируют его аналитические способности, развивают ассоциативное мышление и память. Следующим видом музыкальной деятельности, развивающим музыкальные способности является пение, оно способствует развитию речи, расширению словаря, помогает исправлению ряда речевых недостатков и используется как реабилитационное средство для заикающихся. На музыкальном занятии можно наблюдать, как дошкольники с нарушениями речи отстают в эмоциональном развитии и не всегда проявляют интерес к пению, у них невыразительная речь, голос звучит тускло, певческий диапазон равен речевому. Для успешного вокального развития таких детей необходимо искать песни, совпадающие по содержанию со сферой их интересов, небольшие по объёму, простые и понятные, удобные по произношению и с несложной, запоминающейся мелодией.

Приступая к вокальной работе с детьми в логопедических группах необходимо учитывать особенности патологии каждого ребёнка: детей с нарушением речи, слуха, внимания желательно посадить ближе к педагогу-музыканту, а детей с нарушением поведения нужно рассадить так, чтобы они не мешали другим детям (с краю или сзади).

Обучая пению важно следить за правильностью положения корпуса и головы (голову нужно держать прямо, плечи не поднимать, мышцы шеи не напрягать), от этого зависят и хорошее качество звучания, и лечебный эффект. Следить, чтобы дошкольники активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков. Музыкальному руководителю следует обращать особое внимание на подвижность нижней челюсти при открывании детьми рта, на произношение твердых окончаний слов. Прежде чем разучить песню нужно тщательно проговорить с детьми текст, попросить их объяснить смысл большинства слов и словосочетаний, потому как дети с нарушением речи не всегда адекватно понимают смысл даже знакомых и часто употребляемых слов. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель знал текст песни наизусть, эмоционально и артистично, глядя на детей, передавал её образное содержание, чтобы увлечь каждого, так как разучивание песни требует от детей с нарушением речи больших волевых усилий и интеллектуального напряжения.

В работе над вокально-хоровыми навыками используют упражнения для развития дикции и артикуляции, дыхания, звукообразования, достижения чистоты интонирования. В логопедических группах, работая над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Дошкольникам нравится отгадывать слова или фразы, которые педагог проговаривает одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.

Много внимания, усилий со стороны педагога и детей с нарушением речи требует работа над развитием чистоты интонирования. Ведется она вдвух направлениях. С одной стороны, надо научить детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой - правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом. Для этого хорошо использовать рядприемов: проигрывание мелодии на фортепиано, духовых инструментах, металлофоне, для лучшего её запоминания; пропевание мелодии в медленном темпе педагогом, чистопоющими детьми с сопровождением и без него; пение по фразам «цепочкой»; напевание на ушко детям, которые плохо справляются с подстройкой голоса, пропевание вместе с ними фразы; поглаживание кистей рук ребенка во время пения, что помогает в работе с «гудошниками»; упражнения в подстраивании голоса к данному звуку.

Для активизации внимания хорошо исполнять песни с солистами, по подгруппам. В соответствии с содержанием и характером песни можно и нужно применять движения или шумовой оркестр. например «украшать» музыку проигрыша. Варианты исполнения могут быть разными, но при этом надо помнить: выученная песня должна звучать красиво, доставлять детям удовольствие.

В течение всего учебного года с детьми музыкальный руководитель разучивает небольшое количество песен, но часто из-за недостаточного развития памяти они довольно быстро забываются. Чтобы этого не происходило, песни повторяют, устраивая концерт для кукол или для детей других групп. Коррекционное воздействие на детей в логопедических группах оказывают и музыкально-ритмические движения, они дают ребёнку эмоциональную разрядку приносят ни с чем не сравнимую радость, развивают его физически, являются наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности.

Для детей с НР музыкально-ритмические движения имеют большое значение, поскольку развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Обычно такие дети часто не справляются с основными движениями, не говоря об их разновидностях. В связи с этим, довольно сложно использовать парные танцы, так как они требуют координации движений партнеров и нужно приложить немало усилий, чтобы добиться качества их исполнения.

При выборе репертуара музыкальный руководитель отдаёт предпочтение произведениям с сюжетной линией (танцы и игры с пением, хороводы). Старается привнести игровой момент в разучивание танцевальных движений, а также использует приговорки при обучении детей элементам русской народной пляски. Такие приемы оживляютзанятия, поднимают настроение детей, побуждают их к хорошему исполнению, что даёт большой коррекционный эффект. Поскольку музыкальное исполнительство особо значимо для детей с речевыми нарушениями, музыкальный руководитель уделяет внимание и такому виду деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. Во время коллективного исполнения у детей повышается интерес к музыкальным занятиям, развивается музыкальная память, внимание, чувство ритма. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети знакомятся с богатством оттенков музыкальных звуков, различными приёмами исполнения, при этом обязательно повторяется и уточняется название инструментов. Игра на музыкальных инструментах в логопедических группах не самоцель, а средство решения коррекционных задач

Таким образом, при грамотной организации музыкальной деятельности детей в логопедических группах быстрее происходят положительные изменения личности, активнее преодолеваются имеющиеся нарушения. В этом огромная доля ответственности возлагается на музыкального руководителя, главной задачей которого, является создание на музыкальных занятиях условий эмоционального комфорта, персональное внимание к каждому ребёнку и активное взаимодействие со всеми специалистами дошкольного учреждения.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. I. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО И ЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. I. Особенности постановки цели труда.
  4. I. Особенности учета в строительстве
  5. I. РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  6. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  7. II. Особенности технологии баз и банков данных.
  8. II. Перепишите следующие предложения и переведите их, обращая внимание на особенности перевода на русский язык определений, выраженных именем существительным (см. образец выполнения 2).
  9. II.2. Коррекция и реабилитация речевой патологии у детей, страдающих дизартрией
  10. II.Методика организации хоз. бытового труда
  11. III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА
  12. IV.Общий, совместный, коллективный труд как более сложная форма организации труда.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1585; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь