Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кафедра «Математика и информатика»Стр 1 из 7Следующая ⇒
Филонова Е.С. Теория игр Учебно-методическое пособие Для студентов, обучающихся по направлениям Экономика», 080200.62 «Менеджмент», 080500.62 «Бизнес-информатика» Квалификация (степень) «Бакалавр» Орел – 2013 ББК 65.23 Учебно-методическое пособие разработал: кандидат физико-математических наук, доцент Филонова Е.С.
Рецензенты: кандидат экономических наук, профессор кафедры «Математическое моделирование экономических и информационных систем» Финансового университета Орлова И.В., доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы» Орловского филиала Финансового университета Устенко А.А.
Учебно-методическое пособие обсуждено на заседании кафедры «Математика и информатика» Зав. кафедрой – кандидат физико-математических наук, доцент Е.С. Филонова Учебно-методическое пособие одобрено на заседании Ученого совета Орловского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской федерации» (протокол № 2 от 18 июня 2013 г.)
Е.С. Филонова. Теория игр. Учебно-методическое пособие. Для студентов, обучающихся по направлениям 080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент», 080500.62 «Бизнес-информатика» квалификация (степень) «Бакалавр». – Орел: «Картуш», 2013. – 85 с.
В учебно-методическом пособии приведен обзор основных понятий и положений дисциплины «Теория игр» для студентов, обучающихся по направлениям 080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент», 080500.62 «Бизнес-информатика» квалификация (степень) «Бакалавр». Даны методические рекомендации по изучению дисциплины, выделены типовые задачи, представлены контрольные вопросы. Пособие содержит задания для контрольной и лабораторной работ по дисциплине «Теория игр», задания для самостоятельной подготовки к экзаменационному зачету и тесты для самоконтроля.
© Е.С. Филонова, 2013 Содержание Введение. 5 РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ИГР. 10 Глава 1. Введение в теорию игр. 10 1.1. Основные понятия и определения теории игр. 10 1.2. Классификация игр. 15 Глава 2. Антагонистические игры.. 19 2.1. Матричные игры в чистых стратегиях. 19 2.2. Мажорирование (доминирование, дублирование) стратегий. 24 Глава 3. Решение игр в смешанных стратегиях. 29 3.1. Геометрическое решение игр 2 ´ 2, 2 ´ n, m ´ 2. 29 3.2. Приведение антагонистической игры к паре взаимно двойственных задач линейного программирования. 45 Контрольные вопросы.. 51 РАЗДЕЛ 2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩЕЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 53 Глава 1. Выполнение контрольной работы.. 53 1.1. Порядок выполнения и оформления контрольной работы.. 53 1.2. Задания контрольной работы.. 54 Глава 2. Выполнение лабораторной работы.. 59 2.1. Порядок выполнения и оформления лабораторной работы.. 59 2.2. Задания для лабораторной работы.. 60 Глава 3. Материалы для подготовки к экзаменационному зачету. 64 3.1. Тесты для самоконтроля. 64 3.2. Задачи для самостоятельного решения. 74 Литература. 85 Введение Повседневная деятельность экономиста (менеджера) связана с исследованием самых разнообразных хозяйственных (управленческих, производственных, финансово-экономических) ситуаций. Зачастую разрешение различных экономических проблем происходит интуитивно. Это не всегда дает наилучшие результаты деятельности. Наиболее точную количественную оценку возможных вариантов экономических последствий при выборе того или иного решения можно получить в результате применения математических методов и математического моделирования исследуемых ситуаций, процессов, задач; последующего анализа моделей и их реализации. Как показывает опыт успешных фирм, умение экономистов (менеджеров) самостоятельно создавать и анализировать модели с использованием «подручного» инструментария – офисных средств MS Excel (язык повседневного делового общения) – позволяет существенно повысить эффективность принимаемых решений, планов, сценариев и т.д. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и учебными планами ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» студенты бакалавриата, обучающиеся по направлениям 080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент», в рамках математического и естественнонаучного цикла изучают дисциплину «Теория игр». Данная дисциплина отнесена в перечень дисциплин по выбору. Раздел «Теория игр» также включен в рабочие учебные программы дисциплин «Исследование операций» для студентов направления «Бизнес-информатика», «Методы оптимальных решений» для студентов направления «Экономика» и «Методы принятия управленческих решений» для студентов направления «Менеджмент». Все перечисленные дисциплины являются базовыми. В соответствии с рабочей учебной программой дисциплина «Теория игр» знакомит с принципами и методами формирования теоретико-игровых моделей и их применения для анализа различных финансово-экономических задач по принятию оптимальных управленческих решений в условиях антагонистической конкуренции. Конечной целью изучения дисциплины является формирование у студентов навыков к теоретической и практической деятельности по применению теоретико-игровых методов при принятии эффективных финансово-экономических решений в аналитических отделах экономических и финансовых служб, банков различных типов, страховых и консалтинговых компаний, налоговых инспекций, различных фирм и предприятий. Изучаемые в теории игр понятия и методы являются средством решения ряда прикладных задач, эффективным методом проведения экономических исследований, элементом общей культуры экономиста и менеджера. Знания, приобретенные студентами при изучении дисциплины, могут быть использованы при последующем изучении дисциплин профессионального цикла, а также могут найти применение при выполнении индивидуальных заданий, курсовом и дипломном проектировании. Задачи изучения дисциплины «Теория игр» вытекают из требований к результатам освоения и условиям реализации основной образовательной программы и компетенций, установленных федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям 080100.62 «Экономика», 080200.62 «Менеджмент». В процессе изучения теории игр перед студентами ставятся следующие задачи: 1) освоение теоретических основ дисциплины; 2) понимание важности и целесообразности применения теории игр для моделирования конфликтных ситуаций с целью принятия рациональных решений в разнообразных финансово-экономических задачах; 3) приобретение первоначальных умений и навыков по теоретико-игровому моделированию; 4) освоение аналитических и графических методов и компьютерных технологий реализации игровых моделей; 5) развитие логического, математического и алгоритмического мышления. В комплексе с другими дисциплинами математического и естественнонаучного цикла ФГОС ВПО «Теория игр» обеспечивает формирование следующих компетенций бакалавров экономики и менеджмента: 1) владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); 2) способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); 3) владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15); 4) способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); 5) способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ПК-5); 6) способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); 7) способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13); 8) владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6); 9) умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31); 10) способность выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32). В результате изучения дисциплины студент должен: а) знать: - основные научные принципыи базовые понятия теории игр; - точные и приближенные методы решения игр; - концепции экономико-математического моделирования с помощью теории игр; - эволюцию теории игр; - основные принципы классификации (типологии) игр; - методы практического построения и анализа теоретико-игровых моделей; б) уметь: - применять методы математического моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач; - анализировать постановку задачи на выбор эффективных решений в различных финансово-экономических ситуациях; - подбирать и строить подходящую теоретико-игровую модель; - находить решение задачи с помощью модели и интерпретировать его в содержательных терминах решаемой задачи; в) владеть: - навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач; - методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов; - навыками определения подходящего типа игры для моделирования конкретной ситуации; - методикой использования совокупности инструментов и приемов ведения теоретико-игрового анализа с целью построения игровой модели и принятия оптимального решения; -процедурами расчета функции выигрыша, цены игры, показателей эффективности и неэффективности полученных результатов. Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных и практических занятий, использование элементов интерактивного обучения, выполнение контрольной и лабораторной работ, самостоятельную работу студента и сдачу экзаменационного зачета на ПЭВМ. В данном учебно-методическом пособии приведен обзор основных понятий и положений дисциплины «Теория игр». Даны методические рекомендации по изучению дисциплины, выделены типовые задачи, представлены контрольные вопросы и тесты для самоконтроля. Пособие содержит задания для контрольной и лабораторной работ, а также для самостоятельной подготовки к экзаменационному зачету.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы