Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Танец силы фасилитатора для организаций



Чтобы помогать себе и миру, нам нужно знать, дорогой читатель, что заставляет вас оживать? С точки зрения данной книги, ответ – это ваш процессуальный ум или процессуальный ум города, и то, как он текуче вызывает к жизни сцепленные взаимодействия. В основе следующей подготовительной внутренней работы для работы с большими группами (и организациями) лежит то, «что заставляет тебя оживать», а именно, связанный с землей тотемный дух места. Находите ту силу, что заставляет вас оживать, и живите ей, чувствуя ее нелокальную вездесущность, действуя локально в публичной сфере. Вы можете использовать это упражнение с любой организацией, включая вашу собственную семью, которая, возможно, представляет собой одну из самых трудных групп в мире.

Следование процессуальному уму группы будет давать вам возможность «петь» и двигаться так, чтобы стимулировать других тоже «петь» – так сказать, связывать-танцевать. Этот процессуальный ум будет соединять вас со всеми ролями группы, и течь с их исполнением, как если бы они были вашими, поскольку в нелокальном смысле, они – ваши собственные. Практикуйте это упражнение с друзьями (или, для начала, представляйте себе двух друзей, играющих для вас типичные организационные или семейные роли). Мы будем искать ритм процессуального ума и «танец силы» движения. Движения и опыт будут сообщать вам, что делать и как создавать театр. Этот процессуальный ум и танец силы – ваши «дары» миру.

Для начала выберите самую трудную проблему, касающуюся семьи, делового предприятия, группы, организации или мира, о которой вы можете подумать. Какие люди/роли вовлечены в эту проблему? Кто или что причиняет наибольшие неприятности; то есть какие человек, роль или группа вас больше всего расстраивают? Назовите эту роль буквой В. Какую роль обычно играете вы? Назовите ее буквой А. Теперь кратко представьте себе в уме А и В и сделайте жест, который соответствует каждой из сторон конфликта. Сделайте запись об этом или нарисуйте энергии А и В в углу поля графы 19 вашей Карты процессуального ума.

Теперь, какова типичная обстановка и/или атмосфера семьи, делового предприятия или группы? Это может быть чудесная или ужасная атмосфера. Важно найти типичную! Стойте и ощущайте эту обстановку или атмосферу, чувствуйте ее вокруг себя. Чувствуя ее, дышите в эту атмосферу. Какая она – бурная, напряженная, подавленная, возвышенная, красивая? Сделайте гримасу, чтобы показать эту атмосферу. Снова почувствуйте атмосферу, сделайте ту гримасу и позвольте атмосфере слегка вас двигать. И в то время, как вы двигаетесь и дышите в эту атмосферу, ассоциируйте это переживание с природным местом на земле. Отправляйтесь туда и чувствуйте себя в том месте. Ощущайте мощь и силу того места и замечайте, как оно действует на ваше тело. Не спешите, оставайтесь в этом измененном состоянии. Когда у вас будет его надежное ощущение, чувствуйте, как сила того места начинает заставлять вас танцевать. Позволяйте ей двигать вами в танце, пока не почувствуете, что вы – то место, что движет вами, та сила и энергия земли с ее танцем силы. Танцуя, чувствуйте послание, которое выражает ваш танец.

Затем позвольте тому месту земли и танцу сделать свой быстрый «автопортрет» в графе 19 вашей карты в Приложении II. Запишите, что место/танец говорили о себе. Каким образом этот танец вас «оживляет»? Напишите об этом. Теперь снова чувствуйте и выполняйте этот танец силы процессуального ума, и делая это, говорите своему повседневному «я» как A о переживании этого танца. И все еще оставаясь в этом танце, когда вы будете готовы, вспомните В – трудную ситуацию, трудного человека или людей, и замечайте, как танец силы процессуального ума по-своему справляется с ситуацией своим танцем и измененным состоянием. Теперь, как ваш процессуальный ум, производите звуки и движения и играйте и даже танцуйте роли А и В. Уделяйте время и внимание каждой из них. Представляйте себе, что вы делаете это с реальными людьми в той организации. Ваше тело скажет вам, когда закончить.

 

Работа с кухонным столом

 

Вот почти дословный отчет о примере выполнения этого упражнения; я сделал изменения только для сохранения анонимности людей, о которых идет речь.

 

Горы в Тасмании

 

Луиза: Я не жила дома много лет, так что я вернулась в свою семью, чтобы снова их узнать. Это самое трудное, что я когда-либо делала. … В моей семье есть что-то такое мертвое…такое неприятное и приглушенное, почти удушающее… в семейном прошлом—Холокост и огромная утрата. В нем насилие и смерть; только один человек в семье это пережил, и это был мой отец. Концентрационные лагеря, газовые камеры, геттоэто тяжело. Теперь ум моего отца слегка… и он очень много говорит о том ужасном историческом периоде своей жизни, даже хотя раньше он никогда об этом не говорил.

В этой семейной ситуации меня беспокоит роль, которую играет его супруга. Ее доводит, когда он становится более необычным, более иным, и она не может этого выносить.

О слабоумии она сказала: «Тут действительно думаешь об эвтаназии». Когда она это сказала, я подумала, о боже, ему снова предстоит столкнуться с той же силой, которая раньше уже угрожала убить егото есть если ты не нормальный, то должен умереть!

Роли и энергии в этой семейной ситуацииэто я, та, кто пытается привносить в ситуацию осознание, и жестокая или холодная природа моей мачехи. Брр! Типичная обстановка или атмосфера семьиэто кухня. Я ненавижу эту кухню! Она просто…пустая… и…непрочная…в кухне стоит этот ужасный стол, вокруг которого все сидят. Он шатается. Если ты подвинешься определенным образом, что-нибудь свалится. И стулья по-настоящему неудобные, и все, что они делают с этой кухней, чтобы ее улучшить, только еще ужаснее!

Поразмышляв над атмосферой той кухни, Луиза продолжала упражнение.

Луиза: Сущность и атмосфера места, где стоит тот кухонный стол. гмм. чем-то напоминает мне очень гористую часть Тасманииострова у побережья Австралии. Там полно этой острой травы…если задеваешь за нее ногами, остаются большие царапины.

Но горы потрясающие. Это холодное и красивое место… великолепноекогда я отправляюсь туда…ох, у меня внезапно вспыхнула догадка, исходящая от земли. Тасмания говорила: «Где мой народ? » Я думаю о геноциде коренного населения Тасманииих полностью истребили… (плачет, глубоко вздыхает).

Затем Луиза входит в квантовый театр, который создает и фасилитирует ее процессуальный ум, и разыгрывает роли и процесс между собой и своей мачехой.

Луиза (как мачеха): Как супруга, я должна сказать, что тоже страдаю… Я видела эту невероятную ТВ программу об эвтаназии – убийстве людей для избавления их от страданий.

Луиза (слушает и затем реагирует): Я должна преградить вам путь, мачеха! Я не хочу, чтобы вы говорили такие вещи! Нет! Только не еще один Холокост. (Затем спокойнее и более отстранившись от своего переживания процессуального ума.) Мачеха, я хочу вам помочь. Я думаю, вам нужно с кем-то поговорить. Мне кажется, вы так одиноки во всем этом переживании, я думаю, ой, как же, должно быть, тяжело вам было подумать об этом… как ужасно и как вы должны страдать. Ах! Как огорчительно… как ужасно думать так о своем муже. Действительно жестоко… смотреть эту телепередачу и думать, что в конце всего этого… смерть была бы облегчением. Мне так грустно за вас.

Луиза (как мачеха): Я чувствую, что сейчас заплачу… я не буду… да, буду… Боже, я действительно могла бы заплакать.

Луиза вышла из сцепленного процесса и сказала: «Я никогда не понимала, как невероятно одинока моя мачеха. Что за прозрение».

На этом закончился театр семейной сцепленности Луизы с нами. Он помог ей вернуться домой и завершить там ее процесс «работы с миром». Она сообщила нам, что когда она вернулась за тот кухонный стол, у нее был первый из нескольких более интимных и поддерживающих разговоров с мачехой, непохожих на все, что у них когда-либо было за 35 лет их взаимоотношений. Она также сообщила, что примерно месяц спустя ее мачеха купила новый стол – прочный деревянный стол, за которым могла более удобно сидеть вся семья.

 

Ваш дар

 

Чему мы можем научиться из-подобных переживаний, которые связывают ситуации окружающей среды, исторические противоречия, травму и возобновление отношений? Помните совет Говарда Турмана: «Не спрашивайте себя, в чем нуждается мир. Спрашивайте себя, что вас оживляет, и затем давайте это, поскольку то, в чем нуждается мир – это люди, которые ожили». Не сосредоточивайтесь только на решении проблем, сосредоточивайтесь на духе земли, который «вызывает вас к жизни». То, что вызывает вас к жизни, потенциально является вашим величайшим даром миру.

Я хочу сказать, что наша земля знает, как справляться с нашими проблемами lxxvi. Даже у самой ужасной атмосферы, даже у старого, грязного кухонного стола есть связанная с ним священная часть природы. Вспомните Тасманию. Присутствие той земли «знает», как преображать любой «кухонный стол». Самая ужасная семейная атмосфера, раздираемая конфликтами организация, самая кровопролитная война или самый экологически неблагополучный регион мира могут казаться безнадежными, только если мы игнорируем «связующий танец» (tangle-dance) земли, который выходит за пределы хорошего или плохого. Вместо того, чтобы просто подавлять проблемы или бороться с ними, идите глубже, чтобы «поддерживать и понимать» (understand) и мельчайшие и самые глобальные ситуации мира как начало истории, которую мы можем воссоздать или со-творить совместно.

Способность быть нашими локальными «я», в то же время, участвуя в нелокальном танце-связывании со всеми аспектами ситуации, привносит надежду даже там, где заранее ее почти не было. Следуйте Пачамаме, организующей нашу планету так, чтобы мы могли все вместе сидеть за этим «столом». Поначалу, вы, подобно тому мужчине из Окленда в публичной ситуации, можете чувствовать себя одинокими среди сотен других. Но вы не одиноки, когда следуете своему процессуальному уму. Ибо вы затрагиваете всех нас, напоминая, что следование земле, о которой мы забыли, воссоздает общность, которую мы всегда хотели.

 

Информация к размышлению

 

1. Даже самая худшая команда, группа или экологическая обстановка связана с важной частью земли.

2. Чтобы помогать земле, будьте ею и танцуйте-связывайте ее части.

3. Вследствие нелокальности, никто не просветляется в одиночку без присоединения всего сообщества.

 

 

Заключение

Убунту: будущее мира

 

Лучшим заключением к книге, вероятно, будет ваш собственный опыт. Загляните в Приложение II, просмотрите карту своих переживаний. Замечайте, какие места земли часто встречались в связи с вашими переживаниями процессуального ума. Напишите о природе этих мест в разделе карты, озаглавленном Страна любви, место, откуда вы родом.

Наряду с большинством людей, вы вероятно идентифицируете себя в повседневной реальности как индивидуального человека, тело, меняющееся во времени. Но с точки зрения процессуального ума, вы – поле с локальными и нелокальными связями, особое измененное состояние сознания, связанное с глубочайшим ощущением в вашем теле и наиболее предпочтительным местом на земле. Я называю это место «Страна любви» (Loveland). Это дом вашей души или духа, связанные с землей сочувственная способность и метанавык, которые могут поддерживать разнообразные сцепленные переживания. Страна любви – это то, откуда вы приходите, куда вы уходите сновидеть, это ваша способность установления взаимосвязи и сцепленности со всеми и всем. Страна любви – это основа вашего мира, вашего сообщества.

Еще раз просмотрите свои наброски и записи в разных графах вашей карты переживаний, замечая общие элементы процессуального ума, которые кажутся вам главными. Затем заполните две последние графы – сделайте набросок общей формы энергии, которую вы видите в своей карте, в графе «Рисунок Энергии Страны любви», и напишите фразу об общих идеях в графе «Резюме содержания Страны любви». Пожалуйста, не спешите, записывая свои ответы.

 

 

Подумайте о возможности «облачаться в свою природу», я имею в виду, быть ею. «Облачение в свою природу» напоминает мне о фотографии людей племени реки Омо из Эфиопии (см. фото). Их убранство представляет только одну часть их жизни, но мне кажется, что эта часть символизирует их «облачение» в процессуальные умы.

До сих пор я старался показать, что процессуальный ум занимает центральное место в психологии и духовных традициях, лежит в основе глубинной демократии в политике. Процессуальный ум – это психологический паттерн, аналогичный квантово-волновой функции в физике, определяющей сцепленность и обратимость времени. Обычно процессуальный ум представляет собой невидимое поле, которое имеет свойство двигать наши тела и организовывать наши сновидения, нашу окружающую среду и наши страны. Наш чувственный опыт тела во многих отношениях похож на стрелку компаса или маятник, движимые невидимым полем. Мы можем и иногда должны говорить «нет» этому полю, ибо мы обладаем способностью двигаться, как хотим, по крайней мере, в течение коротких периодов времени. Однако, будучи сильно утомленными, мы вынуждены снова ощущать сверхъестественную тенденцию поворачивать в том или ином направлении, не зная, что представляет собой поле. У всех нас бывают краткие вспышки восприятия процессуального ума как источника осознания и сознания, если только мы не занимаемся какой-либо формой медитации для установления контакта с этим полем. Тем не менее мы должны заключить, что это – непостижимое самоорганизующееся, самоотражающееся пространство между нами и всем сущим. В данной книге я уже говорил о том, как аборигены почитали силу этого поля, по-разному называя его «местами силы», «тотемными духами» и Сновидением.

Процессуальный ум связывает физические гипотезы «Ума Бога» со структурой переживаний бога в духовных традициях. Процессуальный ум – это попытка найти общую почву процессуально-ориентированной психологии и других психологических школ, стремящихся понять направляющий разум, стоящий, например, за нашими сновидениями. Процессуальный ум приближает психологию к земле, а нашу политику – к тяготению. Точно так же, как мы чувствуем притяжение к земле из-за смеси тяготения и психологии, точно так же, как нас тянет к определенным местам на земле, земля тоже притягивается к солнцу. Вместе с другими планетами наша Земля создает Солнечную систему. Сходным образом наша система соединяется с Млечным путем и остальной вселенной. Практический смысл всего этого состоит в том, что мы – нравится нам это или нет – находимся в сообществе со всем сущим. По меньшей мере, мы состоим в сообществе со всем остальным миром, нашей планетой… и, возможно, всей вселенной.

В попытке распространять психологию на все виды человеческой деятельности и более полно соотносить ее с вселенной, я более далеко уходил в неописуемые области опыта, чем это может быть привычным некоторым читателям. В предыдущих главах я сосредоточивался главным образом на нашей психологии, показывая, как теория поля процессуального ума организует не только быстротечные, подобные заигрываниям телесные переживания, но и взаимоотношения, небольшие группы, а также городские и мировые события. Я рад, что у идеи процессуального ума есть родственное понятие «пустого ума» в Дзэн. Вспомните аналогию сознания Дзэн у Судзуки. В темную ночь, подобную пустому уму, невидимое электрическое поле между небом и землей предшествует ударам молнии, поражающим наши чувства.

Вспышки молнии так потрясающи, что мы рискуем забыть о поле, которое им предшествовало. Сходным образом, то, что происходит в жизни, кажется таким впечатляющим, таким хорошим или плохим, что мы часто упускаем из виду тонкое процессуальное поле на заднем плане. События, которые мы видим, несомненно, важны, но важно и поле, стоящее за этими событиями. Судзуки приравнивал знание этого поля к просветлению.

 

Динамическое равновесие

 

Понимание того, что поле процессуального ума присутствует всегда, в вас и вокруг вас, ведет к полезной практике, которую можно выполнять где угодно: вспоминайте и прослеживайте тенденции своего тела и ищите лежащее за ними послание. Вспоминайте глубочайшую часть себя в своем теле и ее ассоциацию с силой места на земле. Это особое излюбленное место Страны любви представляет собой ощутимое переживание, соединяющее части и людей, которые могли казаться вам отдельными. Страна любви облегчает взаимодействия и понимает-поддерживает части не как устойчивые состояния, а как фазы самой себя. Помните, что Страна любви проявляется как атмосфера вокруг вашего собственного жизненного пространства, которое вам больше всего нравится. Просто оглянитесь вокруг там, где вы находитесь в данный момент. Найдите место, которое вам больше всего нравится. Опыт, который вы там получаете, показывает, что ваш проводник всегда рядом с вами.

 

Земля Страны любви

 

Доступ к процессуальному уму может уменьшать страх перед будущим. Ваше любимое место, Страна любви процессуального ума дает вам возможность своего рода неподвижности в движении. Если вы отождествляетесь с грузом на конце качающегося маятника на земле Страны любви, то можете чувствовать и колебаться с бесшумным действием волнистых линий поля земли. Суть в том, что поле процессуального ума позволяет вам двигаться с вещами, которые двигают вас справа или слева, с различными «сторонами» вас самих и окружающего вас мира. Процессуальный ум дает вашей жизни своего рода неподвижность посреди активного движения. Это движение отличается от обычно более жесткой позиции, занимаемой нами в отношении изменения – позиции, которая не колеблется и потому заставляет нас бояться, что мы будем застигнуты врасплох или «разбиты».

 

Симптомы

 

Когда вы утрачиваете связь с этим полем (или оно отрицает и маргинализирует само себя), жизненные невзгоды ранят вас намного сильнее! Энергии телесных симптомов выглядят так, как если бы они были не принадлежащими вам частями. Но при наличии осознания, эти энергии симптомов напоминают вам о вашей цельной самости, о вашем внутреннем разнообразии. Телесные симптомы заставляют большинство из нас нервничать, подталкивая к поиску рациональных объяснений. Однако за пределами этих рациональных подходов телесные симптомы изображают маргинализируемые энергии. С вашим процессуальным умом кажущееся противостояние между разными телесными энергиями преобразует их в танцующих партнеров. Нет ничего плохого в том, чтобы рассматривать ваше локальное тело как машину. Но тело, которое сейчас слышит эти слова или смотрит на них – не просто машина. И вы – не единственный его хозяин. На самом деле, тело, которое вы ощущаете как «свое», представляет собой неполную картину вас. Это не весь ваш телесный опыт. Не забывайте о присутствии нелокальной Страны любви вашего процессуального ума. Умываясь каждое утро, освежайте и образ своего тела, вспоминая землю, из которой вы пришли. Надевайте свою «одежду», то есть деревья и горы, ландшафт и угол улицы большого города, каковыми вы являетесь.

Отношения гипнотизируют нас, поскольку общепринятая реальность говорит нам, что они состоят из двух или более людей и/или вещей. Но это не вся правда. То представление, что отношения состоят из людей, представляет собой дуалистическое описание единого пространства между людьми. Без этого пространства двое или более из нас буквально повисают в воздухе, то есть не «укоренены» в том, что нас «поддерживает». Если имеет место конфликт, начинайте с того, что вы замечаете: будьте односторонними, начинайте сражаться. Затем «умирайте», прежде чем разразится война, чтобы вызывать к жизни танец сцепленности. Тогда имеются роли внутри и вне вас. Когда одна роль говорит: «Ты заставлял меня поступать таким образом! », другая может настаивать: «Нет, это ты заставляла меня делать то, что я делал! ». Сменяйте идентичность, становясь из части истории ее создателем – хореографом, а также одним из членов сцепленного сотворчества.

 

Бог, где ты?

 

Просматривая эту книгу, я снова с волнением вспоминал мольбу Матери Терезы: «О Боже, здесь ли ты? ». Ее призыв напомнил мне об Эйнштейне, Шрёдингере и других ученых, которые чувствовали, что их открытия еще не приблизили их к «старику». Помните слова Эйнштейна? «Квантовая механика, безусловно, впечатляет. Но внутренний голос говорит мне, что это еще не то, что есть на самом деле. Теория говорит очень много, но на самом деле ничуть не приближает нас к тайне “старика”» lxxvii.

Опасения Матери Терезы и сомневающийся «внутренний голос» Альберта Эйнштейна искали «то, что есть на самом деле». Их сомневающиеся умы ощущали, что тут должен присутствовать «старик». Но где? Надеюсь, в этой книге я показал, что поиски того «старика», «Ума Бога», нужно вести не только в повседневной реальности, но и в измененном состоянии сознания. В таком состоянии мы бываем не просто самими собой, но, скорее, чем-то вроде нашего переживания земли. Но физика почти знает об этом из своих теорий! Физики говорят о самоотражающихся волновых функциях в пространстве и о нелокальности. Ученые просто еще не понимают – а некоторые могут даже противиться такой идее – что эти функции относятся не только к математическим, но и к психологическим гиперпространствам.

В настоящее время наука и религия, как правило, соглашаются в одном: они не согласны друг с другом. Вспомните, что религия говорит о структуре гиперпространств в терминах всеведения, всемогущества, вездесущности и течения, в то время как наука ссылается на математику и нелокальность. Таким образом, мыслим ли мы в терминах структуры переживаний бога или математики, как теисты или атеисты, конфликт между наукой и религией оказывается необходимым. Подвергая сомнению друг друга, они сотрудничают в развертывающейся истории, которую я называю «сцепленным со-творчеством». Хотя сам этот процесс творения постоянен, создаваемые им истории о природе нашей вселенной, как я предполагаю, всегда будут меняться.

Нелокальность в физике и психологии указывает на причину, по которой внутренняя работа – это также и внешняя работа. Вся наша внутренняя работа – этот работа с миром, а работа с миром – это наша внутренняя работа. Ваша психология не ограничивается вашими физическими размерами; у вас не может быть личной психологии, принадлежащей только вам. Это означает, что в измененном состоянии сознания, характерном для процесса сновидения, части вселенной, точно так же, как окружающие вас люди становятся вашей семьей и вашим сообществом. То, что вы переживаете, – это часть вселенной, которая на уровне сновидения представляет собой часть вселенной, переживающую вас. Мир, в котором мы живем – это сообщество, состоящее из нелокальных энергий и жизненных форм, возникающих в разделимых, но сцепленных билокальностях и общепринятой реальности повседневной жизни.

Как ни важны диаграммы, поясняющие эту идею сообщества с помощью единых теорий поля, я поместил свои соображения относительно таких теорий в конце Приложения I.

Почему? Потому, что главная цель этой книги состоит не в теории. Теория не говорит нам о том, как жить в суматохе повседневной жизни. Теория помогает нам отвечать на вопрос, интересовавший Эйнштейна: «Я хочу знать мысли Бога… все остальное – детали». Но я бы сказал Эйнштейну: «Теории не говорят нам о том, как претворять их в практику, чтобы создавать лучший мир. «Детали», дорогой Др. Эйнштейн – это способы практиковать то, что нам известно. Нам необходимо все строгое научное знание и связанные с ним профессиональные и интеллектуальные навыки, которые у нас могут быть. Но нам нужно пробудиться. Для разрешения человеческих проблем недостаточно профессиональных навыков, недостаточно одного интеллекта. Для того, чтобы иметь дело со сложностями и разнообразиями повседневной жизни, нам также нужна эмоциональная мудрость, социальная компетенция (soft skill)».

Сделанное Эйнштейном блестящее открытие эквивалентности энергии и массы, выражающейся формулой E = mc2, помогло нам в понимании атомной энергии. Но технических приложений этой теории – умения генерировать атомную энергию – было недостаточно для того, чтобы помешать нам сбрасывать атомные бомбы. Теория в науке (подобно идее в психологии и верованию в религии) никогда не бывает полной без деталей – то есть того, как ее использовать, чтобы делать жизнь лучшей для всех.

В принципе, самый полезный человеческий социальный навык (soft skill) – это способность переживать все стороны как одинаково важные и даже являющиеся фазами друг друга. Такой социальный навык, необходимый для обеспечения наилучшего возможного будущего для этой планеты, представляет собой практика процессуального ума. Например, одна из теорий, содержащихся в данной книге, говорит, что каждый личный конфликт, конфликт взаимоотношений и конфликт в мире – это врата к бесконечному! Перед этими вратами вы найдете много бойцов, но слишком мало посредников-примирителей. Но я никогда не был бы удовлетворен этой теорией, если бы ее было невозможно применять для вашей личной внутренней работы и другой практики посредничества, которая способна преобразовывать тех бойцов в танцоров. И если имеющаяся на сегодняшний день теория еще не научила вас тому, как это делать, пожалуйста, – для меня и для всех остальных, – обновляйте идеи этой книги, чтобы они работали лучше!

 

Убунту и будущее мира

 

Меня всегда волновала Убунту – одна из самых ярких теорий и культурных этик. Эта коммунальная этика народов Центральной и Южной Африки характеризует сущность мышления с позиции сцепленности и общности. Вот как кратко описывает этику У бунту борец против апартеида и бывший президент Южной Африки Нельсон Мандела: «Я есть потому, что есть ты» lxxviii. Эта этика говорит (в терминах данной книги): «Если бы не вы, меня бы здесь не было, и если бы вас здесь не было, то не было бы и меня». Коммунальная этика Убунту лежит в основе новой южноафриканской политики «правды и примирения».

 

Убунту – мое название рисунка на ткани художника Ричарда Кимбо (купленного у него на улице Найроби в 1988 г.)

 

Дополнение Убунту идеей процессуального ума позволяет понять, что эта этика основывается на сцепленности, то есть на нелокальных призрачных (dreamlike) связях между всеми и всем в различных сообществах – в действительности, во всей вселенной. Иными словами, я есть, потому что есть вы, и все наше человеческое сообщество есть потому, что есть все другие человеческие и нечеловеческие сообщества во вселенной. На языке зулу, Убунту означает «вера в универсальные узы общности, соединяющие все человечество».lxxix

Мне представляется, что этика Убунту связана и с другими важными идеями общности, вроде «Ахимса», или ненасилия Махатмы Ганди. Показанная на иллюстрации рука с колесом на ладони символизирует джайнский обет Ахимса (слово в середине колеса). Колесо соответствует дхарма-чакре, означающей прекращение цикла перерождений посредством не-прекращающейся практики правды и ненасилия.

Судя по всему, важные концепции Убунту и Ахимса, возникают из опыта, связанного с землей. С живым театром квантовой сцепленности процессуального ума, такие симметричные заявления, как «Я есть потому, что есть ты» становятся еще более динамичными процессами отношений, в которых «я» и «ты» больше не находятся далеко друг от друга или даже в отдельных местах. Мы билокальны[38]. Чувствуя себя мудрыми вследствие резонанса процессуального ума, мы переживаем нашу удаленность, а также ощущение близости. Использование социальной компетенции процессуального будет позволять даже вашему злейшему врагу чувствовать, что его понимают. Если вы остаетесь «наполовину в Стране любви», работая с глубокими разногласиями, то можете чувствовать, что раскачиваетесь из стороны в сторону, когда то, что было «вами», становится чем-то вроде «другого». Тогда социальная компетенция процессуального ума – это своего рода песня и чувство. Это похоже на пение во время работы, на танец во время содействия разрешению мировых проблем.

 

Ахимса

 

Это напоминает мне о маршах борцов за гражданские права в США в 1960-х гг., когда сообщество афроамериканцев соучаствовало в создании нового мира. Например, они пели: «Мы победим», миролюбиво реагируя на противодействие американского большинства. Я ясно помню людей, поющих хором такую песню:

 

В глубине души

Я твердо верю

Однажды мы победим lxxx.

 

Победим что? Односторонность, разделение и подавление… по крайней мере, на какое-то время, если не навсегда. Я хочу сказать, что «в глубине души каждого» есть танец-связывание, который соединяет с виду отдельные, конфликтующие части и помогает им, так что каждый голос чувствует себя нужным для всей песни. Мы слышим процессуальный ум, убеждающий каждого принимать участие в этой песне, которую поют те немногие, кто могут казаться одинокими, но они не одиноки. На самом деле, они нелокально связаны.

 

Мы не одиноки

Мы не одиноки

Сегодня мы не одиноки

 

Хор:

 

Весь большой мир вокруг

Весь большой мир вокруг

Однажды весь большой мир вокруг…

 

В конце предыдущей главы я говорил, что когда вы начинаете «танцевать», то сперва конфликтующие стороны будут смотреть на ваш танец-связывание так, как если бы они были аудиторией, настроенной за или против происходящего. Но со временем этот танец, связывание затрагивает других. Многие захотят присоединиться, когда им напомнят об их глубочайших самостях. Вспомните мужчину, который «танцевал» в Окленде, сплачивая всех нас для совместных действий.

Помните такие истории, поскольку ежедневные новости порой могут заставлять вас чувствовать безнадежность в отношении состояния дел в мире. Помните о большей картине; вспоминайте о том, что наша человеческая раса еще очень молода. В конце концов, человечеству всего лишь около двухсот тысяч лет. Для сравнения, нашей земле около пяти миллиардов лет. В некотором смысле, мы – просто только что родившиеся крохотные младенцы. Будьте критичными, но и будьте с нами терпеливыми. Пожалуйста, помогайте напоминать нам о земле, из которой мы пришли, и подражать ей.

Индивидуальная и коммунальная этика постоянно меняется. Каждому столетию всегда будет нужна новая поликультурная этика. Сегодня нам нужно интеллектуальное и эмоциональное умение, уважающее историю и устремляющееся в будущее – такое, которое можно найти в древнейших духовных традициях и новейших передовых науках. Нам нужна этика, которая включает в себя «добродетель», но выходит за ее пределы. Процесс, который я называю «сцепленным со-творчеством», представляет собой новую этику, основывающуюся на живом опыте и земле. Она способна превращать то, что кажется столкновением между цивилизациями, в опыт сообщества, где почти каждый чувствует себя как дома и чувствует, что его слышат.

Танцуя как часть такого театра сцепленности, вы можете чувствовать, как происходят новые изменения, в саму возможность которых вы не верили. Первым изменением может быть появление едва заметной улыбки, проясняющей лицо вашего «оппонента». Его или ее что-то тронуло. Тогда, вопреки вашей воле, ваше лицо тоже может начать немного проясняться. Эти более светлые лица и есть изменение, которое было нужно. Они – вспышка молнии из темного ночного неба. Эти лица будут теми, что ведут нас в будущее мира. Тогда вы будете лучше понимать, почему я назвал эту книгу «ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ УМ: Руководство по установлению связи с Умом Бога».

 

 

Приложение I

Обновленный вариантквантового ума

 

Процессуальный ум проявляется в квантовом мире в виде того, что я назвал «квантовым умом». В моей книге «Квантовый ум и исцеление»[39]я сосредоточивался, в основном, на психологических процессах, проецирующихся на теорию и мир квантовой физики или обнаруживающихся в них. Вкратце моя идея квантового ума происходит из структур, которые я вижу в математике квантовой физики. Я назвал конъюгацию волновой функции, необходимую для создания измерения, «самоотражением». Сама физика никак не объясняет конъюгацию. В книге «Квантовый ум» я высказывал предположение, что конъюгация и отражение обусловлены аспектами квантового ума природы, врожденным «любопытством» вселенной, стремящейся познавать себя.

Квантовый ум представляет собой тенденцию материальной природы и нашу психологическую тенденцию к:

1. Самоотражению, или конъюгации волновой функции для создания «реальности» посредством «заигрываний».

2. Суперпозиции, то есть сложению всех векторов и историй (как в математике квантовой физики). В психологии эта сумма выглядит как сумма наших направлений. Результирующее направление – это наша основная природа, наш миф, направление, которое я назвал большим ^ Квантовый ум организует эту сумму направлений во времени, обеспечивая возможность свободного зигзагообразного движения, ограничиваемого лишь общим направлением или личным мифом. (Подробнее об этом говорится в моей книге «Геопсихология».)

3. Руководству нами. Дэвид Бом предполагал, что квантовая волна – это «волна-пилот» (или квантовый потенциал), который направляет частицы по их траекториям. До настоящего времени предложенная Бомом концепция ведущей волны представляет собой всего лишь одну из интерпретаций квантовой механики. Тем не менее ощущение «руководства» внутренне присуще психологии. Я высказывал предположение, что направляющую функцию квантового ума можно переживать множеством способов. В книге «Квантовый ум» я предположил, что эта направляющая природа часто переживается как движущее нами случайное или «непреднамеренное поле». При наличии осознания квантовый ум становится «интенциональным полем» или «силой безмолвия». Эта «сила» молчаливо движет вас сквозь ночь и сквозь «тьму» дня. Теперь, в данной книге этот квантовый потенциал или интенциональное поле выступает как то, что коренные народы всегда ощущали в форме связанной с землей «силы», психофизического телесного переживания, которое я называю «процессуальным умом».

4. Маргинализации частей и состояний и созданию реальности посредством «коллапсирования» себя (в математической форме волновой функции). Из физики следует, что коллапс сводит все возможности к единственному результату; например, кошка Шредингера больше не будет и мертвой, и живой, как до наблюдения. Скорее, после наблюдения она «коллапсирует» в одно или другое состояние. Однако в психологии нет никакого истинного коллапса. В реальности мы находимся здесь и сейчас, однако другие возможности по-прежнему присутствуют на заднем плане в виде призрачных заигрываний и двойных сигналов. Мы можем маргинализировать сновидение, чтобы чувствовать себя более реальными, но истина состоит в том, что мы можем быть в одном месте в одно время и одновременно в других местах и временах. Нет никакого истинного коллапса – только маргинализация сновидения. Я предполагаю, что в остальной природе дело обстоит так же. Нет никакого коллапса – только маргинализация.

5. Нелокальному связыванию частей, как мы увидели в этой книге.


Поделиться:



Популярное:

  1. I.4. СЕМЬЯ И ШКОЛА : ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
  2. II. Ассистивные устройства, созданные для лиц с нарушениями зрения
  3. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  4. III. Защита статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  5. III. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства коммерческого пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - самолет
  6. Qt-1 - сглаженный объем продаж для периода t-1.
  7. V Методика выполнения описана для позиции Учителя, так как Ученик находится в позиции наблюдателя и выполняет команды Учителя.
  8. V. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда для работников
  9. VII. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства линейного пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - вертолет
  10. VIII. Какую массу бихромата калия надо взять для приготовления 2 л 0,02 н. раствора, если он предназначен для изучения окислительных свойств этого вещества в кислой среде.
  11. XI. Вход для сопровождающих и зрителей
  12. XXXV. ДЛЯ ЧЕГО БЫЛА НАПИСАНА ЭТА КНИГА?


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.099 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь