Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Традиционное и исследовательское обучение



Приведем сравнительные черты традиционного и исследовательского обучения применительно к новым исследовательски ориентированным курсам естественнонаучных дисциплин, созданным в 60-70-е гг. (Hurd, 1970; Joyce and Weil, 1980).

Традиционное обучение:

1. Учителю следует излагать основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме.

2. Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем.

3. Естественнонаучные предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению.

4. Учебное познание должно строиться на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения.

5. Основная цель лабораторных работ - формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов.

6. Изучение материала в ходе лабораторных работ следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изученных в классе понятий и представлений.

7. Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми учащимися, которые четко придерживаются инструкций к лабораторной работе.

8. В ходе лабораторной работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый правильный результат.

9. Сущность естественнонаучных знаний следует иллюстрировать материалом об их применении в технике.

10. Для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера.

Исследовательское обучение:

1. Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не познает их в готовом виде от учителя.

2. При изучении естествознания надо создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах.

3. Знакомство с естественнонаучными представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов.

4. Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым материалом.

5. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе.

6. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке.

7. В лабораторных опытах учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты предполагать возможные результаты.

8. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.

9. Для изучения правила (или закона) учащихся следует познакомить с примерами, из которых это правило (или закон) можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем.

10. Учащиеся подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме.< ...>

Создание условий учебно-исследовательской деятельности

В учебном процессе

Для развития исследовательской, творческой познавательной деятельности учителю можно и нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса. Понятно, что рецепты здесь едва ли уместны. Однако по каким направлениям следует вести этот поиск?

В последние годы группа ученых под руководством С. Парнса предложила следующие рекомендации по созданию творческой обстановки в ходе обучения. На сегодняшний день эти рекомендации считаются общепризнанными в мировом научно-педагогическом сообществе.

- Устранять внутренние препятствия творческим проявлениям. Чтобы ученики были готовы к творческому поиску, надо помочь им обрести уверенность в своих взаимоотношениях с окружающими - соучениками, учителем. Их не должно тревожить, будут ли приняты или осмеяны их соображения. Они не должны бояться сделать ошибку.

- Уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение " показаться на поверхности"; важно вовремя зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить и использовать.

- Воздерживаться от оценок. Выше мы комментировали это правило. Благодаря ему учащиеся смогут расширить русло для потока идей, больше времени и внимания уделить свободному размышлению над проблемой.

- Показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей. Психологические исследования творческих процессов показывают, что возможности творческого поиска расширяются за счет неочевидных сопоставлений, сравнений. Образное мышление на основе метафорических сравнений многие считают " природной способностью" детей, однако и у детей эта способность нуждается в поддержке и развитии. В средней и высшей школе работа с метафорами предполагает не просто побуждение к образному мышлению, но и сочетание спонтанности в создании образов и целенаправленности в их осмыслении, включении в решение творческой задачи.

- Давать возможность умственной разминки. Поначалу сама обстановка совместного группового поиска решений может показаться непривычной, вызвать растерянность. Надо дать возможность учащимся освоиться в новой для них ситуации, например дать " разогревающие" упражнения (обычно не связанные с содержанием предстоящей деятельности).

- Поддерживать живость воображения. Это рекомендация общего плана, но ее очевидность кажущаяся. Вопреки распространенному мнению, будто фантазирование - признак незрелости мышления и уместно лишь за пределами систематического учебного процесса, необходимо поддерживать проявления фантазии, свободного воображения в учебной обстановке, так как они являются фундаментом творческого мышления.

- " Дисциплинировать" воображение, фантазию, контролировать их. Создавая обстановку внутренней свободы, учитель и ученики помнят, что после некоторого " инкубационного периода", " созревания идей" все соображения будут критически пересматриваться и часть их будет отброшена.

- Развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия всего окружающего. Эта задача может стать предметом специальной работы на занятиях по изобразительному искусству или литературе. Однако она может решаться учителями и попутно, например в специальных упражнениях на развитие наблюдательности, восприимчивости.

- Расширение фонда знаний. Объем имеющихся сведений - это база, на основе которой создаются новые идеи. Однако зависимость творческих возможностей от осведомленности, информированности неоднозначна. Усвоение информации не заменяет и само по себе не развивает умение думать.

- Помогать учащимся видеть смысл, общую направленность их творческой деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей решать творческие задачи. Без такого понимания все упражнения, стимулирующие творческую деятельность, будут восприниматься лишь как развлечение.

Едва ли стоит специально пояснять, что все перечисленные рекомендации осуществимы лишь в условиях свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии. Еще одна их черта - личностная включенность учащихся в творчество, создать которую можно лишь при соответствующей включенности самого учителя.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных

педагогических поисках. М., 1994. С.79-102.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Составьте тезисный план к статье

2. Составьте конспект статьи

3. На чем строится учебный процесс в рамках исследовательски-практической ориентации?

4. Выпишите принципы Дж. Брунера и подумайте над их применимостью к учебным предметам в нашей школе.

5. Изучите требования к содержанию и процессу нового образования, выделите наиболее существенные и актуальные.

6. Докажите или опровергните мысль о том, что проблемный подход является единственно возможным в современной школе.

7. Составьте сравнительную таблицу исследовательского и традиционного обучения.

8. Оцените рекомендации группы ученых под руководством С. Парнса по созданию творческой обстановки в ходе обучения.

9. Что общего вы увидели в статьях И.Я Лернера и М.В. Кларина?

 

 

Л.С. ВЫГОТСКИЙ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1159; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь