Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ключевые категории эстетического отражения мира



Эстетические категории, отражающие духовно-практическое освоение мира человеком, соединяют в себе со­держание категорий объективного состояния и мира субъекта социально-духовной жизни. Например, эстетический иде­ал - такая категория, в которой основательно выражена соци­альная и духовная сущность человека. Он существует как исто-


рически конкретный образ совершенной жизни, человека и природы.

Искусство, художественный образ и творчество являются категориями, отражающими мир субъекта социальной жизни в том смысле, что в них запечатлена творческая способность, т.е. совершенство человека. Они фиксируют то, что в его эстетиче­ской практике в значительной степени зависит от социальной деятельности человека и его сознания.

Предметом искусства является человек, существующий как единство его социальной и духовной жизни, конкретно выра­жающейся в его эмоциональном, интеллектуальном и физиче­ском бытии. В предмете искусства человек выступает как цело­стность, элементы которой органически взаимосвязаны. Гипер­трофирование одного из элементов этой целостности приводит к разрушению искусства, к уходу от его действительного пред­мета. В своем произведении художник должен глубоко проник­нуть в сущность искусства и неповторимо индивидуально вос­произвести предмет искусства. Социальное значение искусства в том, что оно через отражение своего предмета целостно, уни­версально воздействует на человека. В искусстве воплощены универсальность и совершенство человека, оно несет в себе вы­сокие социально-духовные ценности, создает образно-эмоциональную картину совершенного мира. Специфическая социальность искусства, определяющая его прогрессивность, есть гуманизм. Искусство существует как произведение, кото­рое структурно выражено в художественно образе.

Художественный образ - это эстетическая категория, в ко­торой отражена объективная действительность через специфи­ческие законы искусства и художественного творчества. Худо­жественный образ есть конкретно-чувственное и вместе с тем обобщенное (типизация, символ) эстетически совершенное от­ражение предмета искусства.

Художественный образ может быть предельно обобщенным (символизм), или предельно выразительным (экспрессионизм), но он должен выполнять свою функцию - раскрывать предмет искусства через правду жизни. В художественном образе во­едино слиты конкретная чувственность и глубина обобщенного знания, абстрактного мышления в своеобразной, специфиче­ской форме.

Категория художественного творчества есть категория, в ко­торой раскрывается содержание процесса создания художест­венного произведения и природа художественного субъекта. Онтология художественного творчества определяется тем, что художник находится между объективной действительностью, которую он должен познать и освоить, и художественным про­изведением, которое он должен создать. Создавая произведе-


ние, художник подчиняется определенным законам художест­венного творчества.

Словарь

Аксиология - учение о ценностях.

Идеализм нравственный - вера человека в существование в этом мире чего-то святого, непоколебимого, значимого для всех чест­ных людей. Он может выражаться либо в признании, что сущест­вует некий обязательный для всех минимум требова­ний - принципов и норм поведения, приверженность к которым позволяет человеку сохранить чувство собственного достоинства, в любых обстоятельствах остаться человеком; либо в убеждении, что человек должен служить некоторой высокой цели - например, «людям», «обществу», «культуре», подчиняя ей всю свою жизнь. Этика - философская наука, изучающая мораль и различные эти­ческие системы ее обоснования, основания этих систем и логиче­скую систему понятий, описывающих моральные феномены, кол­лизии и ситуации.

Мораль - система ценностей и императивов, ориентирующих лю­дей на духовно-возвышенный идеал человеческого единения, вы­ражающегося в примиренности, солидарности и братской (мило­сердной) любви.

Императив - требование, приказ, закон.

Гедонизм - система взглядов и образа жизни, в основании которо­го лежит представление о том, что стремление к наслаждению и отвращение от страданий является коренным смыслом человече­ских действий, реальной основой счастья.Гедонизм - этика насла­ждения.

Утилитаризм - этика пользы. Утилитаризм - этическая система, основанная на представлении о полезности как основной ценности, которая оправдывает стремление к другим ценностям как полез­ным для выживания индивида и общества.

Прагматизм - образ мысли и действий, сориентированных только на успех, на непременное осуществление предпринятого дела

Перфекционизм - этика личного совершенства.

Альтруизм - этика милосердной любви. Альтруизм - готовность бескорыстно действовать ради блага других даже в ущерб собст­венным интересам, если это велит моральный долг или сострада­ние.

Эгоизм - установка на обеспечение собственных интересов за счет пренебрежения чужими.

Эстетика - философская наука, изучающая сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к


ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И МЕСТО ЛИЧНОСТИ В МИРЕ

Понятие «общество» в материалистической концепции

.Социальный уровень организации материи может быть представлен как система, основными элементами которой явля­ется общество, деятельность и отношения. В этом случае под обществом мы будем понимать совокупность людей, связанных М£ Щу собой определёнными отношениями, складывающимися в процессе их деятельности. При таком подходе общество. представляет собой социально-исторический организм, нахо­дящийся в постоянном развитии (движении) в социальном про­странстве-времени. Способом существования социальной ма­терии (социальным движением) при таком подходе правомерно рассматривать деятельность, сущностью которой является про--щсе адаптации человека как вида к природной среде. В рамках «социального движения» ведущая роль принадлежит матери­альному производству.

Идеалистические теории общественного развития (до середины XIX века)

Наряду с этой концепцией общества имеет место альтерна­тивное представление, суть которого состоит в том, что обще­ство является суммой индивидов, каждый из которых опреде­ляет свою судьбу сам. Общество-сумма создаёт широкие пер­спективы для субъективно-идеалистических трактовок, т.е. на­поминает беспорядочное броуновское движение, в котором нет и не может быть закономерностей, законообразности. Спосо­бом существования понимаемого таким образом общества яв­ляется тотальная конкуренция.

В зависимости от того, как понимается общество, могут быть и разные концепции исторического развития.

При взгляде на общество как сумму индивидов очевидно стремление распространить на него те тенденции, которые ха­рактерны для изменений индивида. Своеобразной попыткой преодолеть в рамках данного понимания общества представле­ние о всевластии в нём волюнтаризма и произвола индивидов может рассматриваться концепция круговорота истории, вы­двинутая итальянским мыслителем Джамбатистой Вико (1668-1744). Суть концепции том, что история движется по кругу - круговорот исторических процессов напоминает круго-188


ворот воды в природе. Этапы же кругового движения анало­гичны этапам индивидуального развития - детство, зрелость, дряхлость. В соответствии с ними он называл три стадии (эпо­хи) всех наций: божественную, героическую и человеческую. Смена эпох осуществляется в силу борьбы между «отцами се­мей» и «домочадцами». Завершение цикла из трёх стадий озна­чает исчезновение наций со сцены истории.

Но Вико не смог удержаться в рамках приоритета индивида перед обществом. Более того, в полемике с Декартом он проти­вопоставлял индивидуальному общий разум. Своей концепцией круговорота он подчеркнул повторяемость исторических со­бытий, что создавало предпосылки о постановке вопроса об ис­торических закономерностях в упрощенном виде. Недостатком же концепции явилось отрицание поступательного развития общества.

Из приоритета общества перед индивидом исходила христи­анская историография. Развитие человечества не имманентно, так как является лишь воплощением воли творца. Но задан-ность (богом) развития требует рассматривать его поступа­тельным и линейным. Эти два признака создают предпосылки для понимания исторического процесса как прогрессивного. Резко ослабляет позиции этой концепции её противоречие ис­торическому материалу.

Третья идеалистическая концепция истории связана с твор­чеством Г.В.Ф. Гегеля. Он соединил линейные видения истори­ческого процесса с повторяемостью. Эту концепцию можно представить как развитие в виде спирали. Правда, в гегелев­ской философии истории развитие общества рассматривается как инобытие Абсолютной идеи, то есть неимманентно.

Теория общественно-экономических формаций К. Маркса

Единство принципов повторяемости и поступательности че­ловеческой истории присуще и теории Карла Маркса. Но они имеют не сверхъестественную (объективно-идеалистическую) природу, а вытекают из исследования реальных общественных процессов. Человек как вид, чтобы обеспечить самосохранение и функционирование, должен с необходимостью вступать в от­ношения с природой с целью присвоения её тела и энергии. Та­ким образом, материальное производство-производство усло­вий жизни и производство самого человека - является предпо­сылкой существования общества. Более того, именно изменчи­вость условий материального производства определяет его по­ступательный характер. Но поскольку при материальном про-


 


изводстве условий жизни складываются производственные от­ношения, являющиеся базисом общества, то поступательность становиться атрибутом всего общественного развития.

Однако поступательность истории не исключает в ней мо­менты повторяемости. Конкретный анализ способов производ­ства дал основание утверждать неизбежность смены общест­венно-экономических формаций, т.е. таких стадий общест­венного развития, которые основаны на господстве определён­ного способа производства. Так выдвигавшаяся буржуазными идеологами XVIII века идея исторического прогресса получила не только теоретическое обоснование, но и был указан крите­рий исторического прогресса. Им, в конечном счёте, является господствующий способ производства.

Цивилизационная концепция исторического развития

Немарксистские концепции исторического развития, разра­батывавшиеся в XX веке, как правило, принимали идею исто­рического прогресса. Не отрицали они обычно и то, что доми­нантой общественного развития являются материальные фак­торы, но усматривали их не в способе производства, а чаще всего в технике. На этом фундаменте выросли теория пяти ста­дий экономического роста американского исследователя Уолта Уитмена Ростоу (родился в 1916 г.), теория индустриального общества французского учёного Раймона Арона (1905 - 795Д), многочисленные теории конвергенции, теория по­стиндустриального общества американского учёного и полити­ка Даниела Белла и т.д.

На рубеже XX - XXI веков среди социальных философов, исходящих из познаваемости законов истории, доминируют две альтернативные концепции исторического разви­тия - формационная и цивилизационная (конвергенционная).

Идея цивилизаций как доминанты исторического процесса была выдвинута русским историком и мыслителем Николаем Яковлевичем Данилевским (1822 -1885) в его работе «Россия и Европа». Ученый отрицал общие закономерности развития об­щества, а исходил из того, что это развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально-историческими орга­низмами, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый ха­рактер. Более того, их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью. В последнее десятилетие XX века идеи Данилевского получили снова распространение в России,


они стали теоретической и идеологической базой для поиска особого «русского пути» и «русской идеи».

Роль личности в истории

Однако анализ общества невозможен без обращения к лич­ности. Под личностью обычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Её становление происходит в процессе социализации, когда идёт освоение образцов поведения, норм культуры под влияни­ем тех. социальных групп, в которых участвует данный человек. Но поскольку социальные группы являются следствием отно­шений, существующих в обществе, то личность может рассмат­риваться как продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной самостоятельностью, но и активна в своём взаимодействии с обществом. Его она осуществляет опять-таки через те социальные группы, в функционировании которых участвует. Сферами проявления активности каждой личности обычно выступают:

■ производство условий жизни, когда каждая личность стре­миться его рационализировать в своих интересах; передача социального опыта вступающему в жизнь поко­лению;

корректировка сложившихся в социальных группах (а через них и в обществе) отношений и норм, с одной стороны, с целью удовлетворения своих интересов, с другой - с целью приведения их в соответствие с общественным идеалом, присущим данной личности;

освоение духовных ценностей и их последующая' адаптация с учетом реальных условий, в которых живёт личность. Роль личности значительно возрастает на революционных этапах развития общества и нивелируется деятельностью масс на эволюционных этапах исторического процесса. Революци­онные периоды характеризуются широким движением народ­ных масс. Этот процесс носит объективный и подчас хаотич­ный характер. Роль личности при этом заключается в организа­ции и направлении данного движения.

Особую роль играют выдающиеся личности. Это те, кто наиболее полно, наиболее эффективно и продуктивно реализу­ют интересы (и технологии) больших социальных групп, кто наиболее полно воплощает в жизнь, в действительность со­зревшую для этого возможность. Выдающиеся личности прояв­ляют себя во всех сферах деятельности - от выдающихся учё­ных и общественных деятелей до выдающихся преступников. Иной смысл вкладывается в понятие «великая личность»: оно фиксирует не только её масштаб, но и содержит нравственную


и социальную оценку. У. Черчилль - безусловно выдающаяся личность. Но великая ли?

Проблеме личности уделяют большое внимание наряду с философией социология, психология, педагогика.

Словарь

Имманентный (лат. Immanens - пребывающий в чём-либо) - то, что внутренне присуще данной вещи, явлению, процессу.

Личность - индивид как субъект социальной деятельности, свой­ства которого детерминированы конкретно-историческими усло­виями жизни общества.

Общество - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жиз­недеятельности людей; определенный этап человеческой исто-рии(раннефеодальное, буржуазное, социалистическое общест-во); общность людей, связанных отношениями между ними, скла­дывающимися в процессе деятельности.

Прогресс социальный (лат. Progressus - движение впе­рёд) - поступательное движение общества от низших ступеней к высшим.

Цивилизация (лат. civilis- гражданский, воспитанный) -1. синоним культуры; 2. ступень общественного развития, сле­дующая за варварством; 3. замкнутый, относительно изолирован­ный социально-исторический организм, в основе которого лежат культурные особенности.

Вопросы для самоподготовки

1) Дайте характеристику основных трактовок социального де­
терминизма - механической, диалектической, вероятностной.

2) Как соотносятся объективное и субъективное, стихийное и
сознательное в истории?

3) Что такое фатализм и волюнтаризм?

4) Почему широко распространено мнение, что цивилизационная
и формационная концепции являются альтернативными? Воз­
можно ли иное толкование?

5) Что такое прогресс в истории?

6) Чем отличаются понятия «индивид», «индивидуальность»,
«личность»?

7) Почему чаще всего говорят о роли выдающихся личностей в
истории и не обращают внимание на роль в ней каждой лично­
сти?


Упражнения и задачи

I. На протяжении истории ученые понимали и толковали об­щество и законы его развития по-разному. Проставьте стрелки соответствия между правым и левым столбцом:

 

Теологическая систе­ма философии исто­рии основа истории-идеи, мировая история как процесс самосознания мирового духа (Г. В. Ф. Гегель)
Диалектико-материалистическая концепция истории основа истории - природа человека, который обладает побуждениями и страстями
Натуралистическая философия истории движущая сила исто­рии - трансцендентальная закономерность или судьба, которая может мыслиться в виде природы и еб закономерности, сила враждеб­ная и роковая
Роковая идеалистиче­ская философия исто­рии история-смена формаций, движущие силы истории - народные массы. В основе форма­ции - способ производства материальных благ, взаимодействие производительных сил и производственных отношений
Метафизическая кон­цепция философия истории движущая сила истории - божественное про­видение, история как борьба светского мира и царствия Божия, учение о предопределении

2. Сегодня часто звучат слова: «насилие», «пацифизм», «не­
противление».Каков их смысл?

а. пассивность, безразличие, покорность

б. стратегия политической борьбы, метод разрешения социальных
конфликтов

в. отказ от применения физической силы

г. отказ от насилия во всех обстоятельствах

д. противостояние несправедливости и ее пресечение

3. Расположите в 3 группы имена мыслителей, понимавших
исторический процесс как цикличный, линеарный, спиралевидный:
Кондосе, Маркс, Аристотель, Гегель, Тойнби, Тюрго, Энгельс, По-
либий, Платон, Конт, Ленин, Данилевский, Шпенглер, Вико.

цикличность

линеарность

спиралевидность


 



Зак.657



Темы докладов и рефератов

1) Эволюция философского понимания общественной жизни лю­
дей и её' истории.

2) Проблема источников и направлений социокультурного разви­
тия.

3) Прогресс и его критерии.

4) Насилие и ненасилие в истории.

5) Выдающиеся мыслители человечества об идеалах обществен­
ного устройства.

6) О. Конт о трёх стадиях развития человечества.

7) Концепция цикличности исторического процесса (Платон,
Аристотель, Дж. Вико, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер,

A. Тойнби).

8) Линеарная концепция истории (Тюрго, Кондорсе, Гегель,
Конт).

9) Концепция ноосферы (П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа,

B. И. Вернадский).

10) Формационная концепция К. Маркса.

11) Различные интерпретации смысла истории в современной фи­
лософии (Р. Арон, К. Ясперс, Ф. Фукуяма).

Литература

1) Барулин B.C. Социальная философия. ч.1, 2 М., 1993.

2) Вопросы философии 1994, № 5.

3) Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993.

4) Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «Российской
судьбы».

5) Межуев В.М. Культура и история. М., 1991.

6) Момджян К.Х. Социум, общество, история. М., 1994.

7) Ненасилие.Философия, этика, политика. М., \ 993.

8) Опыт ненасилия в XX столетии. М., 1996.

9) Тойнби А. Дж. Постижение в истории. М., 1991.

10) Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.


Поделиться:



Популярное:

  1. IV. ПЕРВИЧНЫЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. IV. Христианское (этическое) мировоззрение: высшее благо – в Боге; отречение от мира; цель жизни – в исполнении заповедей Божиих; добро и зло; нравственное чувство; праведники и грешники
  3. А.Каревский. Униформологический портрет адмирала А.В. Колчака.
  4. АДМИРАЛ РЕШАЕТ ТРУДНУЮ ЗАДАЧУ
  5. Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
  6. Атомные электростанции мира и России.
  7. Аудит документального отражения и учета основных средств
  8. Балансовый метод отражения информации.
  9. Библия как достояние мировой культуры и как инструмент уникального видения мира
  10. Бухгалтерский баланс, его сущность и порядок отражения в нем хозяйственных операций
  11. В случае, если будет зарегистрировано большое количество участников в категориях Ювеналы, Юниоры, организаторы оставляют за собой право РАЗДЕЛИТЬ эти категории на Ювеналы 1,2, Юниоры 1,2.
  12. В чем суть категории бытия в философии?


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1458; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь