Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Практика - основа и цель познания. Диалектика процесса познания



В конце XX века резко усилились проявления социального агностицизма. Суть утверждений состоит в том, что если в сфе­ре природы есть закономерности и они могут быть познаны, то в сфере социальной ни о каких законах речи быть не может. На Западе большой вклад в становлении этих представлений внес немецкий философ Карл Поппер. До 90-х годов в нашей стране не баловались социальным агностицизмом, а находились на прямо противоположных позициях. Однако в 90-х годах повет­рие агностицизма стало очень распространенным. Причина на поверхности. Если утратили господствующее положение те


концепции, которые исходили из познаваемости общества, то делается самый легкий и простой альтернативный вывод: зна­чит, общество не познаваемо, значит, закономерностей нет.

Сторонники познаваемости мира в своей аргументации большое место отводят практике.

Практика является источником познания. Мы и индиви­дуально, и социально можем узнать только о том, что включено в нашу практику. На уровне индивидуальном это вообще по­нять легко: все, с чем мы не сталкиваемся, в том числе в про­цессе обучения, мы не знаем. Но и на общественном уровне си­туация та же самая, хотя общественная практика несомненно шире индивидуальной. Чтобы поставить какую-то познаватель­ную задачу, мы должны столкнуться с реальной проблемой в практике, поэтому она - источник всех познавательных процес­сов, источник познания.

Практика - это цель познания. Действительно, все что мы познаем, по крайней мере на общественном уровне, существует для того, чтобы где-то как-то было применено в практике. Только здесь одна деталь - не надо представлять дело так, что этот тезис справедлив за пределами общественного познания. На индивидуальном уровне все сложнее: у исследователя могут быть чисто познавательные мотивы, не сориентированные на практику (Г. Герц умер уверенный, что открытые им электро­магнитные колебания не найдут практического применения).

Практика - критерий познания. Не важно, идет ли речь о познании теоретическом или эмпирическом, об обыденном сознании или о сознании научном. Познающий субъект всегда исходит из того, что жизнь покажет, прав он или нет. То есть, нет большего арбитра, чем практика.

Практика не является чем-то застывшим. Она находится в движении, и движение практики является стимулом развития познания. В ходе предметно-практической деятельности чело­век вступает во все новые и новые отношения, попадает в си­туации, которые ему не известны. Значит, развитие практики и является стимулом развития познания. Но чтобы устано­вить зависимость, закономерности, сущности некоторых явле­ний, исследователь должен их состыковать с теми знаниями, которые получены прежде. В одних случаях это удается легко, а в других приводит к пересмотру прежних представлений в той или иной сфере знаний.

Теория истины

В теории познания вторым после практики ключевым поня­тием является понятие истины. Строго говоря, познанным для субъекта является только тот объект, в отношении которого он 170


может сказать, что он владеет истиной. Истина - это такое от­ражение объективной действительности в сознании человека, когда эта действительность отражается такой, какой она суще­ствует независимо от человека. Следовательно, содержание истины всегда объективно, потому что оно не зависит от по­знающего субъекта, а зависит от содержания объекта, который познается.

Есть ли субъективное в истине? Конечно! Оно прежде всего в форме ее выражения. Вы можете одно и то же положение вы­разить и строго математически, и в стихах, на языке и кванто­вой механики, и классической. Один и тот же процесс можно выразить с помощью и алгебраической системы, и геометриче­ской. В этом смысле истина субъективна. Но в любом случае как бы ее ни выражать, содержание ее зависит от содержания того объекта, о котором вы высказываетесь.

С этой точки зрения понятие истина отличается от понятия правда. В обиходе правду часто отождествляют с истиной. В этом есть резон. Но в обиходе же и существует формула: сколь­ко людей, столько и правд. Эта формула слишком вульгарна, но правда в отличии от истины несет в себе в своем содержании печать субъекта. Блестяще это выразил советский писатель В. Тендряков. Участвуя в дискуссии по проблемам гносеологии в журнале «Вопросы философии» он привел пример: когда подросток в лесу увидел волка и, рассказывая об этой встречи, говорит: «А у него глаза-то с тарелку», - то говорит правду, но не истину. Глаза у волка, естественно, не с тарелку. И это исти­на. С этой точки зрения в высказывании мальчика содержится не истина, но правда. Потому что мальчишке волчьи глаза по­казались именно такими: у страха глаза велики. Если истина по содержанию всегда объективна, то содержание правды можно рассматривать как содержащую элемент субъективного виде­ния истину.

Истина не представляет собой нечто готовое, она - процесс: истина является результатом познавательных актов, и если по­знавание движется, то и истина должна быть в развитии. В этом процессе мы все время будем сталкиваться с тем, что содержа­ние истины окажется подвижным. Изменчивость, подвижность истины связана с тем, что практика представляет собой един­ство абсолютного и относительного. Она абсолютна: ничего, кроме практики, не может быть ни источником познания, ни целью познания, ни критерием познания. В то же время прак­тика относительна. Она в каждый данный момент ограничена в своих возможностях. Истина, то есть то, что можно в процессе познания установить об объекте, будет тоже ограничена. Это дает возможность говорить о том, что истина является относи­тельной по отношению.к бесконечному процессу познания.


Абсолютной является только та истина, содержание которой не может быть пересмотрено в процессе познания. Процесс позна­ния - это накопление и обогащение относительных истин, при­ближение к абсолютной истине.

Истина всегда конкретна. Это предполагает точный учет условий, в которых находится объект познания.

Словарь

Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о действи­тельности, которое выступает лишь как цель научного познания. К абсолютным истинам относятся сведения, которые правильно от­ражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки, а также твердо установленные частные факты и знания о свершившихся событи­ях.

Агностицизм (греч. agnostos - непознаваемый) - учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей., не может иметь достоверное знание о них.

Вещь в себе - в философии И. Канта сущность предмета, которая не может быть познана.

Вещь для нас - в философии И. Канта явление, которое воспри­нимает человек и которое может быть им познано.

Истина (объективная истина) - адекватное отражение объекта по­знающим субъектом, знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта.

Относительная истина - неполнота знаний, их незавершенность, знания, содержание которых может быть уточнено или пересмот­рено дальнейшим развитием науки.

Познание - общественно-исторический процесс человеческой дея­тельности, который направлен на отражение объективной действи­тельности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближе­ние мышления к объекту» (В.И. Ленин).

Практика (греч. praktikos - деятельный) - сторона предметной деятельности, характеризующаяся изменением и преобразованием природы и общества.

Скептицизм (греч. skeptikos - рассматривающий, критикую­щий) - философская концепция, высказывающая сомнение в воз­можности достижения объективной истины.


 


Вопросы для самоподготовки

1) Преемственность в развитии научного знания и научные рево­
люции

2) Соотношение чувственного, эмпирического и рационального.
Теоретическое в научном познании.

3) Законы науки, способы их открытия и обоснования.

4) Знание и вера.

5) Характеристика познавательных способностей человека.

6) Специфика познавательной деятельности.

7) Созерцательная и деятельная концепции познавательного от­
ношения к действительности.

8) Дискуссия о познаваемости мира в истории философии и сего­
дня.

9) Объективные и субъективные условия познания.

10) Что такое истина? Критерий истины.

11) В чем различие между заблуждением и ложью?

12) О соотношении монизма и плюрализма.

13) Истина и польза.

14) Научная деятельность и ее роль в жизни общества.

15) Формы научного познания.

16) Место творчества в научном познании.

Упражнения и задачи

1. Какой -смысл вложен в слова Гете: «Глаз обязан бытием
своим солнцу? » и академика СИ. Вавилова: «Глаз нельзя понять,
не зная Солнце». (С И. Вавилов. Глаз и солнце. М., 1956, с. 127.)
Есть ли здесь противоречие?

2. Правильно ли утверждать, что мышление является про­
стым суммированием чувственных восприятий? А что представ­
ляет собой мышление, какова его роль в постижении истины?

3. Каково соотношение понятий: истина, ошибка, ложь;
представление, воображение и фантазия? Закономерны ли за­
блуждения в процессе познания? Определите эти закономерно­
сти, исходя из диалектики процесса познания.

4. Что означает термин «гипотеза»? Какое важнейшее усло­
вие необходимо для того. Чтобы гипотеза превратилась в науч­
ную теорию? Обладает ли аналогия доказательной силой и какова
ее связь с гипотезой?

5. Возможно ли творчество без вдохновения? В связи с этим
примечательны рассуждения итальянского ученого и философа
Дж. Кардано: «Вдохновение - редкая птица, которая никогда не
могла удовлетворить ничьим требованиям, Случай, особенно за­
ранее предвиденный, может быть благоприятным, но он далеко
не всегда может представляться.» (Дж. Кардано. О моей жизни.
М., 1938, с.268).


НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА И

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ЧЕЛОВЕКА


Поделиться:



Популярное:

  1. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  2. I. Основания и фундаменты зданий и сооружений
  3. I. СИСТЕТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ
  4. IDEF1X - методология моделирования данных, основанная на семантике, т.е. на трактовке данных в контексте их взаимосвязи с другими данными.
  5. III. Судебная и иная юридическая практика
  6. III.5. Анализ урока с учетом закономерностей процесса мышления
  7. IV. Христианское (этическое) мировоззрение: высшее благо – в Боге; отречение от мира; цель жизни – в исполнении заповедей Божиих; добро и зло; нравственное чувство; праведники и грешники
  8. MODULE 1 - Теория и практика
  9. V этап. Сестринский анализ эффективности проводимого сестринского процесса.
  10. V) Построение переходного процесса исходной замкнутой системы и определение ее прямых показателей качества
  11. Автоматическое регулирование процесса
  12. Автоматическое регулирование процесса сварки электронным лучом


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1203; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь