Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие, структура, типы, принцип деятельности



«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфически человеческая форма ак­тивного отношения к окружающему миру, содержание которой


составляет его целесообразное изменение и преобразование ». /Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.151/

Проблема деятельности обрела свою актуальность в фило­софии Нового времени в связи с потребностями развивающего­ся производства, буржуазными революциями, социальными из­менениями. На арену истории выходит деятельный человек, стремящийся к познанию законов природы, преобразованию ее, созданию новых средств производства, к социальным переуст­ройствам. Звучат девизы: «Знание - сила! », «Человеческое мо­гущество в том, чтобы производить» 1Ф. Бэкон, 1561 -16261. Общий смысл философии XYII в. заключается в том, что толь­ко активный, т. е. познающий, владеющий методом, деятель­ный человек может господствовать над силами природы. /Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Р. Декарт/.

Из всех представителей немецкой классической философии Г. В. Ф. Гегель /1770 -1831/, пожалуй, ближе всех подошел к пониманию подлинной природы деятельности. Деятельность он рассматривает как развивающийся, диалектический процесс по­знания предметного мира, /опредмечивание знания/, как прак­тическую деятельность, связанную с созданием человеком жиз­ненно важных условий и как историческую деятельность: об­щественно-исторические процессы, развитие культуры. Но Г. В. Ф. Гегель, объективный идеалист, считал, что весь при­родный мир и человеческие отношения есть продукт абстракт­ного духа, а-значит деятельность и ее продукты по существу есть «мысленные сущности», есть порождение этого духа.

Понятие деятельности является основополагающим в мате­риалистической теории общественного развития, созданной К. Марксом /1818 -1883/ и Ф. Энгельсом /1820 -1895/.

Деятельностью, связанной с производством необходимых жизненных средств, объясняется отличие человека от живот­ных. Способ деятельности - способ производства - становится основой жизнедеятельности человека, образом его жизни. Жиз­недеятельность человека, в отличие от жизнедеятельности жи­вотного, приобретает сознательный характер. Материально-производственная деятельность людей порождает новые виды деятельности - социальную, политическую, духовную и соот­ветствующие им сферы общества. Она является причиной обра­зования общества как целостности, единой системы, она же яв­ляется исходной причиной его развития, перехода на новые ступени развития. Деятельность лежит в основе исторического процесса.

Деятельность имеет двойственную природу: она направлена на «обработку природы людьми» и изменение самого человека. На основе деятельности сформируются отношения людей к природе и между собой. В деятельности человек становится


сознательным, активным, познающим и создающим предмет­ный мир и тем самым удваивающим природу и совершенст­вующим себя существом, субъектом.

Но в марксистской теории деятельности в стороне осталась проблема исследования собственного механизма деятельности как высшей формы эволюционной активности. Этой проблемой сегодня занимаются современная психология и физиология, теория творчества, информации, теория систем, синергетика и т.д. Проблема деятельности нашла отражение в «философии жизни» экзистенциализме, неокантианстве, феноменологии и др., но в ином, чем в постановленном в марксистской филосо­фии, аспекте.

В чем же сущность деятельности? Из определения видно,

что:

1) деятельность - это прежде всего целесообразная активность;

2) деятельность - это новый, преобразующий природу и соз­
дающий новую природу тип активности;

3) предметом деятельности является мир, в который входит и
сам человек.

Предпосылкой и условием возникновения деятельности яв­ляется:

1) Движение, изменение, развитие, диалектика материального
мира.

2) Неразрывная связь, взаимообусловленность активности
/эволюции мира/ и системной организации.

3) Усложнение форм и уровней материальных систем и форм и
способов их активности.

4) Непосредственной предпосылкой возникновения деятельно­
сти является биологическая организация природы, рефлек-
торно-приспособительное поведение животных, психиче­
ское отражение.

Причины возникновения, и развития деятельности:

1) Материально-практическке взаимодействие человека с при­
родой.

2) Возникновение и развитие сознания и познавательных спо­
собностей человека, их неразрывная связь с деятельностью.

3) Развитие активного, преобразовательного / в отличие от
приспособительного/ отношения человека к природе.

4) Возникновение и развитие системы производства, экономи­
ческих и общественно-исторических отношений.

5) Создание материальной и духовной культуры, качественно
новых, внеприродных форм бытия.

6) Усвоение культурно-исторического опыта человечества.

7) Создание социальных институтов образования и
'воспитания, стимулирующих творчески-активную, преобра­
зовательную деятельность.


Возникновение деятельности связано с выходом человека из природы и возникновением человеческого общества. Но дея­тельность как активность имеет двойственную природу: с од­ной стороны, деятельность есть высшая форма универсальной активности, а значит, процесс, подчиняющийся универсальным принципам организации и законам эволюции мира. В соответ­ствии с принципами диалектики деятельность есть взаимодей­ствие, связь, органически включающаяся в единую материаль­ную организацию мира.

С другой стороны, деятельность возникла и развивается как специфически социальная активность и осуществляется в соот­ветствии с действием общественно-исторических законов, ко­торые по существу являются конкретной формой проявления универсальных законов. Но особенностью человеческой дея­тельности является тот факт, что она сама является основанием возникновения и действия социальных законов, как и всей со­циально организованной формы материального мира.

Отсюда возникает проблема соотношения свободы деятель­ности человека и необходимой обусловленности ее законами, Волюнтаризм утверждает, что первичной, универсальной дви­жущей силой мирового процесса является мировая /А. Шопен­гауэр, 1788-1860/ или свободная индивидуальная /Ф. Ницше, 1844-19001 воля. Фатализм полагает, что деятельность чело­века не решает проблем, так как поступки, действия, жизнь че­ловека и весь мировой процесс предопределены роком, судь­бой, высшей божественной волей.

Но возникновение человека как высшей формы живой орга­низации осуществляется в самоорганизующейся системе мира сообразно с действующими законами. Законы не стоят над сис­темой как внешняя независимая сила, а являются причиной, сущностью, стратегией развития самой системы, В закономер­ном процессе эволюции мира и его активности деятельность как высшая форма активности становится объективным зако­номерным прогрессом.

Как закономерный и естественно упорядоченный процесс

деятельность имеет структуру:

1. Деятельность всегда осуществляется в системе взаи­модействия субъекта деятельности и объекта.

Субъект - личность, социальные группы, общество, осуще­ствляющие познавательную и практическую деятельность в со­ответствии с необходимостью, потребностями, целью. Субъ­ект - носитель деятельности. Объект - предмет направленности человеческой деятельности, то, на что направлена деятель­ность. В качестве объекта могут выступать мир в целом, приро­да, конкретные предметы, процессы, теоретические модели, сам человек. Объект является источником познавательной и прак-


тической деятельности. По мере освоения объекта деятельность носит в определенной степени репродуктивный характер. По мере развития познавательных способностей и усложнения форм деятельность принимает творчески-созидательный харак­тер, результатом такой деятельности является созданием чело­веком новых объектов. Именно созидательная деятельность лежит в основе материального и духовного прогресса, в основе развития культуры.

2. В системе объект - субъектных отношении деятель­
ность проявляется как связь, взаимодействие.
В этом взаи­
модействии реализуются вещественно-энергетические и ин­
формационные связи, но в отличие от проявления этих связей
на уровне живой и неживой' природы в человеческой деятель­
ности эти связи приобретают социальное, общественно-
историческое содержание. Человек использует природу как ес­
тественную среду обитания, создает орудия труда, продукты
производства, которые удовлетворяют его материальные по­
требности, увеличивают его физические возможности / техни­
ка, транспортные средства, космические аппараты/. В то же
время он совершает научные открытия, создает художествен­
ные произведения, передает духовное наследие от поколения к
поколению, создает духовную, информационную среду, кото­
рая, в свою очередь, не только обогащает культуру человечест­
ва, но и формирует интеллектуальный потенциал личности,
раздвигает горизонт его творческих возможностей.

3. По этому содержательному признаку следует различать
типы, формы и виды деятельности.

Типы деятельности: материальная и духовная.

Материальная деятельность - предметно-практическая деятельность, направленная на производство материальных ценностей. Этот вид деятельности связан с созданием средств, продуктов производства, обеспечивающих жизнедеятельность общества.

В процессе материальной производственной деятельности возникают общественные (экономические, социальные, поли­тические, идеологические) отношения как основа коммуника­тивной деятельности людей.

Духовная деятельность связана с производством духовной сферы бытия, эту деятельность называют духовным производ­ством /наука, искусство, религия.../ Причиной возникновения и развития духовной деятельности является материально-производственная деятельность, общественно-историческая практика. Продуктом и в то же время процессом духовной дея­тельности является духовная культура - система духовных цен­ностей, интеллектуальное, эстетическое творчество, религиоз­ная деятельность. 148


Особое место среди видов духовной деятельности ( идеоло­гической, нравственной, эстетической, религиозной) занимает интеллектуальная деятельность. Высшим качественным уров­нем интеллектуальной и всей духовной деятельности является творчество.

Особую роль в развитии и реализации деятельности как ак­тивного отношения человека к миру играет система мотива­ций: потребности, интерес, воля, цель. Эти внутренние, пси­хологические элементы в структуре деятельности называют по­будительными силами деятельности как активности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь