Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Деятельная сущность человека



Деятельность не только позволяет человеку быть относи­тельно самостоятельным по отношению к природе, формирует новую, социальную среду его обитания, но и изменяет его са­мого. Биологическая программа активности человека как био­логического вида отступает на второй план /но не теряет своей актуальности/ перед формирующейся и усложняющейся дея­тельностью. Для него прекращается борьба за выживаемость вида на биологическом уровне биологическими способами. Проблему выживаемости решает не мускульная сила, а способ­ность к разумной деятельности. Изменяется содержание конку­ренции, она теряет характер естественного отбора. Экономиче­ская, социально-политическая деятельность, духовная культура становятся мерой человеческого существования.

В деятельности человек познает, оценивает, планирует, про­гнозирует, создает материальные ценности, которые, в свою очередь, способствуют развитию его умственных и физических способностей, увеличивают потенциал его творческих возмож­ностей. Создание искусственного интеллекта удваивает эти возможности. В продуктах, результатах деятельности человек воплощает и раскрывает свои сущностные силы, свои возмож­ности /отсюда актуальность проблемы самоутверждения в на­учном, эстетическом творчестве, производительном труде/, в целенаправленной деятельности происходит формирование, со­вершенствование самих сущностных сил человека. В науке этот процесс называется опредмечиванием и распредмечивани­ем этих сил.

Своей деятельностью человек не только изменяет природу, но и создает вторую природу - оптимальную среду своего су­ществования и развития. Чем сложнее формы, виды, способы деятельности, тем совершеннее / в историческом плане / эта среда и тем совершеннее сам человек как субъект и объект че­ловеческих отношений.


На основе и в процессе деятельности формируется новая система организации мира /общество/, качественно иной способ формирования эволюционных программ /социальной/, и новое содержание их: цель этих программ - человек в его социаль­но - деятельностной сущности, как субъект труда, социальных отношений, духовной культуры, качественно новых, творче­ских форм универсальной активности.

Деятельность человека и прогресс общества

Общечеловеческая деятельность является источником обще­ственного прогресса. Критерием прогресса принято считать развитие производственных сил. И это справедливо, объек­тивно, потому что от уровня развития производительных сил зависит благополучие общества. Но в своей стратегической на­правленности деятельность ориентируется не на создание средств /это необходимый фактор/, а на самого человека, его творческие способности, здоровье, способность самореализа­ции, духовность, нравственность, социальную свободу и досто­инство.

Отсюда актуальной становится проблема деятельности как средства развития и достижения общественного прогресса, высшего уровня цивилизации. Наибольшую актуальность при­обретают следующие аспекты деятельности:

■ интеллектуализация всех форм деятельности, когда науч­
ная, творческая деятельность становятся ведущим факто­
ром материального и духовного производства;

■ формирование и развитие высшей ценности человечест­
ва - личности;

■ бережное сохранение тех природных условий жизни, кото­
рые вовлекаются в человеческую деятельность.

В этих условиях деятельность из средства присвоения, обо­гащения, отчуждения превратиться в способ самореализации человека, его высших, творческих способностей, нравственно-ценностных принципов, гармонически сочетающихся потреб­ностей.

Вывод: Деятельность - развивающийся процесс, высшая форма универсальной активности, способ жизнедеятельно­сти человека, его совершенствования, причина и способ становления и развития социально-организованной систе­мы, основание единства материальной и духовной сфер бы­тия.


Словарь

Волюнтаризм - направление, признающее волю первоосновой бы­тия.

Воля - Способность к реализации усилий, деятельности, направле­нию на достижение цели, это также способность к достижению це­ли, реализованная в деятельности. Воля, в отличие от импульсив­ных побуждений, помогает осознанию человеком цели деятельно­сти, осмысленному выбору путей и средств достижения цели и предвидению последствий своих действии.

Деятельность - «специфически человеческая форма активного от­ношение к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование « /ФЭС, М., 1983, с.151/

Интерес - избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятель­ность, подкрепленное положительным эмоциональным настроем.

Объект - предмет направленности человеческой деятельности, то, на что направлена деятельность.

Потребность - нужда в чем либо, социально обусловленная, осоз­нанная необходимость духовной и практической деятельности че­ловека.

Субъект - личность, социальные группы, общество, осуществ­ляющие духовную и практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью.

Творчество - интеллектуально - эмоциональная деятельность че­ловека, связанная с созданием качественно нового и реализующая себя во всех видах духовной и практической деятельности. Фатализм - признание предопределенности мирового процесса, жизни, действий человека роком, судьбой.

Цель деятельности - объект, содержание, мотив направленности потребности, интересов, волевых усилий человека. Понятие цели составляет основу принципа целесообразности, отражающего про­цесс эволюционной активности систем.

Целесообразность - «сообразность с целью», организация и ак­тивность системы, оптимально соответствующая сохранению этой системы, ее адаптации к внешней среде и сохранению того вида природных образований, к которым принадлежит эта система.

Целеполагание - постановка цели, планирование в соответствии с ней деятельности, прогнозирование ее результата, выбор соответ­ствующих форм и видов деятельности, направленных на достиже­ние цели.

Результат - достижение поставленных целей. В достижении ре­зультата немаловажную роль играет выбор средств. Этот выбор


5) Деятельность как способ реализации сущностных сил челове­
ка.

6) Творческий характер деятельности.

7) Деятельность как причинное основание, условия и способ
формирования общественных законов.

8) Человеческая деятельность и естественно - исторический про­
цесс.

9) Деятельностные основания материального и духовного един­
ства.

10) Объективные условия и субъективный фактор деятельности.

11) Мотивы деятельности. Интерес и потребность.

12) Свобода выбора в деятельности.

13) Волевое начало деятельности.

14) Деятельностный характер познания.

15) Проектирование деятельности.

16) Регламентация, регулирования и управление деятельности.

17) Историческая деятельность.

18) Научная деятельность.

19) Экологическая деятельность.

20) Эстетическая деятельность.

21) Ценностные основания деятельности.

Литература

1) Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский
принцип. /Проблема человека в современной философии.
М, 1969.

2) Ващекин Н.П. Научно-информационная деятельность. Фило-
софско-методологические проблемы. М., 1984.

3) Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990.

4) Каган М.С. Философская теория ценностей. М., 1997.

5) Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

6) Кант И. Критика чистого разума. Соч. М., 1963, т.З.

7) Коршунов A.M. Познание и деятельность. М., 1984.

8) Леонтьев А.П. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

9) Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Соч., т.З.

10) Пигров К.С. Научно-техническое творчество. Социально-
философские проблемы. МГУ, 1979.

11) Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1997.

12) Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат».
М., 1968.

13) Федоров Н. Философия Общего Дела. Соч., М., 1983.

14) Философские проблемы деятельности, /материалы «Круглого
стола»/. // Вопросы философии, 1985, № 2, 3, 5.

15) Фихте И. Г. Наукоучение. М.

16) Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

17) Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М., 1984.

18) Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.
М., 1978.


СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗУМНОСТИ И ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Понятие культуры. Человек как субъект и продукт культуры

Как известно, человек - единственное существо на Земле, которое не приспосабливается к среде, а изменяет её.

Внебиологические формы закрепления программ человече­ского поведения могут быть названы культурой, хотя они и не исчерпывают всего богатства этого сложного феномена: ведь существует около четырёхсот определений культуры. Но в пер­вом приближении культура - это действительно то, что в при­роде отсутствует, но по степени важности для человека может быть названо «второй природой». Правомерно рассматривать культуру как совокупность специфически человеческих спосо­бов деятельности.

Другим важным определением культуры может быть при­знано то, в котором она рассматривается как совокупность цен­ностей. Несмотря на некоторую ограниченность, в нем фикси­руется существующая иерархия ценностей, выступающая про­явлением разумности человека. И разумность челове­ка - продукт его деятельности, а не что-то врождённое, как счи­тают очень многие, в том числе и сами деятели культуры.

Что касается разумности, то её часто путают с рассудочно­стью.

R действительности рассудок и разум - это два уровня мыс­лительной деятельности. Если разум ставит цели познания и деятельности, то рассудок находит способы и средства их реа­лизации. Первый отвечает на вопрос: «Во имя чего? », тогда как второй - на вопрос: «Как? ». Очевидно, что первый вопрос мо­жет ставить только человек. Рассудочная же деятельность мо­жет быть присуща и некоторым животным.

Понятие духовности и проблема идеального

Однако самой сложной для понимания является категория духовности. Обычно понятие «дух» ассоциируют либо с рели­гией, либо с идеалистической философией. На самом деле можно признавать существование в мире духа и быть материа­листом. Просто для материалиста дух - свойство самой суб­станции, неотделимое от нее, а для идеалиста - дух существует до, вне и помимо материи. Поэтому подлинная духовность - не


отрицание материального, а подчинение его духовному на уровне потребностей.

Процесс формирования духовности как неотъемлемой ха­рактеристики подлинного человека тесно связан с проблемой идеального. Недостаточно признать существование в мире иде­ального, самое главное - его реализовать. Ведь будучи потенци­ей мира, идеальное осуществляется исключительно через дея­тельность. Человеческая деятельность осуществляется через опредмечивание и распредмечивание культуры. Приобщаясь к социально-культурному опыту, человек занимается распред­мечиванием, т.е., переводом свойств культурного продукта во внутреннюю сферу человека, в его способности, умения и на­выки. Обратный процесс перевода способностей и умений во внешний план, в создание новых предметов культуры называ­ется опредмечиванием.

Правда, в антагонистических обществах процесс опредме­чивания и распредмечивания приобретает отчуждённую фор­му. Применительно к процессу опредмечивания отчуждение проявляется в том, что человеческая деятельность и её резуль­тат превращается в самостоятельную, господствующую над ним и враждебную ему силу. Применительно к процессу рас­предмечивания отчуждение проявляется в том, что человече­ские способности кажутся навечно закреплёнными за опреде­лённым классом (господствующим), который всего-навсего узурпировал право на развитие способностей. На самом деле истоки отчуждения - в относительной обособленности индиви­дов в процессе производства, в антагонистическом разделении труда, основанном на частной собственности. Отчуждение в экономической сфере порождает отчуждение в социальной и духовной сферах.

Поэтому сущность подлинного гуманизма - признание че­ловека высшей ценностью культуры или, другими словами, обеспечение ему условий для беспрепятственного развития своих способностей, «безотносительно к какому бы то ни было масштабу» (К. Маркс). Но для этого необходимо создать соци­альные предпосылки, при которых все члены общества имели бы равный доступ к культуре.

Следует заметить, что не только принципиально неверно, но и социально опасно сводить культуру к цивилизации. Под ци­вилизацией обычно понимают либо материальную форму бы­тия культуры, либо всё созданное человечеством за период его существования. И хотя не бывает абсолютно некультурной ци­вилизации или абсолютно нецивилизованной культуры, тем не менее в понятии цивилизации подчёркивается, что главным яв­ляется вещное богатство; а в культуре - человеческое, духов­ное.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2395; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь