Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Специфика адаптации человека к природе и сознание



Но качественно новый способ адаптации требует и соответ­ствующего качественно нового способа отражения как адапти­руемой к человеческим потребностям среды, так и адаптирую­щей деятельности. Психика как форма отражения, присущая высокоорганизованным животным, оказывается уже не в со­стоянии обеспечить специфическую адаптацию человека к сре­де. Итак, можно сделать вывод, что условием, при котором психика животных превращается в сознание, является труд.

Сознание можно определить как специфически человече­ский способ (форма) отражения, который обеспечивает особый, человеческий, способ адаптации к среде путем изменения не внутреннего строения человека, а окружающей среды.


Новый способ адаптации потребовал формирования устой­чивых общностей людей (существование стадной организации приматов - предков человека облегчало переход к групповому характеру человеческой деятельности), постоянной координа­ции действий входящих в общность индивидов в процессе соз­дания ими условии своего существования. Постоянное, устой­чивое общение между индивидами становится одним из усло­вий специфически человеческой адаптации. «Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу» (Ф- Энгельс). Средст­вом удовлетворения этой потребности явился язык.

Формирование языка внесло существенные изменения в от­ражательную деятельность человека. Он как бы оторвался от конкретной ситуации, сумел обнаружить повторяемость ситуа­ции, мир перестал для него быть нагромождением единичных предметов и явлений. Язык позволил человеку перейти к широ­ким обобщениям, что безусловно способствовало развитию ка­чественно нового уровня отражения, т.е. сознания.

Сознание, будучи связанным с трудом и с возникшим на его основе обществом, является необходимой стороной социально­го уровня организации материи. Специфика здесь состоит в том, что носителями сознания выступают отдельные индивиды, но они-то, будучи в процессе своей деятельности связанными многочисленными отношениями друг с другом, и составляют общество. Поэтому наряду с индивидуальным сознанием пра­вомерно говорить о групповом (в том числе классовом) и обще­ственном сознании.

Материальное и идеальное

Сознание представляет собой одновременно и процесс от­ражения действительности, и продукт этого отраже­ния - знание. Более того, понимание происходящего в окру­жающей действительности выступает прежде всего в виде зна­ний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того, знания обеспечивают возможность опережающего отражения действительности, что создает возможность для це-леполагания, представляющего собой одно из качественных отличий сознания от других форм общения. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале 116


этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеаль-

но».(К. Маркс)

Будучи отражением мира, сознание имеет творческий харак­тер, активно воздействует на окружающий мир; -преобразует его в соответствии с потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя этого сознания и его самосознания.

Итак, говоря о сознании, можно отметить следующие его

характеристики:

1) это отражение действительности;

2) материальным субстратом сознания выступает человече­
ский мозг;

3) сознание реализуется в форме знаний;

4) оно характеризуется целеполаганием;

5) сознание не только отражает объективный мир, но и тво­
рит его;

6) оно является продуктом и предпосылкой специфически
человеческой адаптации к окружающей среде.

Сознание вторично по отношению к материи. Появляясь на особой стадии развития материи, будучи связанным с осо­бым способом её организации, сознание оказывается неразрыв­но связанным с материей, не может существовать без неё.

Идеальность сознания выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нём предметов действительности, ни свойствами нервных физиоло­гических процессов, благодаря которым эти образы возникли. В них не существует ни грана вещества, характерного для окру­жающей действительности и для мозга. Они лишены веса, про­странственных характеристик и других физических свойств.

Словарь

Адаптация (от поздн. лат. adaptatio - приспособление) - вид взаи­модействия личности или социальной группы со средой. Биологи­ческая адаптация характеризуется приспособлением строения и функций организмов к условиям существования и привыкания к ним. Социальная адаптация отличается тем, что человек как вид не меняет своё строение и функции, а видоизменяет среду. Идеальное - субъективный образ объективного мира, который возникает в целесообразной деятельности человека и является од­ним из её моментов; «идеальное есть не что иное, как материаль­ное, пересаженное в голову и преобразованное в ней» (К. Маркс) Отражение - всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных измене­ний воспроизводить особенности взаимодействующих с ними тел.


Психика (греч. psyche - душа) - свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объек­тивной реальности.

Раздражимость - форма отражения организмов, не имеющих нервной системы.

Язык - система знаков, служащая средством человеческого обще­ния, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности, он является специфически социальным средством хранения и пе­редачи информации, а также управления человеческим поведени­ем.

Вопросы для самоподготовки

1) Перечислить формы отражения в неорганической природе и
биологические формы отражения.

2) В чём состоит роль труда при становлении специфически че­
ловеческой формы отражения - сознания.

3) Значение языка в становлении и функционировании сознания.

4) Что такое идеальное?

5) Как связаны сознание и мозг.

6) В чём суть проблем «диалога» человека и компьютерных сис­
тем?

Упражнения и задачи

1. Крупный английский археолог Г. Чайлд писал, имея в виду
первобытное ручное рубило: «Стандартизованное орудие есть
само по себе ископаемая концепция. Оно является археологиче­
ским типом именно потому, что в нем воплощена идея, выходя­
щая за пределы не только каждого индивидуального момента, но
и каждого отдельного индивида, занятого конкретным воспроиз­
ведением этого орудия: одним словом, это понятие социальное.
Воспроизвести образец - значит знать его, и это знание сохраня­
ется и передаётся обществом.» (Г. Чайлд. Археологические доку­
менты по предыстории науки.)

Прокомментируйте высказывание английского археолога. Как он решает вопрос о соотношении общественного бытия и обще­ственного сознания?

2. Преподаватель обращается к слушателям с таким вопро­
сом: «Вы идёте по улице мимо скульптуры. Принадлежит ли эта
скульптура к тому, что мы называем сознанием, или это часть
бытия? »

Слушатель А: «Скульптура, как и всякое произведение искус­ства, относится к духовным ценностям общества. Она - воплощение художественного(эстетического) сознания лю-118


дей. Именно поэтому она и принадлежит к общественному созна­нию. »

Слушатель Б: «Я не согласен с таким утверждением. Скульп­тура действительно воплощение художественного сознания, или точнее, опредмеченное художественное сознание. Но эстетиче­ское сознание, опредмечиваясь в нечто материальное (в нашем случае в скульптуру), тем самым превращается в элемент бытия. Наши художественные представления, наше эстетическое созна­ние формируется прежде всего под влиянием нашего эстетиче­ского бытия».

Слушатель В: «И всё-таки прав А. Надо смотреть на это с более принципиальных, более широких позиций. Ведь то, какие скульптуры и вообще произведения искусства создают люди, за­висит в конечном счете от экономических условий их жизни».

А Вы как думаете?

3, К каким формам сознания относятся следующие оценки не­
вежества?

«Невежество - зло; оно - несчастье, если вынуждено; порок, если отворачивается от незнания; оно - преступление, когда про­являет себя в безответственных действиях.» (Академик А. Д. Александров. Наука и нравственность. М. 1968)

4. Прочитайте стихотворение Юрия Левитанского «Зачем

дураку море».

Подарили дураку море. Он потрогал его, пощупал. Обмакнул и лизнул палец. Был солёным и горьким палец. Тогда в море дурак плюнул. Близко плюнул. Подальше плюнул. Плевать в море так интересно. Дураку это даже лестно. Но устал он. И скучно стало. Сел дурак на песок устало. Повернулся спиной к прибою. Сел в лото играть сам с собою. То выигрывает, то проигрывает, На губной гармошке наигрывает. Проиграет дурак море! А зачем дураку море?

К чему глух персонаж стихотворения? Против чего направле­на сатира поэта?


ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1468; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь