Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нравственные качества человека и мораль



Под моралью обычно понимают нормы и ценности, регули­рующие поведение людей. В более строгом понима­нии - совокупность норм и ценностей, которые ориентируют людей на духовно-возвышенный идеал человеческого единства. Идеал единства выражается в солидарности и братской (мило­сердной) любви. Под этикой часто понимается то же, что и под моралью. В специальном значении это философская дисципли­на, изучающая мораль. Традиционно этику называют практиче­ской философией, так как ее целью являются не знания, а по­ступки.

Этика как область философского знания характеризуется доктринальным и нормативным многообразием. Нет единой научной выверенной и общепризнанной этики. Существуют различные этические системы - стоиков, Эпикура, Г, В. Ф. Гегеля, К. Маркса, Н. Г. Чернышевского, В. Соловьева, Г. Спенсера, Н. Толстого, М. Шелера и др. Но при всем много­образии этих систем существует некая строгая, объективная со­вокупность этических знаний и нормативных альтернатив, ус­воение которых и составляет одну из важнейших задач этиче­ского образования.

Мораль выступает как выражение потребности индивида строить гармоничные отношения с другими, общественная форма отношений между людьми, мера их человечности. Ос­новными формами объективации морали являются добродете­ли (совершенностные личностные качества), например, прав­дивость, честность, доброта, и нормы, содержащие критерий оценки общественно поощряемых действий (требования, запо­веди, правила) например, «не лги», «не кради», «не убий». Со­ответственно этому анализ морали можно проводить в двух на­правлениях: моральное измерение личности и моральное изме­рение общества.

Начиная с греческой античности мораль понималась как ме­ра господства человека над самим собой, показатель того, на­сколько человек ответственен за себя, за то, что он делает, т.е. как господство разума над аффектами. Разумное поведение яв­ляется морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель - цель, которая считается безусловной (аб­солютной), признается в качестве высшего блага. Высшее благо

7 76


придает осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает ее общую позитивную направленность. Люди по-разному понимают высшее благо. Для одних это наслаждение, для других - польза, для третьих - любовь к богу и т.д. Наце­ленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй во­ле. По И. Канту - это воля, чистая от соображений выгоды, удо­вольствия, житейского благоразумия.

Мораль как волевое отношение есть сфера поступков, прак­тических деятельных позиций человека. Ключевой для морали вопрос состоит в следующем: как моральное совершенство че­ловека связано с его отношением к другим людям? Здесь мо­раль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Она придает человеческому общежитию изначально самоценный смысл. Мораль можно на­звать общественной (человеческой) формой, делающей воз­можными отношения между людьми во всем их конкретном многообразии.

Следующая характерная особенность морали составляет единство свободы воли и всеобщности (объективности, обще­значимости, необходимости). Мораль мыслима только при до­пущении свободы воли, она есть автономия воли, ее само зако­нодательство. И. Кант говорил, что в морали человек подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законо­дательству. Личность автономна в том смысле, что она сама выбирает закон своего существования, она осуществляет выбор между природной необходимостью и моральным законом. Мо­раль является всеобщим законом в том смысле, что ее ничто не ограничивает, это не реальная всеобщность, а идеальная. Инди­видуальная воля оказывается свободной не тогда, когда она своё выдает за всеобщее, а тогда, когда всеобщее избирает в ка­честве своего. Золотое правило нравственности дает образец такого соединения: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Специфическим способом существования морали является долженствование.

В отличие от многих теоретических дисциплин этика как философское знание о морали пользуется понятиями живого разговорного языка, например, «идеал», «добро и зло», «долг и совесть», «свобода», «добродетель и порок», «счастье» и др. Эти понятия настолько фундаментальны, что в них представле­на мораль как таковая; в своей сумме они выражают понятия морали.


Моральные ценности

В морали реализуется ценностное отношение человека к миру. Ценность, - это не родовое свойство чего-либо, а отно­шение индивида к предмету, событию или явлению как к важ­ному, значимому для человека. Важнейшие для индивида цен­ности определяют для него систему координат - систему ценно­стных ориентации. На вершине ценностной пирамиды находит­ся высшее благо, или идеал. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, так как именно им определяет­ся содержание добра и зла, должного, правильного и непра­вильного и т.д.

В широком смысле добро и. зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро - это то, что приближает к идеалу, зло - то, что отдаляет от него. В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор.

Моральные ценности ориентируют человека в его поведе­нии. Следование моральным ценностям воспринимается как долг, неисполнение долга как вина и переживается в укорах и муках совести. Нравственные ценности императивны (обяза­тельны) и императивны безусловно. Нравственные императивы и утверждаемые ими моральные ценности имеют надситуатив-ный и безличный, т.е. универсальный характер.

Природа эстетического

Эстетика - это наука об исторически обусловленной сущно­сти общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, освоении, а также философская наука о наиболее общих прин­ципах эстетического освоения мира в процессе любой деятель­ности человека, и, прежде всего, в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Как это происходит во многих науках, эстетика претерпева­ла изменения своего предмета в процессе развития. Современ­ное определение предмета включает в себя изучение:

1) объективно-эстетического, понимаемого как природно-
социальное и предметное основание эстетического знания и
эстетической потребности;

2) творческо-преобразующей практики эстетического субъек­
та, выраженной через эстетическую деятельность и созна­
ние, а также через теорию и систему её категорий;

3) наиболее общих, универсальных законов художественного
творчества и искусства.

iii


Часть исследователей считает, что центральной категорией эстетики является эстетическое, определяемое как совершенное в своем роде. Совершенство предполагает полноту бытия объ­екта, это свойство такого объекта действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода природного, соци­ального и духовного бытия. Эстетическое как совершенное об­наруживается и возникает в результате материально-духовной практики человечества, т.е. оно имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно объективно осваивается и преобразуется в практике (прекрасное в природе и в обществе), с другой - оно есть объективный результат этой практики ( в эстетическом идеале и искусстве).

Объект =ф Эстетическое с= Субъект]

В результате столкновения в процессе духовно-практического освоения мира объективного состояния и субъ­екта социальной жизни, природного (материального) и идеаль­ного (духовного) возникает и функционирует новый объектив­ный феномен - эстетическое. Эстетическое выступает универ­сальной категорией. Помимо неё можно выделить три группы категорий, которые отражают:

1) объективные состояния /прекрасное, возвышенное, трагиче­
ское, комическое/;

2) духовно-практическое освоение мира /эстетический идеал,
эстетический вкус, эстетическое чувство/;

3) мир субъекта социальной жизни /искусство, художествен­
ный образ, творчество/.

Одну из важнейших эстетических категорий - пре­красное - можно определить как совершенное, гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, тенденция развития в природе, обществе и ду­ховной жизни. Гармонию чаще всего понимают как внешнее непротиворечивое целое, в котором все элементы уравновеше­ны. В понимании прекрасного как совершенной гармонии очень важным является то, что гармония есть объективное свойство природной, социальной и духовной действительности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь