Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Центральное место в правовой эпистемологии занимает учение об истине? (Да, нет)Стр 1 из 7Следующая ⇒
6. Правомерно ли говорить о правовой оценке? (Да, нет)
7. Для научной правовой оценки важно: а) учет соотношения конкретно-эмпирически сущего с поставленными целями и идеалами, провозглашенными в законе; б) степень согласованности нормы и поступка; в) точность формулировок правовых явлений; г) однозначность толкования правовых явлений; д) умение понять формы, затрудняющие поиск истины. Нужны ли для познания правовой реальности философские методы? (Да, нет) Метафизический метод широко используется в познании правовой реальности? (Да, нет) Приемлем ли в познании правовой реальности методологический плюрализм? (Да, нет) Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении тестовых заданий Определение бинарного признака правильности ответа (решения), дихотомическая оценка – 1 (правильно/ да), 0 – (неправильно/ нет). «Повышенный уровень освоения компетенций» – студент за отведенное время правильно решил более 80% тестовых заданий. «Пороговый уровень освоения компетенций» – студент за отведенное время правильно решил от 50 до 80% тестовых заданий. «Незачтено» – студент за отведенное время правильно решил менее 50% тестовых заданий. Количество выставляемых студенту баллов связано с количеством тестов. При повышенном уровне освоения компетенций рекомендуем выставлять от 0, 6 до 0, 8 балла, при пороговом от 0, 2 до 0, 5 баллов. Если студент разрешил менее половины заданий, ему выставляется 0 баллов. 4. Темы контрольных работ по дисциплине 1. Назначение философии права в процессе познания правовой действительности. 2. Диалектика взаимодействия философии права и общей теории права. 3. Развитие идей правового государства в России. 4. Самоограничение правового государства в обществе постмодерна. 5. Право как общее благо. 6. Право как свобода и ответственность. 7. Свобода как экзистенциал человека. 8. Ценностные установки и ценностные ориентации в правовой реальности. 9. Правовые ценностные установки как фактор формирования активность социальных субъектов. 10. Граница и возможность познания правовой реальности на уровне обыденного сознания. 11. Методологические возможности философско-правовой герменевтики в толковании законов. 12. Законный интерес как правовая ценность. Рекомендации по подготовке контрольных работ. Объем: не менее 12 страниц. Количество использованных источников: не менее 5 за последние 3 года. Параметры: - ширина верхнего поля - 15 мм; - ширина нижнего поля - 20 мм; - ширина правого поля - 10 мм; - ширина левого поля - 25 мм. Текст печатается через полтора интервала, 14 шрифтом, гарнитура Times New Roman. Абзацный отступ — 5 знаков. Сноски печатаются через один интервал 10 шрифтом и нумеруются арабскими цифрами без скобки. Нумерация сносок начинается заново на каждой странице. Нумерация страниц начинается со страницы 3. Титульный лист (1-я страница) и оглавление (2-я страница) не нумеруются. Вставки на полях и между строк не допускаются. При включении цитат обязательна ссылка на источник. Все сноски и подстрочные замечания должны быть на странице, к которой они относятся. Сокращения в тексте не допускаются, за исключением общепринятых. Например: автор - авт., город - г., дополнение - доп., издание -изд., исследование - исслед., систематический - сист., Москва -М., раздел - разд., республика - респ. Таблицы должны быть простыми и удобными для размещения в тексте. В графах таблиц необходимо повторять одинаковые цифры, символы, формулы и обозначения, не заменяя их кавычками или иными знаками. Критерии оценивания: - соответствие заявленной теме – 1 балл, - логичность и последовательность изложения материала – 2 балла, - способность к работе с информационными источниками – 1 балл, - способность к анализу – 3 балла, - умение формулировать выводы – 3 балла. Итого: максимум 10 баллов.
Контроль самостоятельной работы студентов Текущая аттестация студентов по результатам самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия права» проводится в соответствии с локальными документами Российской академии правосудия и является обязательной. Текущая аттестация по дисциплине «Философия права» проводится в форме контрольных мероприятий (выполнения контрольной работы, индивидуальных домашних заданий, тестирования) по оцениванию фактических результатов обучения студентов и осуществляется ведущим преподавателем. Объектами оценивания выступают: - учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине); - степень усвоения теоретических знаний; - уровень овладения практическими умениями и навыками по всем видам учебной работы; - результаты самостоятельной работы. Активность студента на занятиях оценивается на основе выполненных студентом работ и заданий, предусмотренных данной рабочей программой дисциплины. Кроме того, оценивание студента проводится по контрольным точкам, определенным в рабочей программе дисциплины. Оценка носит комплексный характер и учитывает достижения студента по основным компонентам учебного процесса за текущий период. Оценивание осуществляется с выставлением оценок. Самостоятельная работа студентов оценивается по критериям, указанным выше применительно к отдельным формам самостоятельной работы. Как правило, студенты защищают результаты самостоятельной работы на соответствующих семинарских занятиях по теме, по результатам защиты выставляются баллы в размерах, указанных выше по отдельным формам самостоятельной работы. Письменные самостоятельные задания оцениваются отдельно. Возможна их оценка без проведения защиты на семинарском занятии.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» Казанский филиал Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
ОСНАВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Магистерская программа: «Юрист в сфере административных и иных публичных правоотношений»
Учебно-методический комплекс по дисциплине ФИЛОСОФИЯ ПРАВА Перечень дополнительной литературы
Курс: 1 Семестр: 1 Форма обучения: очная, заочная Срок освоения ООП по форме обучения: 2 года Квалификация выпускника: магистр
Казань, 2016 Составитель: Королев Валерий Васильевич, к.филос.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин КФ ФГБОУВО «РГУП» Рецензент: Юзеев Айдар Нилович, д.филос.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин КФ ФГБОУВО «РГУП»
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденции»
Утверждена на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин протокол № 9 от 04.05.2016 г.
Зав. кафедрой Юзеев Айдар Нилович, д.филос.н., профессор
Программа одобрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВО «РГУП» №10 от 25.05.2016
© КФ ФГБОУВО «РГУП», 2016 © Королев В.В., 2016
Перечень дополнительной литературы 1. Азаркин Н.М. История юридической мысли России. Курс лекций. - М., 1999. 2. Алексеев Н.А. Русский народ и государство. - СПб., 2000. 3. Алексеев Н.Н. Основы философии права. - СПб., 1998. 4. Алексеев С. С. Право: азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. - Москва: Статут, 1999. - 712 с. 5. Алексеев С.С. Философия права. - М., 1999. 6. Альбов А.П. Отношение права и нравственности в русской философии права конца XIX - начала XX вв. - СПб., 1998. 7. Альбов А.П. Проблема правового идеала в русской философии права. - СПб., 1998. 8. Альбов А.П., Масленников Д.В. Бытие, свобода, право. - СПб., 1998. 9. Анархия и власть. - М., 1992. 10. Антология мировой полит мысли. В 5-ти тт. - М., 1997. 11. Антология мировой правовой мысли. В 5-ти тт. - М., 1999. 12. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 2 тт. - М., 1991. 13. Бачанин В.А. История философии и социологии права СПб 2001. 14. Баскин Ю.Я. Очерки философии права. - Сыктывкар, 1996. 15. Белых В.С. Сущность права: в поисках новых теорий, или " консервативизм" старого мышления // Российский юридический журнал (М.), 1993, вып.2. 16. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. - Екатеринбург, 1998. 17. Власть и право. Из истории русской правовой мысли. - Л., 1990. 18. Валицкий А. (Польша). Нравственность и право в теориях русских либералов конца ХIХ - начала ХХ вв. // Вопросы философии (М.), 1991, № 8. 19. Валицкий А. Славянофильство и западничество. Либеральная и консервативная утопии: Конспект. - М., 1992. 20. Величко А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. - СПб., 1999. 21. Власов Ю.Н. Философия реформ в переломные эпохи: культурологический аспект. - М., 1998. 22. Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX-XX вв. - СПб., 1999. 23. Гражданское общество: история и современность./ И.И.Кальной и др. - СПб., 2000. 24. Гуторов В.А. История политических и правовых учений (конспект лекций). - СПб., 2000. 25. Дробашевский С.А. Классические теоретические представления о государстве, праве, политике. - Красноярск, 1998. 26. Диченко В. Либерализм против доллара в XXI веке. - СПб., 1999. 27. Ершов Ю.Г. Философия права: мат-лы лекций. - Екатеринбург, 1995. 28. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. - СПб., 1994. 29. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. - М., 1995. 30. История политических и правовых учений / Под общ.ред. В.С.Нерсесянца. - М., 2001. 31. История русской правовой мысли. - СПб., 1997. 32. Керимов Д.А. Основы философии права. - М., 1992. 33. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. - СПб.: 1993. 34. Кузнецов И.В. Философия права в России. - М., 1989. 35. Кузнецов И.В., Сальников В.С. Наука о праве и государстве. - СПб., 1999. 36. Лазарев Б.М. Что такое правовое государство? - М., 1990. 37. Леонова Л.Л. Философия права: к становлению современной концептуальной парадигмы. - Новосибирск, 2000. 38. Максимов В.Т. Развитие политико-философских учений: история и современность. - Чебоксары, 1999. 39. Малинина И.П. Философия правотворчества. - Екатеринбург, 1997. 40. Маркс К. К критике гегелевской философии права: Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.1. 41. Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). - Екатеринбург, 1995. 42. Малинина И.П. Классическая философия права Екатеринбург, 1997. 43. Мальцев Г.В. Понимание права: подходы, проблемы. - М., 1999. 44. Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. - М., 1998. 45. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М., 1991. 46. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. - М., 1996. 47. Основы философии права / Отв.ред. В.П.Малахова. - В 2-х чч. - М., 1999. 48. От абсолютной свободы к романтике равенства. - М., 1997. 49. Осипов И.Д. Философия русского либерализма (ХIХ - начало ХХ вв.). - СПб., 1996. 50. О свободе. Антология западно-европейской классической либеральной мысли. - М., 1995. 51. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. - М., 1998. 52. Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. - СПб., 1995. 53. Поппер К. Открытое общество и его враги. - В 2-х тт. - М., 1994. 54. Право и власть. - М., 1990. 55. Правовое государство. - СПб., 1999. 56. Правовые реформы в России и зарубежный опыт. - Красноярск, 1997. 57. Проблема ценностного подхода в праве: традиции и обновление / Отв.ред. В.С.Нерсесянц. - М., 1996. 58. Реале Дж., Антисери Д.(Италия). История западной философии: от истоков до наших дней. - В 4-х тт. - СПб., 1994-1997. 59. Русская философия права: философия веры и нравственности. - СПб., 1997. 60. Сурия П.Синха (Венгрия). Юриспруденция. Философия права. - М., 1996. 61. Русская философия собственности. - СПб., 1994. 62. Руткевич А. Что такое консерватизм?. - М., 2000. 63. Сальников В.П., Кузнецов Э.В. Наука о праве и государстве. - СПб., 1999. 64. Смолин М. Очерк имперского пути. - М., 2000. 65. Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права М., 1992. 66. Сорман Г.И. Либеральное решение. - М., 1992. 67. Сорос Дж. Новый взгляд на открытое общество. - М., 1997. 68. Социально-философские аспекты современного либерализма. - М., 1986. 69. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. - М., 1997.. 70. Тонких В.А., Ярецкий Ю.Л. История политической и правой мысли России. - М., 1999. 71. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. Классическая история и философия права (Кант-Гегель). - СПб., 1998. 72. Толстой Л.Н.и проблема ненасилия в ХХ веке. - М., 1996. 73. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. - М., 1996. 74. Фуко М. Надзирать и карать: рождение тюрьмы // РЖ (М.). - Серия 3, 1997, № 02-023. 75. Четвернин В.А. Основные концепции естественного права. - М., 1988. 76. Черненко А.И. Философия права. - Новосибирск, 1999. 77. Чичерин Б.Н. Философия права. - СПб., 1998.
Журналы и статьи 1. Аблеев С. Р. Синергийная этика и моральные основания правосознания / С. Р. Аблеев// Философия права. - 2009.- №6. - С. 35-39. 2. Бабаджанов И. X. Юридическое значение и естественно-научное содержание категории " жизнь" / И. X. Бабаджанов// Юридический мир. - 2010.- №3. - С. 46-50. 3. Бессонова В. В. К вопросу о единстве и целостности государства в системе категорий философии права / В. В. Бессонова// Юридический мир. - 2010.- №10. - С. 29-33. 4. Катомина В. А. Концепция справедливости в условиях развития российского общества / В. А. Катомина// Философия права. - 2009.- №6. - С. 108-111. 5. Кожевников С. Н. Государственное принуждение: регулятивно-охранительное назначение, формы / С. Н. Кожевников// Юридический мир. - 2010.- №9. - С. 43-51. 6. Лапаева В. В. Российская философия права в контексте западной философско-правовой традиции / В. В. Лапаева// Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2011.- №1. - С. 4-14 7. Медушевская Н. Ф. Российское понимание свободы / Н. Ф. Медушевская// Юридический мир. -2009.-№12. - С. 48-52. 8. Масалов А. Г. Психологические аспекты политического террора / А. Г. Масалов// Философия права. - 2009.- №6. - С. 11-13. 9. *Номоконова 3. П. Права человека в философско-правовой доктрине / 3. Номоконова// Юридический мир. -2010.- №2. - С. 47-51. 10. Петин И. А. Основание действующего уголовного права как основание глобализации преступности / И. А. Петин// Юридический мир. - 2010.- №9. - С. 39-43. 11. Сигалов *К. Е. Эстетическое бытие права / К. Е. Сигалов// Юридический мир. - 2009.- №9. - С. 55-59. 12. Соколов А. Н., Балаклеец И. И. Правовая культура в условиях социально-экономического кризиса и правового реформирования российского общества / А. Н. Соколов, И. И. Балаклеец // Философия права. - 2009.- №6. - С. 30-35. 13. Толпыкин В. Е. Насилие и ненасилие как формы проявления и разрешения социальных противоречий и конфликтов / В. Е. Толпыкин// Философия права. - 2009.- №6. - С. 7-11. 14. Тушканов И. В. Монархизм как направление политико-правовой мысли / И. В. Тушканов // Философия права. - 2009.- №6. - С. 14-17. 15. Шпак А. В.Проблема прав человека как базовое основание постиндустриального государства / А. В. Шпак // Философия права. - 2009.- №6. - С. 17-22. 16. Черникова В. Е. Диалог в контексте правовой культуры / В. Е. Черникова// Философия права. -2009.- №6. - С. 39-43.
Интернет-ресурсы: 1. http: //www.ex-jure.ru/law/news.php? newsid=1030 2. http: //legalbooks.com.ua/filosofiya-prava/trudy-po-filosofii-prava-trubeckoj-%CE%B5-%CE%B7.html 3. http: //www.allpravo.ru/ 4. Российская государственная библиотека (РГБ) - http: //www.rsl.ru/ 5. Библиотека Московского государственного университета - http: //www.msu.ru/libraries 6. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) - http: //www.inion.ru/ 7. Библиотека Российского государственного гуманитарного университета - http: //liber.rsuh.ru Кроме того Российская национальная библиотека имеет виртуальную справочную службу, которая может предоставить список литературы по определенной теме. Во-вторых, студент может получить доступ к полнотекстовым интернет-ресурсам: Конституции различных стран мира - http: //www.uni-wuerzburg.de/law/ Гарант-Парк. Информационные системы, законодательство, юридическая консультация - http: //www.park.ru/ Энциклопедия российского права - http: //www.pravopoliten.ru/ Сервер юридической информации. Законодательство, комментарии, судебная практика - http: //www.jk.ru/ Правовые базы данных: Конституция Российской Федерации. Содержит Конституцию Российской Федерации (оптическая копия официального издания); информацию о Государственной власти PФ; Государственные символы PФ; Постановления Конституционного Суда PФ; Постановления Пленума Верховного Суда PФ - http: //www.constitution.ru/ ГАРАНТ. Сайт позволяет ознакомиться с законодательством РФ (с комментариями), а также с новостями органов государственной власти РФ - http: //www.garant.ru/ Информационно-правовой сервер " Кодекс". Позволяет ознакомиться с законодательством России, Санкт-Петербурга, Москвы, Регионов; новости международного права; судебную практику (Высших судебных органов РФ; Федеральных арбитражных судов; Субъектов РФ); практику разрешения споров, а также информацию о нормативных и стандартах (в строительстве, в топливно-энергетическом комплексе, по нефтепродуктам, в торговле, в таможне, по охране труда - http: //www.kodeks.ru/manage/page Общероссийская сеть распространения правовой информации " Консультант Плюс". Содержит Онлайн-версию систем; графические копии документов; информацию из Минюста РФ; обзоры законодательства; полезные ссылки - http: //www.consultant.ru/ «Юридическая Россия» – российский образовательный правовой портал. Содержит правовую библиотеку, информацию о конференциях, образовательные новости, юридические документы и иные материалы - http: //www.lawportal.ru/ Портал auditorium.ru Министерства образования РФ. Содержит информацию по гуманитарным наукам, в том числе юриспруденции - http: //auditorium.ru/ Юридический словарь; Большая Российская Юридическая Энциклопедия; правовая база данных (включая законодательство Москвы и Санкт-Петербурга); краткий ежедневный обзор последних правовых документов. (Рус./Англ.) - http: //www.kodeks.net/ Сервер Российского права, кодексы, Конституционный суд РФ, законы - http: //www.law4all.spb.ru/ и электронным библиотекам: «Классика российского права» - http: //civil.consultant.ru/elib/list/ «История гражданского права» - http: //civil-law.narod.ru - Электронная бибилиотека - http: //www.lid.ru Русский Гуманитарный Интернет Университет. Библиотека учебной и научной литературы - WWW.I-U.RU Электронная библиотека Тамбовского госдарственного технического университета – http: //www.tstu.ru/r.php? r=education.elib Кроме того, при необходимости студент может обратиться к поисковым системам Интернет, в которых он может получить информацию о необходимой литературе, а также полнотекстовые материалы " Яndex" - полифункциональный поисковый интернет-ресурс - http: //www.yandex.ru/ " nigma" - полифункциональный поисковый интернет-ресурс - http: //www.nigma.ru " Rambler" - информационно-поисковая система - http: //www.rambler.ru/ " Апорт" - поисковая система - http: //www.aport.ru/ " Google" - многоязычная поисковая система - http: //www.google.ru/ " Yahoo! " - поисковая система и каталог ресурсов - http: //www.yahoo.com/ " AltaVista" - многоязычная поисковая система - http: //altavista.com.ru/ Правовая поисковая система - http: //www.law.com/ Российская правовая поисковая система, предметный указатель, юридические консультации, ссылки на правовые базы данных - http: //www.legal.ru/ Путеводитель по правовым источникам в Интернете - http: //www.ilrg.com/ " Рубрикон" - крупнейший энциклопедический ресурс Интернета - http: //www.rubricon.com/ " Кирилл и Мефодий" – крупнейшая интернет-энциклопедия - http: //www.km.ru/ Поиск по общим и специальным энциклопедиям - Мир энциклопедий - http: //www.encyclopedia.ru/.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» Казанский филиал Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
ОСНАВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Магистерская программа: «Юрист в сфере административных и иных публичных правоотношений»
Учебно-методический комплекс по дисциплине ФИЛОСОФИЯ ПРАВА Глоссарий
Курс: 1 Семестр: 1 Форма обучения: очная, заочная Срок освоения ООП по форме обучения: 2 года Квалификация выпускника: магистр
Казань, 2016
Составитель: Королев Валерий Васильевич, к.филос.н., доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин КФ ФГБОУВО «РГУП» Рецензент: Юзеев Айдар Нилович, д.филос.н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин КФ ФГБОУВО «РГУП»
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденции»
Утверждена на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин протокол № 9 от 04.05.2016 г.
Зав. кафедрой Юзеев Айдар Нилович, д.филос.н., профессор
Программа одобрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВО «РГУП» №10 от 25.05.2016
© КФ ФГБОУВО «РГУП», 2016 © Королев В.В.., 2016 ГЛОССАРИЙ Абсолют – безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное; абсолют противопоставляется относительному и обусловленному бытию. Абсолютная идея – центральное понятие философии Г. Гегеля, обозначающее субъект-субстанцию мира: основу всего сущего и источник его развития. Автономия – (буквально: свой закон) неподчиненность ничему внешнему, невыводимость из внешнего, определенность исключительно изнутри, своим внутренним законом бытия (например, – автономия морали у И. Канта, автономия личности (см.). Агностицизм – философское направление, представители которого отрицают возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь изучением явлений. Аксиология – философское учение о ценностях, – их природе, видах, иерархии и месте в реальности. Антиномия – противоречие, обе части которого одинаково обосновываются разумом. Антропогенез – происхождение человека. Антропологизм – философская концепция, усматривающая в понятии " человек" основную категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества и мышления. Антропология философская – общее философское учение о человеке, присущее какой-либо эпохе или мыслителю; в узком смысле – направление в философии 20-го века, делающее человека главным предметом осмысления (М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер). Антропоцентризм – мировоззренческая установка при которой любые проблемы ставятся и решаются в свете отношения к проблеме человека. См. также теоцентризм, космоцентризм и социоцентризм. Апейрон – (буквально: беспредельный, неопределенный) понятие в философии Анаксагора (Милетская школа), обозначающее первоначало всех вещей. Аполлонизм – понятие в философии Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и особенно Ф. Ницше, обозначающее одно из первоначал культуры: рациональное и светлое, гармоничное, – в противовес дионисийству (см.). Апологетика – (апология – защита) раннехристианская философия, имевшая целью защиту христианства перед лицом языческой философии; в широком смысле – вообще аргументированная защита какого-либо мировоззрения. Апория – (буквально: затруднение) в философии Зенона Элейского рассуждение, показывающее немыслимость движения. Апостериори – (буквально: после опыта) знание, основанное на эмпирическом опыте; отсюда прилагательное апостериорный. Априори – (буквально: до опыта) знание, предшествующее опыту и не зависящее от него; отсюда прилагательное априорный. Аскетизм – (буквально: упражнение) подчинение тела духу. Атеизм – отрицание существования Бога. Атман – в древнеиндийской философии: душа (дух) человека, являющийся проявлением Брахмана (см.), равный ему. Атом – (буквально: неделимый) понятие древнегреческой философии (Левкипп, Демокрит), обозначающее мельчайшую неделимую частицу: истинным бытием (бытием по истине) являются в этой концепции атомы и пустота. Биосфера – совокупность живых организмов Земли, образующая единую систему. Богочеловечество – понятие В.С. Соловьева, раскрывающее глубинный смысл истории, – всё большее воссоединение человечества (как единого «Великого Существа») с Богом. Брахман – в древнеиндийской философии: Мировой, абсолютный Дух, являющийся единственным истинным бытием, тогда как материальный мир есть иллюзия, покров, скрывающий Истину: к воссоединению с Брахманом должен стремиться Атман (см.). Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в Индии в 6-ом веке до н.э.; в основе буддизма лежит признание страдания сущностью жизни, а благодаря вере в реинкарнацию (см.) страдания делаются бесконечными; главной целью человека провозглашается избавление от страданий; путь избавления от страданий лежит через отказ от желаний, этот путь ведет в нирвану (см.). Бытие – исходное понятие философии, выражающее сам факт присутствия того, что присутствует, – чистое существование, основа и всеобъемлющее единство всего сущего; Бытие есть открытая возможность, в силу которой сбывается, получает конкретное существование каждая вещь. Бытие разделяется на виды: идеальное бытие (см.) и реальное бытие (см.); реальное бытие имеет три уровня (см.): физическое (см.) и органическое (см.) (относящиеся к материальному бытию (см.), а также духовное бытие (см.). Вещь-в-себе – понятие философии И. Канта, обозначающее вещь, как она есть сама по себе, мыслимую вне нашего познания. Время – форма бытия, выражающая длительность существования, последовательность смены состояний вещи. Всеединство – философский принцип, согласно которому каждое сущее едино со всяким другим и со всем миром, и с Богом в высшем единстве бытия. Гедонизм – направление в философии, считающее наслаждение высшей ценностью и стремление к наслаждению – главным мотивом жизни и деятельности человека. Геополитика – направление политической философии, ставящее целью осмысление мировой истории и мировой политики как арены противоборства «цивилизации земли» и «цивилизации моря». Гносеология – одна из главных сторон философского знания, примыкающая к онтологии (см.), – философское учение о познании; главные проблемы гносеологии: познаваемость мира, границы познания, познавательные способности человека, сущность и критерии истины. Государство – основной институт политической системы общества, высшая форма организации народного духа, предполагающая наличие легитимной верховной власти, обладающей суверенитетом на определенной территории, а также системы управления, восходящей к такой власти. Гражданские права – права человека как члена гражданского общества (см.): право на свободу слова, свободу вероисповедания, свободу доступа к информации, на создание общественных и политических объединений, на участие в них и т.д.; гражданские права смыкаются с политическими. Гражданское общество – понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т. д.; сфера самопроявления «свободных граждан» и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных законами от прямого вмешательства и регламентации со стороны государственной власти. Дао – (буквально: путь) понятие древнекитайской философии, обозначающее не выразимое в словах первоначало мира, высший принцип бытия, «путь естественности», «путь всех вещей», «ритм бытия». Даосизм – направление в древнекитайской философии, центральным понятием которого является Дао (см.), стать совершенномудрым можно только научившись «следовать Дао», следование Дао выражается через принцип «недеяния». Дедукция – (буквально: выведение) логический метод, предполагающий переход от общих посылок к частным выводам, логически достоверное выведение следствий. Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия, не вмешивается в течение его событий. Детерминизм – философское учение о всеобщей причинной связи вещей и событий; в классической своей форме детерминизм отрицает случайность, утверждая, что каждое событие однозначно предопределено причинами; понятие свободы в этой концепции сводится к «познанной необходимости». Диалектика – в древнегреческой философии – искусство ведения беседы, спора, искусство выявить противоречия в рассуждениях собеседника; начиная с Гегеля, диалектика понимается как всеобщий принцип развития на основе единства и борьбы противоположностей, через возникновение и разрешение объективных противоречий; гегелевская схема диалектического развития предполагает переход от тезиса к антитезису и разрешение их противоречия в синтезе, который становится началом нового витка развития. Диалектическое мышление – форма мышления, исходящая из признания противоречивости и неоднозначности бытия, как такового, состоящая в выявлении этих объективных противоречий, ориентированная на всестороннее познание предмета в его конкретной неоднозначности, предполагающая развитие неотъемленым свойством действительности. Дионисийство – понятие в философии Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и особенно Ф. Ницше, обозначающее одно из первоначал культуры: оргиастически-иррациональное, темное, экстатически-страстное, стихийное – в противовес аполлонизму (см.). Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального; в нравственной философии дуализм утверждает добро и зло как два равноправных начала бытия. Дух – высшая часть человеческой природы, обращенная к абсолютному и вечному, являющаяся основой смыслополагания и личностного самоопределения; основными духовными способностями являются религиозная, нравственная, творческая, интеллектуальная; воплощением человеческого духа, формой осуществления духовной жизни является духовная культура, – а также «дух времени», «дух народа» и т.д. Духовное бытие – высший уровень бытия, характеризующийся независимостью от пространства и времени, к которому человек причастен, благодаря своему духу (см.); духовное бытие открывается в постижении Истины, Добра и Красоты, в переживании Святыни, к законам духовного бытия обращена Мудрость. Духовность – особое качество человеческого бытия, определяемое духом (см.), состояние и направление духовной жизни человека. Душа – понятие, обозначающее жизненную сущность – преимущественно человека, однако в широком смысле вообще всего одушевленного, а также внутренний мир человека; в религии и ряде философских течений понятие души относится к особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Естественное право – понятие, обозначающее основу и предпосылку создания правовых норм, независимую от воли законодателя и общую всем людям, принадлежащую к основам бытия человека; концепция естественного права предполагает, что человек имеет некоторые фундаментальные права в силу самой человеческой природы, просто потому что он – человек. Западничество – направление в общественной и философской мысли России 19-го века, полагающее, что единственным возможным путем исторического развития является европейский путь, что Россия отстала от Европы, но может на этом пути догнать и, возможно, перегнать Запад; идейным оппонентом западничества было славянофильство (см.). Идеализм – одно из главных философских направлений, утверждающее, что духовное бытие (см.) – первично, а материальное бытие (см.) – вторично, производно. Идеальное бытие – бытие математических сущностей, логических категорий, духовных ценностей, – бытие не имеющее локализации в пространстве (см.) и времени (см.). Имманентный – внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, процессу; противоположность имманентному – трансцендентный (см.). Индетерминизм – философское учение, отрицающее однозначную причинную обусловленность всех явлений и признающее вариативность развития, случайность неотъемлемым свойством бытия. Индивид – (буквально: неделимый) человек, как «социальный атом». Индивидуальность – совокупность свойств и качеств, присущая только данному индивиду (см.), «социальная личность». Инновация – внесение чего-то нового; наряду с консерватизмом (см.), является одним из моментов традиции (см.). Институт (социальный) – общественное установление, распорядок, узаконенный какими-либо нормами; а также сама эта совокупность норм права, регулирующих социально-правовые отношения в той или иной сфере жизни общества. Интеллектуальная интуиция – понятие, введенное Р. Декартом, и обозначающее способность разума с непосредственной очевидностью «опознать» истину. Интуитивизм – направление в философии, признающее интуицию единственным органом познания истины, как правило, интуитивизм предполагает недоверие к разуму. Инь и Ян – в китайском мировоззрении обозначают два первоначала, присутствующие в каждой вещи: ян – ясное, твердое, теплое, активное, поднимающееся вверх, а инь – мутное, неопределенное, мягкое, холодное, пассивное, опускающееся вниз. Иррационализм – философское направление, отрицающее значимость разума, предполагающее опору на что-то внеразумное: воля, чувство, вера, интуиция. Иррациональное – находящееся за пределами разума (например, интуитивно-волевое), алогическое, неинтеллектуальное, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее ему; противоположность иррациональному – рациональное (см.). Истина – идеальная, духовная цель познания, – свободная открытость сущности бытия (см.), осуществляющаяся через человека и дающая бытию человека подлинность. Карма – в древнеиндийской философии закон, управляющий реинкарнацией (см.). Категорический императив – понятие, которым И. Кант характеризует форму нравственного закона: это императив, то есть всеобщее правило, и притом императив категорический, то есть правило не для отдельных случаев, а требование, приложимое к любой ситуации. Класс общественный – часть общества, выделенная по наиболее значимому в рамках какой-либо концепции признаку, так, например, в классовом подходе к обществу К. Маркса предполагается выделение классов по их месту в системе общественного производства. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы