Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 8. Сократ и малые сократические школы
Сократ. Личность и судьба. Критика софистического нигилизма. Познавательная способность как объект рационального исследования. Первый опыт определения понятий. Мышление как диалектический процесс. Диалектика и воспитание ": майевтика". Тождество добродетели и знания. Отношение к религии. Сократические школы – общая характеристика. Киники. Антисфен. Общее и отдельное. Этика кинизма. Диоген Синопский. Киренаики. Сенсуализм. Этика. Атеизм. Гедонизм киренаиков и эвдемонизм эпикуреизма. Мегарики. Проблема единичного и общего. Софизмы Эвбулида. Тема 9. Философия Платона
Платон. Жизнь и деятельность, сочинения. Гносеологические корни теории идей Учение Платона о бестелесных " видах" ( " идеях" ). " Бытие" ( " идеи" ), " небытие" (" материя" ) и мир чувственных вещей. Процесс космообразования в " Тимее". Идеи и числа как образцы моделирования космоса Учение Платона о знании. Теория " припоминания", истинное знание и мнение. Средства обретения истины. Роль математики, астрономии, музыки. Диалектика как орудие познания, эротический аспект диалектики (" Пир" ). Логический аспект диалектики (" Парменид" ). Природа человеческой души, мифологема переселения душ. Добродетели и добродетельная жизнь. Идеал общественного устройства. Учение о государстве. Происхождение государства, формы правления. Критика демократии. Платоновская теория " идеального государства".Философия как " наука управления" в государстве Платона. Тема 10. Философия Аристотеля Аристотель. Жизнь и сочинения. Критика " теории идей" Платона. Понимание сущности и назначения знания. Классификация наук Метафизика. Понятие " первой философии". Форма, ее соотношение с идеей. Общее и единичное, существенность единичного. Смысл становления, возможность и действительность. Природа движения, причинность движения. Классификация причин. Направление мирового процесса. Телеология. Страдательность материи как условие космогенеза. Логика и гносеология Аристотеля. Логика как руководство к искусству исследования. Непосредственное и опосредованное знание. Доказательство (дедукция) и опыт (индукция). Диалектика и вероятностное знание. Роды и виды понятий. Категории. Учение о душе. Душа как форма тела, как ее жизненный принцип. Разновидности души. Душа человека. Ум как ядро души человека. Этика Аристотеля. " Эвдемония" как цель человеческой жизни. Учение о добродетелях. Середина как идеал практической добродетели. Идеал теоретической добродетели. Социальная доктрина Аристотеля. Происхождение и назначение государства " Полития" - аристотелевская модель общественного устройства. Ее сравнение с платоновской утопией. Формы политического устройства, их классификация. Экономические взгляды Аристотеля. " Поэтика" Аристотеля, концепция искусства и творчества.
Тема 11. Стоицизм. Эллинизм как культурно-историческое образование. Философское содержание эллинизма. Интенция сознания от логоса к мифу, стремление к универсальному синтезу. Творческие элементы эллинистической философии и стадии ее эволюции. Философские школы раннего эллинизма. Стоицизм. Логика стоиков. Внутренне и внешняя речь, риторика и диалектика. Гносеология, критерий истины. Стоический эмпиризм. Космогония стоиков, ее цикличность. Концепция предопределения. Антропология и этика. Центральный пункт этики: жизнь сообразно природе. Учение о Благе, добродетель как путь к нему. Аффекты и их преодоление (апатия). Концепция мудреца. Прикладная мораль стоиков. Космополитизм и культ дружбы. Отношение к религии. Римский стоицизм: Сенека. Ослабление интереса к натурфилософии и логике. Мудрость, философия и знание. Сенека – теологический и психологический материалист. Пантеизм. Этика пассивного героизма. Понятие о мудреце как о гражданине всемирной державы. Подчинение личного интереса требованиям общего блага. Эпиктет. Рационализм. Понимание свободы. Фатализм. Марк Аврелий. Противоречивость мировоззрения. Личный и исторический пессимизм Аврелия. Положительный идеал человека. Тело, душа, разум. «Согласие с природой». Целое, его Логос. Роль философствования жизни. Учение римских стоиков и христианская теология.
Тема 12. Эпикуреизм. Эпикурейская философия. Деятельность Эпикура. Философия как искусство жить. Деление философии на физику, канонику и этику. Физика Эпикура. Атомистика, соотнесение с атомистикой Демокрита. Тяжесть как внутреннее свойство атомов и способность к самопроизвольному отклонению от прямолинейного движения. Самоотклонение атома как условие свободы по Эпикуру. Учение о душе и психология Эпикура. Каноника. Чувственное восприятие как критерий истины и блага. Логическое мышление как деятельность обобщения. Этика Эпикура. Человек и его природа, безусловность свободы воли. Учение о добродетелях. Идеал мудреца. Атараксия. Культ дружбы. Лукреций Кар и его поэма " О природе вещей". Лукреций как толкователь и продолжатель атомизма Эпикура: Задача философии победа над страхами (Перед загробным возмездием и вмешательством богов в жизнь людей). Просвещение, знание, необходимость истинного познания природы и человека. Физика как условие и основа этики. Тема 13. Скептицизм. Скептицизм. Пиррон и пирронизм. Практическая цель философствования. Учение о равносильности всех противоположных утверждений и заповедь воздержания от всяких суждений. Вероятностный характер знания Позднейший скептицизм. Тропы Энесидема. Секст Эмпирик. Тема 14. Античный неоплатонизм. Общая характеристика. Периодизация. Основные школы неоплатонизма: римская, сирийская, афинская, александрийская. Основные понятия неоплатонизма: эманация, материя, время, вечность, эйдос, созерцание, жизнь, и новации неоплатонизма. Онтология. Три ипостаси единого: ум, душа, космос. Три сверхчувственные природы: душа, ум, единое. Значение философии неоплатонизма для европейской философии. Роль неоплатонической проблематики в истории западной философии. Влияние неоплатонизма на становление христианской догматики и христианской философии. Критика категории единого современными философами. Тема 15. Школы античного неоплатонизма. Плотин как основатель неоплатонической школы. Сведения о жизни и сочинениях Плотина.Диалектика единого и многого. Безусловная природа и способы познания единого. Единое само по себе. Соотношение единого, ума и души. Определение вечности. Время как протяженная жизнь души. Понятие материи и природа зла. Проблема субстанциальности зла. Добродетели мудреца. Порфирий. Вклад Порфирия в систематизацию наследия Плотина и становление формального аппарата неоплатонической философии. Проблема связи мировой и индивидуальной (партикулярной) души. Роль самости в организации душевно-телесного единства. Соотношение души и тела. Учение о правильном образе жизни. Ямвлих. Правила интерпретации священных текстов. Учение о символе. Символ как единство ноуменального и чувственного. Толкование речей о богах. Обоснование необходимости религиозной практики. Теургия. Диалектика предела и беспредельного. Онтологический статус числа. Развитие учения Плотина о числе. Трактовка единицы и двоицы. Прокл. Окончательная систематизация неоплатонизма. Триадическая структура диалектики (пребывание, нисхождение и возвращение). Понятие гипотезы. Истолкование девяти гипотез Парменида. Деление и иерархия сущего. Учение о богах. Учение о фантазии в качестве обоснования геометрии. Арифметика как онтологическая дисциплина (формальная онтология).
УМ 2. Философия Средних веков. Тема 16. Социокультурные предпосылки возникновения средневековой философии Основные пути развития философской мысли Европы. Античная философия и христианство. Основные черты средневековой философии и их культурная ориентация. Тема 17. Апологетика. Использование понятий античной философии для рационального осмысления христианского Откровения. Апофатическое и катафатическое богословие, значение платонизма. Тертуллиан. Александрийская и антиохийская школы теологии. Апологии. Появление в них философской проблематики. Христианский гнозис св. Клемента Александрийского и Оригена как целостное христианское мировоззрение. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы