Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНИХ ВЕКОВ



УТВЕРЖДАЮ

Директор ИГУМ

___________ А.А.Кузьмин «____»______________2014г.

 

 

ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

Учебный модуль по направлению подготовки 47.03.01 Философия

Рабочая программа

 

СОГЛАСОВАНО РАЗРАБОТАЛ
   
Начальник учебного отдела Доцент каф.ТИФК
Федотова Н.Г. __________ ____________ Максимова Е.В.
«_____»_______________2014 г. «_____»_______________2014 г.
   
  Принято на заседании кафедры
СОГЛАСОВАНО Протокол №____ от _______2014 г.
  Зав. каф. ТИФК
Заведующий кафедрой философии ________________А.А. Кузьмин
Кащей Н.А ___________________ «_____»_______________2014 г.
«_____»_______________2014 г.  
   
   

Великий Новгород

Содержание

1. Цели освоения модуля

2. Место учебного модуля в структуре ОП направления подготовки

3. Требования к результатам освоения учебного модуля

4. Структура и содержание учебного модуля

4.1 Трудоемкость учебного модуля

4.2 Содержание и структура разделов учебного модуля

5. Контроль и оценка качества освоения учебного модуля

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного модуля

7. Материально-техническое обеспечение учебного модуля

8. Перечень приложений

8.1. Приложение А «Методические рекомендации по организации изучения учебного модуля «Философия Античности и Средних веков»

8.2. Приложение Б «Технологическая карта»

8.3. Приложение В «Карта учебно-методического обеспечения»

8.4. Приложение Г «Лист изменений»

Цели освоения модуля

Преподавание курса «Философия Античности и Средних веков» нацелено на то, чтобы ознакомить студентов с основными идеями, важнейшими направлениями и спецификой философии древней Греции, Древнего Рима и средневековой Европы.

Задачи курса:

 

• сформировать знания студентов в области профессиональной лексики, связанной с теоретическим освоением курса;

• сформировать представления студентов о наиболее общих закономерностях возникновения, строения, функционирования и исторического развития античной и средневековой философии, о базовых теоретических проблемах, исследовательских подходах существовавших в античной и средневековой философии;

• сориентировать студентов на использование теоретического знания для анализа результатов мыслительной деятельности, в исследовании историко-философской проблематики, для формирования навыков социальной коммуникации.

• стимулирование студентов к самостоятельной деятельности по освоению данной дисциплины и формированию необходимых компетенций.

 

 

2 Место учебного модуля в структуре ОП направления подготовки

Учебный модуль входит в базовую часть модулей Блока 1 образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 47.03.01 Философия. В соответствии с содержанием ОП и БУП, учебный модель «Философия Античности и Средних веков» базируется на ранее сформированных знаниях и умениях студентов, которые они получили в процессе освоения предметов: «Логика», «Философия Древнего Востока», «Культурология», «История».

Модуль изучается во 2 семестре бакалавриата и осваивается на базовом уровне. Изучение модуля «Философия Античности и Средних веков» призвано сформировать у студентов-философов не только теоретические знания и навыки, которые станут фундаментом для их профессиональной подготовки. Компетентностный ресурс, полученный в рамках освоения данного учебного модуля, в дальнейшем используется при изучении таких учебных модулей профессионального цикла, как «Онтология и теория познания», «Философская антропология», «Философия Нового времени», «Этика», «Философия и методология науки», «Философия религии и философия права».

Требования к результатам освоения учебного модуля

В результате изучения учебного модуля «Философия Античности и Средних веков» студент формирует и демонстрирует следующие профессиональные компетенции:

· ПК-4 умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории зарубежной философии (античная философия; философская мысль Античности и Средних веков; философия средневековья и эпохи Возрождения; философия Нового времени: эмпиризм и рационализм XVII века, философия Просвещения, классическая немецкая философия) и современной зарубежной философии (современные философские направления);

· ПК-15 умение пользоваться в процессе преподавания знаниями в области логики, онтологии и теории познания, социальной философии, истории зарубежной философии, истории русской философии, этики, эстетики, философской антропологии, философии и методологии науки, философии религии, философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук;

Содержательное наполнение компетенций через показатели, демонстрация которых позволит принять решение о степени сформированности каждой из них, осуществляется в соответствии с паспортами компетенций.

 

Таблица № 1. Требования к результатам освоения модуля «Философия Античности и Средних веков»

Компетенция Уровень освоения компе-тенции Знать Уметь Владеть
    ПК-4     базовый проблемы философской мысли Античности и Средних веков   использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем философской мысли Античности и Средних веков Некоторыми способами анализа философских проблем с помощью полученных теоретических знаний об основных направлениях философии Античности и Средних веков.
    ПК-15     базовый основные идеи и проблемы философии Античности и Средних веков и принципы методологической организации философского знания   использовать в профессиональной деятельности в целом и в преподавании в частности знания проблем философии Античности и Средних веков знаниями в области проблем историизарубежной философии; навыками реферирования и аннотирования научной литературы по тематике философии Античности и Средних веков    

4 Структура и содержание учебного модуля

Трудоемкость учебного модуля

Трудоемкость учебного модуля представлена в Таблице № 2.

 

Таблица № 2 Трудоемкость модуля

Учебная работа (УР) Всего Распределение По семестрам Коды формир-х компет-й
Трудоемкость модуля в зачетных единицах (ЗЕТ) 9 ЗЕТ    
Распределение трудоемкости по видам УР в академических часах (АЧ):    
УМ 1. Философия Античности -лекции - практические занятия - в т.ч. аудиторная СРС - внеаудиторная СРС 18     ПК-4 ПК-15
УМ 2. Философия Средних веков - лекции - практические занятия - в т.ч. аудиторная СРС - внеаудиторная СРС 18     ПК-4 ПК-15
Аттестация: - экзамен   ПК-4 ПК-15

Содержание и структура разделов учебного модуля

УМ 1. Философия Античности

Тема 1. Источники возникновения античной философии

Специфика формирования древнегреческой рациональности. Научные и мировоззренческие контакты с ближневосточными цивилизациями. Греческая мифология как предфилософия. Отличительные характеристики греческого мифа: высокая степень самосознания, относительная независимость от культа, эстетический критицизм.

Предфилософские миросозерцательные системы в Древней Греции (героический эпос Гомера и теогония Гесиода). Мировоззренческое значение гомеровского эпоса, как примера социоантропоморфного мировоззрения. Проблема начала мироздания времени. Космология. Синхронная модель космоса в поэмах Гомера. Социоантропоморфизм. Олимпийская религия. Антропология. Полианимизм. Судьба как важнейший момент эпоса. Мифологема Судьбы и свобода божественного воления в гомеровской онтологии. Богоборчество. Элементы философии. Социальные вопросы. Пять поколений людей. Прометей и Пандора. Нравственные идеалы, начало античной этики. Основной вопрос мировоззрения – вопрос об отношении мироздания как такового и людей.

Генезисная (диахронная) структура " Теогонии" Гесиода. Временые символы мирового процесса у Гесиода.

Орфики. Элементы философии в орфизме. Мифологема умирающего и воскресающего божества в теогонии орфиков.

Мудрость семи мудрецов как особый вид предфилософской культуры, её роль в становлении древнегреческой философии. Мудрость и философия (любовь к мудрости).

Тема 2. Ионийская школа

Два течения первоначального философского умозрения: философия становления (Ионийская физика, Ионийская натурфилософия) и философия Бытия (италийская метафизика).

Ионийская цивилизация и Милет как родина первой философии. Три ключевые проблемы милетских философов: начало сущего, генезис мира (космогония), мироустройство (космология). Проблема физических начал, механизм космоообразования, модели мира милетцев.

Фалес как первый философ. Понятие натурфилософии (фисиологии) как первого этапа в развитии философии, его необходимость и закономерность.

Вода как первоначало. Понятие первоначала вообще (" архэ" ) как особенности философского взгляда на мир. Четыре стихии предфилософского сознания и первоначало Фалеса. Философия и монизм, необходимость выделения единого субстрата всего сущего. Божество и первоначало. Гилозоизм натурфилософии Фалеса. Определение Фалесом души, анализ его этических высказываний.

Анаксимандр. Введение апейрона как основы всего сущего, его терминологическая и понятийная характеристика. Апофатический метод философа в определении апейрона, значение открытия Анаксимандра для последующего развития философии.

Диалектическое понимание первоначала: характер противоположностей в едином и способ их возникновения, обособление вещей из " беспредельного" и возвращение в него. Особенности космогонии Анаксимандра, происхождение движения и множественность миров, о зарождении жизни и происхождении человека, зародыш идеи о постепенном появлении форм органической жизни.

Анаксимен и его гипотеза о " воздухе" как первоначале всего сущего. Учение о " вдыхании" миром воздуха. Космогония Анаксимена, понимание движения. Определение философом души человека и отношение к богам.

Значение милетской школы для становления философии в Древней Греции.

Тема 3. Италийская школа

Гераклит из Эфеса. Космогония Гераклита и стихия огня как субстанция Космоса. Огонь и первоначала милетцев, его порождающая все вещи функция. Круговорот веществ в природе, их диалектика. Несотворенность мироздания и закономерность циклов его существования.

Учение Гераклита о логосе и отражение в данном понятии первых представлений о закономерности природных процессов. Понятие логоса и становление философии его языка. Логос как закон мироздания и принцип его развития и познания, как закон мышления, как всеобщность логоса. Зачатки учения о сознании и познании в гносеологии Гераклита. Понятие мудрости. Диалектический характер изменения вещей по Гераклиту. Понимание движения как осуществленного противоречия.

Тема 4. Элейская школа

Элейская философия. Рождение идеала единой и самотождественной реальности, в поисках Бытия как способа существования. Ксенофан из Колона и его теологическая концепция бытия. Начало философского монотеизма в Греции.

Парменид и его философия метафизического монизма. Основные характеристики бытия Парменида. Попытки рационального обоснования единства и неподвижности бытия. Способ его постижения (интеллектуальная интуиция).

Зенон и его логические построения против множественности и движения. Апории Зенона. Реальный и софистический моменты его аргументации.

Тема 5. Пифагорейская школа

Пифагор и религиозно-философское учение пифагореизма. Представления о душе, ее бессмертии и переселении. Переходный характер учения пифагорейцев о сущности человека: от анимизма через метемпсихоз к монотеизму.

Учение о числе как первоначале. Онтологическое и гносеологическое понимание функции числа. Диалектический характер учения пифагорейцев о числе. Числовой символизм и вытекающая из него космология: мироздание и число (соответствия), космос и гармония (" музыка сфер" ).

Тема 9. Философия Платона

 

Платон. Жизнь и деятельность, сочинения. Гносеологические корни теории идей Учение Платона о бестелесных " видах" ( " идеях" ). " Бытие" ( " идеи" ), " небытие" (" материя" ) и мир чувственных вещей. Процесс космообразования в " Тимее". Идеи и числа как образцы моделирования космоса

Учение Платона о знании. Теория " припоминания", истинное знание и мнение. Средства обретения истины. Роль математики, астрономии, музыки. Диалектика как орудие познания, эротический аспект диалектики (" Пир" ). Логический аспект диалектики (" Парменид" ).

Природа человеческой души, мифологема переселения душ. Добродетели и добродетельная жизнь. Идеал общественного устройства. Учение о государстве. Происхождение государства, формы правления. Критика демократии. Платоновская теория " идеального государства".Философия как " наука управления" в государстве Платона.

Тема 11. Стоицизм.

Эллинизм как культурно-историческое образование. Философское содержание эллинизма. Интенция сознания от логоса к мифу, стремление к универсальному синтезу. Творческие элементы эллинистической философии и стадии ее эволюции. Философские школы раннего эллинизма.

Стоицизм. Логика стоиков. Внутренне и внешняя речь, риторика и диалектика. Гносеология, критерий истины. Стоический эмпиризм. Космогония стоиков, ее цикличность. Концепция предопределения.

Антропология и этика. Центральный пункт этики: жизнь сообразно природе. Учение о Благе, добродетель как путь к нему. Аффекты и их преодоление (апатия). Концепция мудреца. Прикладная мораль стоиков. Космополитизм и культ дружбы. Отношение к религии.

Римский стоицизм:

Сенека. Ослабление интереса к натурфилософии и логике. Мудрость, философия и знание. Сенека – теологический и психологический материалист. Пантеизм. Этика пассивного героизма. Понятие о мудреце как о гражданине всемирной державы. Подчинение личного интереса требованиям общего блага.

Эпиктет. Рационализм. Понимание свободы. Фатализм.

Марк Аврелий. Противоречивость мировоззрения. Личный и исторический пессимизм Аврелия. Положительный идеал человека. Тело, душа, разум. «Согласие с природой». Целое, его Логос. Роль философствования жизни. Учение римских стоиков и христианская теология.

Тема 12. Эпикуреизм.

Эпикурейская философия. Деятельность Эпикура. Философия как искусство жить. Деление философии на физику, канонику и этику.

Физика Эпикура. Атомистика, соотнесение с атомистикой Демокрита. Тяжесть как внутреннее свойство атомов и способность к самопроизвольному отклонению от прямолинейного движения. Самоотклонение атома как условие свободы по Эпикуру. Учение о душе и психология Эпикура. Каноника. Чувственное восприятие как критерий истины и блага. Логическое мышление как деятельность обобщения.

Этика Эпикура. Человек и его природа, безусловность свободы воли. Учение о добродетелях. Идеал мудреца. Атараксия. Культ дружбы.

Лукреций Кар и его поэма " О природе вещей". Лукреций как толкователь и продолжатель атомизма Эпикура: Задача философии победа над страхами

(Перед загробным возмездием и вмешательством богов в жизнь людей). Просвещение, знание, необходимость истинного познания природы и человека. Физика как условие и основа этики.

Тема 13. Скептицизм.

Скептицизм. Пиррон и пирронизм. Практическая цель философствования. Учение о равносильности всех противоположных утверждений и заповедь воздержания от всяких суждений. Вероятностный характер знания Позднейший скептицизм. Тропы Энесидема. Секст Эмпирик.

Тема 17. Апологетика.

Использование понятий античной философии для рационального осмысления христианского Откровения. Апофатическое и катафатическое богословие, значение платонизма. Тертуллиан. Александрийская и антиохийская школы теологии. Апологии. Появление в них философской проблематики. Христианский гнозис св. Клемента Александрийского и Оригена как целостное христианское мировоззрение.

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного модуля

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного модуля представленоКартой учебно-методического обеспечения(Приложение В)

Перечень приложений

8.1. Приложение А «Методические рекомендации по организации изучения учебного модуля «Философия Античности и Средних веков»

8.2. Приложение Б «Технологическая карта»

8.3. Приложение В «Карта учебно-методического обеспечения»

 

 

Приложение А

Методические рекомендации по организации изучения

Тема 2. Ионийская школа

Тема 3. Италийская школа

Тема 4. Элейская школа

Тема 5. Пифагорейская школа

Тема 9. Философия Платона

Тема 10. Философия Аристотеля

Тема 11. Стоицизм.

Тема 12. Эпикуреизм.

Тема 13. Скептицизм.

Тема 17. Апологетика.

Проблемная лекция

В проблемных лекциях преподаватель разворачивает одну или две основные проблемы, вокруг которых строится материал данной темы. Принцип проблемности позволяет стимулировать студентов к активной познавательной деятельности. Использование проблемной лекции при освоении учебного модуля «Философия Античности и Средних веков» рекомендуется в преподавании такого учебного материала, который в большей мере представляет авторскую позицию преподавателя как исследователя, содержит проблемные ситуации, противоречивые тенденции, а также вопросы, не имеющие однозначного решения.

Проблемный семинар

Проведение семинаров с использованием проблемной ситуации ставит целью увеличить способы активного постижения учебного материала, что позволяет в итоге повысить мотивацию обучения студентов.

Проблемный семинар рекомендуется при освоении следующих тем учебного модуля «Философия Античности и Средних веков»:

 

Источники

  1. Абеляр П. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Тео-логические трактаты. – М., 1995
  2. Ансельм Кентерберийский. Монологион // Сочинения. – М., 1995
  3. Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Там же
  4. Блаженный Иоанн Дунс Скот. Вера и разум // Избранное. – М., 2001.
  5. Фома Аквинский. Трактат о священном учении // Сумма теологии. – Киев-М., 2002
  6. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. – СПб., 2000
  7. Антология средневековой мысли. В 2-х тт. Т.1. – СПб., 2001. С.185-239
  8. Штë кль А. История средневековой философии. – СПб., 1996. С. 195-220, 245-258, 259-287, 288-300

3.1.2. Анализ источника

Семинарское занятие, проведенные с использованием технологии анализа источника, позволяет студентам тренироваться на практике решать поставленные задачи, формировать необходимые навыки и умения. Студенты в рамках освоения модуля «Философия Античности и Средних веков» учатся рассматривать и оценивать конкретную информацию, научный текст, анализировать его, обобщать научную информацию, обрабатывать и представлять итоги этой работы перед аудиторией, развивая навыки преподавательской деятельности. Группа студентов (4-5 чел) заранее выбирает для каждого занятия один из предложенных источников и готовит сообщение. Литературу используют все участники семинарского занятия, вне зависимости от выбранного источника.

 

Доклад-презентация.

При проведении ряда семинаров рекомендуется использовать итоги углубленной работы студентов над отдельными темами, в общем виде освещенными на лекциях. При организации учебного процесса для освоения модуля «Философия Античности и Средних веков» этот тип образовательной технологии рекомендуется использовать для преподавания тем, имеющих важное значение для глубокого философского осмысления ключевых проблем философии.

Доклады рекомендуется представлять в виде презентации, сделанной с помощью программы POWER POINT. Семинар такого рода состоит из двух основных этапов: доклад с презентацией и затем последующее обсуждение докладов с преподавателем и студенческой аудиторией. В процессе обсуждения выявляются наиболее сильные и слабые стороны подготовленных докладов, общим мнением выбираются самые результативные из представленных презентаций. Для доклада студенту предоставляется 10-15 минут. Рекомендуемый размер презентации: 10-15 слайдов.

 

Данную форму семинарского занятия рекомендуется использовать в рамках освоения темы 30 « Упадок схоластики в XIV-XV веках. Византийская мысль XIV - первой пол. XV веков.

Темы для докладов:

1. Византийский психазм.

2. Варлаам Калабрийский, его прения с констан­тинопольскими учеными (Никифор Григора) и переговоры с папскими легатами (1334-35).

3. " Аподиктические трактаты" Григория Паламы (ок. 1296-1359), возражения Варлааму. Варлаам об исихазме.

4. Триа­ды св. Григория в защиту священнобезмолствующих.

5. Паламис-тское богословие, спор с Григорием Акиндином: " энергии" и " сущ­ность" (" действия разнообразны, а сущность проста" ).

6. Догматичес­кая реформа Паламы и собор 1347г.

7. Оппозиция Никифора Григоры.

8. Критика паламизма Прохором Кидонисом

9. Византийский платоник Георг Гемист Плифон и его почитание на За­паде в кругах итальянских гуманистов.

Источники:

1. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 1995.

2. Георгий Гемист Плифон. Трактаты " Законы", " О добродетелях" // И.П.Медведев. Византийский гуманизм Х1У-ХУ вв., СПб., 1997.

Литература:

1. Монах Василий (Кривошеий). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. Seminarium Kondakovianum, vol. VIII, Praha, 1936.

2. Мейендорф И. Ук. соч.

3. Вениаминов В. Краткие сведения о житии и мысли св., Григория Паламы. Св.Григорий Палама. Ук. соч., с.344-381.

4. Хоружий С.С. Работы: Идея всеединства от Гераклита до Бахтина; Проблема личности в православии: мистика исихазма и, метафизика всеединства; Исихазм; К феноменологии аскезы.

Собеседование

Философии

Тема 1. Источники возникновения античной философии

Антропологический поворот»

Тема модуля 7. Софисты и их роль в античной философии

Тема модуля 8. Сократ и малые сократические школы

Собеседование 4. Открытие метафизики: философия Платона

Тема модуля 9. Философия Платона

Часть 3. Гноселогия.

Почему, по Платону, знание возможно не для всякого?

Почему Платон полагает, что философ – тот, кто стоит между полным знанием и незнанием?

Что есть, по Платону, знание? Покажите, почему при разработке вопроса о

знании и его видах, Платон исходит из мысли о том, что виды знания должны

соответствовать видам, или сферам, бытия.

Почему для понимания бытия Платона необходимо помнить о противоречии между двумя наметившимися в греческой мысли противоположными концепциями: элейской и гераклитовской (отчасти отраженной также у Протагора и доведенной до крайности у Кратила)?

Как в мифе о пещере Платон различает чувственное познание и рациональное? Проиллюстрируйте идею матемпсихоза (анамнезиса) Платона. Согласны ли Вы с тем, что научить – это не более чем принудить душу к воспоминаниям? Обоснуйте Ваш ответ.

 

Часть 3. Учение о душе.

Что Аристотель называет сущностью человека?

Прокомментируйте следующие сюжеты в интерпретации души и

соотношения души и тела в философии Аристотеля:

А) душа по своей сути является господствующим принципом, тело — принцип

подчиненный» («Политика»);

Б) «...душа есть причина и начало живого тела... душа есть причина как то, откуда

движение, как цель и как сущность одушевленных тел» («О душе»);

В) «одушевленное существо состоит прежде всего из души и тела;

Г) «деятельность души обусловлена состоянием тела»;

Д) «душа не существует без материи».

Какие части имеет душа, по Аристотелю? В чем специфика каждой

части? Почему разуму «лучше не быть связанным с телом»?

 

Часть 4. Учение о познании.

Что есть познание по Аристотелю? Какие виды знания выделяет

Аристотель в учении о познании?

В чем специфика и отличие достоверного знания (аподейктика) от вероятного, относящегося к области «мнения» (диалектика)?

Согласны ли Вы с тем, что основная задача научного познания сводится к постижению необходимого и всеобщего? Аргументируйте свой ответ.

Почему логика становится для Аристотеля орудием научного познания?

 

Часть 2.Эпикуреизм.

Почему для Эпикура разумное, рациональное объяснение природы –

предпосылка и основание для того, чтобы перейти к человеческим делам, в

частности к человеческому поведению, к нравственности?

Какова, согласно Эпикуру, связь философии с обычной человеческой жизнью? Почему, несмотря на то, что в «природе» Бога - быть этическим критерием, тем не

менее сам Бог с этическими перипетиями жизни человека не имеет ничего

общего?

Как Эпикур решает вопрос о неизбежности смерти?

Какой, по Эпикуру, должна быть линия жизненного поведения человека, занимающегося философией?

Что есть счастье, согласно Эпикуру?

Насколько правомерны обвинения Эпикура в «проповедовании безудержного

культа удовольствия»?

 

Часть 5. Неоплатонизм.

Какова внутренняя связь философии Платона, неоплатонизма и христианской философии? В чем новизна неоплатонической философии?

 

Круглый стол

В рамках освоения учебного модуля «Философия Античности и Средних веков» круглый стол рекомендуется провести по следующим темам:

 

Рекомендации к использованию круглого стола как оценочного средства

В организации семинарского занятия, целью которого является углубленное изучение и обсуждение научного источника, а также выработка навыков работы с научной литературой, рекомендуется использовать технологию круглого стола. Круглый стол подразумевает глубокое изучение и дискуссию по прочитанной литературе или источнику, которые определяются заранее.

Рекомендации к использованию анализа источника как оценочного средства

Семинарские занятия, проведенные с использованием технологии анализа источника, позволяют оценить умения и навыки работы студентов с философской литературой.

Рекомендуется информировать студентов о том, что данное семинарское занятие будет использоваться как оценочное средство. Перечень источников для анализа указан в п. 3 Методических рекомендаций к рабочей программе «Философия Античности и Средних веков»

 

 

Рекомендации к использованию эссе как оценочного средства

Подготовка студентом эссе является видом самостоятельной работы студента и в тоже время средством контроля и оценки его знаний, умений инавыков при освоении учебного модуля «Философия Античности и Средних веков». Данное средство позволяет оценить умение студента письменно изложить суть проблемы, применить теоретический инструментарий философии для анализа проблемы, сделать выводы и высказать собственную точку зрения по данному вопросу. Критерии оценки эссе приведены в фонде оценочных средств рабочей программы учебного модуля «Философия Античности и Средних веков». Эссе рекомендуется приурочить к 28 теме.

Структура эссе может быть произвольной, однако в нем должны присутствовать как теоретическое обоснование проблемы, так и собственное рассуждение, отношение к выбранной теме. У эссе должен быть правильно оформленный титульный лист, в тексте приветствуются сноски на научную литературу. Структура эссе может быть следующей: введение, содержательная часть, заключение, список литературы. Рекомендуемый объем эссе 3-5 страниц.

 

Темы для эссе:

1. «От мифа» к «логосу». Возникновение философии в Греции, Индии и Китае. Сходства и различия.

2. Платон и Аристотель в споре об идеях.

3. Образ наилучшего государства в политических учениях Платона и Аристотеля.

4. Концепция природы у античных философов. Ее сравнение с наукой Нового времени.

5. Феномен софистики в античной философии. Значение софистики для современности.

6. Космос Гераклита.

7. Атомистика Демокрита и представление об атомах в современное науке.

8. «Я знаю, что я ничего не знаю» — парадокс или догма?

9. Концепции материи у античных философов.

10. Проблема истинного знания в античной философии.

11. Сократический поворот в философии.

12. Этика и политика в античной философии.

13. Философия и мифология в античности.

14. Философия в античности как modus vivendi.

15. Современные понятия «идея», «стоик», «скептик», «энергия» и их философская «родословная».

16. Философский эрос.

17. Формирование идеи личности (от античности к христианству). Языческие философские школы и раннее христианство. Использование понятий античной философии для выражения духовного опыта христиан.

18. Гностицизм и христианство.

19. Взаимосвязь веры и разума в средневековой философии.

20. Боэций и проблема универсалий.

21. Схоластическая философия (основные представители и проблемы).

22. Феномен университета (институциональный аспект).

23. Аристотелизм в схоластической философии.

24. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии.

25. Проблема бытия в схоластической философии.

26. Доказательство бытия Бога у Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского.

27. Философия Фомы Аквинского.

28. Политические учения древности в их отношении к современности.

29. Философия на христианском Востоке и философия на христианском Западе. Значение платонизма и аристотелизма для обеих философских культур.

30. Смысловые параллели между древневосточной и античной философией.

31. Традиционализм древневосточной философии.

32. Мой взгляд на исследование философии Античности и Средних веков. Социальная значимость тематики.

33. Сложности культурного декодирования древних первоисточников.

34. Влияние философии Античности и Средних веков на современную философию.

Рекомендации к использованию доклада-презентации как оценочного средства.

При проведении ряда семинаров рекомендуется использовать итоги углубленной работы студентов над отдельными темами, в общем виде освещенными на лекциях. В процессе обсуждения выявляются наиболее сильные и слабые стороны подготовленных докладов, общим мнением выбираются самые результативные из представленных презентаций.

Оценочное средство в виде подготовки доклада с сопровождающей презентацией используется при проведении практического занятия в рамках последней темы, в качестве обобщения и текущего контроля знаний студентов.

Темы для подготовки докладов указаны в п. 3 Методических рекомендаций к рабочей программе «Философия Античности и Средних веков»

 

Рекомендации к проведению контрольной работы

Контрольная работа является рубежным средством проверки и оценки знаний студентов по освоенному материалу, а также умений применять полученные знания для решения поставленных задач. В рамках освоения учебного модуля «Философия и социология культуры» контрольную работу рекомендуется проводить после освоения пятнадцати теоретических тем.

Данный вид оценочного средства проводится письменно, путем ответов студентами на поставленные культурологические вопросы и задачи, разбитые на 4 варианта. В случае неудовлетворительной сдачи контрольной работы студенту разрешается ее переписать до итоговой аттестации. Во время проведения контрольной работы оценивается способность студента найти правильный ответ на поставленный вопрос, умение сориентироваться в ситуации культурологического характера, применять полученные в ходе лекций и практик знания.

Список вопросов для 4 вариантов контрольной работы приведен в фонде оценочных средств выпускающей кафедры теории истории и философии культуры.

 

Рекомендации по использованию собеседования как оценочного средства.

Собеседование является текущим средством контроля и оценки знаний, умений инавыков студентов при освоении учебного модуля «Философия Античности и Средних веков». Для каждой темы, выбранной для собеседования, предусмотрено несколько примерных вопросов, по которым оно будет проводиться. Собеседование проводится в устной форме. Студент должен быть готов к диалогу с преподавателем на основании знания литературы по данной теме.

 

Рекомендации к использованию экзамена как оценочного средства

 

Экзамен является оценочным средством итогового контроля и оценки знаний, умений инавыков студентов при освоении учебного модуля «Философия Античности и Средних веков».

Экзамен проводится в период зимней сессии. В комплекте экзаменационных вопросов включено 20 билетов, по 2 вопроса в каждом. Экзаменационный билет содержит вопросы из содержания УМ, соответственно тематике философии Античности и Средних веков. Перед экзаменом преподаватель проводит консультацию, во время которой поясняет особенности экзаменационных билетов, требования к проведению экзамена, отвечает на вопросы студентов.

Количество баллов, полученных студентами за экзамен, зависит от количества и качества правильных ответов.

 

5. Методические рекомендации по распределению времени на СРС

При освоении учебного модуля «Философия Античности и Средних веков» студенту отводится время для самостоятельной работы. Согласно требованиям ФГОС направления подготовки 47.03.01 Философия, и содержанию БУП данного направления подготовки, количество времени, отведенного на самостоятельную работу студента при трудоемкости модуля в 9 ЗЕТ, равна 180 часам. Из них 36 часов аудиторной работы и 144 часа – внеаудиторной.

Содержание аудиторной самостоятельной работы планируется преподавателем и используется для:

ü консультирования студентов относительно подготовки к семинарам, выполнения заданий, выбора тем для эссе и анализа источника и иных вопросов, касающихся организации учебного процесса;

ü проведения контрольной работы, собеседования, подведения итогов заданий и в целом изучения учебного модуля.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Философия и мировоззрение.
  2. XIX век: иррационализм и философия жизни.
  3. А.Н. Радищев «философия человека»
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.157 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь