Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Цвет как выразительное средство искусства



Общее понятие цвета

 

В теории живописи одними из основных вопросов являются изучение художественных, эстетических свойств цвета, закономер­ностей возникновения цветового строя, особенностей колорита, разнообразия гармоний и контрастов, соотношения цвета с формой, величиной, композицией, техникой.

Большое влияние на развитие живописи оказали импрессиони­сты, воплотившие в своих картинах живые впечатления от реаль­ности жизни. Они улавливали малейшие изменения цвета, появляю­щиеся под воздействием световоздушной среды. Импрессионисты открыли красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок, новую цветовую гармонию и колористические качества. Импрессионисты были первыми живописцами, научившимися «ло­вить свет и бросать его прямо на картину»1. Непривычная живопись вызвала у зрителя того времени протесты, возмущение. Публика устраивала скандалы. В устоявшемся представлении цвет предмета должен быть непременно привычным. «Деревья не бывают фиоле­товыми, а небо цвета свежесбитого масла», — категорически утверж­дали зрители 2.

Окружающий мир воспринимается нами благодаря свету, высту­пающему как объективный фактор, и зрению как субъективному фактору. Каждый предмет имеет собственный, присущий ему цвет. Например, спелые лимоны — желтые, апельсины — оранжевые, свежий огурец — зеленый. Природный цвет предмета хорошо виден, когда он ярко освещен, но цвет предмета изменяется с переменой освещения и становится невидимым в темноте. Отсюда следует: только благодаря свету предмет становится видимым и его цвет осязаемым.

 

1. Живопись: учеб. пособие. — М., 1993. — С. 34.

2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: практическое пособие. — М., 1992. — С. 23

 

Одномерное цветовое восприятие может приравниваться к сле­поте. Это означает, что в сознании человека вырабатывается опреде­ленный стереотип восприятия цвета: небо — голубое; снег — белый; трава — зеленая; вода — синяя. Для того чтобы избавиться от цвето­вых штампов, необходима специальная постановка зрения, такая, чтобы ребенок научился видеть, как цвет предмета выглядит в конкрет­ных условиях освещения и соседства с другими предметами. Леонардо да Винчи в своих записях обращал внимание на роль освещения в тех изменениях, которые происходят на поверхности предмета. В своих наблюдениях и убеждениях он был прав, поскольку все то, о чем он говорил, легко проверить на практике, а именно пронаблюдать за из­менением цвета листа белой бумаги в зависимости от различных ис­точников света.

Таким образом, на восприятие цвета предмета воздействуют прямые лучи света, попадающие на открытые поверхности; свет от соседних предметов (рефлексы); природный цвет самого предмета и, конечно, наш глаз, способный воспринять даже малейшие нюансы (оттенки) цвета.

Влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка

Развитие цветового зрения у человека во многом зависело от до­стижений в области науки, связанных с определением особенностей и закономерностей эмоционально-психологического воздействия цвета, от выявления элементарного цветоощущения до характеристики вы­сокоразвитого чувства цвета. «Под чувством цвета в отличие от про­стого ощущения понимается сложное, обогащающее восприятие цве­та, когда возникают представления, образы, ассоциации, связанные с цветом» 1. Однако любые достижения в области науки не могут пол­ностью объяснить многие явления, происходящие с личностью при восприятии того или иного цвета. Цвет имеет различное по степени и характеру значение для человека: цветовые отношения в окружаю­щей обстановке могут успокоить, а могут возбудить, излечить, ком­пенсировать какие-либо недуги или ввести в состояние глубокой депрессии и усугубить физическое и психологическое нездоровье. Чаще всего проблеме цвета в организации среды, в образовании и воспитании подрастающего поколения не уделяется достаточного внимания, что приводит к появлению многочисленных стереотипов, духовной обедненности, не позволяющей ребенку раскрыться в той или иной области. Ярким примером такого суждения выступает «цветовое навязывание», осуществляемое с рождения ребенка и со­провождающее его всю жизнь. Родившийся ребенок сразу попадает в определенную цветовую среду, организованную взрослыми. Если взрослые осознают силу воздействия цвета, то среда будет комфорт­ной для малыша. Чем младше ребенок, тем выше его чувствитель­ность к цвету.

 

 

1. Кузин В. С. Психология: учебник. — М., 1997. — С. 134

Сказать об этом малыш может только внешне (своим плачем, беспокойным поведением, криком и т.д.). Но в большинстве случаев взрослые не способны выстроить гармоничную цветовую среду в силу различных обстоятельств (неосведомленность, отсутствие эстетического вкуса, мировоззренческие установки в воспитании детей, низкий уровень жизни и т.д.). В этом случае ребенок начина­ет адаптироваться к среде, которую для него создали, он постепенно привыкает к состоянию дисгармоничности. Далее это взаимодействие продолжается в дошкольном образовательном учреждении, где также не всегда достаточно внимания уделяется цветовому оформлению. Таким образом, «цветовое привыкание» усугубляется. Поэтому у детей к 4—5 годам развивается система цветовых стереотипов при условии неоправданного руководства основами изобразительной грамоты.

В образовательном учреждении, на работе человек сталкивается с той же ситуацией, в конечном счете он привыкает подавлять свое эстетическое восприятие цвета в мире. Иногда такое подавление приводит к ухудшению не только душевного состояния, но и физи­ческого.

 

Если класс или комнату, где проходят занятия, требующие внимания, усидчивости, оформить в монохроматической однотональной, тусклой гамме, то после 1—2 часов работы в этом помещении у большинства при­сутствующих появляются головная боль, недомогание, усталость, раздражен­ность. Причина — цветовое и тоновое однообразие. Чтобы повысить рабо­тоспособность, необходимо использовать цветовой или тоновой контраст, позволяющий корректировать эмоциональное состояние детей, их умствен­ное напряжение.

Приходя в поликлинику или больницу, дети часто испытывают волнение, страх, чувствуют себя крайне некомфортно. Это происходит не только по­тому, что эти учреждения ассоциируются с болью, но и из-за цветового оформления. В большинстве случаев используются белый, светлый сине- зеленый, голубой цвета, которые относятся к холодной колористической гамме. Они вызывают ощущение холода, скованности, чувства страха. В по­следнее время одежда медперсонала стала более разнообразной в цветовом плане, и это смягчает эмоциональное состояние детей, приходящих на при­ем к врачу.

 

Цветовая среда может влиять на психологическое и физическое состояние ребенка. Поэтому, организуя для него цветовое про­странство, всегда нужно помнить не только о его функциональном назначении, но и о психологическом, эстетическом комфорте ма­лыша.

 

Основные свойства цвета

 

Все цвета условно можно разделить на две большие группы:

- ахроматические (бесцветные) — белый, серый, черный;

- хроматические — красный, оранжевый, желтый, зеленый, го­лубой, синий, фиолетовый и все промежуточные их оттенки.

Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым тоном, насыщенностью и светлотой, которые являются основными свой­ствами цвета и создают некую триаду, «цветовое тело».

Под цветовым тоном принято понимать качество хроматиче­ского цвета, которое в повседневной жизни мы называем красным, оранжевым, желтым, зеленым и т.д., в отношении которого его можно приравнять к одному из спектральных цветов. Сила цвето­вого тона определяется насыщенностью цвета.

Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты. Эталонами насыщенности счита­ются цвета, приближенные к спектральным. Чем сильнее отличие хроматического цвета от серого, тем он более насыщен.

Светлота отношение потока света, обозначающего степень приближения цвета к белому. Светлота может зависеть от ряда фак­торов: от насыщенности цвета; от того, на каком фоне предмет рас­сматривается.

Собственный цвет предмета в теории живописи получил название локального цвета.

Другими качествами цвета являются:

оттенок — цвет, смешанный с белым (красный — цвет; розо­вый — оттенок);

полутон — цвет, смешанный с серым.

Цветовой круг. Расположение цветов в виде круга не случайно, эта фигура более всего подходит для того, чтобы объяснить, на­глядно проиллюстрировать многие закономерности цветоведения (рис. 11)

Рис. 11. Цветовой круг

Пропущенный через трехгранную призму пучок солнечного света образует на белой бумаге (или экране) разноцветную полосу — спектр, состоящий из семи ясно выделяющих­ся цветов, они расположены в определенной последовательности и образуют постепенный переход от одного цвета к другому: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Крайние цвета спектра — красно-фиолетовый и сине-фиолетовый — схожи. Если добавить к ним пурпурный цвет, поместив его между красно-фиолетовым и сине-фиоле­товым, спектр можно замкнуть в кольцо, которое и будет называться цветовым кругом. Три цвета — красный, желтый, синий — в этом круге принято считать основными, по­скольку их нельзя получить путем смешения каких-либо других цве­тов, но с их помощью можно составить любой цвет спектра. Оран­жевый, зеленый и фиолетовый называют составными, их можно получить, смешивая основные цвета. В цветовом круге различаются цвета, противолежащие друг другу Самый напряженный красный цвет находится напротив самого мягкого — зеленого, самый теплый — оран­жевый — напротив холодного синего, самый светлый желтый — напро­тив самого темного — фиолетового. Эти цвета, стоящие друг против друга, называются дополнительными (или «взаимодополнитель­ными»).

Цветовой круг условно можно разделить на две части: теплую цветовую гамму (желтые, красные, оранжевые, желто-зеленые) и хо­лодную (синие, голубые, голубо-зеленые, фиолетовые). Такое раз­деление объясняется тем, что одни цвета ассоциируются с солнцем, огнем, от которых исходит тепло, другие напоминают снег, лед, воз­душную стихию, излучают прохладу.

Понятия «теплые» и «холодные» цвета носят условный характер, поскольку восприятие цветов одной и той же группы относительно (сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, ка­жется холодным, а по сравнению с синим — теплым). Следовательно, любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может ока­заться холодным, и, наоборот, холодный цвет рядом с более холодным может быть теплым.

Смешение красок. Знание законов смешения красок необходимо для того, чтобы овладеть техникой лессировок. В теории живописи есть ряд правил, знание которых на практике может быть использо­вано для достижения выразительности образов, а также для анализа произведений живописи с целью определения их колористической гаммы или техники.

Первое правило. Если наносить прозрачные слои красок друг на друга, то верхний красочный слой всегда будет иметь определяющее значение (для получения зеленого цвета голубоватого оттенка нужно покрыть прозрачным слоем синей краски желтую, а при наложении желтой краски на синюю получим зеленый цвет желтоватого оттенка). Этот процесс называется вычитанием цветов.

Второе правило. При высыхании краски имеют особенность светлеть и терять в большей или меньшей степени насыщенность цвета.

В процессе создания любого живописного образа можно исполь­зовать различные способы смешения цвета.

Условно можно выделить несколько видов смешения, при­чем результаты этих смешений имеют свою специфику.

Механическое смешение. Оттенки образуются путем механических действий:

- вливание цвета в цвет (для этого используется техника «по- сырому»: наносим одно цветовое пятно рядом с другим и лист на­чинаем переворачивать, тем самым цвета взаимопроникают друг в друга, образуя третий цвет — оттенок);

- наложение (наносится одно цветовое пятно, а второе накла­дывается на него, в результате получается третий цвет — отте­нок).

Оптическое смешение. Смешение происходит иллюзорно, а не фактически.

Для большей наглядности и убедительности проведем следующий мини-эксперимент. Возьмем два цвета (желтый и синий), при меха­ническом смешении которых можно получить зеленый, а при опти­ческом — серый. Серый цвет получается в результате вращения дис­ка, состоящего из желтого и синего стекла.

Пространственное смешение получается, если смотреть на не­котором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет или оттенок, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особен­ностями строения глаза человека и происходит по правилам оптиче­ского смешения.

Приемы работы с цветом.

Окраска — прием нанесения тона посредством заливки, отмывки и «сухой кистью».

Заливка используется с целью получения ровного красочного тона или ряда тонов. Выполняется следующим образом. Рисунок распола­гают наклонно, набрав в нужном количестве красящего вещества на кисть, начинают легкими движениями кисти в направлении слева направо наносить полоски-мазки. В этом случае краска, постепенно стекая к нижнему краю, образует «красочный валик». Это действие повторяют до тех пор, пока вся поверхность не будет закрыта ровным слоем.

Отмывкой пользуются в тех случаях, когда необходимо покрыть тоном поверхность, имеющую неровную светлоту. Сначала необхо­димо отметить карандашом границы тоновых переходов, потом за­крыть красочным слоем самый светлый участок. Затем, после вы­сыхания, второй красочный слой наложить на только полутемные и темные части и в последнюю очередь по сухому второму слою на­нести третий слой, закрывающий самые темные места. В завершение работы резкие границы между частями отмываются кистью с помо­щью воды.

«Сухая кисть». Этот прием применяется для окраски изображе­ний предметов, отличающихся очень неровной, шероховатой, вор­систой фактурой. С этой целью используют густую краску, наносимую сухой кистью. Мазки приобретают характер либо тычков, либо скользящих по поверхности движений.

Светотень позволяет отразить на листе степень освещенности поверхности предмета и передать его объем. Состоит из светотеневых градаций: блик, собственная тень, рефлекс, полутень, падающая тень.

Блик — самое светлое место на предмете. Очень ярко блики вы­ражены на блестящих поверхностях.

Собственная тень возникает на плоскости в том месте, куда лучи от источника света не попадают. Чем ближе к источнику света, тем насыщеннее грань теневой плоскости.

Рефлекс — участок теневой поверхности, подсвеченный отражен­ными лучами света. Рефлекс на предмете может образовываться и от окружающих предметов, пространства (драпировки, фона и т.д.).

Полутень образуется на плоскости благодаря скользящим лучам света, создающим эффект косвенного освещения.

Падающая тень — это участок затененного пространства, рас­полагающийся за предметом, который образуется от освещенных участков формы, поглощающих собой прямые лучи света.

Контрасты — это важнейшие формообразующие элементы живо­писи.

Одновременный контраст. Цветовая гармония, колорит, светотень в живописи построены зачастую по принципу контраста. В природе цвет всегда находится в соседстве или окружении других цветов, что приводит к взаимовлиянию цветов друг на друга.

Светлотный контраст. Элементарное сопоставление белого и черного вызывает пространственный эффект. Любой цвет в окруже­нии более темных светлеет, а в окружении более светлых темнеет.

Краевой контраст (пограничный эффект) — более сложная раз­новидность иллюзии. Возникает в местах, где светлое поле сопри­касается с более темным. Светлое поле у границы с темным кажется еще светлее, а темное — темнее. Создается впечатление неравномер­ной окрашенности того и другого поля.

Последовательный контраст возникает, когда мы переводим взгляд с одного цветового тона на другой, на котором наблюдается оттенок цвета, несвойственный ему. Это объясняется остаточным раздражением сетчатки глаза при восприятии предыдущего цветово­го тона, так как цветовое и световое ощущение продолжается еще некоторое время, в то время как предыдущий цветовой тон уже исчез из поля зрения.

Цветовая гармония. Важнейшее средство художественной вы­разительности в живописи наряду с композицией, рисунком, пер­спективой, светотенью, фактурой и пр.

Гармония (от греч. harmonia — созвучие, согласие, противопо­ложность хаосу) — философско-эстетическая категория, означающая «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное вза­имосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстети­ческим категориям совершенства и красоты» 1.

 

1. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. — Минск, 2003. — С. 26.

 

В настоящее время существует множество теорий гармонизации цветов. Опираясь на систему В.М.Шугаева, попытаемся выделить возможные виды цветовых гармоний.

Первичная гармония — сочетание красного, черного и белого цветов в единой композиции.

Первичной она названа потому, что эти цвета первыми стал ис­пользовать в живописи человек. Белый цвет означал небо, красный — землю, а черный — воду, так как вода ассоциировалась со смертью и с потусторонним миром (т.е. самым глубоким местом на земле, куда отправляются души).

Основная — сочетание локальных цветов (красного, синего, жел­того), которые нельзя получить путем смешения каких-либо цветов, но из них можно получить множественные цвета и оттенки.

Родственная — сочетание трех, четырех цветов (оттенков), рас­положенных рядом друг с другом по цветовому кругу.

Дополнительная — сочетание взаимодополнительных цветов (оттенков), занимающих в цветовом круге точно противоположные позиции: красный — зеленый, желтый — фиолетовый, синий — оран­жевый.

 

Рис. 12. Гармония:

а — основная; б — родственная; в — дополнительная; г — дополнительная с вкрапле­ниями; д — монохроматическая; е — третичная; ж — четвертичная. На рисунках: К — красный, С — синий, Ж — желтый, Ж-3 — желто-зеленый, Ж-0 — желто-оранжевый, 3 — зеленый, 3-С — зелено-синий, 3-Ж — зелено-желтый, Б-Р — бело-розовый, Р — розовый, Т-К — темно-красный, С-Ф — сине-фиолетовый, • О-Ж — оранжево-желтый

Составная — сочетание составных цветов: оранжевого, зеленого, фиолетового, которые получаются путем смешения основных цветов.

Ахроматическая — сочетание ахроматических цветов: белого, серого и черного и различных их оттенков.

Нейтральная — сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов, которое можно расширить добавлением белого и черного цветов.

Дисгармоничная — сочетание дисгармоничных (смелых и не­сколько вызывающих) цветов, которое получается из сочетания цве­та с цветом, который находится рядом (справа или слева) с допол­нительным. Например, синий — с красно-оранжевым и оранжево- желтым.

Дополнительная с вкраплением — сочетание цветов, располо­женных по обеим сторонам соответствующих дополнительных цветов: красный — зелено-синий — зелено-желтый.

Монохроматическая — сочетание оттенков, тонов или полуто­нов одного цвета, сочетающихся между собой.

Третичная — сочетание трех цветов (оттенков), расположенных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге: сине-зеленая, желто-оранжевая и красно-фиолетовая; красно-оранжевая, сине- фиолетовая и желто-зеленая.

Четвертичная — сочетание четырех цветов (оттенков), располо­женных на равном расстоянии друг от друга в цветовом круге. На­пример: красный — оранжево-желтый — зеленый — сине-фиоле­товый.

Лессировки (от нем. laisiren — покрывать глазурью) — тонкие про­зрачные и полупрозрачные слои красок, наносимые на другие, уже хорошо просохшие или полупросохшие плотные красочные слои, что­бы изменить, усилить или ослабить цветовые тона, обогатить колорит, добиться единства живописного произведения и его гармонии.

Контрольные вопросы

 

1. Какое значение в живописи имеет цвет?

2. В чем проявляется знаково-символическая функция цвета?

3. Дайте характеристику символике цветов, выделенной разными куль­турами.

4. Составьте альбом репродукций произведений живописи по одному из направлений:

цвет в живописи;

цвет в природе.

Альбом можно выполнить в виде слайд-шоу.

5. Каково назначение контраста в живописи?

6. С какого возраста нужно знакомить дошкольника с цветовым кру­гом?


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Какой заголовок подходит к данному тексту?
  2. BIM как частный случай PLM. Жизненный цикл продукта, жизненный цикл строительного проекта.
  3. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  4. I. Какое из данных утверждений выражает основную идею текста?
  5. I. Логистика как системный инструмент.
  6. I. Понятие как форма мышления
  7. I. Предмет, метод и специфика административного права как отрасли права
  8. I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников.
  9. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  10. I. Флагелляция как метод БДСМ
  11. I.4. Кино и «старшие» искусства
  12. II Всероссийского конкурса чтецов и театрального искусства.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 2368; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь