Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Осмысленность в рисунках детей



Рис. 18. Федя (3 г. 1 мес.). Подсолнухи

 

 

Наташа (2 г. 9 мес.) рисует аквариум с рыбками: «Эта рыбка догоняет другую рыбку, я их нарисую так», — и она изображает их друг за другом. Далее она продолжает: «Песочек будет светлым, а вода темной, чтобы крабиков видно было». Наташа целенаправленно использовала цветовой и то­новой контраст, чтобы выделить персонажей в своем рисунке.

 

Константность позволяет воспринимать выразительные сред­ства постоянными независимо от художественного образа, в котором они использованы. То есть дети постепенно приучаются вычленять цвет, форму, композиционные закономерности как самостоятельные средства выразительности живописи.

Гибкость раскрывает способность ребенка варьировать различ­ные компоненты изобразительной грамоты при создании собствен­ных образов.

 

Даша (3 г. 1 мес.) рисует натюрморт: «Фон у меня будет коричневым, а цветы будут розовые. Я сначала их нарисую, а потом выберу цвет для вазы. Наверное, она будет красной, или лучше я возьму серый цвет, все сразу увидят мои цветы», (цв. вкл. рис. 19)

 

Гибкость в рисунках детей

Рис. 19. Даша (3 г. 1 мес.). Ваза с цветами

 

Целостность как одно из свойств восприятия очень тесно свя­зана с предметностью и обусловлена способностью ребенка доби­ваться единства образа при использовании самых разных вырази­тельных средств.

Динамичность представляет собой совокупность психофизио­логических процессов и явлений, характеризующих весь цикл усво­ения основ изобразительной грамоты.

Взаимодействие искусства и личности в психологии рассматри­валось как эмоциональный аспект восприятия произведений изо­бразительного искусства, как специфическое познание объективной действительности, происходящее в форме художественных образов (А. В. Запорожец, О. И. Концевая, Е. П. Крупник, А.Н.Леонтьев, JI. С. Славина и др.). Для того чтобы правильно понять произведение изобразительного искусства, проанализировать выразительные сред­ства, ребенку необходимо отнестись к нему как к образу.

В исследованиях Е.Я. Васина, К. Бюллера, Т. Торренса показана неспособность детей дифференцировать изображение и изобража­емое. Овладение основами изобразительной грамоты складывается из отношения к художественным образам, которое происходит от непосредственного участия ребенка в изображаемых событиях до более сложных форм художественно-эстетического воспитания, тре­бующего занять позицию вне образов. Формирование этой внутрен­ней деятельности позволяет дошкольнику вычленять художественные свойства и отношения, служащие критерием оценки рассматривае­мых образов.

В изучении правил и законов живописи особое место занимают «пространственное» и «наглядное моделирование», предложенное Л. А. Венгером. Он выделил три вида модельных представлений, ко­торыми овладевают дошкольники:

- замещение элементов моделируемого содержания художествен­ного образа посредством операций, входящих в состав наглядного моделирования;

- построение модели художественно-выразительного образа путем установления между выразительными средствами художественных отношений;

- использование моделей выразительных средств в качестве сред­ства создания собственного образа.

Как указывает Р. М.Чумичева, построение и использование внеш­них моделей преобразуется в построение и использование функцио­нально идентичной ей внутренней модели — модели представлений. Значит, в дошкольном возрасте возможно формирование действий с тремя видами моделей и модельных представлений: конкретными, отображающими структуру каждого компонента изобразительной грамоты; обобщенными, отображающими общую структуру отдель­ного выразительного средства; условно-символическими, передаю­щими ненаглядные отношения различных компонентов изобрази­тельной грамоты.

Влияние изобразительной грамоты на духовное развитие ребенка заключается в том, что восприятие художественных образов и вы­деление в их содержании конкретных художественных свойств и от­ношений не только приводит к приобретению знаний и умений в области изобразительного искусства, к формированию отдельных психических процессов, но и изменяет общее отношение к действи­тельности, способствует возникновению новых высших мотивов деятельности ребенка. Проникая в суть образов через освоенную систему выразительных средств, дошкольник внутренне духовно очищается, поскольку эстетическое начало художественных образов способствует проявлению детского катарсиса, позволяющего перей­ти ему на более высокий уровень восприятия искусства и окружаю­щего мира.

Механизм соприкосновения иносказательного и обычного плана художественно-эстетического осмысления ребенком искусства и окружающего мира возникает, по мнению Е. П. Крупника, за счет двух психологических противоположно направленных процессов, характеризующих собственно детское творчество в рисовании: «вне- художественного» и «художнического». Как указывал Е. П. Крупник, «внехудожественный» процесс осознания ребенка совпадает с его душевными переживаниями, которые становятся сопереживаниями в контексте искусства.

Отношение дошкольника к выразительным средствам опосреду­ется как эмпатией 1, так и непосредственным, чувственным созер­цанием, сопровождающимся эстетическим наслаждением. Эмпатия рассматривается как один из важных механизмов усвоения детьми дошкольного возраста основ изобразительной грамоты, полноценное художественно-эстетическое воздействие изобразительной грамоты на ребенка дошкольного возраста осуществляется в результате гар­моничного опосредования двух основных динамических тенденций художественно-эстетического сознания: эмпатического сопережи­вания и созерцания.

Таким образом, овладение детьми раннего и младшего дошколь­ного возраста основами изобразительной грамоты заключается в интуитивном, а детей седьмого года в сознательном использовании выразительных средств в различных художественных образах, кото­рое построено на работе воображения, на отображении и трансформации своих наблюдений, а также эмпатическом сопереживании и созерцании всего окружающего.

Контрольные вопросы

1. Какие механизмы восприятия участвуют в процессе овладения до­школьниками основами изобразительной грамоты?

2. Существует ли отличие в овладении детьми младшего и старшего дошкольного возраста основами изобразительной грамоты с точки зрения функционирования психологических механизмов?

 

1. Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — вчувствование в художествен­ный объект, источник эстетического наслаждения

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. РАЗВИТИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  2. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  3. II.2. Коррекция и реабилитация речевой патологии у детей, страдающих дизартрией
  4. V. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
  5. А почему Вы не исследовали мультфильмы для детей до 3-х лет?
  6. Абсцесс и флегмона мягких тканей у детей. Клиника, дифференциальная диагностика, принципы лечения.
  7. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
  8. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНОЙ И МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА КОСТНОЙ И МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМ ДЕТЕЙ.
  9. Ассортимент блюд и кулинарных изделий, предназначенных для использования в питании детей в ДОУ.
  10. Библиотечное обслуживание детей.
  11. Болезни детей старшего возраста
  12. Бочче как средство повышения двигательных возможностей и повышения психоэмоционального состояния детей с децким церебральным параличом


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 977; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь