Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
С помощью понятий, суждений и умозаключений выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории – наиболее развитые и глубокие логические образы действительности.
Такова характеристика рациональной ступени познания. Но чувственное и рациональное познание как формы не исчерпывают процесс познания. Познание осуществляется и с помощью интуиции, на природе которой и ее познавательных возможностях следует остановиться подробнее. Интуиция — (пристально смотрю) определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Еще ее определяют как чутье, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях. В иррациональной философии интуиция — мистическое постижение “истины” без помощи научного опыта и логических умозаключений. Характеризуя интуицию, можно отметить что: 1) интуиция - это особая форма скачка от незнания к знанию; 2) интуиция - это плод переплетения логических и психологических механизмов мышления. Исследователи отмечают также и признаки интуиции: внезапность скачка; неполная осознанность процесса; непосредственный характер возникновения знания. Выделяют также формы интуиции: чувственную и интеллектуальную. Характерно то, что у нас внезапно возникает уверенность в результативности интуитивного познавательного акта, причем такая уверенность имеет три особенности: 1) остается неясным, каким образом мы угадываем “близость решения”, хотя буквально ничего не можем сказать о его содержании; 2) усилия сознания “схватить” подступающее решение, т.е. подключить внимание и формальную логику, как бы отпугивает его; 3) хотя мы и не знаем содержания возникшего решения, мы тем не менее откуда-то обретаем уверенность в том, что оно существенно лучше тех вариантов, которые придумывались нами ранее. Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления. Во-первых, интуитивное мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблемой бьется осознанное мышление. Во-вторых, решения, полученные на интуитивном уровне, дают ответ именно на наиболее трудные задачи, стоящие перед осознанным мышлением, дают конструкциям (моделям) осознанного мышления именно то, чего им не достаёт. Интуитивное мышление следует за осознанным мышлением в плане проблематики, но часто опережает его во времени решения задач. Еще его особенность в том, что оно возникает как следствие напряженных и эмоционально насыщенных поисковых размышлений. Оно всегда эмоционально окрашено. Оно всегда просто и лаконично и никогда не представляет собой целой теории, а дает лишь некоторый ключевой элемент. Таким образом, в реальном познавательном акте все формы познания – чувственное, рациональное, интуитивное – неразделимы.Знание их позволяет ориентироваться в изучении окружающей реальности. Истина и её критерии. Важнейшим критерием ценности того или иного знания является его истинность. Но что такое истина? На сегодняшний день в философии существует, по крайней мере, несколько концепций истин. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны: 1. Классическая (называется так потому, что является древнейшей из всех концепций истины. Именно с нее начинается теоретическое исследование истины. Классическая концепция истины философски неоднородна. Она получила различные философские интерпретации — как материалистические, так и идеалистические, но все же классическая концепция всегда стояла ближе к материализму. Необходимо также уточнить, что в западной философии классическую концепцию истины именуют иногда теорией соответствия или корреспондентской теорией истины. Эти названия, строго говоря, не тождественны. Понятие «корреспондентская теория» является более широким. Но все же, определяя истину через понятие соответствия, оно, безусловно, включает классическую концепцию теории истины. Истина – это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании, конечная цель человека в его духовном стремлении. 2. Когерентная концепция рассматривает истину как соответствие, согласование одних знаний другим, более общим. Эта теория пытается решить проблему когерентности в логическом смысле. Однако эта проблема — проблема непротиворечивости, как логическая проблема, чрезвычайно сложна и разрешима только в простейших случаях. Но она тем более не разрешима в контексте таких сложных наук, как физика. Опять же когерентность, рассматривается как внутреннее свойство системы высказываний, в рамках такой теории когерентности невозможно понять, каким образом непротиворечивость знаний гарантирует их соответствие реальному миру. 3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная, особенно, в Америке (Пирс, Джеймс…), говорит, что мы не можем познать внешний мир таким, какой он есть, а раз так, определение истины как соответствия знаний действительности лишено разумного смысла. Это определение есть определение чего-то недостижимого. Поэтому следует от него отказаться и заменить более «реалистичным» определением истины, каким, по мнению прагматиста, является определение истины как полезного, практически эффективного знания, следовательно, истиной считается то, что полезно для человека. Уильям Джеймс: Бог существует, т.к. он хорошо влияет на человеческую природу. 4. Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считает большинство. Соглашение между учёными… 5. Экзистенциалистская концепция. Истина есть свобода. С одной стороны, это процесс, в котором мир открывается нам, а с другой, человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир. 6. Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина – это Божье откровение. Проблема истины – одна из ключевых в философии познания. Истина является целью познания. Её антипод – заблуждение, то есть знание, не соответствующее своему предмету. Заблуждение – это непреднамеренное искажение объективного знания, нарушение соответствия между знанием и объектом («Идолы сознания» Ф.Бэкона). Заблуждения как свойства человеческого рода постоянно присутствуют в процессе познания мира, ибо истина никогда не достигается сразу в одномоментном акте познания. Достижение истинного знания об объекте – не разовый акт, а процесс. Последний происходит в реальном историческом времени и включает в себя два момента, раскрывающих диалектическую природу познания: абсолютное (абсолютная истина) и относительное (относительная истина). При этом абсолютная истина трактуется двояко: с одной стороны, это полное, исчерпывающее знание о мире в целом, которое недостижимо и выступает как идеал, к которому человечество стремится, но никогда его не достигает. С другой стороны, это такое знание о предмете, которое не может быть опровергнуто. К такому знанию относятся так называемые «вечные истины» («все люди смертны» и т.д.). Относительная истина есть относительное знание в объективной истине. Это такое знание о предмете, которое углубляется, уточняется, то есть подвергается изменению по мере прогресса общественно-исторической практики и самого познания. Поэтому движение к абсолютной истине осуществляется через относительные истины. Если получаемые знания абсолютизировать, считать их «вечными истинами», то мы получаем догматизм. И, наоборот, если наши знания считать только относительными, то мы имеем релятивизм. Догматизм и релятивизм – это заблуждения в процессе познания мира. Они вредны в жизни человека, особенно в политике. Истинное знание (истину) характеризуют не только с точки зрения его соответствия объекту, но и с точки зрения его простоты («то, что просто, то и гениально»), красоты, эвристичности, то есть способности его к саморазвитию и самоуглублению и др. Выделяются различные аспекты, раскрывающие с разных сторон истинное знание: бытийственный, аксиологический (нравственно-этический, эстетический), праксиологический. Последний характеризует наше знание с точки зрения его связи с практикой. Мир не стоит на месте, поэтому добытые общие (абстрактные) истины должны в человеческой практике конкретизироваться применительно к условиям места и времени, а также другим обстоятельствам. Например, сумма внутренних углов треугольника не всегда равна 2d (=180˚ ). В геометрии Римана-Лобачевского, т.е. при вогнутом пространстве, сумма внутренних углов треугольника меньше или больше, нежели в геометрии Евклида. Потому истина должна быть конкретной (Гегель), чтобы её использовать в реальной жизни человека. По словам Гегеля, истина всегда конкретна, абстрактной истины нет. Добываемые человеком знания нуждаются в проверке на истинность, для этого нужен её критерий. Каков он? В истории философии на этот счёт были различные точки зрения. Приверженцы рационализма полагали, что критерием истины является само мышление в силу того, что оно ясно и отчётливо мыслит объект. Этот взгляд отставали Декарт, Спиноза, Лейбниц. Такой подход имеет неразрывную связь с признанием самоочевидности первоначальных истин, которые постигаются с помощью интеллектуальной интуиции. Согласно взглядам неокантианца Э.Кассирера, критерием истины является внутренняя непротиворечивость самого мышления. Представители конвенционализма (А.Пуанкаре, К.Айдукевич, Р.Карнап) считают, что в основе научных теорий лежит соглашение (конвенция) между учёными, их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты. Представители прагматизма полагали критерием истины полезность. Но мы знаем, что пользу может принести и ложь!
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы