Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чувственное и рациональное в познании. Иррациональное.



Цель познания — знания. Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание – средство преобразования действительности и это система. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

В дальнейшем, когда стало выясняться, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями, или уровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Некоторые философы выделяют ещё один уровень познания и считают его исходным. Это живое созерцание, которое рассматривается ими не в качестве познавательной способности, а как результат реализации (синтеза) этих способностей.

Характеристику процесса познания следует начать с чувственной ступени, потому что она:

— исторически начальная ступень;

— начальная в том смысле, что без чувственности первоначального контакта с миром не возникает.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), включая использование специальных технических средств-приборов.

Для него характерны:

- непосредственность (прямое воспроизведение объекта);

- наглядность и предметность возникающих образов;

- воспроизведение объектов на уровне явления.

Следует заметить, что человеческий организм имеет экстрарецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность), и интрорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем состоянии организма.

Основные формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Ощущения всегда были и всегда будут единственным источником знаний человека об окружающем мире. Они разделяются на зрительные, слуховые, вкусовые и др.

Восприятия- синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус, то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется целенаправленность познания. Восприятие является результатом активного, деятельного отношения человека к внешней среде.

И, наконец, наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает такую форму образа, как представление. При этом образ предмета, воссозданный нашим представлением, отличается от того образа, который существовал в восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует.

Представление – это чувственно-наглядный образ предметов мира, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Это воспроизведение в сознании предметов, которые воздействовали на наши органы чувств в прошлом и сохранились в нашей памяти. Представления возникают на базе ощущений и восприятий.

Вместе с тем, в представлении можно получить образы не только того, что имеется в действительности, но и того, что в действительности не существует и никогда не воспринималось человеком непосредственно. Это значит, что представление связано не только с памятью, но и с воображением, фантазией.

Представление является большим шагом вперед по сравнению с восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение. Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях (т.е., например, в представлении не только о данной конкретной березе, растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом представлении о конкретном, единичном объекте Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания. Вместе с тем, оно является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

Важным элементом чувственной деятельности и чувственного познания являются эмоции – комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности, включающая в себя различные переживания и страсти (гнев, страх, любовь, ненависть, удовольствие и неудовольствие…). С одной стороны, они содержат в себе аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включён человек, с другой стороны, они фиксируют его чисто субъективное отношение к миру.

Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Оно включает в себя рассудок и разум. Рассудок (= здравый смысл) оперирует понятиями в пределах сложившихся знаний и чувственного опыта в строгом соответствии с установленными правилами. Рассудку присущи жёсткая определённость, строгость утверждений, тенденция к упрощению, формализации, схематизму. Рассудок приводит знания в систему и способствует приспособлению человека к стандартным условиям. Особенно он важен в решении практических, утилитарных задач. Ему свойственны негибкость, неспособность выйти за рамки чётко определённой задачи.

Разум производит знания более глубокого и обобщённого характера. Он схватывает объект в единстве противоположностей, ему свойственна гибкость, он обеспечивает получение нестандартных, творческих решений. Разум способен анализировать не только данные чувственного опыта, но и критически оценивать собственные решения.

Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении, для которого характерно создание абстрактных, обобщённых, опосредованных образов мира. Оно опосредовано чувственным познанием… Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений, выявляя присущие им общие и существеннейшие признаки. Оно осуществляется в тесной связи с языком – инструментом мышления – и речью, в которой мысль воплощается. Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления, которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, накопленных человечеством.

Исходной формой рационального познания является понятие. Возникновение понятий - это важнейшая закономерность становления и развития человеческого мышления. Объективная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении заключается в предметном характере окружающего нас мира, т.е. наличие в нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Образование понятия – это сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных общих признаков), абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения между ними.

Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания

Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это – знания непосредственные и опосредованные.

Непосредственные знания – это те, которые получены человеком с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Таковы, например, знания, выраженные суждениями: «Снег белый», «собака лает», «сосна пахнет смолой» и т.п. Подобная чувственная информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.

Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний. Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь