Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общество как исторический процесс. Философия истории.



Мы рассмотрели общество как систему, состоящую из взаимодействующих подсистем. Теперь следует взглянуть на общество как на непрерывный процесс изменения и развития.

На вопрос о движущих силах и направлении исторического процесс стремится ответить философия истории, которая по сути является иным названием социальной философии. Считается, термин «философия истории» ввёл в научный оборот в XVIII в. Вольтер, который рассматривал историю как творчество самих людей, а не проявление божественной воли. Иными словами, Вольтер не признавал провиденциализма – религиозного взгляда на историю как реализацию божественного плана «спасения человека».

Мыслители эпохи Возрождения и Просвещения противопоставили провиденциализму рационалистическое понимание истории в соответствии с её «естественными законами», разумом и волей самого человека. Наряду с английскими философами (Бэкон, Гоббс), заметный вклад в философию истории внёс Джамбаттиста Вико ( 1668-1744). Он исходил из предпосылки о закономерном и объективном историческом процессе, в котором даны результаты деятельности людей. Исторический прогресс, по его мнению, воплощается в трёх эпохах, которые последовательно проходит каждый народ:

- «божественная эпоха», для которой характерно отсутствие государства и господство жрецов,

- «героическая эпоха» (наличие государство и господство аристократии),

- «человеческая эпоха» (демократическая республика или представительная монархия)

Смена исторических эпох не проходит мирно, чаще всего – в ходе ожесточённой борьбы различных слоёв общества… Каждый цикл завершается кризисом и распадом старого общественного строя.

Выдающийся вклад в разработку философии истории внёс Г.Гегель. Он считал, что историческая, общественная закономерность может реализоваться только в результате сознательной деятельности людей. Не всегда субъективные цели общественной деятельности людей совпадают с её совокупным историческим результатом. Историю движет мировой дух. Целью мирового духа (истории) является свобода. Реализуя эту цель, мировой дух сам сознаёт себя всё более свободным. Главным критерием исторического развития является степень осознания свободы. История суть «прогресс в сознании свободы».

Французский мыслитель, представитель утопического социализма К.А. Сен-Симон (1760-1825) высказал идею о том, что определяющую роль в развитии общества играет «индустрия», под которой он понимал экономическую деятельность людей и соответствующие ей формы собственности. Однако эту идею он не положил в основу своего мировоззрения. Движущую силу развития общества Сен-Симон, как и его предшественники, усматривал в развитии идей. Вот схема исторического развития, предложенная Сен-Симоном:

- теологический этап, рабовладельческий и феодальный строй (господствуют религиозные идеи),

- «метафизический» этап (философские идеи), кризис и распад феодального строя,

- « позитивный» этап (основан на научных, позитивных идеях, носителями которых становятся учёные и «индустриалы-промышленники»).

Последователь Сен-Симона О.Конт – основоположник позитивизма – в чём-то повторяя своего патрона, открыл «великий и основной закон» человеческой истории – закон о трёх стадиях, которые с необходимостью проходит мысль человечества: теологическую, метафизическую и позитивную. В науке об обществе Конт выделял два основных подхода: статический и динамический. Первый подразумевает структурно-функциональный характер общества как социального организма, второй ориентирует на то, чтобы вскрыть характер и направление исторического развития общества («динамику»).

К.Маркс предложил концепцию материалистического понимания истории. В рамках этой концепции решающее значение в осмыслении общественной жизни придается экономическим и социокультурным моментам, прежде всего, материальному производству и производственно-экономическим общественным отношением.

Опираясь на эту основополагающую идею, Маркс начал разрабатывать теорию общественно-экономических формаций. Человечество, считал он, поступательно развивается и в своем развитии проходит определенные, закономерные, исторически длительные этапы.

Формация, по мысли Маркса, характеризуется, прежде всего, господствующим в обществе способом производства. Последний определяет все другие стороны социальной жизни: исторические формы общности людей (таковыми в истории общества являлись род, племя, народность, нация), социально-классовую структуру, состояние духовной сферы общества, политические и правовые отношения, государственные институты – вплоть до семейных отношений и всего образа жизни людей.

Социально-экономический способ производства, будучи основой формации, представляет собой исторически конкретное единство производительных сил данного общества и производственных отношений, сложившихся в этом обществе.

Производительные силы, как одна из сторон социально-экономического способа производства, выражают отношение общества к природе. Они являются системой человеческого и технико-технологического факторов, необходимых для реализации процесса материального производства. В этой системе люди, выступающие в роли производителей материальных благ, становятся решающим элементом производительных сил. Они должны обладать некоторым производственным опытом, трудовыми навыками, а также (в связи с усилением влияния науки на производство) и определенным минимумом научных знаний.

Технико-технологическая составляющая производительных сил включает предметы труда, средства труда и технологию производства. Под предметами труда понимают все то, на что направлен труд человека. Это, прежде всего, различное сырье, извлекаемое из природы, а также предметы уже подвергшиеся ранее воздействию человеческого труда и вновь включенные в процесс материального производства.

Средства труда – это обширный комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметами труда и которые служат проводниками его воздействий на эти предметы. Средства труда включают, во-первых, орудия труда – в виде машин, станков, инструментов и т.д. и, во-вторых, множество вспомогательных технических средств, обслуживающих процесс материального производства. К последним относятся транспорт, линии электропередачи, трубопроводы, сети связи и т.д. (всю эту инфраструктуру Маркс образно назвал сосудистой системой производства).

Другая сторона социально-экономического способа производства – производственные отношения есть выражение общественных взаимосвязей и взаимодействий людей в сфере производства. Это экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе непосредственного производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Главным элементом здесь выступает основное производственное отношение в виде отношения собственности на средства производства, которое определяет и экономическое положение того или иного класса общества и другие виды производственных отношений (распределительные, обмена и потребления).

Приняв экономические (производственные) отношения в качестве критерия, определяющего исторический тип общества в целом (т.е. формацию) и выявив основные типы этих отношений, существовавшие с древнейших времен и вплоть до XIX века включительно, Маркс на этой основе выделил в истории общества четыре формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую (буржуазную). Исходя из важной идеи о естественноисторической смене формаций и специфического, социально-классового видения истории, Маркс дополнил указанную формационную схему развития человечества прогнозом, в котором предсказывал появление в недалеком будущем принципиально новой, коммунистической формации.

Специфика марксистского видения истории состояла в том, что развитие человечества представлялось как движение от доклассового (первобытного) общества к классово-антагонистическому (рабовладельческому, затем – феодальному и далее - капиталистическому) с последующим обязательным переходом к бесклассовому (коммунистическому) обществу.

При этом в формационном учении большое внимание уделялось переходу от буржуазного типа производственных отношений к принципиально иному – коммунистическому, сопровождавшемуся, по мысли Маркса, классовой борьбой и социальными революциями. «Буржуазные производственные отношения, - считал Маркс, - являются последней антагонистической формой общественного производства… Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества».[14]

Однако дальнейший ход истории не подтвердил прогноз Маркса.

Во второй половине ХХ века в условиях развернувшейся научно-технической революции (НТР) возникли своего рода парадоксальные явления позднекапиталистического развития, которые не вписывались в традиционные марксистские представления о природе капитализма. Появляются концепции, стремящиеся осмыслить эти новые реалии, связанные с развитием НТР. К ним относятся концепции «стадий экономического роста», «единого индустриального общества», «постиндустриального» («технотронного») общества, «третьей волны» в развитии цивилизации, «информационного общества». Все они продолжают линию эволюционизма в западной социально-философской литературе.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1478; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь