Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Главные проблемы и тенденции философии XX века. Сциентизм и антисциентизм.



Философия XX в. – это очень сложное духовное образование. Для неё характерен плюрализм. Он обусловлен развитием науки и практики, в том числе развитием самой философской мысли в предшествующие столетия, и особенно во второй половине XIX в.

На фоне множества различных направлениях философии XX в. можно выделить две магистральных тенденции: сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм (от лат. scientia – наука) – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с установкой на науку, её способность решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма («революции ученых», «революции управляющих», «индустриального общества», «постиндустриального общества», «микроэлектронной революции», «технотронного общества», «информационного общества» и др.), концепций неопозитивизма (прежде всего философии науки).

Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Однако это влияние истолковывается им как негативное, разрушительное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и др. На основе антисциентизма сближаются экзистенциализм, франкфуртская социально-философская школа, ряд течений Римского Клуба, идеология «зеленых», религиозно-философские учения. Антисциентизм требует ограничить социальную экспансию науки, уравнять ее с другими формами общественного сознания – религией, искусством, философией; взять под контроль ее открытия, не допуская негативных социальных последствий.

В своих крайних формах антисциентизм предлагает вообще отказаться от дальнейшего развития науки и техники (концепции «нулевого роста», «пределов роста» и т.п.).
Эти два важнейших направления развития философии нашего столетия органически связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом, материализмом и идеализмом. Последние направления, интегрированные сциентизмом и антисциентизмом, получили в XX столетии свои особенности. Так, например, рациональность и иррациональность развиваются как научная рациональность (философия науки) и научная иррациональность (философия психоанализа).

 

Психоанализ и философия неофрейдизма.

Фрейдизм как философское направление XX столетия вырос из психоанализа - метода исследования, предложенного 3. Фрейдом дня лечения истерии. Однако этот метод вышел далеко за рамки медицинского статуса. Прежде всего, он повлиял на психо­логию, которая отныне не могла не учитывать в своих исследова­ниях феномен бессознательного. В свою очередь, философские кон­цепции, ставящие в центр анализа человека, не могли не учитывать его психику и влияние бессознательного на все стороны его жизне­деятельности. Так возникло новое философское направление — фрейдизм.

Основным его понятием является бессознательное. Бессознатель­ное - это вытесненное из сознания, неосознаваемое, которое со­храняется в подсознании, а исподволь, неосознанно воздействует на психику и поступки человека. Бессознательное выражается в различных комплексах подсознания. По Фрейду, это прежде всего либидо — комплекс сексуального влечения. Черты психосексуального развития, заложенные в человека еще в детстве, он проносит через всю жизнь.

Идеи бессознательного и психоанализа легли в основу различных направлений неофрейдизма. Основатели неофрейдизма К. Корни, А.Кардинер, Г. Салливан, Э.Фромм начинали как ортодоксальные фрейдисты. Но постепенно они все более включают в свои анали­тические построения социальную компоненту. Сопиологизация пси­хоанализа позволила им перенести фрейдистские идеи на общество и отвергнуть ряд ограниченных положений теории Фрейда.

Одним из основных направлений, вышедших из фрейдизма, стала аналитическая психология, крупнейшим представителем кото­рой был К.Г Юнг. Фрейд признавал, что Юнг внес много нового и полезного в психоанализ. Юнг считал преувеличенным влияние сек­суального влечения на человеческое поведение согласно концепции Фрейда. Он не только отвергал резкое противопоставление созна­тельного и бессознательного, но считал бессознательное полезным и созидательным.

Юнга также интересовал социальный аспект психоанализа. Считая возможным применить его к обществу, он активно ис­пользовал для таких исследований мифологию и антропологию. Он ввел в научный анализ понятие коллективного бессознательного, основанного на архетипах — бессознательных общих представлениях, влияющих на социальное поведение больших масс людей. Введение понятия архетипа расширило возможности историчес­кого психоанализа.

Психоаналитические идеи легли в основу целого ряда современ­ных философских направлений. Среди них можно назвать «Психологическую философскую антропологию» (Л. Бинсвангер), «Экзис­тенциальный психоанализ» (Ж.П. Сартр, Э.Фромм), «Психоанали­тическую герменевтику» (А. Лоренц, Ю. Хабермас), «Структурный психоанализ» (К. Леви-Строс, Ж. Лакан) и др. Психоанализ в совре­менных его вариантах оказывает возрастающее влияние на все сферы жизни, прежде всего на искусство и науку.

 

Феноменология Э.Гуссерля

Феноменология – философскоенаправление, стремящееся освободить сознание от натуралистических установок для его рефлексии над своими собственными изначальными актами и содержанием. Родоначальником этого был Э. Гуссерль ( 1859-1938). Он понимал феноменологию как новую, строгую научную философию о феноменах сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания во всей его частной конкретике.

Это осуществляется с помощью многоступенчатого метода «феноменологической редукции», в результате чего исключается из рассмотрения («заключается в скобки») весь окружающий мир… Её методом призван стать метод epoche (греч.: «остановка в суждении»). Редукция буквально – это сведение высшего, сложного к низшему, простому. «Простое» в данном случае – синоним предельно обобщенного, очищенного от случайного много­образия. С помощью такого метода мы как бы возвращаемся к самим вещам в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальнос­ти, но сохраняющей все богатство содержания.

Феноменология стремиться выделить чистое, т.е. допредметное, досимволическое сознание, или «субъективный поток», и определить его особенности. Это делается потому, что сознание – очень сложное образование с различными функциями. Выделив «чистое» сознание, можно понять сущность сознания вообще.

Сознание в чистом виде, или «абсолютное Я», которое одновременно является центром потока сознания человека, как бы конструирует мир, внося в него «смыслы». Все виды реальности, с которыми имеет дело человек, объясняются из актов сознания. Объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, просто нет. Сознание объясняется из самого себя, обнаруживает себя как феномен.

Главной характеристикой сознания является его постоянная направленность на предметы, т.е. интенциональность. Сознание может существовать лишь при осознании предмета, о котором мыслят, вспоминают или который воспринимают. Другими словами, сознание – это всегда знание о чём-то. При этом подчёркивается принципиальное несовпадение субъекта и объекта. Субъект – тот, кто способен ощущать, вспоминать, судить, воображать… Объект – образы, мысли, воспоминания, цвета, объёмы и т.д. Необходимо различать то, как объект является, от самого объекта. Познанное есть то, что ясно проявлено из того, что явленно. Оно – не сам объект как таковой! В этой связи в феноменологии различаются такие понятия, как «noema» и «noesis». Ноэма есть то, о чём мы знаем (явленность объекта). Ноэзис – это сам процесс познания (активность субъекта).

Для феноменолога важно описать то, что действительно явлено сознанию, и пределы такой явленности. Но речь не идёт о «кажимости», противопоставленной «вещи в себе»: ведь я не воспринимаю, как на шахматной доске расставлены фигуры и как они изменяют на ней соё положение – ибо я играю в шахматы, то есть воспринимаю позицию. Это означает, по Гуссерлю, что начало всех начал – интуиция. То, «что предлагается нам в интуиции первичным образом…должно принять таким, как есть…».

Феноменология как методология и гносеология не только является самостоятельным направлением философствования, но интенсивно применяется в других философских школах и концепциях. В част­ности, она стала одним из источников таких влиятельных философ­ских направлений XX в., как экзистенциализм и герменевтика.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 3052; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь