Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глобальные проблемы современной цивилизации.⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Сегодня на географической карте планеты не осталось не только «белых пятен», куда еще не проник человек, но и пространств, не затронутых в той или иной степени деятельностью человека или ее последствиями. Биосфера Земли, т.е. сфера обитания живых существ, подвергается мощному воздействию различных видов человеческой деятельности. Антропогенное воздействие на природу постоянно возрастает. Сегодня силы человека, вооруженного техникой, сравнимы с силами природы, а порой превосходят их. Поэтому перед человечеством возник целый ряд ранее неизвестных проблем, от степени успешности и оперативности решения которых зависит его существование. Эти проблемы получили название глобальных по той причине, что они затрагивают не отдельные регионы или страны, а человечество в целом. Тесная взаимосвязь в рамках современного мира такова, что ни одна страна не может не испытать на себе воздействия факторов общемирового значения. Роль этих факторов постоянно возрастает. Например, последствия ядерного испытания ощущаются повсеместно, а порой, вследствие направления ветра, сила радиоактивного заражения более велика в районах, достаточно удаленных от точки взрыва. Истощение озонового слоя, вызванное развитием определенных видов производств в отдельных странах, ощущается всеми жителями планеты и т.д. Таким образом, под глобальными проблемами современности понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним отдельные регионы и страны. Можно выделить следующие характерные черты глобальных проблем. Во-первых, это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества (т.е. на перспективы будущего развития мира). Во-вторых, глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества. Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным и, возможно, необратимым последствиям для человека и его среды обитания. В-третьих, глобальные проблемы тесно связаны одна с другой. Поэтому довольно трудно даже теоретически вычислить и систематизировать их, но еще сложнее разработать систему последовательных шагов для их решения. К числу глобальных проблем «второго плана» относят международный терроризм, наркобизнес и наркоманию, распространение СПИД-а, проблемы здравоохранениея в целом и др. Но главное – не составление списка проблем, а их постижение, философское осмысление и научное решение. Римский клуб: Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу — организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, занятых выработкой мер по предотвращению глобальных угроз. Клубом была проведена целая серия исследований пределов роста мировой цивилизации, обусловленных конечностью размеров и ограниченностью ее возможностей выносить нагрузку антропогенного характера. Исследователи пришли к заключению, что при сохранении существующих тенденций уже в первой четверти 3-го тысячелетия человечество может прийти ко всеобщей катастрофе. Был сделан вывод, что необходимо ограничить развитие производства, а также значительно замедлить рост численности населения планеты. Выступив в начале 70-х гг. с провозвестием катастрофы, которая грозит технической цивилизации, т.е. цивилизации, основанной на использовании машин и индустриальной технологии, члены Римского клуба выделили следующие глобальные проблемы, которые создают угрозу существованию человечества в целом: - гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны; - загрязнение окружающей среды и Мирового океана, истощение природных ресурсов; - рост народонаселения на планете, расширение зон бедности, нищеты. Из всех глобальных проблем демографическая проблема сегодня оказывается основной. Остальные проблемы возникают в связи с увеличением числа людей на Земле. Демографическая обстановка на планете существенно меняется. Процесс неудержимого прироста населения Земли неравномерен. В нашей стране несколько лет подряд смертность превышала рождаемость примерно на 1 млн. человек. В развитых странах приросты минимальны, либо их вовсе нет. Зато «третий мир» продолжает стремительный рост. При этом удивительна зависимость: в тех странах, где экономическая и политическая ситуация складывается неблагополучно, население увеличивается быстрее. В настоящее время все еще сохраняется угроза термоядерного пожара. Поэтому одна из важнейших предпосылок будущего — устранение угрозы ядерного уничтожения. Экологический кризис: Проблема экологии становится всё более острой. Природные факторы, необходимые для нормальной жизнедеятельности организмов, подвергаются все большему угнетающему воздействию в связи с развитием общества. Неблагоприятным изменениям подвержен состав атмосферы Земли. Сжигание органического топлива (угля, нефти, газа), уничтожение лесов и обработка почвы повысили за последнее столетие содержание углекислого газа в атмосфере на 15 %. Экологический кризис проявляется как нарушение естественного равновесия в результате чрезмерных перегрузок природной системы, многократного превышения допустимых норм загрязнения окружающей среды. Природа оказывается не в состоянии адсорбировать (очистить и включить в природные системы) отходы человеческой деятельности. В 1972 году Римский Клуб предложил ряд мер в целях стабилизации и оптимизации ситуации на Земле: ограничить НТП, рост производства, закрыть вредные производства, сократить размеры потребление, особенно богатых, замедлить рост численности населения Земли. Чуть позже Римский Клуб предложил другой вариант, а именно: наладить гармоническое производство в рамках мировой цивилизации, то есть всех континентов, стран и народов, преодолеть стихию и анархию её развития как важнейшей причины планетарного экологического кризиса, перейти к «организованному росту», регионально дефференцированному и глобально интегрированному с учётом географических, социально-экономических, культурных особенностей разных регионов мира. Человечество должно развиваться как единое организованное целое под эгидой «Мирового Правительства». Это значит: достичь согласованных действий между Западом и Востоком, Севером и Югом, богатыми и бедными странами. Должен быть обеспечен всемирный консенсус. Однако хотя развитые государства уже кое-что сделали по советам Римского Клуба (закрытие вредных производств, запрещение использования вредных сортов бензина, испытание ядерного оружия в трёх средах, обозначились тенденции к сближению и компромиссам между странами и народами), в целом положение кардинально не изменилось. Поэтому сейчас Римский Клуб пришёл к заключению, что современное человечество должно изменить своё мировоззрение прежде всего, т.е. свою духовную культуру. Каждый человек должен обрести планетарное, космическое сознание. Поворот к человеку, его внутреннему духовному миру явился преодолением социологизма и технократизма в глобалистике. Сейчас для всего человечества важны единые ценностные установки, единая мораль, что означает «новый гуманизм», новую культурную революцию. Каждый землянин должен осознавать себя членом мирового сообщества, ответственным за судьбы всей планеты, мыслить глобально, а действовать локально. Это перекликается с идеями российского академика Вернадского, который мечтал о создании некой «ноосферы», сферы Разума, в которой человек и природа представляли бы собой единый организм, функционирующий в соответствии со своими внутренними законами, законами своей жизни. Рубеж 20-21 веков должен (по мнению философов) стать эпохой утверждения новых технологий в сфере производства, быта, общественной организации, политики, общения и государственной жизни. Однако, важно, чтобы достижения человеческого ума и духа помогли человечеству выбрать наименее опасный магистральный путь развития и вхождения в будущую мировую цивилизацию. В этой связи философы вполне правомерно говорят о «гуманистической революции», которая призвана гармонизировать историческое развитие человечества. Что ожидает человечество в будущем? Предвидеть будущее цивилизации трудно. Тут действуют только гипотезы. Мнение Римского Клуба таково: если даже удастся избежать мировой катастрофы, то всё равно жизнь в 21 веке будет сложнее, чем в прошлом. Во всех сферах она будет протекать под знаком регресса, ибо пик уровня своего развития человечество уже прошло. Идёт «увядание» современной цивилизации. Но есть надежда! Надежда, говорят, покидает последней. Она вдохновляет нас на борьбу за жизнь. Как сказал известный философ В. С. Соловьёв, «не следует стремиться построить рай на земле. Главное – не допустить ада». Базовые понятия: цивилизация, этнос, индустриальное общество, глобализация, евразийство Словарь терминов: -глобализация – процесс всемирной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства в мировой рынок и тесное переплетение экономик разных стран на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики, разрушение национального суверенитета государств. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. -еврази́ йство — философско-политическое движение, выступающее за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции с центрально-азиатскими странами. Евразийское движение, появившееся в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., приобрело популярность к началу XXI века. -информационное общество — это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Движущей силой развития общества становится производство информационного продукта. Перечень рефератов и докладов: 1. Культура как предмет философского рассмотрения. 2. Цивилизация и культура. 3. Элитарная и массовая культура. 4. Восток-Запад-Россия: цивилизационные типы. 5. Доминанты западной цивилизации. 6. Гражданское общество и правовое государство. 7. Роль социокультурной идентификации в развитии общества. 8. Исторические уроки модернизаций в развитии мировой цивилизации. 9. Основные черты техногенной цивилизации. 10. Постмодернизм как социокультурный феномен современности. 11. Х. Ортега-и-Гассет: «Восстание масс». 12. Глобальные проблемы современности. 13. Цивилизация и культура в философии истории О.Шпенглера 14. Техника в контексте глобальных проблем. Основная литература 1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия: учеб. - М., 2005. 2. Философия для технических ВУЗов. / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. Ростов на Дону, 2010. 3. Философия: учебное пособие для студентов ВУЗов // под ред. В.П. Кохановского. М., 2008 4. Философия: учебник. Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М., 2012. 5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. М., 2010. 6. Гуревич П.С. Основы философии. М., 2011. Главы: 15, 18. 7. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие. М., 2010. 8. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. для бакалавров. - М., 2012. 9. Миронов, В.В. Философия: учеб. для ВУЗов. - М., 2011 Дополнительная литература 1. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Раздел 7. 2. Шаповалов В.Ф. Основы философии. М., 2000. Часть 3. 3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990. 5. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1994. 6. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России. М., 1992. 7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. 8. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. 9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 10. Шпенглер О. Закат Европы: в 2т. М., 1991. 11. Конрад Н.П. Запад и Восток. М., 1972. 12. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. 13. Мир России – Евразия: Антология. М., 1995. 14. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. 1995. № 3. 15. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии 1990. № 3. 16. Пушкин С.Н. Евразийские взгляды на цивилизацию // Социологические исследования. 1999. №12. С. 24-34. 17. Малахов В.С. Ещё раз о конце истории // Вопросы философии 1994. № 7-8. 18. Назаретян Н. «Столкновение цивилизаций» и «конец истории» // Общественные науки и современность. 1994. № 6. 19. Сербенко Н.И., Соколов А.Э. Кризис культуры как исторический феномен (в концепциях Н.Данилевского, О.Шпенглера, П.Сорокина) // Философские науки 1990. № 7. 20. Петякшева Н.И. Проблема диалогов цивилизаций // Вопросы философии 1996. № 1. 21. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1980. Глава 9: Варварство и цивилизация. 22. Шичалин Ю.А. «Осевые века» европейской истории // Вопросы философии 1995. № 6. 23. Маркузе Г. Одномерный человек.М., 1998 24. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М., 1999. 25. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2004. 26. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2006. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы