Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфика научного познания.
Наука как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт возник в Новое время в 16-17 вв. в эпоху становления капиталистического производства. Наука — этовысокоорганизованная и высокоспециализированная форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, которая также имеет своей непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Также наука — особый рациональный способ познания мироздания, нацеленный наполучение объективно-истинных знаний, и основанный на эмпирическом, математическом и логическом доказательствах. Наука не только совокупность знаний, но и сам процесс, определенный институт. Постижение это закрепляется в форме знаний как мысленного (понятийного, концептуального, интеллектуального) моделирования действительности. Наука имеет следующие специфические черты, отличающие ее от других сфер человеческой деятельности: универсальность — наука дает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком; общезначимость — получаемые знания являются пригодными для всех людей; системность — наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей; рациональность — получение знаний путем рациональных операций и законов логики; наука подразумевает, что явления окружающего мира всегда имеют познавательные причины, всегда объяснимы; критичность — готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие результаты; целенаправленность — целью науки является получение новых знаний; достоверность — научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам. Как и любая отрасль культуры, наука выполняет определенные функции, важнейшими из которых являются объяснение, понимание и предсказание. Объяснение в самой общей форме можно определить как подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Действительно, чтобы объяснить, например, факт, необходимо логически вывести высказывание о факте из определенного общего высказывания или утверждения, в качестве которых чаще всего выступают законы и теории. Мы должны постараться найти такое высказывание и подвести под него конкретный факт, случай или событие. Среди ученых есть немало исследователей, которые заявляют, что методы объяснения оказываются вообще бесполезными в гуманитарных науках, поскольку в них главное внимание должно быть обращено не столько на общность, сколько на индивидуальность, неповторимость и даже уникальность событий и явлений духовной и социальной жизни. Поэтому они считают главным или даже почти единственным способом их исследования метод понимания, связанный с их истолкованием. Пониманием называют способ, посредством которого можно интерпретировать или истолковывать явления и события индивидуальной духовной жизни и гуманитарной деятельности. В целом понимание представляет собой более сложный, противоречивый и запутанный процесс, чем объяснение. Различие между ними состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание — к интерпретации. К логическому выводу обращаются и при предвидении событий, явлений и иных новых фактов. Предвидение, или предсказание, по логической структуре не отличается от объяснения и основывается также на выводе высказываний о фактах из общих утверждений (законов и теорий), но сами факты остаются гипотетическими, неизвестными и их предстоит еще открыть. В то время как объяснение относится к событиям и фактам настоящим, а часто и к прошлым, предвидение направлено к будущим событиям. Оно играет решающую роль не только в развитии теоретического знания, но особенно в процессе практического применения этого знания, обеспечивая возможность прогнозирования явлений и событий. Известная максима «знать, чтобы предвидеть» достаточно ясно выражает роль предвидения в практической деятельности. Другая особенность предсказаний связана с вероятностным их характером. Это в особенности относится к предсказанию социальных событий и процессов, которые опираются не на универсальные законы, а законы статические, вероятностные. На предвидении фактически основывается вся практика человека. Включаясь в любой вид деятельности, человек заранее предполагает (предвидит) получить некоторые вполне определенные результаты. В научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий. Методы научного познания: Эмпирический уровень: 1) Наблюдение и описание наблюдаемого 2) Измерение 3) Сравнение 4) Эксперимент. Теоретический уровень: 1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа: 1) образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному; 2) движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления 2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве. 3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств математической логики. 4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые Общелогические методы познания: - анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части; - синтез - воссоединение целого из частей; - индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер; - дедукция - рассуждения от общего к частному; - аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах; - абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств; - обобщение - установление общих признаков ряда объектов;
Базовые понятия: познание, гносеология (эпистемология), субъект, объект, истина, метод, методология науки, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, догматизм, релятивизм, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, верификация, фальсификация, рациональность, герменевтика, интерпретация.
Словарь терминов: - познание – процесс духовного освоения человеком мира, цель которого – постижение истин. - гносеология, или теория познания, – раздел философских знаний (философская дисциплина), в котором исследуется возможность познания человеком мира и самого себя, исследуется движение познания от незнания к знанию, природа знаний самих по себе и в соотношении с познаваемыми предметами -субъект – под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта. В качестве субъекта выступает личность, социальная группа или всё общество. -объект – (лат. objectum - предмет) категория философии (эпистемологии), выражающая нечто существующее в реальной действительности (то есть независимо от сознания) – предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). При этом в качестве объекта может выступать и сам субъект. - истина – в философии это понятие совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его критерию самостоятельной противоречивости или непротиворечивости - метод – способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. -методология науки – в традиционном понимании учение о методах, процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. - анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части; - синтез - воссоединение целого из частей; - индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер; - дедукция - рассуждения от общего к частному; - аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах; - абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств; - обобщение - установление общих признаков ряда объектов; Перечень рефератов и докладов: 1. Познание как предмет философского анализа 2. Истина и заблуждение в научном познании. 3. Знание и вера. 4. Творчество и интуиция. 5. Современные концепции развития науки. 6. Критерии научности. 7. Естественнонаучное и социогуманитарное познание: сходство и различие. 8. Структура научной теории и её основные функции. 9. Исторические этапы развития науки. 10. Вненаучное знание и его формы. Иррациональное в познании. 11. Герменевтика как теория понимания и искусство интерпретации. 12. Смысл и истоки научных революций. 13. Наука как социальный институт. Основная литература 1. Философия. П. В. Алексеев, А. В. Панин. М., 2007 2. Философия: учебник. Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М., 2012. 3. Миронов, В.В. Философия: учеб. для ВУЗов. - М., 2011. 4. Философия для технических вузов. В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. Ростов н/Д, 2008 5. Философия: учебное пособие для студентов ВУЗов. М., 2008 // под ред. В.П. Кохановского. Глава 11 6. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. М., 2010. 7. Гуревич П.С. Основы философии. М., 2011. 8. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник для ВУЗов. - М., 2008 Дополнительная литература 1. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Раздел 4. 2. Шаповалов В.Ф. Основы философии. М., 2000. 3. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. 4. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980. 5. Рассел Б. Человеческое познание. М., 1983. 6. Билалов М.И. Многообразие форм существования истины и проблема её интерпретации // Философские науки 1991. № 2. 7. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974. 8. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10. 9. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе 20 века // Вопросы философии. 1991. № 6. 10. Вайгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой // Вопросы философии. 1996. № 5. 11. Гегель Г. Наука логики. М., 1970. Книга 1. С чего начинать науку? С. 123-136. 12. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998. Размышление 1. 5. Очевидность и идея подлинной науки. С.64-68 13. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. // Вопросы философии. 1992. № 7. 14. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12. 15. Крымский С.Б. Культурно-экзистенциальное измерение познавательного процесса // Вопросы философии. 1998. № 4. 16. Новиков А.А. Рациональность в её истоках и утратах // Вопросы философии. 1995. № 5. 17. Современная философия науки. Хрестоматия: Кун, Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Гуссерль. М., 1996. 18. Фуко М. Рождение клиники. М., 1998. 19. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы