Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Народное – это семейное воспитание.
Выводы: общей системы воспитания для всех народов не существует. У каждого народа – своя. Опыт безценен, наука для всех хороша, но науки не смешивают с воспитанием. Они вырастят техников независимо от воспитания. Роль общественного мнения – главное в воспитании. Когда слово поднимается до той высоты, где становится делом, будь осторожен, взвесь свои силы: дело воспитания именно светлое дело, решительное и непоправимое – сеются семена благоденствия или несчастия миллионов будущих поколений. Главное – «понимание, что вокруг ребенка делается». У нас же подход ко всему научный. Подробности же наук нужны тем, кто займется наукой как делом своей жизни. Зная, что «вокруг делается», вождь дает направления для исполнителей, а исполнители найдутся. Ум его – это идеи, чувства, одушевления. Увлеченность глубиной жизни, это время (16 лет) жажды деятельности и жажды жизни (выбор пути в науки). Школа до 16 лет создает среду: питательную, свободную, культуросообразную, наполненную материалами и людьми для поиска себя. После 16 лет – создание убеждений, но никто не имеет права создавать у другого человека законченных убеждений: это посягательство на свободу. Не лезть в душу, а только освещать ребенку путь, показывая возможные последствия собственных поступков, формируя нравственный опыт (основываясь на опыте поколений). А убеждение 16-летний сформирует себе сам. Важны наклонности, пример родителей, чтобы уже самому давать всему окружающему оценку. До 16-ти готовилась почва, в 16 – нужны добрые семена для посева. Полезно открывать опасные места жизни, пропасти, куда провалились другие. Все честно, без хитростей. Только истина. Искренность, бдительность. О личном расчете нет речи. Русские убеждения: за границей нечему подражать (смотри на правителей). Обратиться к самому народу, узнать его потребности не только материальные, но и духовные. Учителя должны быть русскими. Все в мире имеет форму и содержание: но бывает и так, что пышная форма, а содержания нет и наоборот. Чем выше стоит человек, тем он яснее должен понимать, что пышность и блеск есть мишура, стоящая много сил, времени и денег, но значения не имеет ни для истории, ни для благоденствия народа, ни для личного счастья. Важна идея, мысль… «Нет! » – воспитанию в роскоши. Три области наук: социальные или общественные, математические и эстетические. Социальные: юридические, государственные, политические несут формы элементарных исторических общественных организмов, законы их развития и жизни, так сказать, с анатомией и физиологией органических живых существ, племен, народов и государств, жизнь которых наполняет страницы истории. Воспитательная цель – выработка убеждений, но наши общественные язвы – любимая тема писателей: злоупотребления чиновников, безнравственность. Есть три класса людей: первые – эгоисты с антиобщественными убеждениями, вторые – слабые с хаотичными общественными стремлениями и третьи – мечтатели-утописты. Эгоисты дают правительству обстановку власти, но на деле сделают его беЗсильным. Слабые могу много знать, чувствовать, но «не успели, не сумели, побоялись», хотя это самые лучшие люди. Утописты молодые, в основном обманутые, неопытные примыкают к эгоистам. Проявленное общество лучше, чем тихое болото, которое может парализовать. Где есть убеждения, управлять не легко, но можно. Обществом эгоистов управлять невозможно. Так как все враги, хоть и улыбаются, а правительству нужен орган, через который оно бы действовало, как орудие для приведения в исполнение своих намерений. Но! Самое, казалось бы, покорное общество является на деле самым непокорным. Толпа интриганов свалят все зло на благодетеля, хотя сами извратили все его намерения. Причины: отсутствие прочных, ясно высказанных политических убеждений в самом правительстве, в цензуре (меняют свои требования по нескольку раз в году). Кто наживается на войне? Генералы, услужливые политики… Воспитание юношества. Образование дают так, чтобы оно не касалось убеждений (изгнаны философия и логика из гимназий и университетов). Кем же стать? Или эгоистом, или утопистом. Выход один – любовь к Отечеству, общественное благо, нравственность – это путь великого общественного организма, если он только хочет жить, развиваться, а не гнить и разлагаться. Убеждения монарха не могут быть эгоистичны, так как это не привязывает ни одно искреннее сердце. Только беЗкорыстие – пример для подданных. Неограниченная власть – это не деспотизм, а невозможность делать зло, только благо, как Бог. Законы природы и духовные законы уже не переступит монарх; закон, который он выразил, для него и для его подданных одинаково важен, уважаема святость закона. В юридических науках: гражданское и уголовное право, дающее чувство справедливости и правильный исход в юридической сфере. В каждом кодексе и законе – составные элементы дают основную мысль и решение. Знать только положительное законодательство русское и иностранное и самостоятельно обращаться к ним. Знать римское право в целом, не вдаваясь в мелочи. Норма права и отклонение от нее замечаются без труда. Рассмотрение гражданских дел и судопроизводства – в своде законов (как справочник). Историю начать изучать с простейших форм общественного бытия (кочевники, запад) и перейти к государственному организму России, видеть то, что перешло из древности в наше время. Математика (техника) – логика, прямолинейность, утрата множества разнообразнейших жизненных влияний, сухость. Недостаток общего гуманного образования – бессилие нашей администрации. Статский или военный – технарь? Знать не столько математику, сколько ее технические приложения, чтобы оценить их важность. Монарх не может не быть военным. Эстетические науки воодушевляют на добрые дела. Труд. Без личного труда – гибель. Вся сила внутренняя, животворная, духовная – источник человеческого достоинства и счастья. Ее не отнять, не наследовать, не купить за все золото мира. Она в труженике. Он свободен! (Сравнить с рабом, негром, детской забавой, трудом животных). Наслаждение жизнью после труда! (Сравнить пустое томление романтических дев, праздных существ, бурьян страстей). Без труда невозможно семейное счастье. Но воспитание должно быть не для счастья, а приготовить ребенка к труду жизни. Праздное блаженство – несчастье! Прощай человек! Человек должен искренне полюбить серьезный труд, выработав серьезный взгляд на жизнь. Во время труда и учебы шутовство, юмор действуют опустошительно, изгоняя из общества всякое разумное содержание. Но… Привычка к труду! Давать ребенку ровно столько труда, сколько он сможет сделать. Помощь наставника в преодолении тяжести (только помощь) умственного труда, исключая леность мысли. Но только жажда этого труда! Привычка к труду! Отдых – перемена труда (умственный – физический). Труд, достойный по сердцу! – счастье. Воспитание нравственности важнее, чем развитие ума вообще. Так в учении. Читать – не главное. Главное – понимание, беседа, умственное и нравственное развитие: наблюдение, память, воображение, фантазия, рассудок. Умный выбор предметов и наблюдений, представлений и соображений. *** Константин Дмитриевич Ушинский создал для школы свою энциклопедию. Труды Ушинского были положены в основу советского образования. Предметы в начальной школе назывались: родная речь, письмо, арифметика. Родная речь. Родная – от рода своего исходящая, речь – свет человека проявленный (человек проявляется через слово, свою речь). «…А как речь-то говорит, словно реченька журчит…» (А.С. Пушкин). Речь, речка – Во-да – высшее знание дающая, несущая информацию. Журчит – жизни учит, свет очарования творит. Письмо. Пи – смысл этого звукосочетания – выход на новый виток спирали развития. С – свет. Мо – молва, нечто новое, молодость дающее. Арифметика – ариев метки.
Ю – небесная человечность. Бог – это совершенный человек Ас (исток света). Школа Карла Ивановича Мая (Материалы педагогической конференции, Екатеринбург, 1997г., В.Ф. Черникова «Школа-гимназия К.И. Мая», выдержки)
Если общество беспокоится о потере серьезных интересов у подрастающего поколения, об одичании юношества, о переутомлении детей, то надо задуматься, в первую очередь, как мы преподаем и воспитываем. Вследствие перегрузок дети малоподвижны, худосочны, еще чаще – нервны, а порой и аномальны. Этому способствует в немалой степени городские условия жизни. Огромный труд педагога на 50% и более тратится напрасно. Не следует ли серьезно изменить учебный процесс? Сплошь и рядом приходится слышать от многих лиц отзывы неудовольствия и даже ненависти о школьных годах. Приведем здесь отзывы выпускников школы К.И. Мая. Они себя называли «майскими жуками». – Наши школьные годы принадлежат к самым светлым годам нашего детства и, отчасти, юности. Преподаватели старались применяться к нашим способностям, характерам, возбуждали интерес к науке и облегчали усвоение ее. В школе Мая на нас смотрели не просто как на учеников, в нас старались воспитать людей, способных в будущем по своей силе и умению приносить пользу обществу. Нам говорили: «Учитесь, наука вам необходима, но не забывайте еще одной науки – науки души человеческой и ее высоких качеств, чтобы вполне быть людьми и равноправными гражданами». За 62 года своего существования с 1856 по 1918 г.г. школа Карла Ивановича Мая дала России сто восемнадцать великих людей, выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, выдающихся государственных деятелей и удивительных педагогов – творцов человеческих душ. К.И. Май – молодой педагог в Петербурге на Васильевском острове создал частную школу, избрав для нее девиз: « Сперва любить, потом учить ». Главная цель школы – образование, подчиненное воспитанию. Воспитание – это прививка нравственности и создание в нравственной атмосфере навыков жизни. Образование, подчиненное воспитанию, должно готовить нравственную личность, которая легко могла бы овладеть любой специальностью. Карл Иванович взял на себя преподавание арифметики, всеобщей истории и географии; другие предметы вели его друзья по учебе в университете. Это был коллектив единомышленников. Обстановка в школе – почти семейная, постоянная забота и внимание к каждому ученику. Этим «майским духом» дорожили педагоги и ученики всех поколений. Каждое утро – встреча с директором и его рукопожатие (школа была только для мальчиков). Короткая молитва одна для всех; уроки на базе прогрессивных педагогических принципов, выработанных такими деятелями народного образования, как Песталлоцци, Пирогов, Ушинский. Карл Иванович не придерживался министерских программ и методик, а стремился улучшать, постоянно совершенствовать, характер проведения уроков. Он считал, что необходимо изменять методику преподавания даже в зависимости от состава класса и с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Система ведения уроков требовала от ученика постоянной годовой работы, а не поурочной, что приводило к обобщению текущего материала. В четырех начальных классах программа для всех учеников была всеобщей. С 5-го класса по выбору родителей или по желанию самих учеников одни продолжали изучать древние языки, другие посещали естественные предметы, рисование, в большем объеме изучали математику и новые языки. Отметки производились по пятибалльной системе, причем, в четвертях выставлялись отметки с точностью до сотых балла. Высший балл был большой редкостью, так как требования педагогов оставались весьма высокими. Гимназия выпустила всего 9 «золотых» и 4 «серебряных» медалиста. Из класса в класс ученики переводились только на основании среднегодовых отметок. Экзамены с билетами и экзаменационной комиссией никогда не устраивались. Учеников учили лепке, что помогало выявить юных ваятелей, геометров, физиков. Необычный и сложный предмет «философская пропедевтика» воспитывал искусство мыслить. В школе были кружки: технический, любителей физики, химии, математики; исторический, фотографический, «Общество любителей авиационного спорта», кружок балалаечников, этнографический и, конечно, литературный, участники которого выпускали собственное издание «Майский сборник». Первый и второй выпуски были в количестве 300 экземпляров, а третий не вышел, так как началась война. Во время Японской войны, затем Первой Мировой педагоги с помощью родителей и самих учащихся собрали средства и соорудили в школе лазарет для раненых, в котором прошли лечение 157 человек. Они сами шили белье, изготавливали мебель для лазарета, раненым давались концерты, самодеятельные спектакли, делались подарки к праздникам. Школа помогала голодающим, участвовала в сборе средств на строительство памятников Н.В. Гоголю и А.С. Пушкину в Петербурге. Школа Мая сыграла большую значительную роль в развитии народного просвещения России. Антон Семенович Макаренко (АГП, Москва, 1999г., выдержки)
Антон Семенович Макаренко – выдающийся педагог времен Гражданской войны и становления советской власти в России (20-30-е годы), создавший трудовую колонию для детей-сирот, несовершеннолетних преступников, которая в дальнейшем стала детской трудовой коммуной. Макаренко разработал свою воспитательную систему, благодаря которой стало возможным в стране готовить молодежь к сознательной, достойной человека, жизни. «Я уже знал, что ребята не оправдывают интеллигентского убеждения, будто дети могут любить и ценить только такого человека, который к ним относится любовно, который их ласкает. Я убедился давно, что наибольшее уважение и наибольшая любовь со стороны ребят проявляется по отношению к другим типам людей. Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии. Но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно, не оглядывайтесь: они все на вашей стороне и они не выдадут… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, как бы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете – никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения. То, что мы называем высокой квалификацией: уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе – вот что увлекает ребят в наибольшей степени, слагает достойный облик воспитателя, учителя. Это и внутренняя дисциплинированность, благородство духа, горячее сердце и безусловная преданность делу». Антон Семенович Макаренко осуществил эти принципы в себе, вот почему для нас этот замечательный человек представляется таким значительным. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы