Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воспитательная энциклопедия любящего отца сыну



(Кей-Кавус, АГП, Москва, 2000г., выдержки)

 

Унсур-ал-Меали Кей-Кавус – эмир небольшого княжества у южного побережья Каспийского моря. Жил более 900 лет тому назад и остался в памяти поколений благодаря тому, что любил своего сына. Кей-Кавус написал сыну руководство для его воспитания и самообразования. Сочинение, не рассчитанное на широкий круг читателей, было сохранено и приобрело всемирную известность. В нем с блеском проявился педагогический пафос, искушенность в литературных жанрах, талант писателя и мудрость государственного деятеля.

Прелесть книге придает задушевный тон дружеских советов, умудренного опытом старика своему сыну. Ощущается живой язык книги, неравнодушие автора, составившего не только воспитательную энциклопедию для назидания во всех мыслимых ситуациях будущей жизни сына, но и выплеснувшего на страницы пергамента свою душу, взволнованную судьбой сына. Душевные порывы, однако, уравновешены знанием и разумом. В итоге мы имеем очень любопытный документ древней педагогической мысли.

Все содержание сорока четырех глав книги можно разделить на:

Первый раздел – с 1-й по 8-ю главы, где говорится о Боге, о пророках, об отношении к отцу и матери, о знании, о красноречии и мудрости. Пример тому – справедливый мудрый правитель Ирана Хосров I – Ануширван (531-579 г.г.)

Второй раздел – 9-30 главы. Домострой: распорядок домашней жизни, начиная от режима дня, приема пищи и гостей, правил досуга и отдыха. И кончая правилами экономного ведения хозяйства, рекомендациями к сделкам, наставлениями по воспитанию собственных детей, мудрыми советами об отношениях с друзьями и врагами.

Третий раздел – 31-43 главы. О профессиях. Рассматривается богословие, законоведение, торговля, врачевание, астрономия, геометрия, поэзия, музыка, государственная служба, делопроизводство, политические науки. Определяются основные правила деловой этики для любой сферы деятельности.

Четвертый раздел – последняя глава 44 посвящена Кей-Кавусом особенностям человеческой природы в целом и типологией людей, встречающихся в этом мире.

Книга приобщает сына автора к разнообразным профессиям – от министра до поэта, от музыканта до торговца, давая возможность воспитаннику противостоять превратностям судьбы и ориентироваться во взаимоотношениях с людьми, если аллах даст ему возможность править. В любом случае он совершенствуется согласно модели совершенного и устойчивого в этом мире мужа.

Ибрахим Ибн Али Аль Хусри был литератором, современником Кей-Кавуса и учителем его сына. Его главу о красноречии из книги «Цветы литературы» помещаем здесь как образец оригинального взгляда на свой язык, на неподражаемую богатую разнообразием и точностью речь профессионала, на примере которой учился сын Кей-Кавуса.

О красноречии. Собрались как-то люди, занимающиеся различными ремеслами, и каждый из них высказался о красноречии привычными для него словами.

Ювелир сказал: «Самый лучший способ нанизывания слов – просверлить их острием проницательности, продеть сквозь них нить мысли, соединить самоцветы их значения в ожерелье речи и надеть его на шею говорящему.»

Торговец благовониями сказал: «Самая душистая речь та, в которой амбра слов смешана с мускусом мысли так, что ты ощущаешь веяние ее аромата и вдыхаешь дуновения ее благоухания. Ее запах любят ораторы красноречивые, ее благовониями умащаются люди учтивые.»

Золотых дел мастер сказал: «Лучшая речь та – которую ты нагреешь в пламени мысли, расплавишь в тигле прозорливости и очистишь от вялостей многословия, чтобы заблестела в ней чистое золото глубокого смысла.»

Меняла сказал: «Лучшая речь та, в которой опытная рука отделит полновесные монеты от испорченных, а слова будут отполированы взглядом мудрости и взвешены на весах красноречия, так что ничей взор не увидит в них подделки и ничьи уши не услышат в них лжи.»

Кузнец сказал: «Самая красивая речь та, которую ты раскалишь в огне таланта, раздутом мехами разума, поддержишь ее на углях молчания и выкуешь молотом понимания.»

Сказал плотник: «Лучшая речь – та, смысл которой ты хорошенько обстругаешь скобелем рассмотрения и обтешешь тесаком разумения, чтобы стала она дверью в покои слога ясного и стропилом в доме языка чистого и прекрасного.»

Сказал ковровщик: «Самая прекрасная речь – та, в которой ты расстелешь ковры слов, украшенные узорами смысла, чтобы любовались ее заманчивыми красотами глаза смотрящих и наслаждались ее мягкими звуками уши слушающих.»

Сказал работающий на оросительном колесе: «Самая ясная речь – та, где ведра слов привешены к колесу смысла, ты опустишь их в колодец мудрости и начерпаешь влаги, которая смоет все неясное, обнажит смысл речи и напоит испытывающих затруднения.»

Сказал красильщик: «Самая красивая речь – та, у которой не полинял блеск краткости и не выцвели оттенки красноречия; рука мысли придала ей глянец и от этого формы ее определились.»

Сказал ткач: «Лучшая речь – ткань, в которой тесно переплелись уток слов и основа смысла, так, что получилась она плотной и блестящей, красотою взоры манящей.»

Сказал торговец тканями: «Лучшая речь – та, на словах которой стоит клеймо правды, а смысл расстелен перед тобой; рисунок ее виден тебе и когда она развернута, и когда свернута.»

Сказал конюх: «Лучшая речь – та, которая хорошо объезжена и легко может переходить с рыси на галоп.»

Сказал погонщик верблюдов: «Красноречивый – тот, кто ухватил речь за поводья и заставил ее сделать привал в оазисе мысли, стреножил ее сжатостью и пустил на поле краткости.»

Сказал винодел: «Лучшее выдержанное вино речи – то, что перебродило в котлах знания, процежено через ткань понимания и налито в сосуд мудрости. Ее стройность дает наслаждение, тонкость – жажды своей утоление, а мысли ее несут опьянение.»

Сказал продавец прохладительных напитков: «Лучшая речь – та, слова которой освежают, уводя неразумное сомнение и истребляя тупое скудоумие, а пить ее мысли легко и сладко.»

Сказал лекарь: «Лучшая речь – лекарство, призрачность которого исцеляет ум от смутности мышления и, словно слабительное, изгоняет из него тупость. Оно излечивает от невразумительности и внушает здравомыслие.»

Ъ, еръ, твердый знак – утверждено! Есть свет на Земле!

Циклы Космической эволюции человечества, проявляясь во времени, принесли эпоху расцвета, созидательной творческой деятельности людей. То время назвали Эпохой Возрождения.

Движение гуманизма в Эпоху Возрождения, в эпоху великих географических открытий возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении. На арену выходит активная личность – широко образованный человек, взявший на себя ответственность за свою судьбу. Человек – главная пружина истории, он способен творить, находясь в гармонии с природой, с сообществом себе подобных, с небесным высшим идеалом – Богом. Лучшие умы Европы разрабатывали новые направления воспитания и обучения, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В центре интересов педагогики стоит ребенок.

На берегах Средиземного моря три религиозные системы: европейская (на основе христианства), арабская (ислам) и античная (на основе метафизики Платона и Аристотеля). Отсюда особое отношение гуманистов к религии, не имеющее аналогов в истории: они писали о Едином Творце Мира! Его личное имя у разных народов звучало по-разному, но одинаковым у всех было чувство любви к Творцу, выражаемое в поклонении идеальной красоте природы, человека, ребенка, нравственной жизни, мудрости, общественного устройства. Именно здесь, считали они, была точка схождения всех религиозных систем.

Образованность стала насущным требованием времени. Интенсивно развивались наука, искусство, литература. Великие географические открытия XV века распахнули многоцветие мира для любознательных.

Тогда же было изобретено книгопечатание, что способствовало появлению громадного интереса к филологии и философии как особым видам миросозерцания, универсальная методология которых многих тогда поразила. С переводом древних текстов началась история гуманитарных наук. Во Флоренции была открыта Платоновская Академия. Гуманистов привлекали: свобода, выразительность греко-римской античности, отражение всего лучшего, что было в человеке и природе. Целая плеяда мастеров и мыслителей стремились достичь гармонии в духовном, умственном и физическом развитии свободного человека, приносящего пользу обществу.

Эстетическое развитие – особая восприимчивость человеком красоты, тяга к таинственному переживанию гармонии мира, божественное происхождение которой утверждалось во всех религиях.

Леон Баттиста Альберти ( 1404 – 1472г.г.)

(Из книги «О СЕМЬЕ»)

 

Всеми способами я всегда старался, чтобы меня скорее любили, нежели боялись. Мне никогда не хотелось в глазах тех, кто считает меня отцом выглядеть также господином.

В обязанности отца семейства входит не только забота о том, чтобы были полны амбары и кладовые, много больше должен глава семьи наблюдать и присматривать за всеми и каждым, выведывать и проверять все товарищеские связи, разузнавать их нравы в доме и вне, а всякую дурную привычку кого бы то ни было из членов семьи поправлять и врачевать речами, скорее увещевательными, чем негодующими, употреблять прежде свой авторитет, нежели власть.

В годы тяжелых испытаний не падать духом, никогда не позволять молодежи безрассудные предприятия или легкомысленные идеи. Иметь величайшее попечение и старание о том, чтобы молодежь становилась все более благовоспитанной, добродетельной и любезной нашим гражданам. Бездеятельность и праздность ведет семью к одичанию и беЗславию. Для отечества лучше иметь граждан добродетельных и порядочных, нежели очень богатых и могущественных.

Для наблюдательного и заботливого отца не составило бы большого труда угадать, какая деятельность и какие подвиги манят и привлекают детей.

… А сколь полезно и необходимо упражняться в любом возрасте и, прежде всего, юношам. … А насколько крепче и здоровее ребятишки, воспитанные в деревне, привычные к труду, к солнцу. Отец не оставит сына в бездействии и недвижимости, он приучит его терпеть стужу без головного убора и босиком, долго бодрствовать ночью, подниматься с постели до восхода солнца, делая его мужественным и трудоспособным.

Упорными упражнениями можно достичь великих результатов! Стать ловким, сильным бегуном, прыгуном, метателем копья, стрелком из лука. Упражнения способны не только вялого и немощного сделать бодрым и сильным, но даже более – безнравственного и порочного сделать добропорядочным и воздержанным, слабого духом сделать сильным, ненадежную память сделать весьма крепкой и цепкой! Нужно великое усердие и старание! Напомним об Антипатре Сидонском, который в результате долгих упражнений, освоив гекзаметры и пентаметры, лирические, трагические, комические стихи, имел обыкновение, рассуждая на любой предложенный предмет, слагать их и произносить непрерывно один за другим без малейшей подготовки! Другим знатокам стихосложения, даже, если у них есть время на обдумывание, и то труден путь сочинительства.

Очень полезно посылать сыновей к разным лицам, даже если и без нужды, только для того, чтобы оживить и развить ум и суждение, поупражнять память, узнать, кто лучше ответит по возвращении. Испытывать способности детей нужно, задавая столько упражнений, сколько потребуется. Помни, что бездеятельность – кормилица порока. Добродетель детей – в отеческих заботах. Столько в детях благонравия и почтительности, сколько отцы и старшие желают того. Послушание и повиновение детей старшим не убавится, если не возрастут бездеятельность и нерадивость самих старших. Особенно нужно, чтобы у детей были неравнодушные преподаватели, наставляющие добрым нравам не в меньшей мере, чем наукам.

Отцы не держат детей постоянно за книгой! Игры нужны для восстановления сил! Почти ни одна игра, при которой нужно сидеть, мне не кажется достойной мужественного человека. Шахматы и прочее – для подагриков. Метание стрел, верховая езда, игры в мяч, фехтование, плавание!

Древние устраивали Троянские игры, великолепно описанные Вергилием в «Энеиде». Среди государей-римлян были удивительные наездники. Цезарь, по рассказам, пускал коня во весь опор, заложив руки за спину. Помпей, будучи шестидесяти двух лет, на полном скаку метал дротики, вытаскивал и вновь вкладывал в ножны меч. Домициан пускал стрелы в промежутки расставленных пальцев рук, поставленного поодаль мальчика.

 

Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.)

 

Самым ярким представителем итальянского гуманизма Эпохи Возрождения предстает личность Леонардо да Винчи – личность гениального человека во всех областях культуры и искусства, науки и изобретательства, заложившего традиции художественного самообразования и самовоспитания, актуальные и по сию пору.

Учился Леонардо у известного мастера живописи Верроккьо. Это была «школа жизни», когда ученики делили с учителем кров, хлеб, хозяйственные заботы, но, самое главное – были свидетелями рождения художественных замыслов и участниками их реализации, во всем слушая и помогая.

Верроккьо был многообразен – живописец, скульптор, ювелир. Он и сам менял традицию в живописи: играл ритмом линий, вносил плавность в движение и жесты, нарядность в декор одежды. Ученики копировали мастера до поры, до времени, а тот, в свою очередь, не ограничивал их самостоятельные поиски. Выпускным экзаменом являлось выполнение большого заказа, где мастер создавал общую композицию, а ученики выполняли отдельные фрагменты.

Леонардо да Винчи, уже будучи сам мастером, развил традицию художественных мастерских. Для него художественность и научность были тождественными понятиями. Он был живописец плюс математик, плюс естественник, плюс инженер и так далее. Именно, художник-ученый, целостный, универсальный.

Для Леонардо искусство выполняло совершенно особую задачу в обществе: оно не отражало мир, оно его постигало! Живопись – лучший инструмент познания: познать смысл природы, истории, освоить законы мироздания, творения.

Можно себе представить потрясение верующих, когда они впервые увидели в миланском соборе фреску Леонардо «Тайная вечеря» и почувствовали себя свидетелями этого Вселенского события!

Перспектива и пропорция, новая форма композиционного синтеза! Впервые в истории живописи он сделал картину организмом. Это не просто окно в мир, это – микрокосм. У него свое пространство, своя объемность, своя атмосфера, свои существа, живущие полной жизнью, но жизнью иного качества, чем скопированные люди и предметы натуралистического искусства. Леонардо стал основоположником новой живописи.

Леонардо обучал многих учеников, они были усидчивы и плодотворны; обожание их было беЗпредельно, но ни один из них не был способен воспринять все, чему он мог научить. Его трактат «О живописи» как педагогическое завещание адресован будущим поколениям художников.

Есть сведения, что Леонардо придумал план грандиозной системы знаний: это 113 книг о природе, 120 книг об анатомии, книги о летании и передвижении в пространстве и т.д. В центре – 17 книг о живописи. Из его оставленного наследства мало что сохранилось.

Но сохранился интересный документ, в котором, нанимаясь на работу к властителю Милана, Леонардо перечисляет свои умения, предполагая, что того заинтересует, скорее военный инженер, чем живописец, так как междоусобные войны в то время не переставали.

«Пресветлейший Государь мой, увидев и рассмотрев в достаточной мере попытки всех тех, кто почитает себя мастерами и изобретателями военных орудий, и найдя, что устройство и действие названных орудий ничем не отличаются от общепринятого, попытаюсь я без желания повредить кому другому Светлости Вашей представиться, открыв Ей свои секреты и предлагая их затем по своему усмотрению, когда позволит время, осуществить с успехом в отношении всего того, что вкратце, частично, поименовано будет ниже.

1. Владею способами легчайших и крепких мостов, которые можно без всякого труда переносить и при помощи которых можно преследовать неприятеля, а иногда бежать от него, и другие еще, стойкие и не повреждаемые огнем и сражением, легко и удобно разводимые и устанавливаемые. И средства также жечь и рушить мосты неприятеля.

2. В случае осады какой-нибудь местности умею я отводить воду из рвов и устраивать безчисленные мосты, кошки и лестницы и другие, применяемые в этом случае приспособления.

3. Также, когда из-за высоты вала или укрепленности местоположения нельзя при осаде местности применять бомбарды, есть у меня способы разрушать всякое укрепление или иную крепость, не расположенную вверху на скале.

4. Есть у меня виды бомбард, крайне удобные и легкие для переноски, которые кидают мелкие камни, словно буря, и наводящие дымом своим великий страх на неприятеля с тяжелым для него уроном и смятением.

5. Также есть у меня средства по подземельям и по тайным извилистым ходам пройти в назначенное место без малейшего шума, даже если нужно пройти под рвами или рекой какой-нибудь.

6. Также устрою я крытые повозки, безопасные и неприступные, для которых, когда врежутся со своей артиллерией в ряды неприятеля, нет такого множества войска, коего они не сломили бы. А за ними, невредимо и беЗпрепятственно сможет следовать пехота.

7. Также в случае надобности буду делать я бомбарды, мортиры и метательные снаряды прекраснейшей и удобнейшей формы, совсем отличные от обычных.

8. Где бомбардами пользоваться невозможно, буду проектировать машины для метания стрел, манганы, катапульты и другие снаряды изумительного действия, не похожие на обычные; словом, применительно к разным обстоятельствам, буду проектировать различные и беЗчисленные средства нападения.

9. И случись сражение на море, есть у меня множество приспособлений, весьма пригодных к нападению и защите; и корабли, способные выдержать огонь огромнейшей бомбарды и порох, и дымы.

10. Во времена мира считаю себя способным никому не уступить как архитектор в проектировании зданий и общественных, и частных и в проведении воды из одного места в другое.

Также буду я исполнять скульптуры из мрамора, бронзы и глины. Сходно и в живописи – все, что только можно, чтобы поравняться со всяким другим, кто бы он ни был. Смогу приступить к работе над бронзовой конной статуей, которая будет безсмертной славой и вечной частью отца Вашего и славного дома Сфорца. А буде что из вышеназванного показалось бы кому невозможным и невыполнимым, выражаю полную готовность сделать опыт в Вашем парке или в месте, какое угодно будет Светлости Вашей, коей и вверяю себя всенижайше».

Далее он описывает систему водопроводов в саду с фонтанами, музыкой, веселыми шутками, с мельницей, подъемом и подогревом воды, с поливом. Он пишет с тщательной экологической предусмотрительностью, не забывая о птицах, рыбах, травах, чистоте и температуре воды.

Он и живописец, и инженер, и садовник, он человек, способный творить во многих областях науки и искусства.

У Леонардо да Винчи редчайшее во всей истории человечества сочетание пристального, безстрастного наблюдения и любви ко всему сущему, сильного чувства единства мира, единства человека с миром.

Леонардо да Винчи вне времени. Он пишет: «Необходимость – наставница и пестунья природы, необходимость – тема и изобретательница природы, и узда, и вечный закон».

О наблюдательности: «Ты видел здесь, с каким тщанием природа расположила нервы, артерии и вены в пальцах по бокам, а не посередине, дабы при работе как-нибудь не укололись и не порезались они».

«Маленькие комнаты или жилища собирают ум, а большие его рассеивают».

«Тот не будет универсальным, кто не любит одинаково всех вещей, содержащихся в живописи».

«Душа хочет находиться со своим телом, потому что без органических орудий этого тела она ничего не может совершить и ощущать».

 

 

Ы– внутренняя суть человека. Ты есть творец. Мы – мысли наши, суть наша – наши мысли.

Михайло Васильевич Ломоносов –

гений русской и мировой науки и культуры (АГП, М, 2006г.)

«Не должны ли такие люди составлять предмет

живейшего любопытства, глубокого благоговения

для всех народов вообще и для своего в особенности», –

Белинский В.Г.

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной

силою понятия, Ломоносов обнял все области просвещения», –

Пушкин А.С.

Физика и химия, астрономия и биология, горнорудное дело и экономика, география и поэтика, философия и история, демография и политика, здравоохранение и приборостроение, а также многие другие области знания являлись предметом научно-практических интересов М.В. Ломоносова и среди них педагогика – наука о человеке как предмете воспитания. Годы жизни Ломоносова 1711г. – 1765г. пришлись на тот период русской истории, когда развитие школы, образования, науки и просвещения становятся велением времени. ХVIII век – век просвещения: в России было издано более 250 государственных указов и законов, относящихся к образованию с требованием сообщать о состоянии учебных заведений и о всех учащихся, их успехах и прилежании.

Суровый и величественный поморский Север, где родился Ломоносов, жил независимо и в хозяйственном, и в социальном отношениях на принципах самоуправления и взаимопомощи, что развивало в людях самостоятельность, силу духа, чувство собственного достоинства. Эти качества – непреходящие духовные ценности русской и мировой культуры.

Будучи в Москве, имея алтын (три копейки в день) жалованья, в течение пяти лет Ломоносов смог выдержать материальные лишения благодаря огромной страсти к учению. Он прошел все ступени отечественного и европейского образования.

В академии его постоянно пытались третировать как ученого, плелись хитроумные интриги с целью не допустить Ломоносова к званию профессора и к самостоятельной исследовательской деятельности. Но были оценки его научных успехов в отзывах самых авторитетных европейских ученых: профессоров Вольфа и Леонардо Эйлера, а также поддержка русских богатых вельмож: Шуваловых, Воронцовых, Разумовского.

Земляк Ломоносова, талантливейший поморский писатель Борис Викторович Шергин ярко описывает фрагменты жизни великого ученого. При обучении в Германии о Ломоносове отзывался профессор Вольф: «Студиозус из России есть горячего сложения, ум живой и схватчивый…» В рассказе Шергина Ломоносов пишет о себе в письмах: «Ненасытная душа моя, аки земля безводная, упивается литературою и языком французским, литературою и языком немецким, купно итальянским и английским, и гишпанским в часы отдыха». «Любовь к физике и математике переношу я на Вольфа и на Эйлера. Это люди отменитые и не по-ихнему немецкому ранжиру поступают. Немцы любят науку засолить, да звялить и солониною без нужды кормят старого и малого. У Вольфа малые сии едят молоко». Шергин пишет о жизни за границей: «Наяву оказалося, что чужедальная сторонушка тоскою посеяна, слезами полита, горем огорожена…» А вот факт из жизни великого русского ученого в России: «По случаю десятилетия царствования Елизаветы Академия готовила торжественную ассамблею. Шумахер с канцелярией чуть в уме не повредились: кому поручить парадную речь? Шумахер говорил: «От президента сказано: «Ломоносов у нас величав и красноречив, а там судите сами…» А как судить самим? Мы от Ломоносова так в обморок и падаем… Если возможно, да минет нас чаша сия! От оратора требуется картинный вид и звонкоглаголание. Вот кандидат Вам Гаген. Видом есть, как лев, но голос, как комар и муха. Кандидат фон Шульц: голосист, как стрельба из пушки, но внешний вид, как маленький зобачка до старости щенок из подворотни… Профессор Глянце, егда говорит, машет руками, стучит ногами и кланяется в пояс… Советник Минервин на масляной публично плясал вприсядку и лазил на мачту за кренделем… Выходит, Ломоносов один имеет фортуну во всем: и ростом, и дородством, и постатью… «С ужином ряженые огнем не обедаешь»! «Суженого, ряженого конем не объедешь», – уныло поправляют канцелярские писцы». Шергин писал: «Одним из самых славных деяний Ломоносова было основание и устройство Университета в Москве. «Я сие великое училище задумал и обдумал, охлопотал, выносил его и породил; горячими слезами воспитал и жить пустил, и за гробом стану о нем Бога молить…» Ломоносов и план чертил, и кирпич сортовал, и за кладкой следил; создал образцовый университетский устав, излюбовал и избрал профессоров, экзаменовал студентов. Для подготовки юношества устроил две гимназии. Шувалов помогал здесь особенно ревностно и ходатайством, и покровительством, и безотказной денежной казной».

Ломоносов превратил Академию в научный учебный центр, создал вместе с университетом академическую гимназию в Петербурге.

Ломоносов развил идею создания университета в Москве, который сыграл выдающуюся роль в развитии российского просвещения.

Ломоносов был сторонником безсословности: «Тот почтеннее, кто больше научился, а не чей он сын, в том нет нужды. – говорил он. – К наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний…» Гимназия – это звено в подготовке специалистов по необходимым для развития хозяйства профессиям.

Ломоносов сделал образование общедоступным и создал новую систему образовательного знания. Это была педагогика нового времени, принципиально отличающаяся, в которой кристаллизовались идеи для всей последующей педагогики: идеи гуманистического просвещения, патриотизма и народности.

«Не ясно ли видите, что один почти выше смертных жребия поставлен, другой едва только от безсловесных животных разнится; один ясного познания приятным сиянием увеселяется, другой в мрачной ночи невежества едва бытие свое видит». «Толь великую приносит учение пользу, толь светлыми лучами просвещает человеческий разум… желал бы я вас ввести в великолепный храм сего человеческого благополучия! » – напутствовал студентов Ломоносов.

В университете не было богословского факультета. Ломоносов ввел в число обязательных предметов химию, астрономию; преподавание философии соединил с преподаванием физики как главнейшей части натурального знания; ввел впервые естественные науки. Педагогика осознавалась как научная дисциплина в связи с практическими целями воспитания.

Ломоносов поднял вопрос о значении родного языка и истории для общеобразовательного знания. Он первым начал читать научные лекции на русском языке. Он ввел русский язык в число обязательных предметов гимназического образования. Он видел в русском языке не только средство общения, но и универсальное орудие познания. Ломоносов создает «Российскую грамматику» как строго научный свод законов изменения и сочетания слов, составивший эпоху и в языкознании, и в истории отечественной педагогики, показывая при этом нерасторжимую связь слова и мысли. Изучение грамматики – не самоцель, а лишь путь к овладению языком как орудием познания и практической деятельности человека. Предмет же назывался не «Русский язык», а « Чистота русского языка » – первая ступень. На следующей ступени обучения: « Красота русского языка ».

Так и «Риторика» Ломоносова сыграла значительную роль в развитии школьного образования. Его риторика и красноречие – это учение о формах ясного выражения сущности вещей, явлений, процессов. Ритор – учитель. Риторика – обучение.

Преподавание истории, правдивой истории России, Ломоносов оценивал: «Она дает младым старых разум». Она должна побуждать молодых людей к практическим действиям на общественное благо. Ломоносов писал о попытках фальсификации отечественной истории: «Свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели». В Академии же окружение было именно таким. Ломоносов не раз уличал А.Л. Шлетцера и И.Д. Шумахера в краже с целью вывоза за границу исторических документов и источников. Одна «пакость» их до сих пор живая, а именно: измышления о неспособности русского народа к созданию своей государственности. В противовес фальсификациям Ломоносов создает свой учебник « Древняя Российская история» для школьного обучения.

От Ломоносова берет начало заинтересованное отношение ученых России к общеобразовательной школе. «Имеет каждая наука равное участие в блаженстве нашем», – пишет Ломоносов о соразмерности наук для общеобразовательных школ.

Много сил положил Ломоносов на разработку проблем воспитания. Интересны созданные им «Регламенты». Это явления уникальные (если их сравнить с современными Уставами школ! ) Например, банальная фраза, что учитель должен служить примером для учащихся (в современном школьном уставе) у Ломоносова выражено гораздо определеннее и содержательнее: «Никто, не имеющий воспитания сам, других воспитывать не может, и учитель, не показывающий собой примеров честности, добродетели, непорочных нравов и благоразумия, больше вреда, нежели пользы приносит воспитываемым». Ломоносов предлагает схемы учета и контроля за классом в целом, и каждого ученика в отдельности, систему мер, стимулирующих ученика на достижение наибольших успехов. Содержание и методы обучения, а также требования сознательности и прочности усвоения знаний, последовательности и систематичности, наглядности обучения и ведущий принцип научности – вот основа дидактической части регламента.

В гимназии молодые люди должны приучаться к правильному образу мышления и добрым нравам. Ломоносов страстно желал видеть в каждом ученике творческую личность, превыше всего ставящую общественное благо. Идею нравственно-ориентированного образования невозможно переоценить!

Во времена Ломоносова начинается процесс формирования обновленной общественной гражданской морали. Образование становится положительной ценностью только при условии его соединения с нравственностью.

Педагогические взгляды гения русской и мировой науки были обращены в будущее. «Не токмо у стола знатных господ, или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ни же у самого Господа Бога».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь