Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эксперимент длиною в полвека



(Журнал «Огонёк», № 8, 1982г., С.Власов, г. Москва)

 

Как жить не болея? Об этом мечтали поколения и поколения. Но сейчас, несмотря на потрясающие успехи медицины, мы с огорчением должны признать, что по статистике более половины всех заболеваний приходятся на элементарную простуду.

Множество есть разнообразных способов, помогающих человеку остаться здоровым, среди них на первом месте стоит закаливание.

К сожалению, воздействие холода на человека изучено ещё весьма слабо. Между тем, целебные свойства ледяной воды известны давно. Тысячелетия. И этот опыт народной медицины сегодня с успехом перенимают врачи. В Калуге, например, в первой городской больнице холодом лечат неврозы и бронхиальную астму. В ялтинском санатории имени С.М. Кирова с помощью зимних купаний в море избавляют от гипертонии и неврастении.

Механизм благотворного влияния холода на организм И.П. Павлов объяснял «встряской нервным клеткам», резким воздействием на центральную нервную систему. Но по-прежнему многие вопросы влияния холода на человека остаются открытыми.

Вот почему, на наш взгляд, так ценен эксперимент, который вот уже почти пятьдесят лет ставит на самом себе житель Ворошиловоградской (Луганской) области Порфирий Корнеевич Иванов. Он настолько приучил себя к холоду, что часами может в одних шортах – и босиком! – находиться зимой на улице.

Ему пошёл 85-й год, за полвека, что он дружит с морозом, ни разу не простуживался, не болел ни ангиной, ни гриппом. А раньше хворал, как и все…

О Порфирии Корнеевиче я узнал от писателя В.Г. Черкасова, который стал ярым приверженцем простой системы оздоровления, разработанной Ивановым. И не он один: только в Москве знаю теперь десятки инженеров, врачей, учёных – последователей Иванова. По примеру Учителя, как все они его называют, бегают по снегу босиком; о болезнях забыли, хотя когда-то частенько болели, и благодарны судьбе, что свела их с Порфиреем Корнеевичем.

Ещё до поездки на хутор Верхний Кондрючий, где он живёт, прочёл о нём в книге двух врачей, Н. Агаджаняна и А. Каткова, «Резервы нашего организма»:

«В любой мороз он прогуливается босиком по снегу…и не ощущает при этом никакого холода».

Показалось странным: неужели и правда не чувствует холода? Этот вопрос был первым, который я задал Порфирию Корнеевичу.

– Как это не чую холода! – воскликнул он. – Чую, да ещё шибче вас. Только вы все его боитесь, а я не боюсь. Из вечного врага человеческого я сделал друга.

– И вы в самом деле никогда не болеете?

– Почему же? Всё время болею. Болею мыслью, что я умею, а мне не дают передать своё умение людям.

– Говорят, что вы в Бога верите.

– Брешут. Верил когда-то, пока не понял, что Бог пребывает не на небе, а на земле – в людях, кои сумели одержать победу над собой.

Интересна судьба этого необычного человека. Родился в бедняцкой семье, как и отец, стал шахтёром. Впервые спустился в шахту в 15 лет. Здесь был и плитовым, и катальщиком, и зарубщиком, и отбойщиком. В 1917 году забрали в армию.

– До фронта доехать не успел, – рассказывает Порфирий Корнеевич, – царя скинули с пути.

Повоевать всё-таки пришлось в партизанах. Пускал под откос эшелоны интервентов, однажды спалил английский самолёт, за что получил благодарность от командования. После войны восстанавливал шахты в Донбассе, участвовал в колхозном движении, руководил артелью лесных рабочих.

Сейчас, когда ему идёт девятый десяток, он поражает смелостью своих рассуждений. Он и всегда был таким – дерзким, смелым, думающим. Вот так однажды (было это на Кавказе, стоял над морем на высокой скале) пришла к нему мысль: «Почему люди так устроены, что лишь полжизни у них проходит в благополучии – пока молоды; а достигли зрелости, казалось бы, жить да жить на пользу другим, но не тут-то было, наваливаются на человека болезни, делают его неполноценным, заставляют больше думать не о деле, ради которого он пришел на землю, а о себе. Болезни делают человека эгоистом. Не от того ли многие беды людские происходят, что человек не умеет победить свою немощь? Сколько не кутайся, всё равно это не спасёт от недугов. А что, если сделать наоборот – не прятаться от природы, а пойти ей навстречу, стать ближе к природе, слиться с ней! »

И Порфирий Корнеевич решил доказать сначала самому себе, что «нехорошие силы природы» (его выражение) можно приручить и обратить их себе на пользу. Он стал выходить на мороз раздетым сначала на несколько секунд, потом на полминуты, с каждым разом всё больше и больше. Дошло до того, что в метель уходил в одних шортах за околицу и часами гулял в поле среди ветра и стужи. Он возвращался весь заиндевевший, в клубах пара, и селяне не могли надивиться: неужели завтра не сляжет в постель с крупозным воспалением лёгких, а то и с чем-нибудь похуже?

Но это в прошлом. Сейчас, когда вышел на пенсию, Иванов одержим идеей передать свой уникальный (несомненно уникальный! ) опыт закалки людям, учёным. А что учёные? Не спешат пока. Может быть, не знают об Иванове?

– Я обращаюсь к людям, – говорит Порфирий Корнеевич. – Дорогие вы мои, все ваши болезни от нежести вашей: от тепла, от вкусной пищи, от покоя. Не бойтесь холода, он мобилизует, как нынче модно сказывать, защиту организма. Холод кидает в тело гормон здоровья. Пусть каждый покумекает, что ему важнее – дело или малые радости. На всё должна быть победа. Человек должен жить в победе, если её не получишь, грош тебе цена в базарный день… Зачем лечиться, когда можно и должно болезнь в тело не пускать! Это умели делать древнейшие люди.

Порфирий Иванов умеет противостоять природе. Опорой ему в этом служит его система. Он шёл к ней почти полвека и почти полвека неукоснительно ей следует. Система эта на первый взгляд удивительно проста, содержит всего семь правил, некоторые из них вроде бы отношения к оздоровлению организма не имеют. Судите сами.

Первое правило. Живи в постоянном желании сделать людям добро и, коли сделал, никогда не вспоминай об этом, поспеши сделать ещё.

Правило второе. Всё старайся делать только с удовольствием, с радостью. И пока не научишься делать с радостью, считай, что не умеешь его делать.

Казалось бы, не о здоровье речь, а по сути – о самом что ни на есть главном здоровье говорит старец – о здоровье души. Без него разве можно тело вылечить? Вот остальные его правила:

Не пей ни вина, ни водки.

Один день в неделю голодай, а в другое время ешь поменьше мяса и, вообще, ешь поменьше («А то сегодня люди просто страдают обжорством, едят вдвое больше, чем природа их требует. Обильная еда голову ясности лишает»).

Ходи круглый год босиком по траве и по снегу хотя бы несколько минут в день.

Ежедневно, утром и вечером, обливайся холодной водой.

Нам обоим, фотокорреспонденту Эдуарду Эттингеру и мне, прелести этого правила пришлось испытать на себе. Сначала мы, конечно, наотрез отказались. Страшно было даже подумать; тем более, у меня болело горло и начинался насморк. Лишь когда мы увидели, как огорчился Порфирий Корнеевич («Значит, и вы мне не верите? »), решили рискнуть – ради оздоровления человечества. Когда он вылил нам на голову и на плечи по ведру ледяной воды (на улице было -10о), мы поняли, что такое неземные ощущения. Но через полчаса, кстати сказать, от моей простуды не осталось и следа. Обливались мы каждый день, но лишь к концу нашего пятидневного пребывания у Порфирия Корнеевича почувствовали вкус к этой процедуре.

Мы никоим образом, конечно, не призываем никого следовать нашему примеру. Мы только излагаем факты.

И последнее правило. Почаще бывать на воздухе с открытым телом и летом, и зимой («Пусть тело дышит и учится брать тепло от холода»). Кому-то эта мысль Иванова покажется абсурдной, смешной. Но вот что по этому поводу говорит специалист в области термодинамики, к слову, один из последователей Иванова, кандидат технических наук И. Хвощевский: «В результате своего беспримерного опыта П.К. Иванову удалось показать, что в человеческом организме в условиях холода начинают проявляться процессы, связанные с постоянной выработкой внутренней энергии. Не исключено, что это перекликается с гениальной, возможно, но пока не получившей убедительного обоснования гипотезой К.Э. Циолковского о медленном и бесплатном отнятии энергии от окружающих холодных тел. Мы действительно очень мало знаем о человеке, о его резервных возможностях. Не исключено, что в необычных, экстремальных условиях в организме открываются неведомые нам качества; пока мы можем только догадываться о них. Вот почему так важен опыт, который в течение полвека проводит на себе Порфирий Корнеевич Иванов. Трудно найти другой пример подобной целеустремлённости…».

На хуторе у Иванова много последователей. Первая из них – его жена Валентина Леонтьевна. Когда-то она очень тяжело болела, теперь, в свои семьдесят, считает себя совершенно здоровым человеком.

«Я боюсь, – говорит она, – зимой пропустить и одного дня, чтобы не выйти раздетой на мороз, не окатиться ледяной водой. А вдруг болезни опять нагрянут, как это было 25 лет назад».

Валентина Леонтьевна, как и Порфирий Корнеевич очень мало ест. И несмотря на то, что весь день в работе (как и любая крестьянская женщина), устаёт теперь значительно меньше, чем раньше, когда ещё не дружила с холодом и не ограничивала себя в еде. Вполне возможно, что оба этих фактора, каким-то парадоксальном образом связаны между собой – одно помогает переносить другое.

Поистине, тайны человеческого организма неисчерпаемы!

По дороге в аэропорт заехали в Свердловск, районный центр, в райком партии поговорить о Порфирии Иванове. Секретарь райкома Надежда Константиновна Ковалёва, между прочим, сказала: «К сожалению, у нас нет возможности оценить по достоинству этого уникального человека. Нет здесь для этого специалистов. Да, откровенно говоря, и времени серьёзно им заняться не хватает: район большой и сложный, уголь всё-таки добываем. Вот если бы вы нам помогли привлечь к Иванову внимание общественности, учёных…»

Что мы здесь и попытались сделать.

 

***

Мне скоро исполнится 85 лет. 50 из них я отдал практическому поиску путей здоровой жизни. Для этого я каждодневно испытываю на себе различные качества природы, особенно суровые стороны её. Я полон желания весь свой опыт передать нашей молодёжи и всем людям. Это мой подарок им.

Иванов Порфирий Корнеевич

Д Е Т К А

Ты полон желания принести пользу всему народу. Для этого ты постарайся быть здоровым. Сердечная просьба к тебе, прими от меня несколько советов в дополнение к статье «Эксперимент длиною в полвека» в журнале «Огонёк» № 8 за 1982 год, чтобы укрепить своё здоровье.

1. Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, в речке, в ванной, принимай душ или обливайся, это твои условия. Горячее купание заверши холодным.

2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

3. Не употребляй алкоголь и не кури.

4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды. С пятницы 18-20 часов до воскресенья 12 часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки.

5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего дела. После этого можешь кушать всё, что тебе нравится.

6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплёвывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твоё здоровье.

7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье – здоровайся со всеми.

8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его мечту душой и сердцем. Ты приобретешь в нём друга и поможешь делу мира.

9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.

10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа

11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал – хорошо, но самое главное – Делай!

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом, будь скромен.

Я прошу, я умоляю всех людей: становись и занимай своё место в природе. Оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственным трудом в природе себе на благо, чтобы тебе было легко. Желаю тебе счастья, здоровья хорошего.

Иванов Порфирий Корнеевич

Учитель о детях.

Дети – наш источник. В детях сейчас всё. Всё начинается с детей.

... Родили ребёнка, а воспитать в природе не смогли. Надо научиться воспитать дитя в природе. Надо знать, зачем ребёнок. Мужчина и женщина должны сознательно встретиться и сознательно родить ребёнка. Кто вам давал такое право абортом убивать ребёнка и отобрать его из под рук Учителя? …Не применяем к ребёнку самое главное – просьбу. Без просьбы мы не воспитатели, мы его заставляем, а он у нас делается психически ненормальным. Детей надо научить просить.

У родителей должен быть дар любви. А любовь наша она восстанавливает у человека здоровье.

Из тетрадей Учителя:

(«Бог природы», изд. «Татполиграф», г. Казань, 2000г.)

 

Из чужих рук здоровья не получишь. Исцелить себя человек может только сам. Исцеление можно получить только через осознание.

Воздух, Вода, Земля – любимые неумираемые братья, природные факторы, защитные силы.

Человек – клетка. (Клетка не должна брать больше, иначе её разорвёт. Клетка не должна брать меньше, иначе она усохнет. Клетка должна иметь комфортное окружение. Клетка должна быть связана с центром.)

Умирать мы все можем, а надо научиться жить!

Проси здоровья у того, кому веришь.

Бог – это совершенный человек. (Ас)

Живи с постоянным желанием сделать людям добро, а сделал, никогда не вспоминай об этом, поспеши сделать ещё. (Работа с подсознанием)

Верь людям и люби их, не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них. (Не разрушай своё сердце)

В Природе люди своим поступком, своей невежливой стороной не заслужили жить. Из-за этого они потеряли своё здоровье.

Болезнь – это неправильные поступки в Природе.

Займи своё место в Природе, оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги.

Я тот, кто во мне.

Главное – эволюция.

Надо поменять поток сознания в Природе.

Солнце – это свет человеков.

Похоть – это смерть.

Береги тело, как зеницу ока.

Человек беЗсмертен.

В моём деле администраторов нет.

Свое дело ставь, а другому не мешай.

 

В О С П И Т А Т Е Л И

Ф, ферт – физическое совершенство.

Вот теперь, дорогой читатель, мы выросли, возмужали и готовы создать семью. Ради этого прикоснемся к очень полезной книжке.

Домострой XXI века

Виктор Васильевич Московкин

Молодоженам на заметку

(в сокращении)

Домострой – это пособие о том, как правильно устроить порядок во внутрисемейных отношениях и отношениях семьи и внешнего мира.

Молодоженами будем считать начинающих жить семьёй мужа и жену, родителями благословлённых, обещания друг другу в присутствие родных и знакомых давших.

Главная цель – прожить в любви и согласии всю жизнь, родить и воспитать счастливых людей, все остальное – второстепенное.

Первое базовое понятие – совместная судьба. В русской традиции считалось, что мальчики с рождения имели свою судьбу – некую предопределённость, обусловленную его личностными способностями, талантами и ответственностью носителя судьбы Рода. У девочек такой ответственности от рождения нет. Нет и судьбы, стало быть, тоже. Такая особенность свободы от судьбы давала ей возможность полной свободы выбора (юноши предлагают – девушка выбирает). Дальше они шли совместно одной судьбой. Девушка получает «бабью долю» в судьбе своего мужа.

Человек обретает совершенство и целостность в семье. Один он лишь половина целого, что не есть совершенство. Итак, играем свадьбу. Почему играем? Потому что все перипетии судьбы переживаем в игровой форме. Игроки – вся родня, опытная в вопросах этих самых «перипетий» и по-доброму настроенная, желающая «совет да любовь».

Совет – это общая родовая судьба, а любовь – инструмент для решения всех семейных проблем.

А кто в доме «голова»?

Мир творился Творцом с любовью. Творец – мужчина – дух. Любовь – ипостась женская. В нашей Солнечной Системе женской ипостасью является Земля-Матушка, мужской – Солнце-Батюшка. Солнце оплодотворяет землю теплом и светом, земля родит плоды земные. Глава всему – Солнце, Земля вокруг него вертится. Родит Земля-Матушка и души человечьи, кои стремятся к Солнцу, к Отцу Небесному.

Так муж, являясь опорой, осью семьи, ведёт её, семью, в Царство Небесное. Он, как гребец в лодке, как нос ледокола, раздвигающий льдины и ограждающий от них весь семейный экипаж. Он трудится во внешнем мире, возвращаясь домой на роздых. Жена – хранительница этого дома: очага, пространства любви, где ее муж и дети. Для выполнения таких задач у мужа и жены есть соответствующие психические и физические данные, коими их наделила природа. Из этих особенностей и формируются обязанности мужа и жены.

В медовый месяц молодые распределяют все игровые роли: кто будет держателем финансов, за кем окончательное слово при разногласиях, кому мыть посуду…

Мужские обязанности главы семьи лежат на поверхности и очень заманчивы для жён. Надо иметь ввиду, что женины обязанности проявляются в полную меру позже, когда она забеременеет и родит ребёнка. Увы, влюблённый муж сперва может смалодушничать и легко уступить свои обязанности любимой дуре, рвущейся к власти в семье, а вот забрать их обратно бывает сложно. Более того, ей потом может оказаться просто некогда рожать детей, ведь у неё столько работ и начинаний!

Хотите счастья – действуйте сообразно. Муж, веди себя как ответственный хозяин, защитник, учитель. Жена, смиряйся, учись принимать Мир Рода, тебя принявшего, каким он есть. Улучшить его сможешь только собой. Если не научила мама, учись сама создавать пространство любви в доме и хранить его. Кроме тебя некому. Ни один мужик из дома, где создано такое пространство, не убегал. В нём рождаются и живут, и научаются счастливой семейной науке дети.

И, наконец, кто есть «голова» и чем он отличается от «не головы»? Да тем, что в спорных вопросах ответственные решения принимает эта самая «голова», за ним последнее слово. Слушают и слушаются тех мужчин, кто духом силён. Женщина, она тоже хочет покомандовать. Она эмоциональна и своими эмоциями часто провоцирует мужа на ответные эмоции. Поддался на эмоции – проиграл, сам, как баба стал. Овладел эмоциями, избавился от них – стал намного сильнее. Надо научиться отвечать спокойно и с достоинством, почувствовать себя «Головой».

Это тем более важно, что следят за вами пытливые, всё запоминающие глазки ваших детей и учатся у вас. Надо вести себя так, чтоб потом не стыдно было перед снохой да зятем.

Жене: первое – это понимание того, что пространство любви, домашний очаг, дом – понятие скорее духовное, нежели материальное. Научись жить в гармонии с любым пространством, заставь его служить себе. Пойми, что ты есть часть этого пространства, и если у тебя вечно дурное настроение, нездоровый пессимизм, пространство будет таким же. В такой дом мужчина приходит с неохотой, а уходит с охотой. А ведь творец, хранитель и ответственный за атмосферу в доме – ты, жена. Посмотри, на что раздражаются домочадцы и исключи это из своих слов и поступков. И если муж тебе в помощь, вот тут как раз можно им и порулить по-женски ласково, незаметно, с удовольствием. Наполни собой свой дом, творениями своих рук и мыслей. Будет польза и от мужниных, и от детских изделий, да поощряй их творчество. Твой дом – твоя защита.

У мужа такой «крыши» нет, когда он уходит из дома во внешний мир. Ты – его «крыша». Ясно, что он вернется домой со шлейфом раздражения, неудач, взглядов завистливых и гневливых людей, с шлейфом женских вздохов и приворотов. Ты всё это почувствуешь на пороге. Учись убирать это парой фраз, объятием и поцелуем. Это тоже часть твоей работы и очень важная часть!

Научись отправлять его во внешний мир со своей «крышей», будь ему там берегиней, ему и своим детям. В старину знали, что если воина дома ждет его берегиня, то смерть ему не страшна. И сейчас парни, уходя в армию, желают, чтобы их ждала девчонка. Им легче и безопасней, а для них весь внешний мир – борьба, таково уж их естество.

Но вот вернулся муж в дом и в нём проявился Хозяин. Сейчас всё подчинено ему. Это не столько почётно, сколько ответственно. Муж должен оградить свой дом такой защитой от внешних опасностей, при которых жена и дети чувствуют себя в безопасности. Только в состоянии покоя женщина выносит и воспитает здорового ребёнка, правильно исполнит все женские обязанности. Покой – это и достаток в доме, и когда «крыша не течёт», и враг явный наказан, и мужа почитает. Хозяину докладывают, что в доме произошло во время его отсутствия. Такие вопросы требуют его суда и решения. Дело в том, что матери судить, наказывать и принимать покаяние от детей не рекомендуется! Причин несколько: для мальчиков женский суд и покаяние есть скрытое унижение. Привыкшему унижаться перед женщиной, трудно стать хозяином. Девочка, принимающая унижения от матери, учится унижать сама своего будущего мужа.

Женщина может принять нелогичное или просто опасное решение. Отсюда можно вывести ещё одну обязанность мужа – быть учителем и воспитателем жены. Он находит разумные и логичные ответы на жизненные проблемы и обстоятельства, которых ещё не было в родовом опыте предков – то ли времена изменились, то ли судьба дала Роду и семье новые испытания… Эти ответы будут усвоены женой и детьми и станут достоянием Рода.

Конечно, детей воспитывают оба родителя: мать питает ребёнка любовью и правильными эмоциями, передает накопленную традицию, учит жить на земле. Её воспитание физическое, чувственное, душевное. Отец ответственен за духовную составляющую воспитания, за подготовку к жизни на новом уровне бытия. В дальнейшем ребёнок сам будет выбирать, что ему принять в свой багаж для жизни. Нельзя воспитывать принуждением, можно воспитывать только собой, своим личным примером, который увидят и оценят дети и сами решат, принимать его или нет.

Очень важно не допустить влияние других, чуждых вашему пониманию жизни, источников. Их много в средствах массовой информации и телекоммуникаций, они очень агрессивны и образны, именно их влиянию мы обязаны разрушением семей, традиций, нравственной деградации общества и ослаблению государства. Надо понимать, что полностью оградить от внешнего мира ребёнка нельзя и неправильно: всё равно он туда попадёт и должен быть готов к жизни в этом мире. Информация о внешнем мире должна быть полной, но предоставлена родителями с соответствующим комментарием.

И такой факт: дети остаются только с матерью. В этом случае отца заменяет его образ. Если обиженная мать создает негативный образ отца, то он, этот образ, уродует психику ребёнку. Девочки становятся мужененавистницами, у мальчиков деградируют их мужские качества. Создать добродетельный, возможно, героический образ их отца вы просто обязаны, даже, если он ему и не соответствовал. Через образ будете воспитывать, создавая мужественный пример, наделяя его качествами, которые вы хотели бы видеть в своём муже, сыне, зяте. Собирайте положительные истории и факты из его биографии и т.п. В общем, проявляйте творческий подход в воспитании.

Потом ваш сын, уже подростком, должен учиться быть ответственным хозяином в семье, играйте с ним в хозяина, поручая ему семейные вопросы, незаметно наводя его на правильные ответы. Подчиняйтесь его решению и никогда не унижайте его наказанием. Можно сказать, что его отец был бы очень огорчён его поступком, что ему самому придётся увидеть свой поступок глазами отца и переоценить его.

И Бог Вам в помощь и счастья Вам!

Х, хер – характер, хромосомы – носители божественного огня в человеке. Готовность плодоносить, продолжить свой род.

Евдокия Турова

Кержаки

(Выписки из романа-эссе, С-Петербург, 2011г.)

 

История Руси. XVII век. Раскол. Наиболее точно, на мой взгляд, исток раскола указал П. И. Мельников-Печерский в «Письмах о расколе» в 1862 году:

«… Не будучи в силах бороться, русский народ противопоставлял железной воле реформатора страшную силу – силу отрицания. Что за мощная, что за непреоборимая эта сила, единственная сила, которую выработал русский народ под гнётом московской централизации, воеводских притеснений и крепостной зависимости, сила, заменившая в нашем народе энергию, заснувшую с тех пор, как сняты были вечевые колокола и вольное слово самоуправления замолкло перед лицом Москвы».

Так что раскол в широком, не только внутрицерковном, смысле берёт своё начало от московских завоеваний с XV века. Именно там, где веками звучал вечевой колокол, грозно загремел набат раскола…

Старообрядцы, происходившие из Вятки-Новгорода, были едва ли не самой «продвинутой» частью русских людей. Широко распространённая грамотность, неведение ужасов татарского ига, сохранность накопленных за многие годы культурных ценностей, в том числе ценнейших книг, устойчивые традиции народно-вечевого самоуправления – всё это поднимало самосознание этой части русских людей. Не стоит поэтому удивляться их высокому чувству собственного достоинства, развитой потребности в духовной свободе.

Несомненна искренняя забота старообрядцев о чистоте нравов, о здоровой нравственной атмосфере, тогда как государственная власть не могла и даже не пыталась заниматься воспитанием народа, а официальная церковь зачастую компрометировала себя недостойным поведением.

В обвинении староверов видится недовольство властей тем, что в «низах» общества распространяются грамотность, книжное знание, образованность. Эти изменения означали способность людей самостоятельно судить о сущем и должном, свободно выносить критические оценки, делать нелицеприятные выводы, предлагать свои рецепты организации и устройства духовной и практической жизни, не совпадающие с интересами власть имущих.

Противостояние староверов с официальной церковью никогда не имело агрессивного характера. Они не были разрушителями ни в одной из проявлений своей религиозно-гражданской активности. Может быть, именно потому, несмотря на мощное государственное давление, «низовой» религиозной войны нигде в России не было. В глубине души «старую веру» и её сторонников уважали, признавали их влиятельность, причём во всех слоях населения.

Так что наши предки никакие не раскольники. Они просто были такими, какими были. И не позволяли тяжелейшим историческим обстоятельствам изменить себя.

КЕРЖАЦКИЙ ХАРАКТЕР. МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ.

… Порой нелестны многочисленные суждения о кержаках, об устройстве их жизни и особом характере. Своеобразие поведения кержаков нередко просто высмеивали: «Вот какие эти кержаки смешные были! Не пускали к себе никого, только из своей посуды ели, чудаки! »

Так ведь некому пускать-то было! Те, кто пускал, вымерли давно от вши тифозной или сифилиса, или холеры! Центр России эти напасти периодически просто опустошали, а здесь, на Урале, Бог миловал. А всё потому, что кержаки самостоятельно задолго до европейской науки разработали детальный гигиенический комплекс жизни, ввели строжайшую чистоплотность, уходя при необходимости в карантин. Тем они и спасались. Не только сами. Хорошо известно, что узнав о надвигающейся чуме, московская знать отвозила своих детей в семьи староверов для спасения. «Вера старая крепкая оборонит», – так думали и те, и эти.

Мы-то, теперешние, оснащённые научными знаниями, можем поглубже осмыслить?

Слова хозяйки: «Бесы ищут по ночам немытую посуду нерадивых хозяек (кержаки про таких хозяек крепче выражались: засранки да и всё! ) и тамока имя, бесовьям-те, полное раздолье! Уж они тамока и купаются, и свадьбы играют, и бесят родят. И как ты станешь из той посуды исть, оне, бесовья-те, в рот заскочат и загубят». И если заменить слово «бесы» словом микробы, что получится? Современное научное наставление по санитарии и гигиене. Слова хозяйки – это дичь, темнота? Или это и есть культура?!

Старообрядческое общество было предельно закрытым, к чужим относилось недружелюбно.

Достоевский о сибирских старообрядцах пишет: «Это был сильно развитой народ, хитрые мужики, чрезвычайные начётчики и буквоеды, народ надменный, заносчивый, лукавый и нетерпимый в высшей степени».

Да. Кержаки – те ещё люди были, если говорить о характере!

Кержака упёртого, его, и верно, не нагнёшь. Ему что? Он вон в чисто поле выйдет, лаптем землю поковыряет, в затылке почешет да и возьмёт от этой землицы всё: и пропитание, и одёжу, и дом поставит, и мельницу изладит. Лет через 5 вместо голого места – полное хозяйство и в ребятах прибыток. Что ему, мужику, графья-дворяне, которые не уважают его? А он от Ильмень озера до Оби всю землю прошёл и обжил. Всех накормил и одел-обул. Он себя уважает, хотя и слабо знает свой исторический путь. Мужик свою значимость чувствует.

Российское общество этой значимости не чувствовало никогда. Отношение к кержакам было завистливо-неприязненным, описание их быта высасывали из пальца, поскольку внутри никто из описателей не бывал. И чего только не напридумывано, какого бреда не нагорожено! Староверы, мол, упорно цеплялись за уже давно отжившие традиции! Интересно, где это в России бытовали, но отжили традиции чистоплотности, трезвости и общей целесообразности жизни? А если были, то почему же их считать отжившими? Чего же за них не цепляться?

Чтобы не одичать, культурные навыки нужно не выкидывать, как хлам, а накапливать, передавать от семьи к семье, от поколения к поколению. Понимать и ценить их нужно! Ведь как не суди, на нашей суровой земле до староверов никто успешно не крестьянствовал; а их с корнем повыдирали – земля вновь дикой делается!..

Самое главное, что никогда не понимали и не ценили, – стремление и способность кержаков жить в согласии. Рассыпанная по всей России диаспора староверов была самоуправляющимся, самодостаточным сообществом, которое выживало в любых (в любых! ) природных и социальных условиях. Если была возможность, староверы работали на заводах, занимались ремесленничеством и торговлей. Если таких условий не было – уходили в изоляцию, на полное самообеспечение.

Старообрядчество имело крепкие семейные устои, поддерживаемые и укрепляемые своей сутью жизни крестьянина. В семье, где иногда насчитывалось по 18-20 человек, также всё строилось по принципу старшинства. Во главе большой семьи стоял старейший мужчина – большак. Ему помогала хозяйка-большуха. Авторитет матери-большухи был непререкаем. Дети и невестки называли её ласково – маменька. В семье сложились и поговорки: «Жена для совета, тёща для привета, а нет милей родной маменьки; Материнская молитва со дна моря достанет».

Держался авторитет главы семейства не на страхе, а на совести членов семьи, на уважении к нему, большаку, а оно заслуживалось личным примером, трудолюбием и добротой.

И опять вопрос: отжившее это или это недостижимое?

А отношение к детям? Счастлив был тот ребёнок, который родился в кержацкой семье, знал тепло рук деда и бабки. Ведь «Дом с детьми – базар, без детей – могила, а один и у каши сирота».

Воспитанием детей занимались все, вся община. Но так как в любой семье почитание и уважение старших было нормой для всех, то и прислушивались всегда к слову и мнению старшего по возрасту или положению в общине: разумное родится только от разумного.

В семьях иногда жили три поколения. Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал от скуки. Всегда у него имелось дело. Он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Исстари сложилось: «Старый ворон мимо не каркнет». «А прожитое, что пролитое – не воротишь».

В старообрядческих семьях воспитывалось особенно почтительное, можно сказать святое, отношение к труду. В большой крестьянской семье трудились (робили) все, от мала до велика, и не потому, что кто-то заставлял, а потому, что от рождения каждый день видели пример в жизни.

Трудолюбие не навязывалось – его впитывали. На работу благословение просили! Младшие члены семьи обращались к старшим: «Благослови, тятя, на работу». Подражание старшим считалось хорошим тоном. Дети принимали участие во всех работах: мальчики с 5-6 лет выезжали на пашню, боронили, возили снопы, а уже в восемь лет им доверяли пасти скот и выезжать в ночное. Девочек с этого же возраста обучали ткачеству, шитью, рукоделию и, конечно же, умению вести дом: «Всё должно быть трудово, а не трудово – грех».

Ребёнок усваивал трудовые навыки и на посиделках. Слово «посиделки» означало не просто сидеть – просиживать место; там обсуждали, как прошёл день или год, решали проблемы, заключали выгодную сделку, сватали невесту или плясали и многое другое. А чтобы руки не были в праздности, обязательно делали какую-нибудь работу. Женщины вышивали, шили, а мужчины мастерили нехитрую домашнюю утварь, упряжь… И всё это в глазах детей приобретало элемент нерасторжимости, необходимости – так делали и жили все. А как же иначе?

Лень была не в почёте. Подлинное основание жизни – труд. А безосновательность – развлечения. Низменна жизнь человека, который ворует. Запечатление трудового действия происходит с младенчества и активно усваивается в 10-14 лет.

Характерной чертой семейной традиции староверов было серьёзное отношение к браку. В основе норм поведения молодёжи – крестьянский взгляд на семью как на важнейшее условие жизни. Встречи молодых людей находились под постоянным контролем старших, зависели от общественного мнения села и традиций различных семей.

Девушкам внушали, что «чужая шуба не одёжа, а чужой муж не надёжа». А парню наказывали так: «Женись, чтоб не каяться, любить да не маяться», «Женился на скорую руку – да на скорую муку».

Чёткие нормы поведения создавали основу самодисциплины и исключали вседозволенность. Общим было требование соблюдения чести, порядочности, скромности. Это находило отражение в сложившихся представлениях о хорошей невесте и о хорошем женихе. Сватовству и созданию брачных союзов посвещено множество шедевров русского устного народного творчества: поверья, бывальщина, и, конечно же, пословицы и поговорки.

Общественное мнение осуждало неуживчивость и сварливость характера. Эти качества считались «наказанием Божьим». Про злую жену говорили: «Лучше хлеб есть с водой, чем жить со злой женой», «На зло мужу сяду в лужу», «Железо-то уваришь, а злую жену не уговоришь». А жениху внушали: «Жена мужу не прислуга, а подруга»; «За хорошей головой жена молодеет, а за плохой, как земля – чернеет». Семьи старались жить так, чтобы не причинять горя и неприятностей один другому. Не принято было заводить ссоры, обманывать кого-то, подшучивать или надсмехаться над кем-либо. На нарушителей находили управу.

Если в какой-то семье не было мира, если муж бил жену, то заступаться никто не бегал. Уж тут так: твоя семья, твои порядки. Но вот подрастут сыновья и дочери – и тогда сам не сможешь своим дочерям сватов дождаться, а твоё сватовство никто не примет. И дурная слава семьи годами тянется за каждым, совсем не виноватым. Семья, где не смогли наладить мир, постепенно рассыпалась, исчезала. Раздор в семье осуждали, боялись пуще огня.


Поделиться:



Популярное:

  1. VII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
  2. Анализ результатов опытно – экспериментальной работы
  3. Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и предложений
  4. Аппроксимация экспериментальных данных
  5. Бланк для регистрации наблюдений экспериментатора.
  6. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию организовал
  7. В течение семи дней пытайтесь непрерывно проводить этот эксперимент. И тогда, я скажу вам, вы никогда больше не будете испытывать печаль - ведь тогда вы будете знать ключ.
  8. В экспериментальной и клинической нейрофизиологии с целью воздействия на функциональное состояние структур нервной системы применяют воздействие постоянным током.
  9. В. Экспериментальный характер групп
  10. Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.
  11. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА НА ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ
  12. ГИПОТЕЗА И ЭКСПЕРИМЕНТ У НЬЮТОНА


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь