Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Красота слова произнесенного



Борис Викторович Шергин

(«Древние памяти», М, Художественная литература, 1989г.)

 

Б.В. Шергин – помор из Архангельского края.

История русской фольклористики, «красноречие русского торжка», виртуозный юмор, живой, удивительно красивый (красоватый) язык поморов: песни протяжные, завывальные, прибаутки-шутки остроумные – все открывается в удивительном таланте Б.В. Шергина. Непрерывна связь поколений, каждое следующее – продолжение предыдущего. Домашняя педагогика: песни, чтение или рассказы, сказки вслух вечерами на сон грядущий. Так формировалась нравственная личность, гражданственность труженика.

Отец Бориса Викторовича сам написал азбуку сыну, все разрисовал красками и золотом, сделал указочку костяную, резную. Впереди поместил стихи:

«Поздравляю тебя сын с Новым годом! Живи счастливо да учись! Ученый водит, а неученый следом ходит. Рано весело вставай – заря счастье кует. Ходи право, гляди браво. Кто помоложе, с того ответ подороже. Будь сын отца храбрее, матери добрее. Живи с людьми дружно. Дружно негрузно. А врозь – хоть брось».

Отец напутствовал: «Выучишься – ума прибудет». Сын недовольным тоном: «Куда с умом-то? » Отец: «А жизнь лучше будет. А еще никогда не печалься. Печаль, как моль в одежде, как червь в яблоке. От печали – смерть».

И снова отец учит сына: «За морем прок потеряли, только хитрость одна. Тогда прок – когда делаешь дело по совести, на общую пользу. Эту прочность ничья злохитрая корысть не переможет».

К творчеству Б.В. Шергин пришел через каллиграфию и живопись: орнаменты им созданы и расписаны. В иконах поморского письма стал самобытным мастером. Писал сказки, баллады, старины, выступал с ними с небывалым успехом, вместе со сказочницей Кривополеновой; иллюстрировал лекции по фольклору в Московском государственном университете до революции.

В 20-е годы XX века – фольклор в большой моде. Поморский край нельзя себе представить без песен. Шергин имел всегда большой успех, используя репертуар своей матери – старины с мелодией и иллюстрируя выступления в поморском стиле.

Первая книга «У Архангельского города, у корабельного пристанища» вышла в это время, а книга «Шиш московский», над которой хохотала вся страна, состоит из цикла сказок. В 1939 году вышла книга «У песенных рек», которую прозвали «Веселье сердечное». Затем книга «Поморщина-корабельщина», «Поморские были и сказания», «Океан – море русское», «Запечатленная слава».

Автор служит слову истинному: «Праздное слово сказать – все одно, что без ума камнем бросить. Берегись пустопорожних разговоров. Бойся-перебойся пустого времени – это живая смерть…»

Искренность в рассудочный век!

Он «маляр по званию, истинный художник по призванию», он и литератор, и фольклорист, и художник, и артист. Его живопись наделена даром речи, а слово его живописно.

«Художественное осмысление ныне редко: И.К. Вылко, С.Г. Писахов, Ефим Васильевич Честняков, а сейчас таких нет», – писал Шергин. Творчество же самого Бориса Викторовича Шергина в высшей степени поучительно. Оно будит интерес к делу в любой сфере деятельности, поэтизирует профессию и ремесло. Вот он описывает взгляд мастера: «Из-под нависших бровей старика сияли утренние зори». «Художество места не ищет. Мастер куда ни придет, где ни живет, зиждет доброту (красоту)».

«Хорошее слово в русском языке – нравоучение, нравственная философия, всякое честное поучение, наставление к добру. Слово обращено в будущее». – так Шергин предчувствовал возрождение русского слова. Вразумительность разговорной речи подкрепляются интонацией и жестами; эмоциональность устной речи: восклицания, паузы, понижение, повышение тона, настроение человека – все исчезает при записи. Получается, что мы имеем две речи – две самостоятельные стихии.

Сохранение устной речи – дело многотрудное. Дошло ли до нас самое ценное, самое отборное? Забыты русские рапсодии, они не читались, не декламировались, они напевались. Эпос – песенная душа народа, избыток творческих сил. «Тьмочисленная, тысячеголосая, светлошумная листва – это живая народная речь! Но, переданная на условный литературный язык, поблекла.»

Пусть твой день будет содержательным: «хозяин что ступит, то дело найдет». Речь тогда на пользу, когда видишь в словах собеседника «разуменьице великое».

Из дневников писателя. «Скроби – приобретение в речах стариков, у каждого есть, что вспомнить. Бездарному ни к чему – все мимо носу прошло. Глубокий ров скорби заполняется заботами жизни, событиями, новыми огорчениями и радостями. Человек помнит только яркость и светлость, интересность и занятость».

«Речь – невещественна, а прочнее осязаемого! Так и любовь всегда жива со мною (к матери…) Все в тебе. У кого мысль работает, тот творец и вокруг него атмосфера творчества – магнит».

«Искусство тогда сильно, когда оно вовлекается в строительство жизни».

«Я как печь, все дома. Печи некуда идти. Живя в разуме, сам себя бережешь и ближнего: не я терплю, а меня и от меня терпят. Да отвержется человек себя. Из самого себя надо выскочить. Тема природы в нас – смысл существования».

«Красоты народного искусства – в музее. Бабки, деды сыплют внукам старинное словесное золото».

«Сказке нигде не загорожено. Вот она прилетела с Севера сюда и заворожила… И все озарено светом невечереющим».

«Жизнь с природой – телу здравие и душе веселье. Счастье – это как улучшить, обрести, это единство, тождество своего душевного устроения с душевным состоянием природы. Красота природы всем дарованная, одному тебе принадлежащая».

Ь, ерь, мягкий знак– росток; зерно, прорастающее в небесные сферы. Есть свет обновления!

Моханда́ с Карамча́ нд «Маха́ тма» Га́ нди – Великая Душа

(Ганди, АГП, Москва, 1998г.)

 

Он был «катализатором, если не инициатором трех главных революций ХХ века: революций против колониализма, расизма и насилия», – утверждает авторитетная Британская Энциклопедия.

Без преувеличения можно назвать Ганди выдающимся педагогом ХХ столетия. Его широкомасштабная педагогическая деятельность по коренному реформированию государственной системы образования в такой большой стране, как Индия, его богатое педагогическое наследие – более 400 источников чисто педагогического содержания: главы книг, Букварь, 187 статей для журналов и газет, более 120 выступлений на конференциях и встречах, огромное количество писем и обращений свидетельствуют о титанической трудоспособности оригинального мыслителя, мечтающего философа и реформатора.

От отца и матери он перенял неподкупность, благородство, прямоту характера и, главное, соблюдение нравственно-религиозного долга, и не причинение вреда ничему живому на Земле.

Ганди считал себя призванным выявить нужды людей, содействовать духовному развитию, знакомить с индийской культурой и историей, а также привлекать к общественной деятельности. Он издавал газету, помещая в ней статьи о выдающихся деятелях разных народов. Он акцентировал внимание читателя на ведущих качествах личности, а это: простота и принципиальность, упорство и трудолюбие, жажда знаний и постоянная работа над собой, чувство долга и общественная активность.

Ганди делился своими познаниями с сыновьями. Он взял за правило говорить с ними только на родном языке (гуджарати) – в этом он видел важное условие воспитания патриотизма.

Недостаток систематических знаний с лихвой, как считал Ганди, восполняли «школа жизни» и постоянное общение с родителями, тем более, что дети были самыми активными участниками всех опытов и изменений, которые их отец, неутомимый реформатор и экспериментатор, вносил в свою жизнь, а значит, и в жизнь семьи. Вместе с ним они «упрощали» свою жизнь, отказываясь от лишних вещей, выполняя всю физическую работу по дому; вместе с ним они развивали в себе дух служения, ухаживая за больными и слабыми. А когда пришло время, стали активными участниками его политических компаний. И Ганди мог гордиться ими, так как они проявляли стойкость и мужество, никогда не думая о снисхождении к ним как к детям политического лидера.

Первую свою школу «Феникс» Ганди не рассматривал как образовательное учреждение. Указывая на ее социальное значение, он писал: «Феникс задуман как питомник для производства правильных людей и настоящих индийцев».

В книге «Хинд Сварадж» («Индийское самоуправление») в главе «Образование» Ганди пишет: «Образование – это только инструмент, и его ценность в возможности служить как можно большему числу людей; первостепенное внимание нужно уделять строительству характера, что по своей сути и является начальным образованием; религиозное, то есть этическое воспитание – одна из главных задач семьи и школы. Образование, навязанное Индии англичанами, способствует порабощению индийцев. Чтобы возродить первоначальную чистоту Индии, нам нужно вернуться к ней, что в педагогике означает вернуться к традиционной системе образования и воспитания, в которой главное – формирование нравственного стержня человека, вернуться к родному языку как к единственно возможному средству обучения, вернуться к животворным родникам индийской культуры».

Ганди подверг серьезной и обоснованной критике не только образование индийцев, но и современное образование вообще, указывая на характерные его недостатки, одновременно намечая пути их частичного устранения. Его слова: «Современное образование мне кажется полными обманом». Он поясняет, что современное образование часто беЗполезно потому, что плохо задумано. Не может быть желаемого результата, если не определено главное: цель получения образования. Если она сводится только к тому, чтобы сдать экзамены (тесты), все усилия на образование обречены на провал. Среди недостатков государственных школ Ганди назвал прежде всего господство штампа (программы), нехватку среди учителей людей, нравственного характера, отсутствие близких отношений между детьми и педагогами, бессмысленную трату времени на изучение некоторых предметов и то, что очень часто эти школы становились символами рабства для индийцев.

Преподавание не на родном языке Ганди называл «ошибочной системой», при которой дети способны стать только глупыми попугаями, которые будут повторять то, что было механически и бездумно зазубрено. Без знания родного языка дети будут лишены животворного влияния своей культуры, не смогут приобщиться к достижениям «гения своего народа». Ганди видел единственный выход в создании собственных, независимых от правительства школ. Таким образом, он первым заявил о необходимости национального образования, что преобразует образование в Индии.

Интересна статья-обращение Ганди «Долг родителей», в которой четко сформулирована идея человеческой жизни как социального служения. Ганди пишет, что бедственное положение Индии требует, чтобы каждая индийская семья одного из своих сыновей готовила к общественной работе, то есть к работе по службе общине. Готовить не военного, не доктора, не адвоката, не священника, а социального работника, для которого интересы общины и страны будут превыше всего. От такой обязанности могут быть освобождены лишь семьи, в которых только один сын. «Если родители со всей ответственностью отнесутся к этой задаче, – писал Ганди, – подъем страны станет возможным в скором времени».

Именно из таких «добровольцев», посвятивших свою жизнь стране, Ганди и его единомышленники будут формировать огромную армию бойцов «тихой революции», направленной на возрождение Индии. Ганди пишет о массовом воспитании и перевоспитании людей в ходе политических компаний; о формировании у участников борьбы таких качеств, как решительность, самоуважение, беЗстрашие, готовность страдать, терпение, способность к самопожертвованию.

Ганди смог соединить политику и педагогику, когда успех политических шагов напрямую связан с эффективностью воспитательной работы. Успех «сатьяграхи»: марши протеста, мирные забастовки, в которых участвовало много людей и … – изменения в людях происходили быстро и неотвратимо! Опыт этой педагогики сослужил ему службу: в Индии участником событий стал весь народ!

Ганди занимается работой, которую он назвал «воспитание народа»! Для независимости нацию нужно воспитать и во многом перевоспитать. Страну в рабстве, считал Ганди, удерживают не английские пушки, а несовершенства самих индийцев. Его конструктивная программа по «строительству нации с низу до верху» включала массовое воспитание индийцев по формированию новых черт национального характера.

Достижение независимости для Ганди было возможно только ненасильственным мирным путем. Важно отметить, что педагогика Ганди предполагала невиданные масштабы – влияние на весь народ: на бедных и богатых, взрослых и детей, преуспевающих и падших. Незаурядность Ганди как политика как раз и проявилась в этом привлечении всех к борьбе за независимость. Он возвысил людей, вызвал к жизни лучшее, что в них было, убедив, что каждый достоин принять участие в этом светлом деле.

Ганди и его соратники развернули, и очень активно, агитационную компанию по бойкоту государственной системы образования. Ганди требовал немедленно покинуть места, где идет воспитание рабства всего молодого поколения страны. Он предлагает систему национального образования: «Разве не лучше ли, чтобы наши дети получили образование в атмосфере свободы, пусть даже в хижинах и в тени деревьев, и от учителей, которые будучи сами свободными, вдохнули бы в них дух свободы? Я хочу, чтобы вы поняли, что судьба нашей любимой земли не в наших руках, а в руках наших детей. Неужели мы не освободим их от проклятия рабства? »

В бойкоте приняли участие до 8 000 000 преподавателей, студентов и школьников.

При строительстве собственной национальной системы образования Ганди высказал кардинальную мысль: «В любой стране образование – для сохранения ее независимости».

Ганди предложил не лишенный оригинальности подход: идти от противного. Например: в национальной школе не может быть английский язык средством обучения; огромные дороги и здания для учебных заведений не нужны – школы разместятся в простых и недорогих помещениях; упор на интеллектуальность отменить, нужна профессиональная подготовка и т.д. Особое внимание Ганди уделил сельскому образованию, так как видел индийскую цивилизацию в своей основе сельской, и в будущем тоже.

Интересное и малоизученное наследство Ганди – письма детям. Где бы он ни был, он всегда отвечал на детские письма вопросами, а часто просто философскими загадками. «Поскольку мы сами – фонтаны радости, нам нужно извлекать ее из мелодий, которые несут нам счастье. В этом настоящее искусство. Поиски счастья вовне ведут к рабству, настоящее счастье – в пробуждении радости внутри нас». В другом письме он просит подумать и сообщить их мнение о том, нужны ли храмы, построение и содержание которых обходится так дорого, если уже есть такие прекрасные храмы природы, в которых и можно прославлять Бога-Творца.

Ганди высказал идею расширения временных рамок целенаправленного образования: оно должно быть пожизненным с момента зачатия до самой смерти. Последние годы он проводил коллективные молитвы, на которых обычно собиралось большое количество людей, где он выступал со своей образной речью, делясь мыслями о наиболее важных проблемах, стоящих перед страной. Однажды он определил три важные признака новой системы образования: 1) Доступность всем, 2) Полезность в повседневной жизни каждого человека, 3) Свобода от влияния какого-либо религиозного направления.

И все это всецело будет зависеть от учителей, от их самоотверженного следования идеалам правды и ненасилия.

Ганди требовал обожествления правды и полного отказа от лжи, даже той, что считалась во благо. Критерий правды – совесть. Ненасилие – закон нашего вида (людей); насилие – закон зверей. Добродетель – воздержанность. Человек, лишь способный к самоограничению, остается человеком. Долг – главное в человеческой жизни. Правда автоматически появляется у того, кто должным образом выполняет свои обязанности. Самоконтроль облагораживает человека.

Дети – это невинность, неприятие условностей, прямота и беЗстрашие. Это и любознательность, и свежесть восприятия, и способность к подражанию.

Итак, жить правильно, думать правильно, поступать правильно. Ганди – идеал тела, ума и души. Образование – извлечение лучшего, что есть в человеке для служения людям и в процессе служения людям. Основной источник знаний – окружающий Мир. Знания – пища, а не цель.

Э– это; то, что надо. Э – энергия, то – указ.

Обучение на дому… Семейное обучение… На что ориентироваться? На опыт великих педагогов.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь