Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Немецкий экзистенциализм ( К. Ясперс, М. Хайдеггер)



В Германии, где экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны 1914-1918 гг., крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969). По образованию медик, написал специальные работы «Всеобщая психопатология», «Психология мировоззрений». В 1937г. За свои демократические убеждения был удален фашистами из Гейдельберского университета, где занимал должность профессора. Основные философские труды мыслителя: трехтомник «Философия»; написанные в 30-е годы «Разум и экзистенция», «Ницше», «Декарт и философия», «Экзистенциальная философия», и др.

Экзистенциалистическая философия во Франции (Ж. П.Сартр, А. Камю, Г. Марсель)

Во французском экзистенциализме можно выделить две его формы: консервативно-католический и радикальный атеистический.

Философия К. Поппера

Поппер в качестве основы для решения проблемы демаркации науки и вненаучных знаний выдвинул принцип фальсификации (опровержения). Научные теории всегда имеют свой предмет и свои границы, а поэтому должны быть принципиально фальсифицируемы.

Согласно принципу фальсификации, к научным теориям относятся только такие системы знаний, для которых можно найти «потенциальные фальсификаторы», т.е. противоречащие теориям положения, истинность которых устанавливается путем экспериментальных процедур. Теории несут информацию об эмпирическом мире, если они могут приходить в столкновения с опытом, если они способны подвергаться испытаниям, результатом которых может быть опровержение. Идеи фальсификационизма Поппер связывал с представлениями о росте научного знания. Он отстаивал точку зрения, что наука изучает реальный мир и стремится получить истинное описание мира. Но сразу и окончательно такое знание получить невозможно, путь к нему лежит через выдвижение гипотез, построение теорий, нахождение их опровержений, движения к новым теориям. Прогресс науки состоит в последовательности сменяющих друг друга теорий путем их опровержения и выдвижения новых проблем.

 

 

43. Философское содержание понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Понятие «человек» является фундаментальным не только для фил-ой антропологии и фил-ии в целом, но и для гуманитарных наук. Решение проблемы чел-ка в фил-ии выступает в качестве ключевой точки отсчета, определяя содержание всей фил-ой системы. Так, формулируя фундаментальные фил-ие вопросы (что я могу знать?, на что я могу надеяться?, что мне надлежит делать? ), И.Кант свел их к основному - Что есть человек?

Проблема чел-ка в фил-ии является самой изучаемой и в то же время самой неизученной. Основные трудности, возникающие при попытке исследовать и понять чел-ка, могут быть объяснены следующим:

экстравертная познавательная установка является наиболее распространенным и методологически исследованным типом познавательного отношения;

чел-к является наиболее сложным объектом познания вследствие его постоянной изменчивости и динамичности, присутствия потенциально возможных («человек-проект») и ценностно-значимых модусов его бытия.

полная объективность при исследовании чел-ка невозможна вследствие склонности чел-ка к интеллектуальной и моральной самооценке, самоиллюзии и самообману;

чел-ка невозможно свести ни к одному из модусов его бытия: ни к его социальному статусу, ни к национальным, конфессиональным, профессиональным, эмоционально-психологическим и т.д. хар-кам.

Вследствие этого чел-ку очень тяжело дать определение. Аристотель подходит к человеку с точки зрения того, что чел-к - политическое животное, Августин провозглашает принцип богоподобности и, одновременно, греховности чел-ка, И.Кант ограничивает чел-ка трансцендентными принципами этики долга, К.Маркс рассматривает чел-ка как животное, способное к активной трудовой деятельности, Фр.Ницше - как животное, умеющее обещать. Представители фил-го иррационализма истолковывают сущность чел-ка с точки зрения приоритета внутренних индивидуальных мотиваций, потребностей и устремлений.

Чел-к - это трансцендирующее сущ-во, постоянно выходящее за любые изначально постулируемы формы существования, человек - это открытая система.

Важнейшими хар-ками чел-ка, задающими различные взаимодействия его с миром, являются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

Понятие «человек» отражает наиболее общие хар-ки универсальной причастности представителя Homo Sapiens к своей родовой организации; чел-к - это носитель генотипически и фенотипически детерминируемых хар-к.

Термин «индивид» в переводе с греческого означает «неделимая частица». Изначально в данном термине не содержалось специфических хар-к, указывающих на принадлежность чел-ку Применительно к чел-ку термин «индивид» выражает самую простую и абстрактную хар-ку чел-ка, говорящую лишь о том, что он обособлен (и телесно, и социально) о других.

Понятие «индивидуальность», в противоположность индивиду, фиксирует уникальность и неповторимость чел-ка во всем богатстве его личностных качеств и св-в. Таким образом, если понятие «индивид» фиксирует «замкнутость» чел-ка, его «атомарность», то индивидуальность, наоборот, характеризует чел-ка с точки зрения его своеобразия, непохожести на других.

 

Личность - это индивид, реализующий свою индивидуальность социально, т.е. как член определенной социальной группы по одобренным обществом нормам общественной жизни. Понятие «личность» всегда выражает определенную нормативность, «укорененность» чел-ка в социальной среде (социальный типаж личности). Если понятие «индивидуальность» весьма условно может быть понятно как интровертный центр сущности чел-ка, то личность всегда экстравертна, обращена вовне, сосредоточена на другом и реализует себя в формах разнообразных социальных коммуникаций.

Социализация (аккультурация) личности - это процесс приобщения индивида к основополагающим культурным ценностям и нормам; «подключение» к соц опыту, культивирование в чел-ке исторически сформулированных гуманитарных качеств постредством воспитания, обучения, стихийного жизненного опыта и т.п.

Ч
13.Чем на Ваш взгляд отличалась арабская философия от западноевропейской в Средние века?

Значительным явлением по-своему философскому содержанию была

восточная средневековая философия.

В средние века мы наблюдаем, упадок европей ского научного мышления, в целом античность была забыта, было предано забвению античные научные достижения. В то время когда культурное развитие Западной Европы находилось на край не низком уровне, на Востоке расцвела мощная и своеобразная арабская культура.

Феодальное общество в Арабском халифате значительно отличалась от современных ему стран Западной Европы. Если в Европе преобладало натуральное хозяй ство, а ремесло, торговля и городская жизнь вплоть до начала XI века играли незначительную роль, то экономика стран Востока в ряде отношений была выше европей ской. Здесь ремесло, торговля и городская жизнь были значительно активнее, преобладали такие специальности как ювелиры, врачи, переписчики книг. Это свидетельствовало о немаловажной роли умственного труда. Мусульманское правоверие было еще мало окрепшим, Оно не имело того опыта борьбы против враждебных ему философских учений и научных идей, которым обладала христианская церковь.

К числу великих мыслителей средневековой философии мусульманского Востока относятся аль-Кинди, аль-Фараби, Беруни, Ибн-Сина, аль- Газали, Омар Хай ям и др. Арабские философы обратились ко многим источникам великих цивилизаций. Они черпали знания и из древнеиндий ских и древнекитай ских источников, большой интерес у арабских мыслителей вызывала античная философия, в частности, учение

Аристотеля.

Универсальному торжеству знания, также способствовала и

мусульманская религия. Стремление к знаниям и наукам одобрялось исламом. Люди классического ислама культивировали знание, лелеяли мудрость. Считалось, что знание необходимо для души, как пища и питье - для тела. Знание, порой приравнивали к самой жизни, полагая, что если сердце не получает его в течение трех дней, оно непременно умирает. Благодаря знанию, человек приобретает и бессмертие, ибо “знание и книги - вечное потомство мудреца”.

Арабские мыслители не только сохранили, но и распространили античное наследие на Востоке. Они переводили философские и научные произведения с греческого языка на арабский язык. В Х1 веке на арабском Востоке были известны почти все главные произведения философской и научной мысли античности, произведения Архимеда, Галена, Платона, Птолемея, Пифагора и т.д.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь