Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие мировозрения, его исторические типы. Особенности мифологического и религиозного мировоззрения



Понятие мировозрения, его исторические типы. Особенности мифологического и религиозного мировоззрения

Мировоззрение — совокупность идей, представлений, обобщенных знаний о мире, обществе, месте человека в мире; система взглядов, суждений, воззрений, выражающих главные принципы его отношения к окружающему миру и самому себе, а также жизненные позиции, убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Оно имеет свою внутреннюю структуру, в которую входят идеи, концептуальные системы, образующие картину мира и человека. На основе этого миропонимания возникают оценка себя, окружения, собственной жизни, ценностные установки. На основе системы ценностей и смыслов вырабатываются идеалы, понятия о благе, истине, справедливости, красоте, пользе и т. п., которые определяют цели, задачи жизни, познания и преобразования мира.
Мировоззрение носит личностный характер и строится исходя из убеждений личности, создавая ее внутреннее духовное ядро. Вместе с тем оно так или иначе сопрягается с взглядами, идеалами, ценностными ориентациями других людей, социальной общности и общества в целом и выступает как социально обусловленное, культурно-историческое образование. В совокупности мировоззрение общества отражает дух эпохи, включается в его структуру наряду с мировосприятием и мироощущением.
Существуют три ведущих исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
М и ф о л о г и ч е с к о е мировоззрение (от греч. mithos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — исторически первая форма духовной культуры человека, основанная на сказаниях и повествованиях о фантастических существах, деяниях богов и героев, через которые люди выражали свои представления о мире, происхождении человека и животных, строении Вселенной, важнейших явлениях природы. Его главная особенность — синкретизм, т. е. слитность, нерасчлеиенность в нем зачатков знаний, религиозных верований, элементов искусства. Мифология — синкретическая форма сознания, объединяющая и миропонимание (логико-рассудочное знание), и мировосприятие (художественно-образные представления), и мироощущение (эмоционально-психологические переживания).
Этому мировоззрению свойственны очеловечивание природы (перенос черт людей на окружающий мир, олицетворение и одушевление природных сил), эмоционально-образная форма (воплощение сил добра, зла в виде героев, богов, духов и т. п.), утилитарная направленность (увязка проблем с практическими задачами — защиты от болезней, нужды, голода и т. п.). Особое место в мифах принадлежит проблеме культурных достижений человека (миф о Прометее, добывшем огонь для людей, о Дедале, изобретателе архитектуры и др.).
Мифологическое мировоззрение стало исходным для всех других типов. Его проявления можно обнаружить и в религии, и в философии, и в поэзии, и в науке. Миф переродился в сказку, легенду, эпос, «преданья старины глубокой». Его образы вошли в гуманитарную культуру — литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены религии -- буддизм, христианство, ислам.
Рационализация мифа, усложнение общественной жизни привели к вычленению новых самостоятельных форм мировоззрения — религиозного, художественного, философского, научного.
Рели г и о з и о е мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественное начало — бога, творца всего сущего, и потусторонний мир. Оно складывается в эпоху верхнего палеолита (каменный век), примерно 40— 50 тыс. лет назад, с появлением зачатков теоретического мышления. В настоящее время это сложная концептуальная модель мира, в которой есть исходное начало — бог-творец, чувственный материальный человеческий мир, сверхчувственный божественный мир (царство небесное), ад, рай, бессмертие души. Как сложное духовное образование оно включает в себя различные уровни и сферы. Теоретический уровень представлен богословием, философскими, этическими, эстетическими и социально-политическими доктринами, в основе которых лежит та или иная система религиозного верования. Как правило, он зафиксирован в священных книгах, богословских и философских трактатах. Это продукт деятельности профессиональных теологов, церковников, идеологов религиозного толка. Обыденный уровень состоит из чувственно-наглядных, эмоциональных, фантастических образов, мифических верований, чувств (священного ужаса, страха, восхищения), страстных ожиданий. Религиозное мировоззрение н религия не вполне совпадают по объему содержания. Кроме веровании, вероучении, взглядов, представлении, чувственно-эмоциональных фантастических образов и т. д., составляющих это мировоззрение, религия включает систему ритуалов (обряды, моления, соблюдение культов, т. е. религиозные действия) и формы религиозной организации (церковь, секта, деноминация* и др.).

 

 

Функции философии

Философия выступает в трех главных ипостасях: 1) как наука, система знаний о мире в целом и месте человека в этом мире; 2) мировоззрение, рационально-теоретический взгляд на мир как единое целое; 3) методология, всеобщий метод познавательной деятельности. Соответственно многообразие выполняемых ею функций подразделяется на три группы: познавательные, мировоззрен ческие и методологические. Познавательные включают два вида объяснительную н информационно-отражательную.
О б ъ я с н и т е.'I ь н а я ф у н к ц и я. Выясняя наиболее общие связи м отношения между явлениями и процессами, философия фиксирует их в универсальных понятиях категориях (бытие, материя, сознание, объективное, субъективное, материальное, идеальное, свойство, мера, движение, изменение, развитие, система и др.), создающих мир общих идей, основу человеческого интеллекта. Эти понятия присутствуют во всяком теоретическом мышлении, и их признают предельными основаниями, пли универсальными формами культуры.
Система философских понятий, категорий, принципов, законов раскрывает сущность и устройство бытия, мира, место человека в этом мире, наиболее общие связи явлений и объясняет источники, причины изменений, движения, функционирования природы, общества, познания.
И и ф о р м а ц п о и и о - о т р а ж а т е л ь и а я ф у н к ц и я. Адекватно отражая свой объект (всеобщее в системе «мир..... человек»),
выявляя его существенные элементы,.структурные связи, закономерности, философия вырабатывает специализированное (логико-рассудочное, системно рационализированное) знание о всеобщем, а следовательно, служит источником достоверной информации. Эта информация фиксируется в философских категориях, законах, принципах, образующих целостную систему. Каждая философская концепция, теория, учение представляет собой относительно самостоятельную информационную систему. Кроме того, существуют разделы внутри философии — онтология, гносеология, социальная философия, этика, эстетика п др. Совокупность концептуальных систем, теорий, учений, разделов философии дает сложную динамическую информационную систему, отражающую всеобщие универсальные связи бытия и познания.. К мировоззренческим функциям относятся гуманистическая п культурно-воспитательная.
Г у м а н ист и ч е с к а я ф у и к ц и я. Стремясь охватить, обоб-... щить, осмыслить и оценить иителлектуально-иаучкые, художественно-эстетические достижения и социально-исторический опыт человечества в целом, философия формирует рационально-теоретическое мировоззрение, создавая в сознании человека и общества научно обоснованную картину мира, помогая понять и правильно осмыслить окружающий мир и место человека в нем.
Потеря мировоззренческих ориентиров может привести к ощущению бессмысленности жизни, утрате цели и смысла, равнодушию, самоубийству, наркомании, преступлениям. Человек нуждается в убеж-
§ 3. Философия как наука: специфика, проблематика І9
деипях и воззрениях высшего порядка, которые наполняют жизнь содержанием и смыслом, укрепляют дух. Философия не обещает нам вечности, но помогает подняться над обыденностью, понять окружающее и себя как его частицу, освободиться из плена житейской суеты, стать свободно мыслящим индивидом.
К у л ь т у р и о - в о с п н т а т е л ь н а я фу и к ц и я. Одним из свидетельств высокой культуры мышления является умение видеть неоднозначность мира, вскрывать реальные противоречия жизни. Философия показывает, что противоречия объективно неизбежны, и человек должен не избегать, не прятаться от них, а стремиться выявлять п преодолевать. Развитие возможно лишь посредством разрешения противоречий. Такой взгляд на мир формирует гибкость в мышлении, аналитическое осмысление происходящих процессов, трезвый подход к жизни.
Другой важнейший признак культуры человека — ответственное отношение к миру. Философия показывает, что человек есть действительно субъект истории, носитель п творец всех общественных отношений п как таковой он полностью п безоговорочно ответствен перед самим собой, обществом, следующими поколениями за то, как жил, что успел и не успел сделать, что оставил после себя потомкам. Таким образом, она закладывает основу ответственности личности за судьбы истории, общества, собственную жизнь. Философия анализирует культуру как достигнутое, вскрывает противоречия, несоответствия в жизни, демагогию в мышлении, алогичность в действиях и поступках людей, тем самым воспитывая интеллектуальную дисциплину, строгость в мышлении.
Методологическими функциями являются логико-гносеологическая, интегрирующая и критическая.
Логико-гносеологическая функция заключается в том, что философия классифицирует общенаучные методы познания, раскрывая их специфику, возможности и взаимосвязи; прослеживает, как происходит процесс познания, каковы его результаты; устанавливает, что такое истина и каковы ее критерии; разрабатывает общую методологию познания, т. е. научный метод, и ее законы, категории и принципы выступают в качестве общетеоретических методов анализа явлений и процессов окружающего мира.
Частные науки специально не изучают формы мышления (методы познания), но нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию и выполняет философия как методология.
Интегрирующа я фу и кци я. Развитие пауки происходило путем формирования отдельных дисциплин в результате отграничения предметов одной науки от предметов других. Но, «от- почковываясь» от общей основы, протознания, они оказывались в некоторой изоляции друг от друга. В результате сама наука представала не целостной системой знания, а суммой специализированных направлений. Эта тевденщю размежевания, дифференциации была ведущей вплоть до XIX в. Возникла угроза кризиса единства науки. Проблему решения интеграции знания взяла на себя философия в силу специфики своего предмета. Она выдвинула принцип единства мира. А поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство.
Интегрирующая функция заключается, прежде всего, в том, что философия обобщает, синтезирует данные естественных, технических и общественных наук, развертывая целостную научную картину мира, вырабатывая всеобщее, философское знание, которое фиксируется в законах, принципах, категориях, выполняющих функции общетеоретического метода познания.
Существует также интеграция по методу, которая состоит в проникновении философских методов в частные науки, в ткань всего научного знания (так называемая философизация науки, аналогичная ее математизации), когда категории философии («развитие», «детерминизм», «необходимость», «закон», «структура», «системность» и др.) все более активно используются в конкретных науках, помогая синтезу знания на различных уровнях.
Сюда.относится и общекультурная интегрирующая функция, связанная с преодолением разобщенности различных сфер общественной жизни и социальных структур (экономики и духовной культуры, науки и политики и др.), раскрытием их единства, взаимосвязи и взаимной обусловленности.
Критическая функция. Философия предполагает критическое отношение к действительности, трезвый, аналитический подход, подвергающий все сомнению. Еще Р. Декарт в «Рассуждении о методе» (1637) выдвинул принцип: сомневаться во всем, в чем можно сколько-нибудь усомниться, чтобы освободить ум от схоластических догм и иллюзий. Философия — критическая форма человеческого знания. Подобный подход — не критиканство, а рассмотрение процессов и явлений в их противоречивости, противоборстве сторон, анализ и учет возможных негативных последствий. Философия осуществляет критику прошлого, настоящего и будущего и служит своего рода мировоззренческим «ситом» для предшествовавшего и настоящего культурно-исторического опыта. Она способна выстраивать различные варианты теоретических моделей будущего, формулировать принципиально новые идеи, мировоззренческие образы и идеалы.
Философия должна обнажать и заострять актуальные проблемы, выдвигать идеи, находиться в состоянии конструктивной оппозиции, чтобы быть постоянным возмутителем интеллектуального спокойствия. Иначе она не исполнит своей миссии движущей силы культуры, методологического регулятора ее развития.
Во все времена философия стремилась уйти от догматизма и авторитарности, расшатывала застывшие схемы, устаревшие взгляды, но вместе с тем старалась сохранить все ценное, истинное, рациональное в культуре. Таким образом, она осуществляет критический отбор, «селекцию» и аккумуляцию духовного опыта, передачу его другим поколениям.

 

Сущность человека

Вопрос о том, что такое человек, какова его сущность, всегда был и остается важнейшим в философии. Еще родоначальник немецкой классической философии И. Кант в работе «Критика чистого разума» (1781) писал, что существуют всего три вопроса, на которые философия призвана дать ответы: «1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я имею право надеяться? ». В них, утверждает он, объединяются «все интересы моего разума (как спекулятивные, так и практические)», так как они направлены на выяснение самого главного предмета в мире, вопроса о том, что такое человек, каково его «полное назначение»1.
Человек есть существо одновременно природное, социальное п духовное. Все эти три составляющие находятся в органическом единстве, и только в таком единстве, взаимодействии и взаимообусловленности они образуют и реализуют его родовую сущность.
Как природное существо человек — величайший итог и высший уровень длительной эволюции материи. Его генетическая программа обеспечивает рождение индивидов с универсальным неспециализированным мозгом, руками и гортанью, которые в комплексе создают готовность новорожденного к вхождению в систем)' общественных отношений н практической деятельности.
Человеческий мозг - самая сложная система во Вселенной. Он обладает замечательным свойством — устойчивой универсальностью, дающей возможность выработать способность к компенсаторной ликвидации влияния генетических вариаций в пределах нормы, способность, уравновешивающая эти влияния. Мозг включает огромное количество клеток. Только в его коре их 100 млрд. Он состоит из серого вещества коры и белого вещества самого мозга. В сером веществе имеется около 14 млрд нейронов, белое вещество образует примерно 90 млрд клеток.
1 Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993. С. 449, 465.
§ 1. Природа, сущность и предназначение человека 209
С) том, какую колоссальной сложности работу делает мозг, можно судить хотя бы по одной нервной клетке. Каждая из них содержит около 20 млн молекул РНК, которые несут «инструкции» от ДНК, вызывающей синтез белков. В пределах одной клетки синтезируется до 100 тыс. белков2.
Поразительной способностью деятельности мозга человека является то, что она построена на ассоциативных связях. В этом заключены и основы памяти: хранимая информация вовлекается в процесс сознания через данные связи, которые восстанавливают среду как целостную картину, что придает процессу мышления удивительную гибкость п быстроту и за счет чего мгновенно мобилизуются все нужные резервы памяти. Этим она существенно отличается от «памяти» современных кибернетических машин. В компьютерах каждая порция информации хранится в отдельной ячейке памяти и извлекается дискретно, отдельными частями.

Как живой организм человек в течение всей жизни подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) законам, благодаря которым сохраняется глубокое единство его со всем органическим миром. Это означает, что развитие и жизнедеятельность невозможны бездействия его генетической программы. Используя уникальные биологические особенности в качестве предпосылок, каждый индивид в своем онтогенезе в процессе социализации реализует себя как социальное существо.
При наличии глубокого единства с природой человек, отделившись, стал радикально, качественно отличаться от нее. Это своеобразие его как существа социального заключается в следующем:
..... человек умеет производить и производит, животное не производит;
..... животное строит только сообразно мерке своего вида, реализуя видовой опыт, человек же..... по мерке любого вида, ибо он универсален. Он опирается также иа законы красоты;
? - деятельности человека свойственны целесообразность, целенаправленность. У пего ценностно-ориентированное поведение. У животных же нет целей, нет мотивов и интересов. Вследствие этого жизнедеятельность человека выступает как сознательная деятельность;
...... трудовая деятельность человека носит общественный характер: опредмечивая в продукте свои социальные и интеллектуальные силы, он тем самым создает объективные условия обмена результатами труда. Распредмечивание этого продукта другим субъектом устанавливает связь между людьми. Человек может производить и
См.: Дубинин Н. II. Что такое человек. М., 1983. С. 66 — 67.
210 Глава 12. Философская антропология
заниматься трудовой деятельностью, лишь вступая прямо пли опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество.
Человек одновременно существо духовное, умное, сознательное. Он - Homo sapiens («человек разумный»). Каждое его действие, поведенческий акт совершается с участием сознания. Он живет в очеловеченном мире, ноосфере (от греч. nous разум, sphaira шар), где все предметы, процессы, явления наделены человеческим смыслом, значимостью, социальной функцией, целью. Продукты человеческой деятельности представляют собой культуру.
Овладевая в процессе социализации, общения, распредмечивания овеществленного в продуктах труда заложенными в них смыслом, содержанием, индивид осваивает очеловеченный мир, приобщается к бытию культуры, обретает способность разумно действовать с орудиями труда, различного рода символами, словами, языком информации, понятиями, со всей совокупностью социальных норм. У него вырабатывается широкий диапазон потребностей, интересов, целей и вместе с тем формируются механизмы самоконтроля, саморегуляции, выражающиеся в способности волевыми усилиями подавлять ИЛИ усиливать те пли иные виды деятельности. Появляется долг, ответственность. Иначе говоря, индивид становится «человеком разумным».
Итак, человек есть существо и природное (биологическое), и производящее, политическое (социальное), и разумное, культурное, нравственное (духовное). Он аккумулирует в себе весь комплекс общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Он — дитя человеческой истории, результат развития общественного исторического процесса.
Одновременно человек творец этого общества, объект и субъект общественных отношений. Связь между ним и обществом носит коррелятивный (от лат. correlatio - соотношение, взаимозависимость) характер. Это такая взаимосвязь, которая не «растворяет» их относительную самостоятельность. Общество производит человека как личность -- человек производит o? uiecTBo. Общество со своими экономическими, политическими отношениями, культурными формами не есть некое самодовлеющее целое, не зависящее от человека и его деятельности. Оно само выступает как человек в его общественных связях п отношениях, т. е. совокупность отношений и форм практической деятельности людей.
Слова К. Маркса о том, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»**, нельзя пони-
§ 1. Природа, сущность и предназначение человека 211
мать как отрицание имманентной логики саморазвития человека, «растворение» человека в обществе, отождествление общества и общественного индивида. Их органическая взаимосвязь заключается в том, что, с одной стороны, общество есть продукт, результат человеческих отношений и деятельности людей, продукт их совместного
творчества, а с другой..... человек является по своем! сути продуктом
конкретно-исторического типа общественных отношений, продуктом социализации. Вне деятельности, социальных отношений и общения человек просто не может стать человеком. Поэтому можно говорить о социально-деятельной сущности человека.

 

 

 

 

Человек как личность

Философия обращает внимание на то, что человек как социальный субъект представляет собой единство общего, особенного п единичного. Общее обозначается понятием «индивид», которое указывает на принадлежность этого субъекта к роду Homo sapiens; особенное — понятием «личность», которое выражает социальное качество человека п его принадлежность к определенной социальной группе, определенному обществу; единичное понятием «индивидуальность», подчеркивающим наличие в человеке неповторимых, уникальных черт.
Личность есть единичное выражение ансамбля социальных отношений, той ограниченной их совокупности, через которые она непосредственно связана с другими индивидами. По речь идет не только о «внешних» общественных отношениях, но и отношении человека к самому себе как некоему «другому» — отношении «я» к себе как к некоторому «ие-я». Вглядываясь в себя как в другого, человек сравнивает себя с другими, определяя себя и свое место, роль в обществе. Не случайно психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в числителе кото рои стоит действительный успех, а в знаменателе наши притязания. При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь будет возрастать, т. е. удовлетворенность собой, самоуважение повышается по мере достижения успехов.
Всякий ли современный взрослый, психически нормальный человек является личностью? Разумеется, да. Человек, осознающий себя, свое «я», свое место в общественной системе (т. е. находящийся в здравом уме), способны!! действовать согласно правилам, нормам, установкам данного общества п нести ответственность (моральную, политическую, уголовную и т. д.) перед ним за свои поступки, действия, деятельность, это личность.
Когда индивид становится личностью? Исторически, сточки зрения филогенеза человеческого рода, он начинает формироваться как личность благодаря выделению индивидуального труда, отделению личных интересов от общинных. В первобытном обществе индивид полностью слит с социальной общностью (родом, племенем), не осознает себя самостоятельной личностью. Он еще, по словам К. Маркса, не оторвался от пуповины естественных связен, и его личное бытие «сливается» с бытием коллектива.
С момента рождения ребенок становится индивидом, но не является личностью. Ему предстоит пройти сложный процесс биологического, психического и социального развития, социализации, чтобы превратиться в нее, хотя уже в каждом новорожденном уникально, неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так п в фенотипе вся его предыстория и заложены основы его последующей истории, всей будущей жизнедеятельности.
Становление личности происходит при восприятии опыта, ценностных ориентации общества, культуры в целом, что называют социализацией.
Социализация? - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, ролен, в результате которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности она осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность, распредмечивание форм культуры и цивилизации.
Это процесс динамичный, постоянный, потому п развитие личности идет непрерывно. Личность, застывшая в развитии, в своих устремлениях, - уже деградирующая, ибо жизнь общества, социальная жизнь находится в постоянном изменении, движении. Чтобы, например, оставаться на ДОСТИГНУТОМ уровне профессиональной подготовки, человек должен ежедневно воспроизводить через деятельность опредмечивания и распредмечивания свои профессиональные павы
§ 2. Человек как личность 217
кп. Если же он вследствие хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний центральной нервной системы и других подобных причин перестает воспроизводить свою социальную сущность, личность может «умереть» в живом организме (индивиде).

 

Политическое сознание

Политическое сознание включает не только политические учения и теории, но и политические программы и платформы, политическую стратегию и тактику, которые вырабатывают определенную линию поведения на длительную перспективу н в той или пион конкретной обстановке. Оно формирует также отношение' к вопросам войны и мира.
Пще раз подчеркнем, что во всех случаях, когда речь идет о политике политических учениях, программах, платформах, целях и т. д., ? они всегда связаны с вопросом о власти.

 

Типология личности

 

Социальная типология личности весьма разнообразна. Основанием выделения социальных типов могут быть: доминирующие виды деятельности, социальная структура и социальная стратификация общества, социальные статусы и роли, выполняемые социальные функции пдр.
По признаку доминирования видов деятельности, которые оказываются основным способом существования, реализации и воспроизводства социальных сущностных сил человека, можно выделить следующие социальные типы личности:
а) тип деятелен, или «деятельный» тип личности, ? - Homo faber. Это люди, для которых главное активное действие, изменение мира и других людей. Им присущи практический склад ума н практический стиль жизни. Данный тип наиболее ярко стал проявлять себя с развитием капитализма, предпринимательства, когда особенно понадобились такие качества, как инициативность, предприимчивость, способность к риску и индивидуальная ответственность;
б) тип мыслителей. Это люди, которые видят свое предназначение в том, чтобы исследовать, размышлять, добывать истину. Он сложился уже в глубокой древности и получает особое развитие в эпоху научно-технической революции и глобальной компьютеризации. Еще древнегреческий философ, математик, религиозно-нравственный реформатор Пифагор (2-я пол. VI в. -- нач. V в. до и. э.) говорил, что иные приходят в мир, чтобы состязаться, иные - торговать, а самые счастливые смотреть и размышлять. Поэтому для одних главное -- слава и нажива, для других •- только истина;
в) художественный тип, пли люди чувств и эмоций. Это люди, остро чувствующие социальные болезни общества, изменения в менталитете, социальной психологии людей. К ним относятся прежде всего деятели искусства, литературы, художники.
Социальная типология личности возможна на основе социальной структуры общества. Каждый класс, социальная группа, сословие формирует из индивида тин личности с особым набором социальных качеств, социальных функций, образом жизни и мыслен: крестьянина, рабочего, дворянина, городского или сельского жителя п т. д.
Разумеется, социальный тип личности - это обобщенная целостная характеристика, создаваемая теоретической мыслью. Тем не менее он реален, объективно существует как общее, представленное через единичное. Он включает набор социальных функций, видов дея тс.тыюетп, являющихся типичными для образа жизни такого типа личности, которые складываются в его эмпирическом мире повсе-дневHости.
Выделяют определенные типы личности, отражающие особенности культуры и цивилизации Запада и Востока. Так, европейский тип, несущий идеал соцпокультуры Запада, отличают прагматичность, рационализм, стремление к достижению личного успеха. Восточному типу (например, жителю Индии) свойственны созерцательность, внутренняя сосредоточенность на своем «я» и т. д.
Называются также исторические типы личностей, связанные с доминирующими тенденциями развития культуры и цивилизации того времени: свободный человек античного мира, личность христианского средневековья, личность эпохи Возрождения и т. д.
Наконец, различные нации, особенно моноэтнические, сплоченные, выработали свой идеал личности, свой национальный тип, который иногда называют национальным характером. Так, для японца считается нормативным тип поведения, подчиненный совокупности нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к император)', родителям, хозяину, друзьям, самому себе п т. п. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и самоценна, а реализуется лишь в связи с какой-то общностью.
Существующие мировые религии также сформировали различные типы личностей: христианский идеал личности, исламскую модель личности, тип личности, воспитанный в духе буддийской традиции.

 

 

Экзестенциальная философия

Existentia по-латински означает “существование”. Первым назвал свою философию “экзистенциальной” датский писатель Сёрен Кьйркегор (1813-55).

Философы-экзистенциалисты хотят понять человеческое существование и отдельные его “феномены” – смерть, страх, заботу, скуку и др., в их абсолютной уникальности. Разум для этого не годится. Он способен понимать лишьповторяющееся, типичное. Крупной сетью всеобщих понятий, которыми оперирует разум, нельзя уловить тосвоеобразное и неповторимое, что образует существо человеческой личности, ее экзистенцию.

Разум всюду ищет причины и следствия, он объясняет вещи, между тем экзистенцию нельзя объяснить – ее можно лишь описать. И вот Мартин Хбйдеггер (1889-1976), самый глубокий мыслитель-экзистенциалист XX века, всю жизнь придумывает специальный философский язык для описания подлинного бытия человеческого “я”.

Но лучше, адекватнее всего понять экзистенцию позволяет художественный образ. Поэтов и художников Хайдеггер именует «хранителями бытия». Ведь образы искусства, в отличие от научных понятий, описывают не личность вообще, а всегда ту или иную конкретную личность. Такой образ позволяет в совершенстве передать уникальный внутренний мир личности.

Экзистенциальную философию отличают настроение высокой тревожности, иногда и трагичности. Начало философии не удивление, как учил Аристотель, а отчаяние, писал Кьеркегор. Он определял экзистенцию какinter-esse (бытие-между). Человеческое существование разорвано надвое, оно протекает в промежутке между бытием и ничто, Богом и внешним миром.

Внешний, предметный мир эта философия рассматривает как “отчуждённое бытие” человеческой экзистенции. Этот безличный мир, управляемый фатальными законами природы и истории, отрицает всякую свободу воли и стремится поглотить и растворить в себе экзистенцию. Здесь протекает повседневное существование индивидуума, для жизни в этом мире и предназначен разум. О подлинном же, экзистенциальном бытии человеку напоминают внеразумные эмоциональные состояния – безотчетный и беспричинный “страх” (Кьеркегор, Хайдеггер), “тревога” и “тошнота” (Жан-Поль Сартр), “скука” (Альбер Камю).

 

 

Понятие мировозрения, его исторические типы. Особенности мифологического и религиозного мировоззрения


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь