Понятие общества. Признаки общества
Что такое общество? Иа первый взгляд кажется, что ответ на «опрос прост: это совокупность люден, живущих на определенной территории. По совокупностью являются и болельщики на стадионе, и группа людей на митинге, и рабочие предприятия, особенно крупного. Однако никто не рискнет назвать пх обществом.
.Общество не простая арифметическая сумма индивидов, а система связей и отношений между ними, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности, производства и воспроизводства общественной жизни. Совокупностью этих отношений, называемых общественными, образуются конкретно-исторические формы жизнедеятельности людей. Конкретный тип этих отношений и выступает как общество, находящееся на определенной ступени своего развития.
Понятие общества, как и понятие природы, употребляется в науке в двух основных смыслах. В первом значении, предельно широком, общество - это все человечество как мир социальных явлений, результат совместной жизнедеятельности люден, мир, отличный от мира живой н неживой природы. Существенная его черта - специфический способ бытия и воспроизводства непосредственной жизни: целесообразная совместная деятельность.
Известно, что природным явлениям также присуща активность, позволяющая говорить о деятельности. Это обусловлено тем, что все предметы, процессы, явления окружающего мира находятся в непрерывном изменении, движении, развитии в силу имманентно присущей им противоречивости. Но эта «деятельность» выступает как взаимодействие стихийных сил, а в живой природе как реализация видового инстинкта.
У природы нет целей, интересов, мотивов. В ее движении нет какого-либо осмысленного целеполагания. Даже высокоразвитые
§ I. Понятие общества 175
животные, которые совершают действия, напоминающие целесообразную деятельность (бобры строят плотины, пчелы СОТЫ, НТИЦЫ вьют гнезда и т. д.), подчиняются только инстинктам, которые формируются но мере приспособления к природной среде. Эти сложившиеся инстинкты фиксируются п создают видовой опыт, передающийся но наследству. Кроме того, у животных имеется индивидуально приобретенный опыт, определяемый условными рефлексами. Последние закрепляются при многократном восприятии каких-то раздражителей благодаря образованию временной связи в коре головного мозга между центрами рефлекториых дуг. Этот механизм лежит в основе выработки у животных навыков и вообще всего их индивидуального поведения. Однако при этом поведение и действия не становятся це л есооб раз н ы м и и осознанными. Они выступают как реализация видового опыта, за пределы которого животное не в состоянии выйти. Психическая деятельность связана преимущественно с эмоциями п побуждениями, принуждающими совершать необходимые действия, а «мышление» высокоразвитых животных с центральной нервной системой носит конкретно-предметный характер.
Интересен в этом плане пример, который приводит в «Капитале» К. Маркс, сравнивая действия пчелы и архитектора. Он отмечает, что пчела, создавая свои восковые ячейки, посрамляет некоторых людей. Однако даже самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что, прежде чем строить что-либо, он уже построил это в своей голове, т. е. идеально. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека1.
Человеческая деятельность носит не только целепаправленный характер. Она еще в значительной мере осознаемся и познается, а через познание определенным образом регулируется. Это второй важнейший признак, характеризующий человеческое общество, - признак, присущий общественному существу.
Кроме того, человеческая деятельность коллективна, что выводит ее на уровень социальной деятельности. Это проявляется в том, что личностью индивид становится лишь в общении с социальными субъектами, людьми, обладающими сознанием. А это в свою очередь обусловлено тем, что человек создал язык как средство материализации смысла, значення, символа. Коллективность реализуется н в том, что свои цели, идеалы, замыслы (идеальные образы, представления) через целенаправленную деятельность он способен опредмечивать в продукте, в котором воплощаются его социальные и ннтел-
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е ІІ.ІД. Т. 23. С 189.
176 Глава 10. Общество: основы философского анализа
лектуальпые возможности. Распредмечивание (освоение, усвоение, присвоение) этого продукта другим субъектом устанавливает связь между людьми. Поэтому, даже если человек трудится в одиночку, он выступает как социальное, коллективное существо, поскольку использует орудия труда, сделанные другими. Эти орудия результат материализации замыслов другого человека. Через применение этого орудия (распредмечивание овеществленного в продукте труда) идет социальная связь между людьми.
Таким образом, коллективность как признак социальности имеет объективное основание - обмен результатами сознательной трудовой деятельности. Он связывает людей, рождает взаимозависимость и взаимообусловленность. Одновременно люди, будучи сознательными существами, устанавливают определенные правила поведения - моральные нормы, т. с. взаимные обязательства соблюдения приличий в целях коллективного сосуществования.
Все перечисленные признаки общества позволяют отличить его от других живых сообществ, существующих и действующих в природе, иначе говоря, характеризуют общество как человечество.
По понятие «общество», употребляемое в узком смысле, означает и конкретный тин общества, конкретное общество как часть человечества (например, японское общество, американское, российское, французское и т. д.; первобытное, рабовладельческое и др.).
Какими же признаками должна обладать социальная группа или общность людей, чтобы называться обществом? Ведь так именуют и группу людей одной профессии (профессиональное общество), и особый социальный слой, имеющий общие ценности, социальное положение и стиль жизни (высшее общество, дворянское общество), и объединения людей по интересам (общества охраны природы, памятников истории и культуры, книголюбов, рыболовов и т. д.). Типы обществ различают и в зависимости от способа производства (феодальное, капиталистическое), господствующей религии (мусульманское, христианское и т. д.), господствующего языка (франкоязычное, русскоязычное и т. п.).
Основным признаком, позволяющим отнести ту или иную социальную общность (группу} к категории общества, является самодостаточность, под которой понимается способность группы людей своей деятельностью обеспечивать все необходимые условия совместного существования, автономно, самостоятельно производить и непрерывно воспроизводить собственную общественную жизнь. Эта главная черта была выдвинута американским социологом Т. Пар-сонсом (1902 — 1979), создателем теории социального действия и системно-функциональной школы в социологии, и признана многими учеными.
§ 1. Понятие общества 177
В качестве иллюстрации можно привести пример, который описан п книге «Человек и общество»-. Театральный коллектив реальная социальная группа людей с общими интересами п целями, стремящихся достигнуть этих целей совместной скоординированной деятельностью, не представляет собой полноценного человеческого общества, ибо является всего лишь малой частью того большого общества, которое называется зрителем. Она служит ему и находит свое оправдание именно в служении ему, а следовательно, п зависит от пего.
Теперь допустим, что наши актеры в силу тех пли иных обстоятельств оказались па необитаемом острове. Возникает вопрос: останутся ли они по-прежнему лишь театральной труппой? Совершенно очевидно, что, если эти люди хотят здесь выжить, они должны превратиться из частной социальной группы в полноценное человеческое общество, т. е. реорганизовать свою социальную жизнедеятельность таким образом, чтобы обрести способность воспроизводить свою жизнь (наладить экономическое производство, политическое самоуправление, самозащиту и т. д.).
Самодостаточность понимается весьма широко. Она подразумевает не только экономическую и политическую самообеспеченность, по и культурную, социальную, которая выражается в формировании и функционировании определенных стандартов поведения, способов мышления, системы нравов, обычаев, традиций, способных удовлетворять социальные потребности общения, интеллектуального и эмоционального развития. Кроме того, она включает и наличие определенной системы воинской защиты от внешних врагов, организованных форм охраны правопорядка, правовой регуляции отношений и т. д. Иначе говоря, самодостаточность предполагает именно пол-нос общественное самовоспроизводство.
Вместе с тем, это не означает самоизоляции от внешних связей. Она носит относительный характер и не отрицает (особенно в современных исторических условиях) международного разделения труда, а следовательно, некоторой взаимной зависимости стран (обществ). При существующей цивилизации подобное разделение неизбежно, ибо разные страны имеют неодинаковую природную среду и экономические возможности. Рост народонаселения требует повышения эффективности общественного производства: специализация и интеграция на этой основе необходимы. Однако принцип самодостаточности не теряет своего значения как признак полноценного человеческого общества. Могут утратить статус автономных само
2 См.: Человек и общество: В 3 ки. Под ред. В. И. Купцова. М., 1993. Кн. 1. С. 42? - 43.
178 Глава 10. Общество: основы философского анализа
достаточных единиц лишь некоторые народы (как общества), объединившись в более крупное образование.
Итак, общество - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой продукт целенаправленной совместной деятельности люден, способных собственными усилиями создавать необходимые условия существования.