Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие как мысль о классе предметов



 

Понятия являются первокирпичиками человеческого мышления. Они входят в состав любых мыслительных конструкций (суждений, умозаключений, доказательств и др.). Поэтому представляется целесообразным начать рассмотрение основных логических форм, в которых осуществляется наше мышление, именно с теории понятия.

Для уяснения того, что такое понятие, необходимо разобраться в смысле ряда терминов, имеющих нелогическое происхождение. Они формулируются в философии и используются во всех науках, включая логику, как исходный каркас, на который наращивается конкретно-научная терминология. К числу таких терминов относятся понятия «предмет», «признак», «класс предметов».

Предмет в философском и научном знании понимается как любой фрагмент реальности, о котором мы рассуждаем. Обратим внимание на то, что в таком предельно широком понимании предметы совсем не обязательно должны быть чувственно воспринимаемыми вещами. Конечно, о последних (например, о домах, деревьях, камнях и т.п.) мы тоже можем рассуждать, и в этом случае они становятся предметами. Но мы можем рассуждать и о явлениях невидимого мира (например, об атомах, электронах, позитронах и т.п.), и даже о явлениях, не обладающих никакими чувственно воспринимаемыми характеристиками (например, об инфляции, преступности, власти и т.п.). И в этом случае названные явления также правомерно называть предметами.

Любая характеристика предмета, сформулированная в процессе рассуждения о нем, называется признаком предмета. К признакам относится все, что можно сказать о предмете.

Признаки предмета разнородны. Принято различать признаки-свойства и признаки-отношения. Свойства (атрибуты) это внутри присущие признаки. Они есть у предмета независимо от характера его конкретных связей с другими предметами. Например, наличие в составе воды атомов водорода и кислорода является ее свойством, поскольку этим признаком вода обладает независимо от того, где она находится, кем и как используется. Отношения – это признаки, проявляющиеся в конкретных (то есть существующих в определенный момент времени) связях предмета с другими предметами. Например, то, что вода является важным средством человеческой гигиены, следует отнести к ее признакам-отношениям, поскольку до появления человека вода этим признаком не обладала вообще.

У любого предмета есть признаки, присущие только ему и не встречающиеся у других предметов, но есть также и признаки, общие для него и для других предметов. Именно последние признаки позволяют объединять предметы в классы. Класс предметов – это совокупность предметов, имеющих общие признаки.

Объединение предметов в классы может происходить и с учетом только одного общего признака (классы белых предметов, твердых предметов, горячих предметов и др.), и с учетом целого комплекса общих признаков (классы растений, зданий, людей и др.). Но в любом случае, наличие информации о различных классах предметов является важнейшим условием для успеха во всех формах жизнедеятельности – от самых примитивных, до самых сложных. Не обладая такой информацией, мы были бы вынуждены при столкновении с каждым конкретным предметом принимать индивидуальное, касающееся только данного предмета решение о своем поведении по отношению к нему: обходить ли его стороной, брать ли его в руки, пробовать ли его на вкус и т.д. Автоматизм подавляющего большинства наших действий в так называемых типических ситуациях, благодаря которому экономится время для решения «нетипических» сложных жизненных проблем, как раз и обеспечивается способностью ориентироваться среди классов предметов и относиться к любому конкретному предмету, как к предмету известного нам класса.

Психика человека позволяет ему использовать два инструмента для объединения предметов в единые классы. Первый называется чувственным представлением. Чувственное представление это закрепленный в памяти усредненный образ предметов определенного класса со стороны их внешних, «видимых» признаков.У каждого из нас есть представления о том, в чем внешне похожи друг на друга, например, все люди, независимо от их пола и возраста; все собаки, независимо от их породы; все велосипеды, независимо от их марки и т.д. Опираясь на эти представления, мы легко отличаем эти классы предметов друг от друга и от других классов. Заметим, что способность использовать чувственные представления в качестве инструмента ориентации в предметном мире есть не только у человека, но и у животных. Благодаря ей, лиса, например, безошибочно отличает зайцев от людей, решая вечный для животных вопрос: догонять или убегать.

Заметим также, что чувственное представление как инструмент объединения предметов в классы имеет ряд несовершенств.

Во-первых, с его помощью невозможно выделять классы предметов по чувственно не воспринимаемым (функциональным, генетическим и др.) признакам. Поэтому ни одно животное не отличит, например, студента-физика от студента-химика, президента от олигарха и т.д.

Во-вторых, чувственное представление, запечатлевая некоторые черты внешней похожести предметов определенного класса, не способно определить степень существенности этих черт. Поэтому на уровне чувственного представления живые мужчины и мужские манекены имеют больше шансов оказаться объединенными в один класс, нежели живые мужчины и живые женщины. По этой же причине птицы принимают за человека огородное пугало, а маленькие дети, напротив, могут не распознать человека в безногом инвалиде.

В-третьих, чувственное представление весьма субъективно. Оно является производным от индивидуального опыта конкретного человека и фиксирует внешние признаки тех предметов класса, с которыми ему чаще приходилось сталкиваться в жизни. Как следствие этого, деревенские и городские жители, например, имеют разные представления о том, как выглядит усредненный дом. Спорить о том, чье представление больше соответствует действительности, не имеет смысла.

Отмеченные недостатки чувственного представления преодолеваются человеком благодаря только ему присущему умению использовать особый способ фиксации информации о классах предметов – понятия .

Предпосылкой возникновения понятия является понимание того, что предметы можно объединять в классы не только на основе их внешней похожести друг на друга, но и на основе знания об обязательном наличии у них некоторых существенных (зачастую недоступных чувственному восприятию) признаков, присущих всем им и только им. Признаки, являющиеся общими для всех предметов определенного класса, принято называть необходимыми признаками , признаки же, присущие только предметам данного класса – достаточнымипризнаками.Понятие это мысль, выделяющая класс предметов путем фиксации их необходимых и достаточных существенных признаков.

В идеале понятие должно фиксировать признаки, являющиеся для предметов выделяемого класса и необходимыми, и достаточными. Иногда понятию это удается. Например, признак «обучающийся в высшем или среднем специальном учебном заведении», мыслимый в понятии «студент», присущ всем студентам и только им. Но так бывает не всегда. Чаще достаточность признака обеспечивается в понятии только соединением нескольких необходимых признаков, каждый из которых достаточным не является. Возьмем, например, известное всем понятие «квадрат». Мыслимый в этом понятии сложный признак – замкнутая плоскостная фигура, имеющая четыре равных стороны и четыре равных угла – соединяет четыре необходимых признака квадратов, ни один из которых не присущ только квадратам, однако комплекс этих признаков свойством достаточности обладает.

Как способ объединения предметов в классы, понятие имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с чувственным представлением.

Понятия фиксируют главное, существенное в предметах определенного класса и потому являются более надежным ориентиром в предметном мире. Мы не принимаем подобно птицам огородное пугало за человека именно потому, что у нас есть понятие «человек», и в нем мы мыслим нечто, чем пугало явно не обладает.

Понятия в значительно меньшей степени, чем представления зависят от субъективного опыта индивидов. В основе понятий лежит знание, которое люди могут передавать друг другу, соотносить с действительностью и совершенствовать. Если о представлениях не спорят, то спор о понятиях, в результате которого уточняется их содержание, является логической сутью человеческого познания на протяжении всей его истории.

И главное. В отличие от чувственных представлений понятия могут выделять классы предметов с учетом таких признаков, которые не являются чувственно воспринимаемыми. Как уже отмечалось, чувственные представления не позволяют различать президентов и олигархов, физиков и химиков. Понятия же дают такую возможность. Более того, благодаря понятиям мы можем объединять в единые классы такие явления, которые вообще не обладают характеристиками, доступными органам чувств: государства, реформы, экономические кризисы, инфляции и др. Именно понятийному мышлению человек обязан многократным превосходством своего информационного потенциала над информационным потенциалом любого животного и, как следствие, своим господством над природным миром.

Понятия и языковые знаки

Будучи мыслями, понятия, являются феноменами нашего внутреннего, психического мира, не доступного чувственному восприятию. Поэтому, чтобы передавать друг другу понятийную информацию, люди должны были научиться выражать ее с помощью чувственно воспринимаемых сигналов – языковых знаков (слов). Будучи вещественными образованиями (звуками, надписями и т.п.), слова могут передаваться, хранится, обрабатываться, благодаря чему передается, хранится и перерабатывается понятийная информация.

Сегодня слитность понятий со своими языковыми формами стала для нас настолько привычной, что выражения «слово» и «понятие» кажутся нам синонимичными. Но в действительности это не так.

Во-первых, как уже было отмечено, понятия и слова различны по своей природе. Понятие – идеально, не вещественно и чувственно не воспринимаемо. Слово – материально, вещественно и чувственно воспринимаемо.

Во-вторых, не все слова являются носителями понятий. Поскольку понятия являются мыслями, выделяющими классы предметов, постольку они могут фиксироваться только частями речи, которые обозначают предметные классы. Это – имена существительные, прилагательные, местоимения, причастия и числительные. Понятия могут выражаться также словосочетаниями (дескрипциями). Например: «первый человек, побывавший на луне». Глаголы, наречия и деепричастия не относятся к понятийным языковым формам. Для выявления понятийного содержания этих частей речи необходимо их преобразование в причастия или дескрипции. Слова «бежать», «лежать», например, не являются носителями понятий, но языковые выражения «бегущие», «те, кто лежит» являются ими.

В-третьих, понятия и слова имеют принципиальное различие с точки зрения их отношения к предметным классам, которые ими выделяются и обозначаются. Связь между понятием и выделяемым с его помощью классом предметов носит закономерный характер, поскольку в понятии мыслятся признаки именно этих предметов. В понятии «стол», например, мы мыслим признаки именно столов, а не стульев или табуреток. Связь же между словом и обозначаемым им классом предметов не является закономерной, и то, что мы называем столы столами, а, к примеру, не табуретками, - результат чистой случайности в развитии русской лексики. Самым убедительным подтверждением данного тезиса является многоязычие, вследствие которого, говоря о столах, русские произносят слово «стол», немцы – слово «der tisch», англичане – «the table» и т.д., мысля при этом одно и то же – понятие о классе столов. Понятия, таким образом, являются мыслительным инвариантом, который объединяет всех людей Земли. Независимо от того, на каких языках будут говорить люди, они поймут друг друга, если в основе их языкового разнообразия будет лежать одна и та же система понятий.

 

2.3. Объем и содержание понятий

 

Важнейшими характеристиками понятия как мыслительной формы являются его объем и содержание.

Объем понятия – это те предметы реальности, которые с помощью понятия выделены и обобщены в единый класс, то есть то, что «обнимается» понятием. Например, объем понятия «студент» – это все студенты, объем понятия «нахальный» – все нахальные существа и т.д. Конкретные предметы, составляющие объем понятия в логике, называются элементами объема . Элементами объема, например, понятия «русский писатель» являются А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и все другие русские писатели. Отношение между элементом объема и объемом (то есть тем классом, который выделен понятием) – это отношение принадлежности, но не отношение целого и части. Поэтому части предметов, входящих в объем понятия, не являются его элементами. Например, борода Толстого не может рассматриваться как элемент объема понятия «русский писатель», поскольку в отличие от Толстого она не принадлежит к классу русских писателей, а принадлежит к классу бород, деталей лица и т.д.

Содержание понятия – это набор мыслимых в понятии признаков, необходимых и достаточных для выделения и обобщения предметов в единый класс.

Признаки, характеризующие предметы, могут быть существенными и несущественными.

Существенные признаки – наиболее важные признаки, придающие предмету качественную определенность, то есть признаки, без которых предмет перестает существовать как данный предмет. Например, для треугольника существенными признаками являются плоскостность, замкнутость, наличие трех сторон и др. Без любого из этих признаков треугольник не будет треугольником.

Несущественные признаки признаки предмета, исчезновение которых не привело бы к исчезновению данного предмета как качественной определенности. В отношении человека, например, несущественным признаком является мягкая мочка уха. Хотя этот признак присущ всем людям, и только людям, а, следовательно, является необходимым и достаточным, его изъятие из содержания понятия «человек» не разрушит это понятие, поскольку этот признак случаен, не детерминирован другими важнейшими человеческими свойствами.

В философских работах часто подчеркивается необходимость включения в содержание понятий только существенных признаков, так как человеческое познание ориентировано на раскрытие сущности вещей, а не их случайных внешних качеств. Соглашаясь в принципе с этим требованием, отметим, однако, что определение степени существенности того или иного признака находится в компетенции не логики, а конкретных наук. С логической же точки зрения понятие будет построено корректно, если в его содержании зафиксированы необходимые и достаточные признаки предметов определенного класса, независимо от степени их существенности. Знаменитое платоновское определение человека как «двуного существа без перьев» неудачно в логическом отношении не потому, что Платон указал в нем на несущественные признаки человека, а потому, что данные признаки не являются достаточными. Именно эта сторона платоновского определения была остроумно высмеяна Диогеном, который со словами «Вот человек по Платону! » демонстрировал публике ощипанного петуха[7].

 

Виды понятий

Важным шагом в характеристике понятия как мыслительной формы является обнаружение внутри класса понятий их различных разновидностей.

Типология понятий строится на основе анализа их объемных и содержательных особенностей.

Анализ различий в объеме позволяет разделить понятия на три вида: пустые, единичные и общие.

Пустые понятия - понятия, не имеющие в своем объеме ни одного элемента. Примерами пустых понятий являются понятия " русалка", " вечный двигатель", " живой труп" и др. Гносеологическая природа пустых понятий может быть различной. В одном случае их пустота случайна и устранима в будущем (например, " юбилейный рубль в моем кармане" ), в другом она неустранима без нарушения законов природы (например, " кентавр" ) или логики (например, " круглый квадрат" ).

Единичные понятия - понятия, в объеме которых содержится ровно один элемент. Например: " Луна", " самое высокое здание в Томске ", " американский президент, убитый в Далласе" и др. Языковой формой единичных понятий - и это видно из примеров - являются либо имена собственные, либо дескрипции, фиксирующие индивидуальные признаки конкретного предмета.

Общие понятия - понятия, в объеме которых содержится более одного элемента. Например: " человек», " атом", " квадратный предмет", " город, насчитывающий более 1 млн. жителей" и др. В языке общие понятия выражаются дескрипциями, фиксирующими признаки класса предметов, или общими именами (существительными, прилагательными, причастиями).

Внутри класса общих понятий можно выделить подкласс универсальных понятий (категорий). В основе этого выделения деления - отношение объема некоторых понятий к универсуму (предельно широкому классу предметов, изучаемому в той области знания, к которой принадлежит данное понятие).

Большая часть общих понятий не исчерпывает своими объемами универсум. Например, если универсумом является множество людей, то в отношении этого универсума понятие " женщина" не является универсальным.

Универсальные понятия - понятия, объем которых исчерпывает универсум. В отношении к множеству людей универсалией будет понятие " человек".

Во многих случаях понятия не могут быть однозначно квалифицированы как универсалии или простые без анализа отношения их объема к конкретным универсумам. Так, понятие " женщина", бывшее в нашем примере неуниверсальным, окажется универсальным, если мы выделим женщин как самостоятельный универсум. Безотносительно универсальными понятиями являются только бессодержательные абстракции (" то", " нечто" и т.п.) и философские категории (" предмет», «явление" и др.). Поскольку объем этих понятий охватывает всю сферу бытия, они универсальны в отношении сколь угодно широкого универсума.

Другие существующие в логике деления понятий (на собирательные и разделительные, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, эмпирические и теоретические) учитывают, главным образом, особенности их содержания.

Разделительные и собирательные понятия отличаются друг от друга тем, что в содержании первых не фиксируется признак структурированности отражаемых предметов, вследствие чего они мыслятся как нерасчлененные целостности (" дерево", " студент", " звезда" и др.). В содержании вторых изначально присутствует мысль о том, что предмет состоит из других однородных предметов (" лес", " студенческая группа", " созвездие" и др.). Различение разделительных и собирательных понятий, введенное в логику еще Аристотелем, в значительной степени условно и зависит от контекста их использования. Например, понятие " человек", обычно считающееся разделительным, окажется собирательным, если представить человека как сложную структуру взаимосвязанных органов (голова, руки, ноги и т.д.). С другой стороны, предметы, отраженные в собирательных понятиях (например, созвездия), могут быть мыслимы как некоторые существующие раздельно друг от друга целостности, без акцента на их структурированность.

Деление понятий на конкретные и абстрактные базируется на различении предметов и их признаков.

Конкретные понятия - понятия о предметах, которые существуют сами по себе как некоторые фрагменты реальности («дорога», «здание», «книга» и др.). Содержание этих понятий – признаки данных предметов.

Абстрактные понятия – понятия о признаках (свойствах и отношениях) предметов, которые сами по себе вне предметов реально не существуют (например, «белизна», «глубина», «храбрость», «скорость» и др.). Содержанием этих понятий являются, таким образом, признаки признаков.

Так же как и в предыдущем делении, разделение понятий на конкретные и абстрактные носит во многом условный характер. Если какое-то свойство предмета становится объектом специального исследования, оно превращается в предмет, обладающий своими собственными свойствами. Следовательно, и понятие, отражающее это свойство, из абстрактного трансформируется в конкретное (" квадратность" - " квадрат" и т.д.) Конкретные понятия (по крайней мере общие) так же, при желании, можно переформулировать как абстрактные. Ведь в большинстве понятий предмет мыслится как совокупность признаков, делающих данный предмет самим собой. Заменив название предмета названием его важнейшего признака, мы получим абстрактное понятие (" логика" - " логичность", " вещество" - " вещественность" и т.д.).

Различие в содержании положительных и отрицательных понятий состоит в том, что положительные понятия фиксируют признаки, имеющиеся у предметов, а отрицательные понятия – признаки у предметов отсутствующие. Положительные и отрицательные понятия легко различимы, когда их языковой формой выступают дескрипции (например, «человек, умеющий писать стихи», и «человек, не умеющий писать стихи»). Если же понятие выражено одним словом, то, вопреки бытующему мнению[8], по наличию или отсутствию в нем отрицательной частицы («не», «без» и др.) однозначно оценивать его как положительное или отрицательное не всегда представляется возможным. Возьмем, например, понятие «нездоровый человек». Хотя в языковой оболочке этого понятия имеется отрицательная частица, совсем не исключено, что ею будет фиксироваться положительное понятие (если, думая о нездоровых людях, мы будем мыслить имеющиеся у них признаки: высокая температура, учащенное сердцебиение и др.).

Раскрытие содержания понятия является зачастую необходимым условием и определения его эмпирического или теоретического характера. Эмпирические понятия объединяют предметы в классы по их чувственно воспринимаемым («видимым») признакам, теоретические – по признакам, недоступным чувственному восприятию, обнаруживаемым в процессе мыслительного анализа. Как и в случае с предыдущим делением, отдельное слово, например, «вода» может оказаться фиксатором и эмпирического, и теоретического понятий в зависимости от того, мыслим ли мы воду как жидкость без цвета, без запаха и вкуса (эмпирическое понятие), или как химическое соединение, молекулы которого содержат два атома водорода и один атом кислорода (теоретическое понятие).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1421; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь