Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ганс рихтер и его эксперименты



Режиссер, актер, сценарист, художник, теоретик кино.
 
 Дадаист - экспериментатор, создатель абстрактного кино, участник цюрихской группы, в 40-х и 50-х годах сотрудничал с Ман Рэем (после прихода наци эмигрировал в США).
 
 Киноавангард появился в Германии раньше, чем в других странах — сразу же после войны. В 1919 году Викинг Эггелинг создал свои первые экспериментальные фильмы. Эггелинг — шведский художник, прожив несколько лет в Париже, переехал в Берлин и стал работать над исследованием законов пластической композиции. Рисуя различные геометрические фигуры и линии, он пытался найти принципы изобразительного ритма. Независимо от него сходные опыты проделывал Ганс Рихтер. Оба они посвятили много времени изучению китайских иероглифов: иероглифы подчинены пластической композиции и одновременно имеют смысловое значение. Следуя китайскому способу письма, Рихтер взял за основу принцип вертикального построения пластической композиции. Отсюда уже был только один шаг в кино. Меняющиеся линии и фигуры, нарисованные в вертикальном порядке на листах бумаги, напоминали кинокомпозиции. Авангардисты пришли в кинолаборатории и начали снимать на пленку абстрактные рисованные фильмы. Эггелинг создал ленты: «Диагональную симфонию» (1921) длиной семьдесят метров, «Горизонтальную симфонию» (1924) и «Параллельную симфонию» (1924). Рихтер занимался проблемой ритма. Он рисовал серии увеличивающихся и уменьшающихся квадратов, меняя одновременно их цвет — от белого до черного. Эти короткие ленты он назвал «Ритм 1921», «Ритм 1923» и «Ритм 1925»—по годам работы над ними. В том же направлении шли поиски и Вальтера Руттмана. Опыт Рихтера использовали для рекламных фильмов Гвидо Зебер и Пауль Лени, снимая так называемые фильмы-кроссворды, рекламирующие товары больших универсальных магазинов. После 1925 года абстракционизм в немецком кино перестал существовать. Эггелинг умер, а Ганс Рихтер возможно, под влиянием французских дадаистских фильмов начал снимать фильмы обычным методом, а не рисовать их на пленке как прежде. Таким был фильм «Утреннее привидение» (1927), центральным мотивом которого был танец четырех котелков в воздухе. В дальнейшем Рихтер пришел к репортажам, в обобщенной форме представляющим какое-то явление. Таким образом была снята «Симфония гонок», созданная как пролог к фильму «Ариадна в саду» (1929), и остро сатирическая «Инфляция», так же служившая введением к фильму «Дама в маске» (1928). В начале тридцатых годов Ганс Рихтер решительно порвал с формалистической школой и пропагандировал идею кино как орудие борьбы за лучший, справедлиый мир.

 

Викинг Эггелинг родился в г.Лунд, Швеция. С 1987 года продавал книги в Германии, затем стал свободным художником, работая над исследованием законов пластической живописи в Париже. Во время Первой мировой войны преподавал живопись и гимнастику в Цюрихе, Швейцария, где и присоединился к кружку дадаистов, участвуя в их постановках и перфомансах. В 1919 году Викинг Эггелинг создал свои первые экспериментальные фильмы. Рисуя различные геометрические фигуры и линии, Эггелинг пытался найти принципы изобразительного ритма. Независимо от него сходные опыты проделывал Ганс Рихтер. Оба они посвятили много времени изучению китайских иероглифов: иероглифы подчинены пластической композиции и одновременно имеют смысловое значение. Следуя китайскому способу письма, Рихтер взял за основу принцип вертикального построения пластической композиции. Отсюда уже был только один шаг в кино. Меняющиеся линии и фигуры, нарисованные в вертикальном порядке на листах бумаги, напоминали кинокомпозиции. Авангардисты пришли в кинолаборатории и начали снимать на пленку абстрактные рисованные фильмы. Эггелинг создал ленты: «Диагональную симфонию» (1921) длиной семьдесят метров, «Горизонтальную симфонию» (1924) и «Параллельную симфонию» (1924). 


 

Немецкий художник Оскар Фишингер (1900-1967), ученик В.Руттмана, был наиболее выдающимся мастером абстрактного, беспредметного фильма. Свойственный немецкому абстрактному кино уклон в сторону музыкально-ритмических композиций естественным образом оказал огромное влияние на все творчество О.Фишингера. Исследуя характерные черты нового языка, используя на практике достижения более развитого искусства - живописи, О.Фишингер искал диалектическую связь между слуховыми ритмическими потенциалами и иконографикой образов. Еще до прихода в кинематограф он проводил эксперименты по визуализации поэм и литературных текстов. Поэтические мотивы и музыкальная структура текстов были представлены линиями, нанесенными на длинный рулон бумаги, которые изгибались, пересекались, догоняли друг друга, следуя определенному динамическому развитию. Поэтому переход к мультипликации произошел почти автоматически, поскольку требование реального движения, которое эти " рулоны" предусматривали, можно было реализовать только средствами кино.

От своих самых пeрвых работ (рекламные ролики, 1919) и на протяжении всего творческого пути О.Фишингер оставался самым утонченно-изысканным художником в выборе технических средств и максимальном использовании их выразительных возможностей. Его первые небольшие этюды, снятые в 1923-27 гг. без звукового сопровождения, но на темы известных музыкальных произведений (" Восковые эксперименты", " Струящиеся линии", " Спирали" и т.д.), представляются более чем экспериментами или технико-выразительными пробами, воспринимаются как произведения совершенные, полные тонкого очарования.

В 1927 г. Фишингер снимает первый цветной фильм " Радуга", в котором используется эффект наложения цветов с помощью пяти проекторов. Фильм составлен из изображений, которые следуют друг за другом по определенной ритмической схеме, и фигур прямоугольной формы, двигающихся в пространстве экрана, выстраивая различные композиции, которые вызывают у зрителя впечатления не только зрительные, но и музыкальные, даже пpи отсутствии звука. Исследуя отношения между изображением и звуком, точнее, между движением линий, плоскостей, ритмической структурой композиций, Фишингер изучал художественные соответствия, которые существуют между языком музыкальным и визуальным, кинематографическим: язык звуков и язык изображений существенно различаются, и если между кино и музыкой есть что-то общее, то только на структурном уровне. Творческий взлет и известность приходят к О.Фишингеру после серии его " Этюдов" (1929-19ЗЗ), которые являлись художественной визуализацией известных музыкальных произведений Листа, Моцарта, Дюка, Брамса и т.д.

Международное признание получил фильм О.Фишингера " Рапсодия в стиле блюз" на музыку Дж.Гершвина, выпущенный в 1934 г. Этот цветной фильм представлял собой ряд " балетных" вapиaций трехмерных геометрических элементов, которые двигались в ограниченном пространстве экрана как на сцене. Фильм получает 1 премию на международном кинофестивале в Венеции.

В 1935 г. параллельно с экспериментами в этой области Р.Пфеннингера О.Фишингер работает с рисованным звуком, наносимым прямо на " звуковую дорожку" киноленты, получая таким образом фантастические тембровые и тональные эффекты. Пфеннингер cинхронизировал чистые звуки с рисунками на киноленте, которые представляли либо графическую форму этих звуков, либо изобразительные сюжеты, приобретавшие в результате этого новую глубину. Иногда случайность проявлялась самым великолепным образом: Фишингер заметил, что рисунок кобры, сделанный египтянами, будучи нанесенным на" звуковую дорожку", давал звук, который напоминал шипение этой змеи. Авраамов и Воинов в России усовершенствовали " рисованный звук", а в США братья Уитни добились неслыханных звучаний, гармоний, ритмов и шумов " другого мира". Но больше всех извлек поэзии и юмора из рисованного звука канадец Мак-Ларен.

Фишингер называл свои картины " абсолютными киноэтюдами". Все они представляли собой отражение потока чувств, вызываемых музыкой, визуальными, кинематографическими средствами - цветом и графической композицией, слившимися в едином образе ритмического движения. Используя простейшие виды форм - квадрат, круг, треугольник - он манипулирует ими в соответствии с эмоциональными изменениями, предлагаемыми развитием музыки, и подчиняет их законам музыкальных форм. Так он создает индивидуальные структурные формы, в которых можно увидеть полеты ракет, тонкие сплетающиеся кривые линии, мягкие изгибы рядом с четкими, чистыми, классическими очертаниями - и все это объединено в сложном движении с бесконечным числом вариаций и при отличном техническом управлении.

С 1936 г. О.Фишингер работает в Голливуде, где в 1938 г. создает знаменитую " Оптическую пoэму" на музыку Второй Венгерской рапсодии Листа. В 1940 г. работал над " Токкатой и фугой" Баха, предназначенной для фильма " Фантазия" У.Диснея (по некоторым данным, в фильме Диснея эта работа Фишингера все-таки не была использована как слишком сложная по изобразительному решению для диснеевской концепции " Фантазии" ).

В 1947 г. после серии рекламных фильмов О.Фишингер возобновляет поиски в системе " pитм-образ" и создает программный фильм " Движущаяся живопись-l" на музыку третьего Бранденбургского концерта Бaxa (фильм отмечен Большой премией на международном фестивале экспериментального фильма, Брюссель, 1949).

Цветное кино для Фишингера - искусство кардинально новое, отличающееся от черно-белого, поскольку проблемы цвета предусматривают определенную структуру внутри кадра, вне его, во взаимоотношениях между кадрами, в ритме композиции. " Движущаяся живопись-I" - плод долгого экспериментирования в области цветного кино и теоретических размышлений о вопросах общности между музыкой и мульткино. Сам Фишингер не называл свои фильмы светомузыкальными, но реально они таковыми являются. Подтверждением этого служит приглашение художника со своими работами на конгресс " FarbeTon-Forschungen" (Гамбург, 1929), а также их демонстрация на всех всесоюзных конференциях " Свет и музыка", проведенных в Казани в 60 - 80-е гг. Творчество О.Фишингера послужило отправной точкой для последующих поисков и экспериментов, осуществляемых его талантливыми последователями - Н.Мак-Лареном, братьями Уитни и др.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь