Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предметом политологии в строгом смысле являются закономерности формирования и развития политической власти, форм и методов ее функционирования и использования в государстве.



По своему характеру политологическое знание может быть подразделено на теоретическое и эмпирическое. Для первого характерно глубокое обобщение фактического материала из области политической жизни и выявление основных тенденций и закономерностей развития. В центре эмпирических исследований находится само накопление, сбор материалов на основе наблюдений, экспериментов, анализа документов, данных статистики и т.д. Кроме того, выделяется теоретический и прикладной уровни. Теоретический уровень предполагает анализ наиболее фундаментальных проблем политики, совершенствование теории и методологии политологии. Прикладной уровень направлен на выработку конкретных практических рекомендаций в области политической жизни (например, по урегулированию политических конфликтов, по организации избирательных кампаний, по формированию общественного мнения и использованию СМИ и т.д.)

Методы политологии. Политология каких-либо специфических методов познания мира политики не выработала. Она использует методы и приемы смежных или близких отраслей знания, которые позволяют глубже проникать в природу политики. Вспомним, что методы – это совокупность средств исследования и анализа, а также способы оценки и проверки теоретических положений и концепций. Рассмотрим некоторые из них. Политология долгое время развивалась в рамках юриспруденции и исторической науки и взяла на вооружении используемые в них институциональный и исторический подходы. Институциональный метод, преобладающий в юридических науках, анализирует политическую жизнь сквозь призму деятельности институтов: права, государства, партий, объединений, групп давления и т.д. Исторический метод предполагает исследование политической жизни в контексте эволюции политического процесса, выявлении связи прошлого, настоящего и будущего.

Социологический подход, используемый в политологии под влиянием социологии начиная с середины XIX века, рассматривает политику в контексте ее обусловленности социально-экономическими, идеологическими, культурными и другими отношениями. На зависимость политики от социальных (экономических) отношений указывал еще Аристотель. Так, в качестве элементов государства он рассматривал бедных и богатых, знатных и незнатных, ремесленников и воинов. Действительно, обусловленность политики влиянием социальных факторов не только помогает выявить ее общественную природу, но и позволяет глубже понять истоки и предпосылки политических изменений. Особенно ярко социологический подход представлен в марксистских трактовках политики как надстройки над экономическим базисом.

Традиционно с глубокой древности политическая мысль базируется на нормативном методе. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы уважения человеческого достоинства, ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.

Хорошо зарекомендовавшим себя методом исследований политических процессов и поведения субъектов политики является сравнительный метод. В основе сравнительного метода лежит сопоставление однотипных политических явлений, выявление сходства объектов и их специфики и на основе этого формулирование или уточнение цели политических мер, определение конкретных путей достижения поставленных задач.

Использование этого метода особенно важно для современной российской политологии, призванной анализировать происходящие радикальные изменения с учетом творческого использования международного опыта. Существует целое научное направление в политической науке – сравнительная политология.

В эмпирической политологии особое внимание следует обратить на бихевиоральный (поведенческий) метод, который первыми применили американские политологи (Ч. Мерриам), позаимствовавшие его у своих психологов. Суть его состоит в изучении политики через анализ поведения групп и отдельных личностей путем непосредственного наблюдения или анкетирования. При этом в основе политического поведения личности лежат, как правило, психологические мотивы, обусловленные как социальной средой, так и индивидуальными особенностями.

Особенно успешно бихевиоральный метод используется при исследовании настроений избирателей, результатов выборов, популярности лидеров. Моделируя заданную ситуацию, исследователь может предугадать наиболее вероятный ход будущих политических событий.

С бихевиоризмом органично связан психологический метод и такая его разновидность как психоанализ (З. Фрейд). Психологический метод в анализе политике одним из первых стал использовать Н.Макиавелли в «Государе». Он дал блестящий пример исследования субъективных механизмов политического поведения через анализ побуждений, желаний, страстей и пороков индивидов.

Если психологический метод в качестве предпосылки политического поведения рассматривает весь спектр психических мотиваций, то психоанализ акцентирует внимание на роли бессознательного в политической жизни. Порой политическое поведение невозможно описать через целеполагание, анализ идеалов субъекта. Его поступки обусловливаются бессознательным, т.е., по З.Фрейду, теми впечатлениями, которые получены в детстве. Эффективным метод психоанализа оказался при выявлении природы тоталитаризма, деструктивного политического поведения, политической некрофилии. Как пример можно привести работы Т.Адорно «Авторитарная личность» и Э.Фромма «Некрофилы и Адольф Гитлер».

В 50-х годах получил развитие системный подход, который позволяет рассматривать политику как целостный, сложно организованный саморегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Его обычно используют при анализе политических систем, исследуя проблемы, стоящие на «входе» и «выходе» системы.

Кметодам эмпирический и прикладной политологии относятся те методы, которые активно используются в социологических, экономических, исторических и правовых исследованиях: опросы различных групп населения ( анкетирование и интервьюирование); прямое наблюдение; изучение, анализ различных документов (конституций, программ, правовых актов) и т.д.

В современной политологии взаимодействуют и дополняют друг друга несколько парадигм. Парадигма – это признанная всеми научная методология, которая в течении определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения. В истории политической мысли использовались различные парадигмы и прежде всего- теологическая (религиозная), натуралистическая, социальная, рационально-критическая.

Функции политологии. Роль и значение политологии проявляется прежде всего в выполняемых ею функциях. Функции политологии - это ее назначение для человека и общества. Рассмотрим важнейшие из них.

Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология призвана давать сумму знаний о политике, о закономерностях ее развития, характере и содержании политических процессов, протекающих в каждом данном обществе и в мире в целом.

Политологические знания дают возможность рационализировать политические отношения в обществе, регулировать через принятие политико-правовых решений, (законов, актов, постановлений) общественные отношения и поведение политических субъектов. Этим самым политология осуществляет регулятивную функцию.

С познавательной функцией тесно связана прогностическая. Она позволяет на основе знания о прошлом и настоящем делать предположения о возможном развитии политических процессов в будущем, представлять альтернативные сценарии будущих процессов с расчетом вероятностных потерь и побочных эффектов по каждому из них.

Под функцией политической социализации следует понимать процесс формирования политического сознания и политической культуры граждан. Политическое воспитание и образование помогают гражданину правильно понять сущность общественного и государственного строя, свое место и роль в государстве, права и обязанности.

Политология объясняет, какие социально-политические условия необходимы, чтобы человек мог реализовать себя как субъект общественной жизни, ориентироваться в сложной социально-политической обстановке, представлять и уметь защищать свои интересы и права других людей. В нашем остроконфликтном обществе эта функция политологии приобретает особое значение.

 

Тема 2

Становление политической науки

 

1. Античная и средневековая политическая мысль

2. Политические теории Возрождения и Нового времени (16 – 18вв.)

3. Марксистская концепция политики

4. Политическая мысль России в начале 19 – начале 20 века

 

Первоначально научное знание о политике складывалось в русле философской мысли, тесно связанной с религией и мифологией. Постепенно политические идеи освобождались от влияния этики, религии и философии, что отражало процесс рационализации общественной жизни, т.е. возрастающей способности человека находить цивилизованные формы совместного проживания с себе подобными. Особенно значительное влияние на современную политическую науку оказала западная традиция философской политической мысли. На пути выделения политических знаний в самостоятельную науку выделяют 3 периода: а) античная политическая мысль; б) политические идеи средневековья; в) политические учения Нового времени.

Античная политическая мысль

Для развития политической мысли Древней Греции и Рима характерно несколько общих черт:

1)поиск идеальной модели государства, способной обеспечить порядок и справедливость;

2) представление о политике как единственной цивилизованной формы бытия человека, представлявшей собой нерасчлененность государства, общества и отдельного человека;

3) развитие знаний о политике в рамках философии, этики и религии, что определило морализаторский и поучительный характер работ по вопросам политики.

Политические знания античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы в той или иной форме касались вопросов власти и справедливого правления. Наиболее существенный вклад в развитии политической мысли античности внесли древнегреческие мыслители Платон (427 – 347 до н.э.) – автор работ «Государство» и «Законы», а также его ученик Аристотель (384 – 322 до н.э.), написавший знаменитый трактат «Политика». Заметный след в истории политических учений оставил римский оратор, политик и философ Цицерон (106 – 43 до н.э.)

Политические идеи Древней Греции и Рима были обобщением опыта деятельности античного полиса (города-государства). Полис представлял собой особый тип общественного и государственного устройства, который опирался на экономический и политический суверенитет (полную независимость, самостоятельность) общины свободных собственников и производителей – свободных граждан полиса. Эти свободные граждане полиса были обязаны в форме голосования в народном собрании участвовать в решении государственных вопросов.

Древнегреческие мыслители разработали многие понятия, которые используются в политической науке: полис, государство, монархия, аристократия, демократия, тирания, охлократия и многие другие. В античности возник также сам термин «политика». Платон и Аристотель рассматривали политику как единственную форму цивилизованного существования людей. По их мнению, роль политики состоит в интеграции граждан в единое политическое сообщество путем объединения их противоречивых интересов и потребностей. Механизмом, обеспечивающим жизнь общества как единого целого, является государство, которое выступает носителем общего интереса. Государство и общество тогда еще не разделялись. А место и роль государства необычайно возвеличивались. В античности была обоснована естественная теория происхождения государства. Так, Аристотель утверждал, что человек – « политическое животное и несет в себе инстинктивное стремление к совместному сожительству». И государство возникло из естественного стремлению человека к общению. Развитие общества по Аристотелю идет от семьи к общине, а от нее к государству - полису. Государство как семья и община выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Цель государства – создать возможности для счастливой жизни. Неслучайно, например, Аристотель характеризовал государство как «совершенную форму жизни», среду счастливой жизни. Как олицетворение разума государство служит «общему благу» - цели «жить счастливо».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь