Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Политические идеи средневековья
Исторический период с конца 5 по начало 17 века, вбирающий в себя эволюцию феодального строя, принято называть средними веками или средневековьем. На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами и монархами за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-правового знания оказался вопрос о приоритете духовной (церковной) или светской (государственной) власти в обществе. Политическая мысль средневековья также пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием послушания. Политическое знание в условиях средневековья существовало в религиозно-этической форме. С обоснованием приоритета церковной власти над светской выступили ученые-богословы. Огромную роль в этом сыграли средневековые философы и теологи Аврелий Августин (354 – 430) и Фома Аквинский (1225 - 1274). Согласно католической религиозной доктрине, Бог является началом и концом всех человеческих суждений и поступков. Именно Бог создал универсальный порядок, частью которого является государство в лице монарха. Власть короля имеет божественный характер. Повиновение государственной власти – одно из основных требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности к властям: « отдайте кесарю кесарево, а Богу богово». Августин Блаженный внес большой вклад в учение о разделении власти на светскую и церковную и их взаимодействии. Он выдвинул учение о двух градах: божественном и земном. Град земной – это созданное людьми государство, которое рассматривается как царство дьявола, мир греховности, которое обречено на погибель. Град Божий или царство Божье, где царит покой, единство, право и справедливость, образуют праведники, которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви Град Божий реализуется через деятельность церкви. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей и невмешательство их в дела друг друга. Это не исключало из взаимодействия, особенно в плане их взаимной поддержки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону. Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Взгляды Августина оправдывали античное рабство, задерживали распад рабовладельческого общества. Идейно-политические противоречия, особенно ярко проявившиеся в 11-13 вв. в виде еретических движений в Европе и направленных против засилья католической церкви и целом феодального строя, потребовали нового идеологического обоснования. Одним из видных идеологов католицизма явился Фома Аквинский. Согласно его учению, император и государство являются гарантом христианской справедливости и гражданского спокойствия на земле. Власть в обществе имеет божественное происхождение, однако формы реализации этой власти определяются самими людьми. Повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны духовной властью. Если монарх в своем правлении не соблюдает заповедей христианской морали, злоупотребляет властью, то народ имеет право на неповиновение и даже цареубийство. В своем стремлении ограничить власть монарха Ф.Аквинский использовал идею народного суверенитета (принадлежности всей светской власти народу), ставшей впоследствии одним из принципов демократической организации общества. Западноевропейская средневековая политическая мысль развивалась в рамках христианства, ее главным смыслом было обоснование божественной природы власти. Однако христианство формировало и новые нравственные принципы, которые должны быть положены в основу идеального общественно-политического устройства: забота государства об общем благе, ответственность правителей, справедливость законов.
2. Политические теории Возрождения и Нового времени (15 – 18 вв.) отличались от учений Средневековья прежде всего светским характером. Освобождение индивидуального и общественного сознания от религии вдохнуло веру в преобразующие возможности человека, способного сознательно объединяться с себе подобными. Доминирование рационального начала над религиозным, проявившееся особенно в деятельности нарождающейся буржуазии, заметно изменило отношение к политике. На смену божественной интерпретации государства и власти пришло рациональ-критическое понимание политики. Мыслителей этого времени волновали прежде всего проблемы происхождения государства, взаимоотношений правителей и народа, гражданских прав и свобод. Именно в это время сформировалась политическая наука как самостоятельная сфера научного знания. Основоположником самостоятельной политической науки является Никколо Макиавелли (1469-1527). В течение 14 лет он занимал высокий пост секретаря Флорентийской республики, а с восстановлением тирании Медичи был подвергнут опале и занялся научным творчеством. В работах «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) он сформировал предмет и метод политической науки. Макиавелли первым отделил политическую науку от теологии, философии и морали. Предметом политической науки, по мнению Н.Макиавелли, является власть во всех ее проявлениях. Средневековую концепцию божественного предопределения он заменяет идеей объективной исторической необходимости и закономерности. Он придает большое значение свободной воле граждан, отстаивает идею человека-борца, человека-творца. Религию он рассматривает прагматически как средство служения государственным интересам, сплочения народа, воспитания активных участников политической жизни. Методом изучения мира политики для Н.Макиавелли стал политический реализм, состоящий в прямом наблюдении за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Он обосновывает политику как опытную науку. До него религиозная схоластика не разграничивала объективные факты и суждения о них. Н.Макиавелли же стал изучать политику как социальную реальность, перенося политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального. Говоря о правилах политического искусства, Н. Макиавелли отдает предпочтение политическим целям перед нравственными нормами. Выбор политических целей диктуется ситуацией, поэтому средства достижения цели должны сообразовываться не моральными принципами, а с обстоятельствами, возможностями правителей. «Государь, - писал Макиавелли, - если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку». Впоследствии политику, основанную на насилии, коварстве и безнравственности, стали называть «макиавеллизмом». Становление буржуазного общества привело пересмотру предшествующих политических представлений, к складыванию буржуазного политико-правового сознания. Исходной стала теория «естественных прав» человека: право быть свободным в убеждениях и действиях, обладать т распоряжаться собственностью, быть равным другим, иметь гарантии от произвола. Теорию «естественных прав» дополняла и развивала теория «общественного договора». Одним из ее основоположников был английский философ Томас Гоббс (1588-1679). Будучи открытым сторонником монархии, считая ее лучшей формой правления, Т. Гоббс в тоже время отрицал божественное происхождение королевской власти. В работе «Левиафан» он отмечает две формы существования общества: естественное, догосударственное, для которого характерен принцип «война всех против всех» в силу присущим всем индивидам с рождения равенства и свободы, и разумное, когда люди приходят к согласию и миру на основе общественного договора. В последнем случае они передают свои естественные права монарху, который обязан охранять их, соблюдая законы. Если правитель не способен разрешить эту задачу, то люди имеют право выступить против него. В учении Т.Гоббса, таким образом, переплелись две концепции – либеральная (признание естественных прав и свобод человека, признание личности главным источником власти, осуществляемой через общественный договор) и консервативная (приоритет монарха в обеспечении свободы). Более решительно на позиции либерализма встал младший современник Гоббса Джон Локк (1632-1704). Д.Локк был современником Английской буржуазной революции и явился идеологом социального компромисса между дворянством и буржуазией. Свои политические взгляды он изложил в работе « Два трактата о государственном правлении». Он убедительно показал необходимость преобладания в политике гражданского начала, ограничения всевластия монархии. Им были впервые четко разделены такие понятия, как « личность», «общество» и «государство. При этом индивид, личность поставлены выше общества и государства, поскольку человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами на жизнь, свободу и собственность. В отличие от Гоббса (власть короля не может быть ограничена обществом), Д. Локк считал, что государство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчиняется личности. Правительству передается лишь часть прав личности, которая определяется отношением человека к собственности, тем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, стоящим на страже этой собственности. Необеспечение этой функции делает правительство незаконным и дает права гражданам на его свержение. Локк выступал за разделение законодательной и исполнительной властей. Законодательная власть определяет политику государства, которую должна проводить в жизнь исполнительная власть. Несколько важных идей в копилку политической теории внес французский мыслитель Шарль Луи де Монтескье (1689-1755), автор известного труда «О духе законов». Он критиковал абсолютистский режим Франции, католическую церковь, отстаивал политические права и свободы граждан. В своем учении Монтескье разработал систему факторов, определяющих «дух законов» или «образ правления» у разных народов. Главная его идея в том, что история общества – результат сложного взаимодействия объективных и субъективных факторов, которые формируют основу всех законов. К объективным факторам относятся климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения страны. Ведущую роль он отводил среди этих факторов географическому положению. Географическое положение определяет жизнь народа на первых порах, когда народ находится в состоянии дикости. К субъективным или моральным причинам (факторам) Монтескье относит религию, обычаи, традиции, нравственные устои, принципы государственного строя, характер государственных учреждений. Вторые факторы появляются позднее первых, но воздействую на законодательство народов сильнее и постепенно вытесняют первые факторы. Таким образом, Ш.Монтескье приближался к пониманию материалистической обусловленности политики, детерминированности политики экономикой, с одной стороны, с другой - подчеркивал возрастающую роль субъективного фактора в истории. Другим важным вкладом Ш.Монтескье в политическую мысль является теория разделения властей. Он теоретически осмыслил политическую систему в Англии, где еще с 17 века был создан механизм разделения властей. Он выступал против королевского абсолютизма за конституционную монархию. Политической власть, по его мнению, всегда злоупотребляют, а злоупотребления вытекают из природы человека. Верховенство права, закона может быть обеспечено установлением разделения властей на законодательную (парламент), исполнительную (король во главе правительства) и судебную, которые могли сдерживать друг друга. Идея общественного договора как основы образования государства и концепция «естественных и неотчуждаемых» прав и свобод человека подвергались критике со стороны французского мыслителя, писателя Жан- Жака Руссо (1712 – 1778) и родоначальника консерватизма англичанина Эдмунда Берка (1729 -1797). Основные положения политической теории Ж.Ж. Руссо изложены в его главном труде «Общественный договор». Ядром его социально-политической концепции является идея народного суверенитета. Суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти, он неотчуждаем и неделим. Французский мыслитель исходил из существования некой единой воли народа. Он полагал, что существующее государство не представляет собой политического целого, так как защищает интересы частных собственников и закрепляет неравенство, в котором хищничество богачей и разбой бедняков порождают непрерывные войны. Общественный договор не меняет природы государства. По утверждению Ж.Ж. Руссо английский народ был свободен лишь в день, когда он избрал свой парламент. После этого народ живет в рабстве, он - ничто. Поэтому, если народ желает быть свободным, он должен сам принимать политические решения. Общая воля может быть выражена только непосредственно самим народом (прямая демократия). Каждый гражданин должен подчиниться воле большинства, иначе его принудят силой быть свободным. Ж.Ж.Руссо выступал против концепции разделения властей, предлагая четкое разделение функций органов государства. Народовластие возможно лишь при одной форме правления – республике. Ж.Ж.Руссо выражал социальные интересы миллионов мелких собственников – французских крестьян. Требуя уничтожить деление людей на богатых и бедных, выдвигая уравнительную, эгалитарную утопическую идею о равномерном распределении частной собственности, Ж.Ж. Руссо не требовал ее ликвидации. Политические идеи этого мыслителя оказали огромное влияние на общественное сознание, на ход Великой Французской революции. Основателем консерватизма считается Э.Берк, который долгие годы был членом английского парламента. Он сформулировал свои политические идеи в книге «Размышления о Французской революции » (1790). Э.Берк и его последователи противопоставили выдвинутым эпохой Просвещения и Французской революции идеям либерализма, прогресса и рационализма взгляд на общество как на органическую и целостную систему. Сторонники консерватизма утверждали, что в основе окружающего мира лежит жизненное начало, неподвластное ограниченному разуму человека. Это жизненное начало выражается в системе институтов, норм, обычаев, традиций, которые обеспечивают целостность общества. Следовательно, для того чтобы не допустить разрушения общества как жизнеспособной системы, не следует вмешиваться в самореализацию жизненного плана. Существующим институтам следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни казалась с рациональной точки зрения. Политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся общественно-политическим институтам. Политическая мысль Германии в конце 18 - начале 19 века развивалась в рамках философии. Немецкая буржуазия была слаба и не претендовала на власть, поэтому больше рассуждала о власти и политике. Теоретические вопросы права и политики нашли должное отражение в учениях И. Канта и Г.Гегеля. Иммануил Кант ( 1724 – 1804) был первым в Германии, кто приступил к систематическому обоснованию либерализма – идейной платформы буржуазии. В работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве» И.Кант раскрывает внутренние моральные истоки свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Он заложил основы ценностного подхода к человеку и праву. Согласно Канту, всякая личность – самоцель, обладает абсолютной ценностью и не может быть средством для достижения каких – либо задач, даже целей общего блага. Способность человека «давать себе закон» и без внешнего принуждения бороться за осуществление этого закона выражает его моральную автономию. Политику Кант рассматривал как гармонию цели средства. Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый в состоянии стать хозяином самому себе. Смысл принуждения, по Канту, состоит в эквивалентном возмещении ущерба, который понес потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой, носителем которой выступает государство. Интересна его оценка Французской буржуазной революции. Критикуя и отвергая насильственные средства осуществления преобразований, вместе с тем, И. Кант воспринимает революцию как расплату прежних правителей за промедление с реформами. Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именем Георга Гегеля (1770 – 1831). В работе «Философия права» он излагает идеалистическую теорию государства и права как ступеней развития духа в его объективной форме. Важное место в развитии теории политики занимает учение Г. Гегеля о гражданском обществе и правовом государстве, которые рассматриваются во взаимной связи с социально-экономической сферой и политикой. Под гражданским обществом он понимал по существу современное ему буржуазное общество. Это сфера частных, отдельных интересов, где каждый, удовлетворяя свои индивидуальные интересы, становится тем, чем он является на самом деле. Государство же, в отличие от гражданского общества – воплощение общих интересов. Г.Гегель помещает гражданское общество между государством и семьей. Он создал основы теории групповых интересов, которые рассматривал в качестве основы гражданского общества. Единство общества может быть достигнуто путем согласования различных интересов, а, следовательно, с помощью группового представительства в верховных органах власти. Идеалом государственного устройства Г. Гегель считал конституционную монархию. Таким образом, мыслители Нового времени выдвинули и обосновали следующие положения политической теории: концепцию происхождения государства на основе общественного договора: согласно теории общественного договора – народ источник государственной власти, ее носитель и суверен; теорию правового государства, в основе которой лежит идея о естественных правах и свободах личности и необходимости их гарантий со стороны государства; теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, взаимодействие и сдерживание каждой ветви власти в целях борьбы с произволом и защиты прав человека. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1097; Нарушение авторского права страницы